Главные вкладки

    Итоговый урок по теме "географическая карта" для 6-ого класса
    план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

    Доева Майя Хасанбековна

    Цель урока: - повторить тему “Географическая карта”; применить знания по определению географических координат, измерению высот и глубин, направлений на карте; проследить причинно-следственный связи, развивать познавательный интерес к географии.

    Задачи урока: Образовательные: закрепить и обобщить ранее полученные знания по теме «Географическая карта»

    Развивающие: • способствовать развитию коммуникативных умений в ходе групповой работы; • развивать умение логически мыслить, обосновывать свой ответ; • решать задачи творческого содержания; • развивать умение воспринимать словесную и наглядную информацию; • расширять познавательный интерес.

    Воспитывающие: Воспитывать интерес к предмету, умение работать самостоятельно и в группах.

    Тип урока: Обобщение, систематизация, коррекция и проверка знаний с использованием элементов игры и элементов соревнования.

    Средства обучения: атласы 6 класса, физическая карта полушарий, раздаточный материал, проектор, компьютер, презентация.

    Формы работы: Сочетание индивидуальной, фронтальной и групповой работы, практические задания, игровые ситуации

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Обобщающий урок по теме : « Географическая карта»

    Цель урока: - повторить тему “Географическая карта”; применить знания по определению географических координат, измерению высот и глубин, направлений на карте; проследить причинно-следственный связи, развивать познавательный интерес к географии.

    Задачи урока:

    Образовательные:

    закрепить и обобщить ранее полученные знания по теме «Географическая карта»

    Развивающие:

    • способствовать развитию коммуникативных умений в ходе групповой работы;
    • развивать умение логически мыслить, обосновывать свой ответ;
    • решать задачи творческого содержания;
    • развивать умение воспринимать словесную и наглядную информацию;
    • расширять познавательный интерес.

    Воспитывающие:

    Воспитывать интерес к предмету, умение работать самостоятельно и в группах.

    Тип урока: Обобщение, систематизация, коррекция и проверка знаний  с  использованием элементов игры и элементов соревнования.

    Средства обучения: атласы 6 класса, физическая карта полушарий, раздаточный материал, проектор, компьютер, презентация.

    Формы работы: Сочетание индивидуальной, фронтальной и групповой работы, практические задания, игровые ситуации

    Планируемые результаты:

    Личностные: готовность и способность к саморазвитию; воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в группах; формирование представлений о едином географическом пространстве.

    Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся умения организовывать учебное сотрудничество, самостоятельность; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

    Предметные: закрепить умение работы с географической картой: определять географические координаты, расстояние по карте, абсолютные высоты и глубины.

    Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, эвристический

    Оборудование на доске: физическая карта России, физическая карта Африки, физическая карта полушарий (или мира), настенная контурная карта, маркеры, пунсоны.

    Оборудование на партах: атласы 6, 7 классов, контурные карты для детей, цветные карандаши.

    При подготовке к уроку детям было предложено ещё раз прочитать произведение

    К.И. Чуковского “Доктор Айболит” и подумать над тем, как Айболит попал в Африку.

    Организационный момент. Проверка наличия всего необходимого на уроке в игровой форме.

    Прозвенел сейчас звонок,
    Начинаем наш урок.
    Покажите карандаш,
    Он дружок сегодня наш.
    Карта тоже нам нужна,
    Книга, лучше не одна.
    Атлас, ручка и пунсон,
    И дневник конечно.

    Проверка домашнего задания. Повторения понятий по теме “Географическая карта” и детям задаются вопросы:

    • Что называется географической широтой?
    • Долготой?
    • Что такое географические координаты?
    • Как определить направление по карте?
    • Через какой город проходит нулевой меридиан?
    • Какие материки пересекает нулевой меридиан?
    • Какое детское литературное произведение посвящено одному из этих материков?

    Объявление темы:  - Сегодня мы попробуем применить полученные ранее знания на практике и поможем доктору Айболиту проложить его путь на карте.

    Дети записывают в контурных картах число, название карты “Карта путешествия Айболита”, открывают физическую карту полушарий и карту Африки.

    Учитель: Давайте попробуем выяснить, где же живет доктор Айболит? (зачитывается отрывок из сказки)

    “Добрый доктор Айболит
    Он под деревом сидит
    Приходи к нему лечиться
    И корова и волчица,
    И жучок, и червячок, и медведица….” (Возможно это опушка леса, небольшая поляна и т.д.).

    Учитель: “…И прибежала зайчиха,
                     И закричала “Ай, ай!”
                     Мой зайчик, мой мальчик попал под трамвай.
                     Он бежал по дорожке,
                     И ему перерезало ножки…”

    (Опушка леса должна находиться где-то на окраине большого города, где ходят трамваи).

    Учитель:

    • Какого города?
    • Может быть Архангельска?
    • Москвы?
    • Санкт-Петербург?
    • А может это наш родной город?

    (ученики приходят к выводу, что это скорее всего город Владикавказ , т.к, “…и пришла к Айболиту лиса,…и прибежал зайчик, и пришел медведь…”, т.е. город должен находиться в лесной зоне. По карте видно, что на Лесистом хребте расположен лес.)

    Учитель: А сейчас мы определим по карте координаты Владикавказа и отметим его на контурной карте. ( Учитель параллельно отмечает город на настенной контурной карте).

    Владикавказ 43 ͨ с.ш. ; 44 ͨ в. д.

    Учитель: - Куда спешил Айболит? (зачитывает отрывок)

    “…Вдруг откуда-то шакал
    На кобыле прискакал:
    Вот Вам телеграмма
    От гиппопотама…” ( В Африку)

    Учитель: “…Ладно, ладно побегу
                         Вашим детям помогу!
                        Только где же вы живёте?
                        На горе или в болоте?...”
                        “…Мы живем на Занзибаре
                        В Калахари и Сахаре,
                        На горе Фернандо-По,
                        Где гуляет Гиппо-По
                        По широкой Лимпопо…”

    Ученики ищут названные объекты на карте Африки и, кто первый нашел, выходит и прикрепляет пунсон на настенную карту Африки.

    Учитель: Ребята, а что имел в виду К.И.Чуковский, когда говорил о горе Фернандо-По?

    (Дети догадываются, что это вулкан Килиманджаро и по заданию учителя определяют его координаты и отмечают его на контурной карте, а учитель отмечает объект на настенной карте).

    Килиманджаро 3 ͨ ю.ш.; 37 ͨ в. д.

    Учитель: А теперь начнем прокладывать маршрут доктора Айболита на контурной карте. - Куда надо идти из Владикавказа, чтоб попасть в Африку?” (Дети: на юго - запад).

    - В какое время года Айболит получил телеграмму? (Дети: летом)

    Учитель:  “…И встал Айболит, побежал Айболит.
                         По полям, по лесам, по лугам он бежит
                        И одно только слово твердит:
                        “Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!”
                         А в лицо ему ветер, и снег, и град…”

    Учитель: Он должен был идти на юг, но по рассеянности побежал не на юго - запад, а на восток.

    Учитель: “…И вот переел ними море
                         Бушует, шумит на просторе…”

    - Какое это может быть море?

    По карте дети определяют, что это может быть Черное или Азовское море.

    Учитель:   “…Но тут выплывает кит-
                           Садись на меня, Айболит!...”

    - Ребята, глубоко ли плавают киты?

    - Как определить глубину морей? (Дети – по шкале глубин)

    - Давайте определим глубину морей:

    • 1 вариант – Азовского моря
    • 2 вариант – Черного моря

    -В каком море могут плавать киты?

    (Черное море глубже, значит киты могли бы плавать только в Черном море, а вАзовском - слишком мелко). (подписывают глубины в контурной карте, учитель подписывает на настенной карте)

    Учитель: Откройте физическую карту России и определите крупный порт на берегу Черного моря.

    (Это Новороссийск. Они определяют его координаты и отмечают в контурной .карте). (учитель – на настенной карте)

    Новороссийск – 44 ͨ с.ш.; 37 ͨ в.д.

    Учитель: Итак, Айболит сел на кита и поплыл в Африку, через пролив Босфор в Средиземное море?

    Ученики :Подписывают на карте Средиземное море.

    Учитель: Айболит высадился на северо – западном берегу Африки.

    Дети: определяют, что на северо-западном берегу Африки.

    Учитель:  “…И горы встают перед ним на пути,
                         И он по горам начинает ползти…”

    - Какие горы встали на пути доктора? И Почему вы так решили?  ( Это Атласские горы)

    Учитель: - Как определить среднюю высоту гор? (Дети: по шкале высот)

    • Определите среднюю высоту Атласских гор. Карандашом соответствующего цвета нарисуйте их на контурной карте.
    • Определите какой город расположен у подножия этих гор? (Касабланка)
    • Определите координаты Касабланки и отметьте его на контурной карте. (Учитель – на настенной карте).

    Касабланка – 33 ͨ  с.ш. ; 7 ͨ в.д.

    Учитель: “…И сейчас же с высокой скалы
                      К Айболиту спустились орлы…” ,

                      т.е. дальше Айболит полетел на орле.

    Учитель выясняет у детей, опираясь на знания, полученные в начальной школе, далеко ли летают орлы, и куда приземлился доктор.

    “… Сидит и плачет в Африке
    Печальный Гиппо-По.
    Он в Африке, он в Африке под пальмою сидит
    И на море из Африки
    Без отдыха глядит,
    Не едет ли в кораблике доктор Айболит?...”

    Дети предполагают, что он должен приземлиться где-то на побережье туда, куда могут добраться и страусята, и носороги, и слоны, и бегемоты, и верблюды

    Учитель просит открыть в атласах 7 класса карту “Природных зон” и поясняет, что носороги, страусы и слоны и жирафы живут в саванне. А верблюды (дети знают) в пустыне. Поэтому орёл должен приземлиться где то на границе этих природных зон.

    Пользуясь условными знаками карты, ученики определяют, что на границе саванны и пустыни, на побережье, находится город Дакар.

    - Определите его координаты и отметьте в контурной карте.

    Дакар – 14 ͨ с.ш. ; 17 ͨ в.д.

    - Почему город Дакар можно считать конечной точкой путешествия Айболита? ( Туда могут быстро и легко добраться звери из разных зон и акула из океана.)

    -А сейчас ответственный момент, вам необходимо соединить все пункты остановок доктора Айболита. Красной пунктирной линией - путь по суше. Синей – морской путь.

    - Как можно определить расстояние между пунктами на карте? ( с помощью масштаба)

    - Измерьте расстояние между Владикавказом и Новороссийском , Касабланкой и Дакаром и подсчитать путь в км.

    Записывают ответ.

    Ученикам даётся время на оформление контурной карты, затем они сдают контурные карты на проверку.

    Учитель подводит итог урока, отмечает наиболее активных учеников, объявляет оценки.

    Домашнее задание: Нарисовать то, что мог увидеть Айболит в своём путешествии.

    Анализ урока.

    Данная выбранная тема способствует формированию и развитию у обучающихся универсальных учебных действий на каждом этапе урока. Опора на знания,  полученные ранее и связь с жизнью помогают детям участвовать в практической деятельности. Все это в совокупности даёт возможность развитию потенциала каждого обучающегося, полученные результаты на данном уроке в дальнейшем необходимы как на уроках географии, так и в жизни.

    Выбор методов и приёмов оправданно соответствует целям урока. Мотивационное поле создано на разных этапах урока.

    Работа на уроке ведётся индивидуально и в то же время в группе, результат труда зависит от вклада каждого ученика. Это способствует развитию коммуникативных умений. При этом каждый ребёнок имеет возможность проявить себя. Работа в парах способствует разрешению конфликтных ситуаций, позволяет управлять поведением партнёра : вести контроль, проводить коррекцию, оценивать действия.

    Материал урока имеет ценностные ориентации , научность, доступен для данного возраста детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Итоговый урок по русскому языку в 7 классе на тему «Деепричастие»

    Презентация к итоговому уроку по теме «Деепричастие» в 7 классе...

    Итоговый урок по английскому языку в 6 классе по теме "Экология"

    Разработка итогового урока по английскому языку в 6 классе.(с углубленным изучением иностранного языка: О.В. Афанасьева, И.В. Михеева.English VI ) по теме " Экология" с презентацией и научным эксперим...

    Итоговый урок по теме "Квадратичная функция". 9 класс. Алгебра

    План урока. Презентация к уроку по теме Квадратичная функция. Итоговый тест по теме Квадратичная функция Лист самоконтроля....

    Итоговый урок по музыкальной литературе в 4 классе ДМШ "Своя игра"

    Урок - игра на закрепления и обобщения полученных музыкальных знаний....

    Итоговый урок по теме "Моя семья" 5 класс

    План-конспект урока в 5 классе по теме "Моя семья". Повторение основной лексики и грамматики по теме....

    Итоговый урок по немецкому языку в 8 классе по теме: "Прекрасно было летом".

    Урок представляет сосбой презентацию по теме :"Прекрасно было летом". это заключительный урок в данном разделе. позволяет посвторить пройденную лексику и грамматическую тему "Perfekt"....

    Итоговые уроки по истории древнего мира(5 класс ФГОС)

    Технологическая карта урока истории - 5 класс Презентации по темам: Древняя Индия и Китай, Древняя Греция, Древний Рим, Древний Египет, Древний Восток....