рабочая программа по географии 5 класс к учебнику Е.М, Домагацких
календарно-тематическое планирование по географии (5 класс) на тему

Плужникова Татьяна  Стефановна

Рабочая программа по географии 5 класс к учебнику Е.М. Домагацких, составленеа в соответствии с ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

     

Пояснительная записка

Статус документа

Нормативными документами для составления программы являются:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г.
  2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениями от 25.12.2013 №72.
  3. Областной закон от 14.11.2013 №26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».
  4. Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
  5. Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ №1897 от 17.12.2010г.
  6. Письмо Рособрнадзора  03.11.2015. № 02-501.
  7. Примерная основная образовательная программа образовательной организации,5-9 класс, М., Просвещение,2016
  8. Рабочая программа по географии для 5-9 классов составлена на основе авторской  программы по географии Е. М. Домогацких «Программа курса «География» 5-9 классы/авт.-сост. Е.М.Домогацких.-2-е изд.-М, 2013 .
  9. Устав МБОУ СОШ №39 г.Шахты.
  10. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №39 г.Шахты.
  11. Учебный план МБОУ СОШ №39 г.Шахты.
  12. Календарный учебный график МБОУ СОШ №39 г.Шахты на 2018-2019 учебный год.
  13. Положение МБОУ СОШ №39 г.Шахты о рабочей программе учебного курса, предмета и дисциплины (модуля).

             

Рабочая программа включает два раздела: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в учебном плане школы, целей его изучения, основные содержательные линии; основное содержание обучения с распределением учебных часов по разделам и последовательностью изучения тематических блоков в течение года изучения.

Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа полностью реализует идеи ФГОС. Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли. В основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.

Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи рабочая программа содержит рекомендации к структуре национально-регионального компонента по географии своего края, области, района, региона. Включение этих рекомендаций в примерную программу федерального компонента связано с тем, что изучение малой родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность обучающихся в окружающей среде являются необходимыми условиями изучения географии своей страны в целом.

Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность обучающихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.

Курс географии на ступени основного общего образования направлен на формирование у обучающихся представлений о специфике природы, населения и хозяйства на различных уровнях познания. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. Рабочая программа по географии строится с учетом следующих содержательных линий:

  • многообразие природы и хозяйственной деятельности человека;
  • социальная сущность человека;
  • уровневая организация природы, населения и хозяйства.

Содержание структурировано по пяти курсам: «Введение в географию», «Физическая география», «Материки и океаны», «Физическая география России», «Население и хозяйство России».

Курс «Введение в географию» освещает географические темы, которые помогут школьникам познакомиться с географией как наукой, узнать об истории географических открытий и освоения территории Земли. Материалы курса позволяют обучающимся получить общие сведения о материках и океанах нашей планеты.

В курсе «Физическая география» происходит знакомство обучающихся с основными понятиями и закономерностями физической географии. Объясняются строение и процессы, происходящие в литосфере, атмосфере, гидросфере и биосфере. Раскрывается взаимосвязь между различными оболочками Земли.

Содержание курса «Материки и океаны» раскрывает общегеографические закономерности и формирует у обучающихся представления о разнообразии природы Земли в целом и отдельных ее территорий. Курс основан на классической школьной программе материков и океанов, которая наполнена новым содержанием. В курсе две содержательные линии. Первая — «Планета, на которой мы живем» — знакомит с оболочками Земли: литосферой, атмосферой, гидросферой, биосферой. Изучение этой тематической линии позволит лучше понимать природные процессы, происходящие на разных материках. Материкам, их природе и населению посвящена вторая содержательная линия учебника — «Материки планеты Земля».

Курс «Физическая география России» посвящен изучению природы Россию. Разделы курса знакомят обучающихся с особенностями источников географической информации, с положением территории России на карте мира, с особенностями освоения и изучения территории страны, с особенностями природы, с крупными природными районами.

В курсе «Население и хозяйство России» происходит знакомство обучающихся с развитием и территориальной организацией населения и хозяйства Российской Федерации. Разделы курса раскрывают обучающимся специфику географического положения нашей страны, взаимодействие природы и общества, специфику населения, отраслевую структуру хозяйства страны, а также особенности крупных природнохозяйственных районов.

Цели географического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели географического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных потоков, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий.

Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения географического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

С учетом вышеназванных подходов глобальными целями географического образования являются:

социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение обучающихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с природой, населением и хозяйством;

приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере географической науки.

Помимо этого, географическое образование призвано обеспечить:

ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое самосознание, воспитание любви к природе;

развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания по курсам; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, населения и хозяйства, формированием интеллектуальных умений;

овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностносмысловыми, коммуникативными;

формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам природы и хозяйства.

Требования к результатам обучения

Деятельность образовательного учреждения в обучении географии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

  1. знание основных принципов и правил поведения в природе и обществе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
  2. реализация установок здорового образа жизни;
  3. сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы, населения и хозяйства; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к географическим объектам и явлениям.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:

  1. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  2. умение работать с разными источниками географической информации: находить географическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  1. способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к природе, здоровью своему и окружающих;
  2. умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:

  1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
  • освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
  • овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
  • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
  • формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
  1. В ценностно-ориентационной сфере:
  • знание основ здорового образа жизни и основных правил поведения в природе и обществе;
  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
  1. В сфере трудовой деятельности:
  • знание и соблюдение правил работы в кабинете географии;
  • соблюдение правил работы с географическими приборами и инструментами.
  1. В сфере физической деятельности:
  • освоение приемов оказания первой помощи при чрезвычайных ситуациях.
  1. В эстетической сфере:
  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения географические объекты и явления.

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание

на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

  • познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
  • сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
  • ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах Интернета, статистических материалах;
  • соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Требования к результатам изучения курса направлены на реализацию деятельностного, практико-ори- ентированного и личностно ориентированного подходов; освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Результат изучения географии

  1. Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится обучающимися. Это:
  • основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
  • географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическая зональность и поясность;
  • географические особенности природы материков и океанов, география народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  • специфика географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.
  1. Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе: описывать и объяснять; приводить примеры. Кроме того, она содержит умения использовать разнообразные географические источники информации — карту, статистические материалы, геоинформационные системы; пользоваться приборами, а также составлять географическую характеристику разных территорий.
  • Выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  • определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости.
  1. В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, необходимые учащимся непосредственно в окружающей среде, для оценки ее состояния, качества, изменений, возможностей сохранения и улучшения окружающей среды прежде всего своей местности.
  • Ориентирование на местности и проведение съемок ее участков; определение поясного времени; чтение карт различного содержания;
  • учет фенологических изменений в природе своей местности; проведение наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценка их последствий;
  • наблюдение за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определение комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  • решение практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятие необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  • проведение самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Предметные результаты

Осознание роли географии в познании окружающего мира:

  • объяснять роль различных источников географической информации;

освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

  • объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
  • формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

использование географических умений:

  • находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
  • составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;

использование карт как моделей:

  • определять по карте местоположение географических объектов.

Личностные УУД

  • Понимать смысл своей действительности;
  • определять роль результатов выдающихся географических открытий;
  • использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
  • приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.

Регулятивные УУД

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;
  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений;
  • осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта; составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
  • выделять все уровни текстовой информации;
  • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Место предмета в учебном плане

В учебном плане МБОУ СОШ № 39 на изучение учебного предмета «география» в 5 классе отводится 1 час в неделю ( 35 недель), 35 уроков.

     УМК включает:

1. программа курса «География. 5–9 классы» / авт.-сост. Е.М. Домогацких, изданную «Русским словом» в 2012г., программа имеет гриф «ФГОС. Инновационная школа»;

2. учебник 5 класса Домогацких Е.М., Введенский Э.Л., Плешаков А.А. "География. Введение в географию" — М.: ООО «Русское слово», 2014г., имеет гриф «ФГОС. Инновационная школа»;

3. Банников С.В., Молодцов Д.В. Методическое пособие для учителя к учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «География. Введение в географию. 5 класс».

4. Молодцов Д.В. Рабочая тетрадь по географии к учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского,А.А. Плешакова «География. Введение в географию. 5 класс».

5. Касьянова Н.В. Текущий и итоговый контроль: тесты по курсу «География. Введение в географию, 5 класс»: дидактические материалы.

6. Банников С.В., Домогацких Е.М. Атлас. География. Начальный курс. 5–6 классы.

7. Банников С.В., Домогацких Е.М. Контурные карты. География. Начальный курс. 5 класс.

     

      Учебник представляет собой законченную линию, связанную общей концепцией и подходом к преподаванию предмета. Прошел экспертизу в 2011 году и включен в перечень рекомендованных учебников для реализации ФГОС нового поколения.

     Отличительная особенность — преемственность материала с последующими курсами, стилевое единство текста, общая структура организации содержания и методического аппарата, доступность подачи учебного материала, а также целостностью и научностью. Весь материал имеет достоверный характер и формирует у учащихся объективные представления о реальности.

      УМК имеет хорошее полиграфическое исполнение: дизайн текста и иллюстрации, хорошо читаемый шрифт, качественная бумага и печать.

 

   Формы организации учебного процесса

         Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «умение учиться».

         Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения.

УУД обеспечивают:

  • возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
  • создают условия развития личности и ее самореализации;
  • даю возможность сотрудничать со взрослыми и сверстниками, обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную мобильность;
  • успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира,  компетентностей в географической области познания.

        Особое внимание уделено формированию следующих форм умений: познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных.

Личностные УУД

• Понимать смысл своей действительности;

• определять роль результатов выдающихся географических открытий;

• использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

• приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды;

• патриотизм, любовь к своей местности, своему региону ,своей стране.

Регулятивные УУД

• способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;

• умение организовать свою деятельность, определить ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

• работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;

• в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД

• формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

•умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).

Коммуникативные УУД

• Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

       Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема аудиовизуальный ряд и т. д.). Предполагается использование учащимися мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Содержание учебного предмета

разделы

наименование

кол-во часов

1

Наука география

2

2

Земля и ее изображение

5

3

История географических открытий

14

4

Путешествие по планете

11

5

Природа Земли

3

6

Всего часов:

35

Содержание программы:

Тема 1. Наука география (2 часа)

Содержание темы:

География как наука. Предмет географии. Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы. Источники географических знаний.

Учебные понятия:

география, наука, метод, описательный метод, картографический метод, космический метод, источник географических знаний, картография.

Персоналии:

Эратосфен, Генри Стенли.

Основные образовательные идеи:

  • География — древняя наука, которая остается актуальной и сейчас, поскольку она изучает законы взаимоотношения человека и природы.
  • География располагает большим количеством разнообразных научно-исследовательских методов.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;
  • выслушивать и объективно оценивать другого;
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • специфику географии как науки;
  • специфики методов географических исследований.

Умение определять:

  • отличительные особенности географических методов исследования;
  • рациональность использования источников географических знаний в конкретной учебной ситуации.

Практические работы:

  1. Составление схемы наук о природе.
  2. Составление описания учебного кабинета географии.
  3. Организация наблюдений за погодой.

Тема 2. Земля и её изображение (5 часов)

Содержание темы:

Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного шара. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас. Ориентирование на местности.

Учебные понятия:

плоскость, шар, окружность Земного шара, эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, суточное (осевое) движение Земли, годовое (орбитальное) движение Земли, глобус, модель, географическая карта, физическая карта, топографическая карта, план местности, аэрофотоснимок, космический снимок, ориентирование, стороны горизонта, компас, румбы, сутки, год, високосный год, полюс, экватор.

Персоналии:

Пифагор, Аристотель, Исаак Ньютон.

Основные образовательные идеи

  • Представления об истинных форме и размерах Земли складывались в течение долгого времени.
  • Форма и движение Земли во многом определяют особенности ее природы.
  • Картографические изображения земной поверхности – величайшие изобретения человечества.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;
  • выслушивать и объективно оценивать другого;
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • особенности формы и размеров Земли;
  • свойства географической карты и плана местности;
  • географические следствия вращения Земли;

Умение определять:

  • отличительные особенности изображений земной поверхности;
  • направления на карте и плане;
  • стороны горизонта.

Практические работы:

  1. Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности.

2.Определение с помощью компаса сторон горизонта.

Тема 3. История географических открытий (14 часов)

Содержание темы:

Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики». Плавания финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь деятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды.

Учебные понятия:

путешествие, экспедиция, викинги, норманны, варяги, морской путь, Эпоха Великих географических открытий, часть света, кругосветное плавание, Неизвестная Южная Земля, казаки, айсберг.

Персоналии:

Тур Хейердал, Нехо, Геродот, Пифей, Эрик Рауди (Рыжий), Лейв Счастливый, Марко Поло, Рустичано, Хубилай, Афанасий Никитин, Генрих Мореплаватель, Бартоломеу Диаш, Васко да Гама, Христофор Колумб, Изабелла Кастильская, Америго Веспуччи, Фернан Магеллан, Хуан Себастьян Элькано, Луис де Торрес, Абель Тасман, Джеймс Кук, Семён Дежнёв, Витус Беринг, Алексей Ильич Чириков, Иван Федорович Крузенштерн, Юрий Федорович Лисянский, Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, Михаил Петрович Лазарев.

Основные образовательные идеи

  • Изучение поверхности Земли — результат героических усилий многих поколений людей.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;
  • выслушивать и объективно оценивать другого;
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
  • влияние путешествий на развитие географических знаний.

Умение определять:

  • причины и следствия географических путешествий и открытий;
  • маршруты путешествий

Практические работы:

  1. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.

2.Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».

Тема 4. Путешествие по планете Земля (11 часов)

Содержание темы:

Мировой океан и его части. Характеристика океанов. Моря и их виды. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Значение Мирового океана для природы и человека. Особенности природы и населения материков Земли.

Учебные понятия:

Мировой океан, море, залив, пролив, окраинное, внутреннее и межостровное море, волна, течение, условия обитания, среда обитания, живой мир, нефть, газ, каменный уголь, руды, тундра, степь, землетрясение, водопад, планктон, ледник, научно-исследовательская станция.

Основные образовательные идеи:

  • Мировой океан играет огромную роль в формировании природы Земли.
  • Природа каждого материка уникальна.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;
  • выслушивать и объективно оценивать другого;
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

  • Умение объяснять:
  • географические особенности природы и населения материков и океанов;
  • особенности взаимодействия океана и суши;
  • значение Мирового океана.
  • Умение определять:
  • специфику природы и населения материков;
  • характер взаимного влияния Мирового океана и суши друг на друга.

Практические работы:

      1.Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.

      2.Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.

Тема 4. Природа Земли (3 часа)

Содержание темы:

Что такое природа. Природные объекты. Географическая оболочка Земли и ее части: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.

Учебные понятия: Природа, объекты природы, литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера, географическая оболочка.

Основные образовательные идеи:

  • Природа Земли — сложное сочетание разнообразных природных объектов.
  • Природные оболочки взаимосвязаны и образуют географическую оболочку или природу Земли.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;
  • выслушивать и объективно оценивать другого;
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения

Умение объяснять:

  • особенности оболочек Земли;
  • специфику географической оболочки.

Умение определять:

  • отличия природных объектов;
  • отличия оболочек Земли.

Практические работы :    1. Организация фенологических наблюдений в природе.

Требования к уровню подготовки учащихся:

Учащиеся должны:

1. Знать (понимать):

• форму и размеры Земли;

• полюса, экватор;

• части Мирового океана;

• виды движения воды в океане;

• материки и океаны Земли;

• географические объекты, предусмотренные программой;

• маршруты географических исследований и путешествий.

2. Уметь:

• анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию.

• использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач; знания о географических явлениях в повседневной жизни.

• находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных).

• описывать по картам взаимное расположение географических объектов.

объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий.

• приводить примеры географических объектов.

• проводить простейшую классификацию географических объектов, процессов и явлений.

• различать и сравнивать изученные географические объекты, процессы и явления; географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов.

• составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации.

• формулировать закономерности протекания явлений порезультатам   (в том числе инструментальных).

• владеть компетенциями: познавательной, коммуникативной, информационной и рефлексивной.

решать жизненно-практические задачи:

• самостоятельно использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

• работать в группах, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

• уметь слушать других, извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов;

• самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задач.

Географическая номенклатура

Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка,Африка, Австралия, Антарктида.

Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, НоваяГвинея.

Полуострова: Аравийский, Индостан.

Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.

Проливы: Гибралтарский, Магелланов.

Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Кавказ, Урал.

Горные вершины, вулканы: Джомолунгма (Эверест), Кили-

манджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий.

Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Красное, Карибское.

Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Волга, Инд, Ганг,  Хуанхэ, Янцзы.

Озера: Каспийское море-озеро, Байкал, Виктория.

Страны: Россия, Китай, Индия, Индонезия, США, Канада,Мексика, Австралийский Союз.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

      Кабинет географии является неотъемлемой частью информационно-образовательной среды по предмету. В нем также могут проводиться внеклассные и внеурочные занятия, воспитательная работа с учащимися.

     Основа кабинета — рабочие места для учащихся и учителя.

     Оборудование кабинета включает:

  • УМК - Е.М. Домогацких, Москва «Русское слово» 2016г. - 2017г.
  • Примерные программы по учебным предметам. География 5 – 9 классы.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
  • комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения:

- компьютер

- мультимедиапроектор

- медиатеку

  • комплект интерактивных карт и электронных уроков (тестов)
  • комплект документальных видеоресурсов
  •  тематических карт и таблиц по всем разделам школьного курса географии
  • комплект портретов выдающихся географов и путешественников
  • картотеку с заданиями для индивидуального обучения, организации и проведения самостоятельных, практических и контрольных работ.
  • метеостанция
  • гербарий
  • коллекция образцов горных пород и минералов
  • компасы, рулетки.
  • Глобус

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Тип урока

Элементы обязательного минимума образования

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Практические работы

Домашнее задание

Дата

предметные

метапредметные

личностные

план

факт

1

Что такое география? Практическая работа № 1.

"Составление схемы наук о природе»

Урок актуализации знаний

Формирование представлений о естественных науках, процессах, объектах и явлениях, изучением которых они занимаются

Называют предмет изучения, структуру, источники географических знаний. Описывают пути получения географической информации. Объясняют значение географических знаний. Знать основные правила работы в кабинете географии

Умение работать с текстом, выделять в нем главное

Учебно-познавательный интерес к географии

Практическая работа № 1.

"Составление схемы наук о природе»

§№1 стр.6-8, вопр.стр.8

03.09

03.09

2

Методы географических исследований Практическая работа № 2 «Составление описания учебного кабинета географии.

Урок изучения нового материала

Изучение особенностей различных методов исследования и правил их использования при изучении географических объектов и явлений.

Давать определение понятию картография. Называть методы географических исследований Земли. Распознавать отличии методов географических исследований. Выявлять источники географических знаний.

Слуховое восприятие текстов. Умение работать с различными источниками информации

Понимание значимости научного исследования природы, населения и хозяйства. Понимание роли и значения географических знаний

Практическая работа № 2 «Составление описания учебного кабинета географии.

Организация наблюдения за погодой

§№2 стр.9-12, п/задание  стр. 13 «Составление описания учебного кабинета географии», тесты стр.13

10.09

10.09

3

От плоской Земли к земному шару

Комбинированный урок

Формирование представлений о форме Земли

Определять, какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию знаний о форме Земли. Приводить доказательства шарообразности Земли

Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал

Осознание значения географии в развитии представлений о форме Земли

§№3 стр.16-19, вопр.стр.19

17.09

17.09

4

Форма, размеры и движения Земли

Урок формирования умений и навыков

Формирование представлений о форме Земли, движениях Земли и их географических следствиях

Давать определение понятиям: полюс, экватор. Объяснять, в каких видах движения участвует Земля и каковы географические следствия этих движений. Знать, кто такой Исаак Ньютон и какой вклад в географическую науку он внес. Знать размеры Земли

Умение работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять главное в различных источниках информации

Понимание

влияния

движений

Земли на

протекание

природных

явлений

№4 стр.20-23, выполнитьпроектную работу  практикум стр.23

24.09

24.09

5

Глобус и карта

Практическая работа № 3 «Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности»

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Защита проектов.

Формирование представлений об изображениях земной поверхности

Делать вывод об отличиях географической карты от глобуса. Давать определение глобусу как модели Земли и объяснять, каковы его особенности. Выявлять особенности различных фотографических изображений поверхности Земли

Овладение умением читать изображения земной поверхности, находить черты их сходства и отличия

Осознание многообразия видов изображения земной поверхности

Практическая работа № 3

Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности

№5 стр.24-28, вопр. стр.28

01.10

01.10

6

Ориентирование на местности Практическая работа № 4 «Определение с помощью компаса стороны горизонта»

Урок формирования умений и навыков

Формирование представлений об ориентировании на местности, умений пользования измерительными приборами

Давать определение понятию: ориентирование. Объяснять, что такое стороны горизонта и какие они бывают. Делать вывод о назначении компаса. Формулировать алгоритм работы с ним

Умение работать с измерительными приборами

Понимание значения ориентирования для повседневной жизни и деятельности человека

Практическая работа № 4 Определение с помощью компаса стороны горизонта

№6 стр.29-32, тесты стр.33-34, повт. №3-5

08.10

08.10

7

Обобщение и закрепление знаний

Урок повтор., обобщения и контроля знаний

Формирование навыков и умений обобщения и работы с различными контрольно- измерительными материалами

Выделять существенные признаки и особенности географических объектов и явлений по теме раздела. Объяснять особенности формы и размеров Земли, свойства географической карты и плана местности, географические следствия вращений Земли. Определять отличительные особенности изображений земной поверхности; направления на карте и плане, стороны горизонта

Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами, делать выводы и заключения

Понимание роли познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы

Подготовить сообщения по теме: «По следам путешественников каменного века»

15.10

15.10

8

По следам путешественников каменного века

Урок

изучения

нового

материала

Формирование представлений о возможностях совершения путешествий древними людьми

Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Описывать ход путешествия

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации, определять критерии для сравнения фактов

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле

№7 стр.36-39, вопр. Стр.39

22.10

22.10

9

Путешественники древности

Комбинированный урок

Формирование

представлений

о возможности

совершения

длительных

путешествий в

древности

Выявлять причины и следствия географических путешествий и открытий, умение работать с картографическими источниками географической информации. Описывать ход путешествия финикийцев. Составлять рассказ об основателе географической науки в древности. Объяснять причины, следствия и ход путешествия Пифея

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации, умение вести диалог

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле

№8 стр. 40-44, сложные вопр. стр.45

29.10

29.10

10

Путешествия морских народов

Комбинированный урок

Формирование представлений о возможности совершения длительных путешествий морскими народами - викингами

Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Описывать географические открытия, совершенные викингами. Выявлять особенности природы, характерные для Исландии и Гренландии. Объяснять, почему викингов не считают первооткрывателями Америки

Ставить учебную задачу под руководством учителя. Планировать свою деятельность под руководством учителя.  Определять критерии для сравнения фактов, явлений. Выслушивать и объективно оценивать другого. Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле

№9 стр.45-48, п/з №1 стр.48

12.11

11

Первые европейцы на краю Азии

Комбинированный урок

Формирование представлений о возможности совершения европейцами путешествий в Азию

Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока. Объяснять причины поиска европейцами пути в Китай

 Определять критерии для сравнения фактов, явлений. Выслушивать и объективно оценивать другого. Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле

№10 стр.49-53, проверим знания — вопр. стр.53

19.11

12

Хождение за три моря

Комбинированный урок

Формирование представлений о вкладе русских путешественников в изучении регионов мира на примере путешествия Афанасия Никитина

Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описание о жизни и деятельности Афанасия Никитина. Выявлять и показывать на карте географические объекты, связанные с путешествием Афанасия Никитина. Объяснять причины путешествия Афанасия Никитина в Индию

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле

№11 стр.54-57, вопр. стр.57

26.11

13

Морской путь в Индию

Комбинированный урок

Формирование представлений об эпохе Великих географических открытий как периоде интенсивного освоения территории Земли

Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Давать определение понятию «эпоха Великих географических открытий». Объяснять значение прокладки морского пути в Индию. Составлять описание жизни и деятельности Бартоломеу Диаша и Васко да Гама. Выявлять роль португальского принца Генриха Мореплавателя в организации морских путешествий

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле

№12 стр.58-63, подгот. Сообщение «Христофор Колумб»

03.12

14

Открытие Америки Практическая работа № 5

Комбинированный урок

Формирование представлений о причинах и следствиях открытия Америки

Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и наносить на карту маршруты путешествий Христофора Колумба. Формулировать вывод о значении открытия Америки. Составлять описание жизни и деятельности Христофора Колумба и Америго Веспуччи. Объяснять, чем индейцы отличаются от индийцев

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле

Практическая работа № 5 «Обозначение на контурной карте маршрута путешествий, обозначение географических объектов»

№13 стр.64-68, подг. Презентацию «Первое кругосветное путешествие»

10.12

15

Первое кругосветное плавание

Комбинированный урок

Формирование представлений о возможности совершения и о географических следствиях первого кругосветного путешествия

Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Наносить на контурную карту маршрут путешествия экспедиции Фернана Магеллана. Выяснять причины организации кругосветного плавания. Составлять описание о жизни и деятельности Фернана Магеллана и Хуана Себастьяна Элькано.

Определять приоритет совершения первого кругосветного путешествия

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле

№14 стр. 69-73, практ. зад. №2 стр.74

17.12

16

Открытие Южного материка

Комбинированный урок

Формирование представлений об открытии Австралии

Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Формулировать высказывания о причинах использования названия «Неизвестная Южная Земля». Объяснять, почему Австралия долгое время оставалась неизвестной землей. Составлять описание открытия Австралии и особенностей животного мира материка

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации, опрделять критерии для сравнения фактов.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле

№15 стр.75-79, вопросы проверим знания стр.79

24.12

17

Поиски Южной Земли

Комбинированный урок

Формирование представлений об освоении и изучении Земли в XVII веке

Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описание жизни и деятельности Джеймса Кука. Объяснять причины невозможности достижения Антарктиды Джеймсом Куком. Формулировать высказывания о целях и ходе экспедиций Джеймса Кука

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации, выслушивать и объективно оценивать другого.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле

№16 стр. 80-83, вопр. стр.83

14.01

18

Русские путешественники Практическая работа№6 Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира

Комбинированный урок

Формирование представлений о роли русских путешественников в освоении и изучении

территории

Земли

Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Формулировать вывод о роли русских путешественников в исследовании Земли. Составлять описания территорий, открытых русскими путешественниками. Составлять описание жизни и деятельности Семена Дежнёва, Витуса Беринга и Алексея Чи- рикова

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Преобразовывать текстовую информацию в табличную форму

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле

Практическая работа № 6 «Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира»

№ 17стр. 84-87, подг. сообщ. «Первое русское кругосветное плавание»

21.01

19

Вокруг света под русским флагом

Урок актуализации знаний и умений

Формирование представлений о роли русских путешественников в открытии Антарктиды

Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и описывать по карте маршруты путешествий. Составлять описание жизни и деятельности Ивана Крузенштерна, Юрия Лисянского, Фаддея Беллинсгаузена, Михаила Лазарева

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации, уметь вести диалог.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле

№118 стр. 89-93, подг. к п/р.

28.01

20

Имена русских мореплавателей на карте мира

практикум

Формирование представлений о роли русских путешественников в освоении Земли

Определять и показывать по карте и наносить на контурную карту маршруты путешествий экспедиций

Умение работать с различными источниками информации, планировать свою деятельность под руководством учителя

Учебно-познавательный интерес  к результатам выдающихся географических открытий и путешествий

подг. к п/р

04.02

21

Маршруты путешествий мира

практикум

Формирование представлений о роли  путешественников в освоении Земли

Определять и показывать по карте и наносить на контурную карту маршруты путешествий экспедиций

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное на карте,планировать свою деятельность под руководством учителя

Учебно-познавательный интерес  к результатам выдающихся географических открытий и путешествий

Итоговые тесты стр.94-96

11.02

22

Мировой океан и его части

Урок

изучения

нового

материала, практикум

Формирование представлений о Мировом океане и его составных частях

Объяснять географические особенности природы Мирового океана. Определять специфику природы Мирового океана. Выделять составные части Мирового океана и определять их отличительные черты. Показывать на карте составные части Мирового океана. Объяснять специфику распределения солености, температуры поверхностных вод Мирового океана. Формулировать высказывания о причинах движения воды в Мировом океане

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Выявлять причинно-следственные связи, определять критерии для сравнения явлений и фактов

Понимание специфических свойств Мирового океана и его составных частей

№19 стр.98-102, п/з №3 стр.102

18.02

23

Значение Мирового океана

Практическая работа № 7«Обозначение на контурной карте материков и океанов»

Урок формирования умений и навыков

Формирование представлений о значении Мирового океана для природы и человека

Объяснять особенности взаимодействия океана и суши, значение Мирового океана для природы и человека. Определять характер взаимного влияния Мирового океана и суши друг на друга.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. Выявлять причинно-следственные связи.

Осознание роли Мирового океана для природы и человека

Практическая работа № 7«Обозначение на контурной карте материков и океанов»

№20 стр.103-106, творчес. работа — п/з стр.106

25.02

24

Путешествие по Евразии

Урок изучения

нового

материала, практикум

Формирование представлений о специфических чертах природы, населения и хозяйства Евразии

Объяснять особенности природы и населения Евразии. Определять специфику природы и населения Евразии по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Выслушивать и объективно оценивать другого. Уметь вести диалог.

Понимание специфических черт и осознание причин уникальности природы и населения материка Евразия

№21 стр.107-112, подг. Презентацию: «Народы Африки»

04.03

25

Путешествие по Африке

Комбинированный урок

Формирование представлений о специфических чертах природы, населения и хозяйства Африки

Объяснять особенности природы и населения Африки. Определять специфику природы и населения Африки по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Выслушивать и объективно оценивать другого. Уметь вести диалог.

Понимание специфических черт и осознание причин уникальности природы и населения материка Африка

№22 стр.114-119, вопр. и зад. стр.119

11.03

26

Путешествие по Северной Америке

Комбинированный урок

Формирование представлений о специфических чертах природы, населения и хозяйства Северной Америки

Объяснять особенности природы и населения Северной Америки. Определять специфику природы и населения Северной Америки по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Выслушивать и объективно оценивать другого. Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Понимание специфических черт и осознание причин уникальности природы и населения материка Северной Америки

№23 стр.120-124, вопросы стр.125, подг. сообщ.: «Природа Южной Америки»

18.03

27

Путешествие по Южной Америке Практическая работа № 8«Обозначение на контурной карте крупнейших  государств материка»

Комбинированный урок

Формирование представлений о специфических чертах природы, населения и хозяйства Южной Америки

Объяснять особенности природы и населения Южной Америки. Определять специфику природы и населения Южной Америки по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Выслушивать и объективно оценивать другого. Уметь вести диалог.

Понимание специфических черт  и осознание причин уникальности природы и населения материка Южной Америки

Практическая работа № 8«Обозначение на контурной карте крупнейших  государств материк

№24 стр.126-132, подг. презентац. на тему: «Коренное население Австралии»

01.04

28

Путешествие по Австралии

Комбинированный урок

Формирование представлений о специфических чертах природы, населения и хозяйства Австралии

Объяснять особенности природы и населения Австралии. Определять специфику природы и населения Австралии по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Выслушивать и объективно оценивать другого. Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Понимание специфических черт и осознание причин уникальности природы и населения материка Австралии.

№25 стр.132-137, вопр. стр.137

08.04

29

Путешествие по Антарктиде

Комбинированный урок

Формирование представлений о специфических чертах природы, населения и хозяйства Антарктиды

Объяснять особенности природы и населения Антарктиды. Определять специфику природы и населения Антарктиды по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Группировать географические объекты

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Выслушивать и объективно оценивать другого. Уметь вести диалог.

Понимание специфических черт и осознание причин уникальности природы и населения материка Антарктида

№26 стр.138-142, подг.к п/р

15.04

30

Материки и океаны мира

практикум

Формирование представлений о расположении на карте материков и океанов

Определять и обозначать на контурной карте материки и океаны Земли

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное на карте. Планировать свою деятельность под руководством учителя.

Учебно-познавательный интерес к географическим особенностям материков и океанов

подг. к п/р

22.04

31

Государства мира

практикум

Формирование представлений о расположении на карте государств мира

Определять и обозначать на контурной карте государства

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное на карте. Планировать свою деятельность под руководством учителя.

Учебно-познавательный интерес к географическим особенностям стран мира

подг. к зачету, тесты стр. 143-144

29.04

32

Повторение и обобщение по теме: «Путешествие по планете»

Урок промежуточного контроля

Формирование навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольно измерительными материалами

Объяснять особенности природы и населения материков. Определять специфику природы и населения материков по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты

Умение работать с различными источниками информации.  Структурировать учебный материал. Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Понимание  и осознание причин  уникальности природы и населения материков

Наблюдения за

06.05

33

Что такое природа Практическая работа № 9«Организация фенологических наблюдений в природе»

Урок изучения нового материала

Формирование представлений о многообразии природы Земли и объектов, ее составляющих

Выделять, определять и объяснять отличия объектов природы друг от друга. Проводить наблюдения за объектами природы и природными явлениями (в том числе инструментальные)

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения. Проводить наблюдения (в том числе инструментальные)

Понимание специфических черт природы и видового разнообразия природных объектов

П/р «Организация фенологических наблюдений в природе»

№27 стр.146-148, вопр. стр.148

13.05

34

Оболочки Земли

Комбинированный урок

Формирование первичных представлений об оболочках Земли.

Объяснять особенности оболочек Земли, специфику географической оболочки. Определять отличия оболочек Земли друг от друга. Выделять существенные признаки и особенности тематического материала. Знать правила работы с контрольно-измерительными материалами по географии

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Понимание специфических черт оболочек Земли

№28 стр.149-152, итоговый тест стр.152-154, подг. к контрольной работе

20.05

35

Итоговый урок

Урок итогового контроля

Формирование навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольно измерительными материалами

см. 1-34 урок

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. Выслушивать и объективно оценивать другого.

см. 1-34 урок

Наблюдения за природой летом

27.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English"

Эта рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English". Программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования....

Рабочая программа для 11 класса по учебнику Биболетова

Данная рабочая программа является хорошим помошником при составлении конспекта урока....

Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов

Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов...

рабочая программа по географии фгос к учебнику Дронов Савельева

Данная рабочая программа разработана в соответствии  со следующими нормативными и распорядительными документами: 1.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 201...

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс и календарно-тематическое планирование к программе 2019-2020

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс.Программа составлена на основе Фундаментального ядра содер...

Рабочая программа для 6 класса по учебнику "Немецкий язык 6 класс" Авторы: И.Л.Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Немецкий язык 6 класс. Авторы: И.Л. Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова. Москва.Просвещение.2012 г...