Использование системы контроля и мониторинга качества знаний на уроках географии в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)
статья по географии (5, 6, 7, 8 класс) на тему

Гаврилюк Ольга Владимировна

Система контроля и мониторинга качества знаний позволяет  диагностировать уровень обученности и вести подготовку к ОГЭ и ЕГЭ по географии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monitoring.docx76.76 КБ

Предварительный просмотр:

Использование системы контроля и мониторинга качества знаний на уроках географии в условиях реализации ФГОС

            Современный государственный и социальный заказ школе – это качественное среднее образование. А одним из важных аспектов процесса обучения географии является его ориентация на конечный результат, то есть на усвоение всеми учащимися географических знаний и умений. Результаты обучения географии, сформированность основных ключевых географических компетенций, учащихся во многом зависят от того, как организован контроль качества образования. Одним из механизмов управления качеством образования является мониторинг уровня обученности учащихся. В нашей школе он складывается из проведения итоговых мониторинговых работ по предмету география по параллелям в конце первого и второго полугодия.

             Так, как в настоящее время мы должны готовить детей к последующей сдаче ОГЭ и ЕГЭ, то лучше всего проводить работы, готовящие к этому. Школьный мониторинг качества знаний – из чего он состоит? Работа содержит в себе весь пройденный материал за полугодие и составлена в соответствии с программой.  Для каждой параллели составляется 4 варианта по 20 вопросов в каждом в формате ЕГЭ. Варианты составлены так, чтобы дать представление о том, какие географические знания из каждой темы курса географии проверяются в ОГЭ и ЕГЭ (факты, географическая номенклатура, пространственные и причинно – следственные связи.  Составляется спецификатор работы.

              Структура работы: каждая работа состоит из трех частей, которые содержат задания разной степени сложности.

                Задания первой части (часть А) - 13 вопросов составлены в виде тестов. Они сравнительно простые и соответствуют базовому уровню усвоения знаний по предмету, без которых невозможно последующее качественное усвоение материала. К каждому заданию предлагается четыре варианта ответа, из которых только один является верным. Эти задания должны быть правильно и без ошибок выполнены практически всеми учащимися класса.  За каждое правильно выполненное задание ученик получает 1 балл.  Всего 13 баллов.

                  Вторая часть (часть В) состоит из 6-ти более сложных заданий, которые проверяют не только базовые знания, но и умения учащихся о предмету: умение ориентироваться по карте, выбирать объекты в определенном порядке, устанавливать соответствие между понятиями, сопоставлять и сравнивать, определять регион, географический объект по краткому описанию, давать определение или краткий ответ по теории пройденного раздела. За каждое правильно выполненное задание ученик получает 2 балла.  Всего 12 баллов.

              Третья часть (часть С) – сложный вопрос, который требует развернутого ответа. В основном это задания на определение причинно-следственных связей и умений использования полученных знаний на практике. Оценивается 5-ю баллами.

               Сумма за всю работу - 30 баллов -  представляет общий балл, который формируется путём подсчета общего количества баллов, полученных учащимися за выполнение каждой части работы. Он возрастает при увеличении числа правильно выполненных заданий. Такое оценивание результатов отвечает современным требованиям, принятым, например, при подведении итогов ЕГЭ. Далее сумма баллов переводится в отметку по шкале. 

Шкала перевода баллов в отметку.

Максимальный балл за работу – 30 б.

А-13 заданий Х 1 балл =13 б.

В- 6 заданий Х 2 балла =12 б

С-1 задание Х 5 баллов = 5 б.

Нормы оценивания

Отметка

Показатели усвоения, %

Количество баллов

5

90-100

27-30

4

70 - 89

21-26

3

50-69

15-20

2

0 - 49

0-14

Оценивание работ может дифференцироваться в зависимости от уровня учебных возможностей класса.

Время на выполнение работы ограничено рамками урока. Ответы снабжены ключами, что дает учителю быстро проверить работы.

Разработанные мною работы позволяют диагностировать уровень обученности и вести подготовку к ОГЭ и ЕГЭ по географии. Надеюсь, что мой опыт заинтересует коллег. 

Рассмотрим некоторые особенности содержания мониторинговой работы

по географии в 7-м классе

Фамилия, имя_________________________________________________________________

Класс ___7__, предмет география Вариант ____2____, дата __________

ЗАДАНИЕ А.

А 1. Кто совершил первое кругосветное плавание?

А. Фернан Магеллан;          В. Васко да Гамма;                                                                                                                                     Б. Христофор Колумб;        Г. Джон Кабот.                                                                  

А 2. Пограничные области между литосферными плитами, в которых происходит извержения вулканов и землетрясения - это:

А. Платформы;                              В. Горы;                                                                                                                                      Б. Сейсмические пояса;                 Г. Океанические равнины.                                              

А 3. Какие формы рельефа соответствуют платформам:

А. Горные области;                    В. Области складчатости;                                                                                               Б. Равнины;                                 Г. Срединно-океанические хребты.                            

А 4. Амазонская низменность находится на материке:

А. Северная Америка;   Б. Африка;   В. Южная Америка;   Г. Антарктида.                    

А 5. «Парниковый эффект» - это:

А. Появление больших Озоновых Дыр;                                                                                                                              Б. Увеличение среднего атмосферного давления;                                                                                                           В. Увеличение количества кислорода в составе воздуха;                                                                                            Г. Глобальное потепление климата на Земле                                                                      

А 6. Какие воздушные массы самые холодные и сухие?

А. Экваториальные;                           В. Тропические;                                                                                                Б. Умеренные;                                    Г. Антарктические.                                                    

А 7. К ветрам общей циркуляции атмосферы (постоянным ветрам) НЕ относятся:

А. Западные ветры;  Б. Пассаты;  В.Муссоны;    Г. Бризы.                                                

А 8. Холодное Канарское течение, по сравнению с теплым,  Северо-Атлантическим, имеет температуру воды:  

А. Выше;   Б. Такую же;   В. Ниже;    Г. Среднюю.                                                                

А 9. Какого вещества в морской воде содержится больше всего:

А. Серы;     Б. Поваренной соли;     В. Кислорода;     Г. Углекислого газа.                    

А 10. Морские воздушные массы отличаются от континентальных тем, что:

А. Они более влажные;            В. Они менее влажные;                                                                                                       Б. Зимой они холоднее;            Г. Летом они теплее.                                                        

А 11. Смена природных зон от экватора к полюсам называется:

А. Высотной поясностью;                 Б. Климатическими поясами;                                                                      В. Широтной зональностью;             Г. Круговоротом живого вещества.                        

 А 12. Какая из перечисленных стран является наиболее густозаселенной?

А. Австралия;     Б. Индия;     В. Россия;     Г. Канада.                                                        

А 13. Назовите самый теплый океан:

А. Индийский океан;        Б. Северный Ледовитый океан;                                                                                                               В. Тихий океан;                  Г. Атлантический океан.                                                            

ЗАДАНИЕ В.

В 1. Зеленые растения поглощают углекислый газ, а выделяют кислород. Это пример взаимодействия:

А. Гидросферы и литосферы;               В. Атмосферы и литосферы;                                                                                      Б. Биосферы и гидросферы;                   Г. Биосферы и атмосферы.                                                

В 2. Какое утверждение о литосферных плитах верно?

А. Литосферные плиты медленно передвигаются по мягкому пластичному слою мантии;                                                                                                                                                          Б. Материковые литосферные плиты легче океанических;                                                                                         В. Перемещение литосферных плит происходит со скоростью 111 км в год;                                                            Г. Границы литосферных плит точно соответствуют границам материков.                    

В 3. Установите соответствие в строении литосферы Земли:

1. Платформы                        А. Устойчивые, древние участки земной поверхности;

2. Сейсмические пояса         Б. Неровности на поверхности Земли;  

                             В. Пограничные области между литосферными плитами.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           Запишите в таблицу буквы, соответствующие выбранным ответам.

1

2

  В 4. Установите соответствие между океаническим течением и его обозначением на карте.

undefined

Течение                                                  Обозначение на карте

А. Перуанское                                                          1.

Б. Канарское                                                             2.

В.   Куросио                                                              3.

Г. Гольфстрим                                                          4.

Запишите в таблицу буквы, соответствующие выбранным ответам.

1

2

3

4

                                                                                                                                   

В 5. По карте плотности населения мира стр. 18-19 (атлас для 7 класса) определите, где плотность населения выше:

                 А. Европа;   Б. Южная Америка;     В. Австралия;     Г. Север Африки.                

В 6. Определите, для каких широт является верным следующее описание:

«Восходящие токи воздуха преобладают. Воздух содержит большое количество водяного пара. При его охлаждении образуются мощные облака и выпадают атмосферные осадки в виде ливневых дождей». ______________________________

                                                                                                                       

ЗАДАНИЕ С.

С 1. Какое значение имеет атмосфера для жизни на Земле?

Спецификация работы по _географии _7_ класс 1 полугодие

раздела и темы

Элементы содержания

Соответствие вопросам  

%

предполагаемого выполнения

Часть А.

1

Тема: Как открывали и изучали Землю? Карты материков и океанов.

А.1

80% - 100%

2

Тема: Литосфера и рельеф Земли.

2.1

Происхождение материков и океанов.

А.2

2.2

Рельеф Земли.

А.3 – А.4

3

Тема: Атмосфера и климат Земли.

3.1

Роль атмосферы в жизни Земли.

А.5

3.2

Воздушные массы.

А.6

3.3

Общая циркуляция атмосферы.

А.7

4

Тема: Гидросфера.

4.1

 Свойства вод Мирового океана: Температура.

А.8

4.2

 Свойства вод Мирового океана: Соленость.

А.9

4.3

 Взаимодействие Океана с атмосферой. Хозяйственная деятельность в Океане.

А.10

5

Тема: Географическая оболочка.

5.1

Взаимодействие оболочек Земли.  Природные комплексы.

А.11

6

Тема: Земля – планета людей.

А.12

7

Тема: Океаны Земли.

А.13

Часть В.

1

Умение сопоставлять и сравнивать, устанавливать взаимосвязь между географическими явлениями и процессами.

В.1

60% - 80%

2

Умение логически мыслить, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, выбирать правильный ответ.                                                                          

В.2

3

Умение устанавливать соответствие между понятиями.

В.3

4

 Умение работать с контурными картами, устанавливать соответствие.

В.4

5

 Умение ориентироваться по карте, выбирать объекты в определенном порядке, формировать пространственное воображение и пространственное представление карты мира.

В.5

6

Знание географических терминов

В.6

Часть С.

1

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выявления, описания и объяснения разнообразных явлений (текущих событий и ситуаций) в окружающей среде на основе их географической и геоэкологической экспертизы.

С1

40% - 60%



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)

В данной статье автор излагает основные формы и методы деятельности на уроках истории и обществознания  над формированием у  обучающихся УУД, основываясь на свой опыт работы....

Представление педагогического опыта "Инновационные модели обучения на уроках географии в условиях реализации ФГОС"

Педагогический опыт по теме "Инновационные модели обучения на уроках географии в условиях реализации ФГОС" представлен по следующим критериям:Актуальность и перспективность опыта. Значение для соверше...

Инновационные образовательные технологии на уроках химии в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)

Фальгот Любовь ВикторовнаУчитель химии, физики, биологииМБОУ ООШ №16 сГыршелун Инновационные образовательные технологии на уроках химии в условиях реализации ФГОС(из опыта работы)«Надо учит...

Контроль и оценивание образовательных результатов школьников на уроках географии в условиях реализации ФГОС

Контроль и оценивание образовательных результатов школьников на уроках географии в условиях реализации ФГОСОценка результата учебного труда ребенка существовала во все времена и во всех типах школ. Уч...

Методический семинар" Использование информационных технологий на уроках географии в условиях реализации ФГОС"

Рассмотрены вопросы использования  информационных технологий на уроках географии в условиях реализации ФГОС....

Организация проектной деятельности школьников на уроках технологии в условиях реализации ФГОС ( из опыта работы)

Организация проектной деятельностишкольников  на уроках технологиив  условиях реализации  ФГОС( из опыта работы)...