Итоговые уроки по истории древнего мира(5 класс ФГОС)
презентация к уроку по истории (5 класс) на тему

 

Технологическая карта урока истории - 5 класс 

Презентации по темам: Древняя Индия и Китай, Древняя Греция, Древний Рим, Древний Египет, Древний Восток.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Козлова Зинаида Витальевна  - учитель истории и обществознания

МБОУ «СОШ № 24» г. Озерска Челябинской области

Технологическая карта урока истории – 5 класс

УМК: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая  История Древнего мира, 5 кл., М., «Просвещение», 2011 г.

Тема: История Древней Греции – итоговое занятие

Тип урока: Обобщения и систематизации знаний.

Форма урока: игра, самостоятельная работа в группах.

Средства обучения:

1.Мультимедийная презентация в программе Power Point..

2. Раздаточный материал: карточки с заданиями, контурные карты

4. Мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран).

Цель урока: формирование учебно-познавательных, общекультурных, ценностно-смысловых и коммуникативных компетенций на основе обобщения и систематизации знаний и умений учащихся по теме в форме игры.

Задачи:

Обучающие:

  1. Формировать познавательную активность и интерес к изучению истории.
  2. Совершенствовать навыки монологической и диалогической речи.
  3. Совершенствовать навыки работы с различными историческими источниками (текстовыми, историческими картами)
  4. Совершенствовать умение работать с хронологией, историческими персоналиями

Развивающие:

1.Развивать образное мышление, произвольное внимание.

2. Развивать логику, способность анализировать и обобщать.

Воспитательные:

1. Воспитывать толерантное отношение друг к другу и окружающим.

2. Формировать навыки работы в группе.

3. Воспитывать ответственность, трудолюбие.

Ожидаемые результаты: 

Личностные результаты:

1. Понимание культурного многообразия мира

2. Уважение культуры другого народа

3. Формирование мотивации к дальнейшему изучению истории.

3. Метапредметные результаты:

  1. Развитие способности решать творческие задачи
  2. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
  3. Формулирование собственного мнения, позиции, аргументирование и координация её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения и совместной деятельности
  4. Развитие навыков  работы с информацией, поиск и выделение нужной информации, анализ, обобщение и фиксация информации.

Предметные результаты:

  1. Умение применять понятийный аппарат исторического знания
  2. Умение систематизировать уже полученные исторические знания
  3. Умение и готовность применять исторические знания.

Ход урока

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1. ЭТАП  Актуализация знаний

Основные задачи учителя. Актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях; формирование умения задавать вопросы;

  • развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся;
  • формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества;
  • формирование понимания значения исторического и культурного наследия античного общества в мировой истории

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приветствует учащихся.

Организует учащихся на работу в группах, обычно по 5 человек (пять команд), раздаёт листы – задания – 1 мин.

Приветствуют учителя. Занимают свои места по командам. Капитаны команд получают листы – задания

2. ЭТАП  Создание проблемной ситуации

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ребята, сегодня, в 21 в., есть что-либо, что мы используем из наследия древних греков? Почему?

Учитель обобщает и предлагает учащимся продемонстрировать свои знания  по истории Древней Греции – 3 мин.

Представители команд высказывают свои мнения, версии, вступая в диалог друг с другом, учителем; проявляют познавательную инициативу

3. ЭТАП целеполагания - постановка практической частной познавательной задачи или определение учебной задачи обобщенного типа.

Основные задачи учителя. Формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием;

•   овладение обобщенными способами приобретения новых знаний: приемами постановки и определения проблемы, формулировки частной познавательной задачи, выделения в задаче известных и новых компонентов;

•   формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения;

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Что нам предстоит сделать? – 1 мин.

Проявляют познавательную инициативу.

Главное - осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний, формулировка эвристических вопросов, заданий. Осознание цели предстоящей деятельности.

4. ЭТАП планирования.

Основные задачи учителя.

Формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал;

•   определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;

•   воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников;

  • формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах;

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Подумайте об этапах работы. – 1 мин.

Работа в группах.

Обобщение результатов наблюдения, составление плана предстоящей деятельности, выбор средств, необходимых для открытия "нового" знания, поиск необходимой информации: знание исторических персоналий, хронологии Древнего мира, умение читать историческую карту по легенде

5 ЭТАП "Открытие" нового знании.

Основные задачи учителя: Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению

•     воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи;

•     формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;

•     овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов:

•     формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах:

•     воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь;

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задание 1( слайд №2) – «Разминка» - знание исторических  персоналий 4 мин

Правильные ответы: Геродот, Солон, Драконт, Перикл, Шлиман

Задание №2(слайд № 3) – Решение кроссворда – 10 мин.

Задание №3 (слайд № 5) – Текст с ошибками: «Найди ошибку» – 5 мин. Правильные ответы – слайд № 6

Задание №4(слайд №7) – Решение исторической задачи  - 3 мин.

Правильный ответ: Солон мог знать об Олимпийских играх, т.к. первые олимпийские игры состоялись в 776 г.до н.э., а о Солоне мы знаем, что он стал архонтом в 594 г.до н.э

Задание №5(слайд №8) – Работа с исторической картой  - 5 мин. Правильные ответы : Троя, Афины, Олимпия, Эгейское море, о. Крит

Задание №6(слайды №9,10) – Работа с историческими источниками Правильные ответы: Геракл, Гомер, Ахиллес, Милон

Задание №7(слайд №11) – «Дорисуй картинку» - 2 мин.

Правильный ответ: Скульптура древнегреческой богини Афины, которая обычно могла изображаться с копьём, щитом, совой и т.п.(варианты ответов могут быть разные, но выбранный командой атрибут должен быть обоснован)

Задание №8(слайд №12) – «Определите, кто это мог сказать» - 1 мин.

Правильные ответы: Солон, Атлант

Задание №9 -  командам предлагается написать, какие крылатые выражения , пришедшие к нам из Древней Греции, им известны – 5 мин. При проверке учащимся предлагается слайд №13,14

Во время работы учащихся над заданиями учитель проверяет, как работает каждая команда с тем, чтобы оценивание знаний и умений каждого учащегося было максимально объективно

Каждая команда самостоятельно отвечает на вопросы в листе – задании:

1.формирование умения оценивать исторические личности

2.работа с версиями, оценками.

3.умение проводить поиск необходимой информации по текстовым источникам

4.знать хронологию Древнего мира, умение работать  с исторической хронологией

5.умение определять географические названия указанных мест в истории Древней Греции на контурной карте

6.умение проводить поиск необходимой информации по историческим источникам, определять исторические персоналии

7.Умение работать с изобразительным источником, определить, кто изображён, как обычно изображалась представленная персона

8. Умение использовать знание исторических фактов для определения исторических персоналий

9.Умение использовать знания по истории и культуре других народов в общении с людьми и внешкольной жизни как основу диалога.

6 ЭТАП Рефлексия (итог урока).

Основные задачи учителя: Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Давайте вспомним: какая задача стояла перед нами в начале урока?  Как вы оцените свою работу?

Учитель собирает листы-задания, подводит итоги. Определяет команду – победителя по количеству баллов, набранных командами во время урока, вручает призы за первое и второе места.

Завершение урока. – 4 мин.

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

Отмечают успешные ответы, интересные варианты ответов одноклассников, участников группы. Могут отметить продуктивную работу группы. Каждая команда определяет, кто внёс наибольший вклад в её работу.

Узнали о том, как много оставила нам в наследство Древняя Греция

Оценивание работы учащихся.

  1. За каждый правильный ответ – 1 балл
  2. За решение исторической задачи  (Задание № 4)– 2 балла
  3. 48 -43 балла – 5 (отлично)

42-36 баллов – 4 (хорошо)

35-42 балла – 3 (удовлетворительно)

      4. Дополнительная оценка тому, кого определила команда, как участника, внёсшего наибольший вклад  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Древний Рим

Слайд 2

Разминка: Жили ли они? 1)Веста 2)Ромул 3)Нерон 4)Пирр 5)Марс 6)Ганнибал 7)Сципион 8)Юпитер 9)Спартак 10)Цицерон

Слайд 3

Историческая задача Сколько лет прошло от основания Рима до разрушения Карфагена?

Слайд 4

Кто сказал? 1) «Я сделал все, чтобы бедных земледельцев стало меньше, я хотел, чтобы на полях снова работали крестьяне, а не рабы. Я предложил земельный закон, но богачи выступили против. Меня обвиняют в том, что я хочу стать царем, но это не правда» 2) «Блаженны плачущие, ибо они утешатся, просящему дай. Не судите, да не судимы будете» 3) «Я поведу вас за собой, мы перейдем через Альпы и дорога домой для нас открыта! Вы станете свободными» 4) «Я долго думал: переходить мне через Рубикон или нет, но жребий брошен. Назад дороги нет. Или я не победитель галлов»

Слайд 5

Ответы: 1) Тиберий Гракх 2) Иисус Христос 3) Спартак 4) Гай Юлий Цезарь

Слайд 6

Текст с ошибками : Город Рим находился на юге Аппенинского п-ва. Когда-то его основали потомки финикийцев. Историки считали, что Рим был основан в 10 веке до н.э. Приезжих Рим поражал своими пятиэтажными домами, прямыми улицами и роскошными садами, которые цвели по всему городу. Каждый дом имел отличительный знак и номер, поэтому было легко найти нужное место. Главной достопримечательностью Рима была площадь Агора. На этой площади находился дворец, колонна Траяна и главный храм, посвященный богине Артемиде. Легенда повествует о том, что построил город Ромул, в честь которого он и назван.

Слайд 7

Ошибки: 1) Юг Аппенинского п-ва. 2) Потомки финикийцев 3) 10 век до н.э. 4) Пятиэтажные дома. 5) Отличительный знак и номер. 6) Площадь Агора. 7) Богиня Артемида .

Слайд 8

Назови понятие: Знатные римляне, коренные жители города 2) Форма правления, установившаяся после изгнания 7-ого царя. 3) Племена, от которых Рим спасли гуси. 4) Главный орган управления в Риме. 5) Правитель Рима с неограниченной властью 6) Имя, ставшее нарицательным именем предательства.

Слайд 9

Ответы: 1) Патриции 2) Республика 3) Галлы 4) Сенат 5) Диктатор 6) Иуда

Слайд 10

Кроссворд: 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Слайд 11

Вопросы: 1) Торжественный въезд победителя в город 2) Римская баня 3) Ученик Христа, посланец 4) Мера измерения земли в Риме 5) Защитник плебеев 6) Человек из личной стражи царя 7) Сооружение для гладиаторских игр 8) Правитель Рима, избранный на 1 год 9) Воин римской армии 10) Титул, который носил Октавиан Август

Слайд 12

Ответы: 1) Триумф 2) Терма 3) Апостол 4) Югер 5) Трибун 6) Преторианец 7) Амфитеатр 8) Консул 9) Легионер 10) Император


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Древний Египет

Слайд 2

Разминка: Жили ли они? 1) Тот 2) Тутанхамон 3) Нефертите 4) Тутмос 5) Осирис 6) Гор 7) Имхотеп 8) Исида

Слайд 3

Кроссворд 11 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Слайд 4

Вопросы к кроссворду: 1) Древняя столица Египта 2) Кого египтяне называли «отец ужаса» 3) Колодец для поднятия воды на поля 4) Повозка в древнем Египте 5) Место, где Нил делится на рукава 6) Материал для письма 7) Бог пустыни 8) Богиня неба 9) Металл для изготовления оружия 10) Знатный и богатый египтянин 11) Изображение из дерева, глины, камня, металла

Слайд 5

11 1 М Е М Ф И С 2 А Н У Б И С 3 Ш А Д У Ф 4 К О Л Е С Н И Ц А 5 Д Е Л Ь Т А 6 П А П И Р У С 7 С Е Т 8 Н У Т 9 Б Р О Н З А 10 В Е Л Ь М О Ж А

Слайд 6

Текст с ошибками: Рано утром бог солнца Гор садится в свою ладью и отправляется в далекое путешествие. Все радуются его появлению, и даже бог поземного царства- Амон. Священный бык Себек радостно приветствует его своим громким ревом. Богиня неба Маат , как огромная змея, обвивает его своим телом. Простые египтяне тянут к нему руки и называют солнце «Даром Египта». Бог правды Анубис защищает ладью во время путешествия и последним видит, как она уплывает за горизонт.

Слайд 7

Ошибки: 1) Гор 2) Амон 3) Бык Себек 4) Маат 5) Огромная змея 6) «Дар Египта» 7) Анубис

Слайд 8

Священный зоосад 1) Кошка 2) Бык 3) Птица Ибис 4) Жук с коробей 5) Сокол 6) Крокодил 7) Змея 8) Шакал 9) Осёл 10) Ласточка

Слайд 9

Задача: В каком веке это было? 1) 1792 до н.э. 2) 538 н.э. 3) 800 н.э. 4) 776 до н.э. 5) 30 до н.э. 6) На сколько лет пирамида Хеопса старше города Москвы, если упоминание о Москве было в 1147 н.э.

Слайд 10

Гимн Нилу:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Древний Восток

Слайд 2

Разминка Жили ли они? 1) Крёз 2) Иштар 3) Шамаш 4) Утнапишти 5) Ашшурбанапал 6) Кир 7) Саул 8) Далила 9) Камбиз 10) Эа

Слайд 3

Кроссворд 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Слайд 4

Вопросы к кроссворду 1) Бог, давший евреям заповеди 2) Юный израильский пастух, с которым сразился Голиаф 3) Библейский герой, сила которого в волосах 4) Имя царя, творившего справедливый суд 5) Инструмент, сила которого разрушила стены города Иерихона 6) Имя персидского царя- завоевателя 7) Каменные доски, на которых были написаны заповеди 8) Древнее название Междуречья 9) Одна из рек Междуречья 10) Царь Вавилона, знаменитый своими законами

Слайд 5

10 1 Я Х В Е 2 Д А В И Д 3 С А М С О Н 4 С О Л О М О Н 5 Т Р У Б А 6 Д А Р И Й 7 С К Р И Ж А Л И 8 М Е С О П О Т А М И Я 9 Т И Г Р

Слайд 6

Задача: Мог ли царь Хаммурапи знать о захвате ассирийской столицы Ниневии?

Слайд 7

Текст с ошибками На найденной в Египте стелле был изображен великий ассирийский законодатель Шамаш. Он передает в руки царя Синахериба законы. По этим законам жители Ассирии обязаны жить в мире и дружбе. Если они нарушат законы, то их ожидает серьезное наказание- они будут изгнаны из страны. Законы защищали всех жителей великой державы: простых крестьян и богатых вельмож. Эти законы до сих пор используются во многих странах.

Слайд 8

Ошибки 1) Египет 2) Ассирийский Шамаш 3) Синахериб 4) Ассирия 5) Мир и дружба 6) Изгнание из страны 7) Используется до сих пор

Слайд 9

Кто сказал? 1) Я- царь совершенный, могучим оружием, врученным мне богами, истребил врагов на севере и на юге! Я начертал свои драгоценные слова на камне, чтобы сильный не притеснял слабого. Если кто- либо из людей уничтожит мои законы, сотрет моё начертанное на камне имя- пусть великие боги проклянут его судьбу. 2) Я встал впереди моих победоносных воинов, указывая своими шагами путь каждому человеку. Крепость покорилась моему величеству. Велика мощь моего величества, велика власть бога Амона- Ра над всеми чужеземными странами.

Слайд 10

Кто сказал? 3) Я- царь великий, царь царей, царь этой земли говорю: «Мне достались по воле бога Ахурамазды 23 страны. Я обладаю неутомимой силой в руках и ногах. Я- отличный всадник, отличный стрелок из лука, отличный копьеметатель. Этими способностями одарил меня великий бог Ахурамазда!»

Слайд 11

Назови понятия: 1) Древняя часть Библии 2) Что построил Ной? 3) Металл ассирийцев 4) Новый род войск у ассирийцев 5) Большое и сильное государс тво 6) Договор, который люди заключили с Богом 7)

Слайд 12

Изобретения финикийцев: 1) Стекло 2) Пурпурная краска 3) Алфавит 4) Колония