Рабочая программа по учебному курсу «Юный краевед» 5-6 класс
календарно-тематическое планирование по географии (5 класс) на тему

Суслова Ольга Алексеевна

Изучение родного края - это одна из важнейших задач школьной географии. Ребенку свойственно открывать мир с порога своего дома. Именно знания о своем крае вызывают у школьника интерес ученого-натуралиста, воспитывают патриота, гражданина. Воспитание патриотизма, любви к своей стране невозможно, если ребенок не знает истории своего рода, своей малой родины. Краеведческий подход в обучении предлагает использовать знания, которые непосредственно получают учащиеся при изучении своего края.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа и КТП56.83 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

 УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ №73»

УтверждаюПрограмма рекомендована

Директор МБОУ «Гимназия №73»                                                                  к работе педагогическим

________________Одинец Т.Б.                                                           советом МБОУ «Гимназия №73»

                                                                                                                          Протокол  №1 от «28» августа 2015 г.

Программа обсужденаана

                                                                                                                       методическом объединении

                                                                                                                       учителей географии, биологии, химии, ИЗО, физической культуры, истории,

обществознания

Протокол №1 от «28» августа 2015 г.

Рабочая учебная программа

по  учебному курсу «Юный краевед»

5-6 класс

                                                                                                               Составитель:

учитель МБОУ «Гимназия №73»

Макашова И.М.,Суслова О.А.

Новокузнецк, 2015

Оглавление

1.        Пояснительная записка        3

2.        Общая характеристика  учебного курса «Юный краевед»        3

3.        Место курса географии в базисном учебном плане        4

4.        Личностные, метапредметные  и предметные результаты освоения учебного предмета «Юный краевед»        4

5.        Содержание программы (5-6 класс)         6

6.        Тематическое планирование        9

7.        Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение  образовательного процесса        10

8.        Планируемые результаты изучения учебного предмета «Юный краевед»        11

                                                     1.Пояснительная записка

В связи с возрастанием роли регионов в жизни Российской федерации меняются требования к задачам школьной географии на местах. Согласно концепции географического образования Российской академии образования рекомендуется внедрять в практику основной школы отдельные краеведческие курсы. Это позволяет реализовать базисный учебный план.

Изучение родного края - это одна из важнейших задач школьной географии. Ребенку свойственно открывать мир с порога своего дома. Именно знания о своем крае вызывают у школьника интерес ученого-натуралиста, воспитывают патриота, гражданина. Воспитание патриотизма, любви к своей стране невозможно, если ребенок не знает истории своего рода, своей малой родины. Краеведческий подход в обучении предлагает использовать знания, которые непосредственно получают учащиеся при изучении своего края.    

Краеведческие знания носят  межпредметный характер, но их основой является учебный предмет география. Она, как ни какой другой предмет, концентрирует в себе знания не только физико-географических особенностей территории, но и исторические, этнические, демографические знания.

Материал программы опирается на знания учащихся по природоведению, географии, истории, литературе и соответствует возрастным особенностям учащихся. Освоение разделов программы также включает изучение местных объектов и явлений во время экскурсий, выполнение творческих заданий. Изучение экологического состояния окружающей среды учит учащихся любить и беречь природу родного города, края, страны. Знакомство с историей города вызывает чувство гордости за свою малую Родину.

При изучении данного курса школьники знакомятся с такими основными географическими понятиями, как «географическое положение», «природные условия», «климат», «хозяйство», что поможет учащимся, с одной стороны, лучше усвоить их на примере знакомых им местных объектов, а с другой – даст возможность плавно перейти к изучению географии в следующих  классах. Учащиеся по окончании изучения теоретической части ведут исследовательскую деятельность, используя знания и умения, полученные при изучении материала кружка.

У школьников создаются условия для формирования и развития:

* интереса к географии и смежным наукам;

* умения самостоятельно приобретать и применять полученные знания;

* творческого подхода к выполнению самостоятельных и исследовательских работ.

  1. Общая характеристика  учебного курса «Юный краевед»

Предлагаемый курс направлен на расширение знаний по географии и не противоречит общим задачам школы и направлен на решение следующих задач:

  • повышение интереса младших школьников к изучению географии родного края,
  • актуализация знаний из курсов географии, биологии, истории, экологии, литературы, отражающие вопросы краеведения;
  • дать понятие об общих закономерностях развития природы, общества и познания на примере развития Кемеровской области;
  • знакомство с профессиями, необходимыми нашей области для дальнейшего её процветания

Решаемые  задачи  позволяют достичь цели курса:

  • на основе междисциплинарных понятий, выработанных при изучении географии, истории, биологии, экологии, литературы сформировать у учащихся гордость за свою «маленькую» родину, которая вносит огромный вклад в экономику страны.

Программа способствует интеллектуальному воспитанию детей, развитию у них материалистического научного мировоззрения, развитию навыков наблюдения за природой и умений анализировать полученные наблюдения.

В курсе «Краеведение» освещаются следующие разделы:

  • I год обучения: Природа Кемеровской области (от географического положения, истории заселения и освоения территории до изучения природных компонентов и вопросов экологии)
  • II год обучения: Социальная география Кемеровской области (от географического положения Кемеровской области, населения до особенностей отраслей промышленности и  экологических вопросов).

Для преподавания данного курса можно использовать  рабочие тетради и учебники по географии природы и экономики Кузбасса, а также для закрепления полученных умений и навыков обучающимся  предлагаются практические работы с использованием контурных карт и кат атласа.

Для оценки достижений учащихся используются следующие виды  и формы контроля: текущий контроль знаний, собеседование, защита проекта, выполнение итоговых тестовых упражнений.

  1. Место курса географии в базисном учебном плане

Настоящая программа предназначена для учащихся 5-6 классов.

Программа рассчитана на 2 года обучения: 5 - 6 класс – 70 часов по -35 часов.

  1. Личностные, метапредметные  и предметные результаты освоения

учебного предмета «география»

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования по географии:

1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и  общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитиеопыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической  деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения:

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты освоения:

5-6 класс:

Учащийся получит возможность научиться:

давать характеристику карты;

читать и анализировать карту.

называть и показывать на карте крупные формы рельефа Кемеровской области и объяснять зависимость крупных форм рельефа от строения земной коры;

объяснять зональность в распределении температуры воздуха, атмосферного давления, осадков;

называть типы воздушных масс и некоторые их характеристики;

делать простейшие описания климата отдельных климатических поясов;

приводить примеры природных комплексов;

составлять простейшие схемы взаимодействия природных комплексов.

рассказывать об основных путях расселения человека по материкам, главных областях расселения, разнообразии видов хозяйственной деятельности людей;

читать комплексную карту;

показывать на карте наиболее крупные и известные географические объекты на материках (горы, возвышенности, реки, озера и т. д.);

приводить примеры антропогенных изменений;

описывать отдельные природные комплексы с использованием карт;

уметь давать описания природы и основных занятий населения, используя карты атласа;

приводить примеры воздействия и изменений природы на материках под влиянием деятельности человека.

приводить примеры, подтверждающие закономерности географической оболочки — целостность, ритмичность, зональность;

объяснять их влияние на жизнь и деятельность человека;

называть разные виды природных ресурсов;

приводить примеры влияния природы на условия жизни людей.

  1. Содержание программы (5-6 класс)

1. Введение Цели и задачи кружка «В мире географии». Инструктаж по технике безопасности

Тема 2. План и карта

Основные понятия: план местности, масштаб, топографические условные знаки, азимут, румбы, съемка местности, планшет.

Форма занятий: теоретическое занятие, практическое занятие на пришкольном участке (определение расстояний по карте Кемеровской области, определение азимута, составление плана местности)

Содержание темы: что такое ориентирование, ориентирование на местности с помощью карты, компаса, местных признаков, определение сторон горизонта по компасу, солнцу, звездам, природным признакам.

Практические занятия: составление плана местности, ориентирование по плану местности, определение азимута, ориентирование по местным признакам, знакомство с памяткой «Если ты заблудился», чтение топографических карт.

Тема 3. Минералогия, геология, рельеф и полезные ископаемыеКемеровской области.

Основные понятия: минералогия, петрография, минералы и их признаки, шкала Мооса, геология, палеонтология, ископаемые организмы, геохронологический возраст, осадочные, метаморфические, магматические, вулканические горные породы.

Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, игровые моменты, лабораторные занятия, экскурсия в музей

Содержание темы: предмет изучения минералогии и петрографии, что такое минерал, их признаки и виды, свойства минералов, происхождение минералов, шкала относительной твердости, растворимость минералов, цвет, блеск и прозрачность минералов, работа с учебной коллекцией минералов, что такое палеонтология, создание коллекции минералов и горных пород, полезные ископаемые, поиск полезных ископаемых в окрестностях города, полезные ископаемые осадочного, метаморфического, магматического происхождения.

Практические занятия: определение твердости минералов и горных пород, определение растворимости минералов, определение цвета, блеска и прозрачности различных минералов, определение геохронологического возраста ископаемого, условия его жизни и образ жизни, экскурсии, составление поделок из минералов и горных пород, оформление фотовыставки, участие в геологическом слете.

       Тема 4. Климатические особенности и внутренние воды города Новокузнецка и Кемеровской области..

Основные понятия: термометр, барометр, осадкомер, флюгер, атмосферное давление, ветер, воздушные массы, роза ветров, радуга, гало

Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, игровые моменты, экскурсия на метеостанцию.

Содержание темы:  метеорологические наблюдения, народные приметы и метеонаблюдения за погодой. Термометр, барометр, осадкомер, флюгер, атмосферное давление, ветер, воздушные массы теплые и холодные, роза ветров, радуга, гало. Что такое внутренние воды, исток, устье, русло реки. Реки города Новокузнецка. Опасные природные явления.

Практические занятия: определение средней температуры воздуха в течение дня, составление графиков хода средних температур двух-трех дней месяца, объяснение различий.определение основных атмосферных явлений, определение направления и силы ветра. Работа с метеорологическими приборами. Определение температуры воды в реке, определение направления и скорости воды в реке, определение прозрачности воды в реке.

Тема 5. Почвы. Растительный и животный мир окрестностей города Новокузнецка и Кемеровской области..

Основные понятия: почва, почвенные горизонты, типы почв, растения и животные окрестностей города Новокузнецка и Кемеровской области.

Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, игровые моменты, экскурсии на природу.

Содержание темы: Что такое почва, механический состав почвы, понятие о природоохранной деятельности, знакомство с памятками «Природа ждет твоей помощи», «Пусть цветут цветы в природе», растительный и животный мир города.

Практические занятия: определение состава каменистой горной породы, определение типа рыхлой горной породы по механическому составу, определение относительного возраста почвы, наблюдение первоцветов в природе . Распространение памятки «Пусть цветут цветы в природе» среди населения и школьников. Конкурс рисунков на тему «Пусть цветут цветы в природе». Стихи и песни о цветах.

     Тема 6. Возникновение и развитие города.

Основные понятия: город, герб, флаг - символы власти.

Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, игровые моменты, экскурсия в краеведческий музей города.

Содержание темы: Герб и флаг города Стерлитамака. Историческое прошлое города

Возникновение и развитие города. Географическое положение и природные условия

Географическое положение города Новокузнеуцка.  Геологическая история.  Природные условия города и его окрестностей.

Практические занятия: История происхождения названий улиц города, рек. Работа с различными источниками информации. Создание презентации. Знакомство с уникальными природными объектами  района, создание их каталога. Отработка навыков работы с различными источниками информации.

Тема 7. Население города.

Основные понятия: миграция, национальный состав.

Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, игровые моменты, статистические исследования.

Содержание темы: История заселения. Численность населения г. Новокузнецка Национальный состав города. Миграции населения.

Практические занятия: изучение национального состава города по статистическим материалам и Интернет-ресурсам.

Тема 8. Улицы и учебные заведения города.

Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, игровые моменты, статистические исследования.

Содержание темы: История возникновения названий улиц. Современные и прежние названия. Достопримечательности и памятники города. Первые учебные заведения города. История развития образования в городе. История возникновения школы. Знаменитые выпускники. Средние и высшие учебные заведения.

Практические занятия: Работа с различными источниками информации. Мини-проект «Название улиц моего города». Отработка навыков работы над проектами. Создание мини-проекта«История школы в лицах».

Тема 9. Промышленные предприятия города.

Основные понятия: отраслевая структура, химическая, строительная, станкостроительная  промышленность, промышленные предприятия.

Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, игровые моменты, статистические исследования.

Содержание темы: Развитие хозяйства города. Развитие города в конце 20 века. Промышленные предприятия Новокузнецка. Развитие транспорта в городе. Источники загрязнения воды и атмосферы в городе. Экологические проблемы и пути их решения. Зоны отдыха горожан.

Практические занятия: Экскурсии на предприятия города, в троллейбусное депо. Составление картосхемы промышленных предприятий города. Создание презентации. Представление мини-проектов о способах переработка вторсырья.

  Тема 10. Знаменитые люди города.

Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов

Содержание темы: Знаменитые люди города (труженики промышленности,  участники ВОВ и боевых действий в Афганистане и Чечне, писатели, поэты, музыканты и т.п.), их вклад в развитие города и страны.

Практические занятия: Работа с различными источниками информации. Создание презентации.

  1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (5-6 КЛАСС)

п/п

Тема

Количество часов

всего

теория

практические работы

экскурсии

1.

Введение, вводный урок

1

1

2.

План и карта:

Определение расстояний на карте  Кемеровской области

Определение азимута

Составление плана местности

2

2

1

4

1

1

1

1

1

1

3

3.

Подготовка к олимпиаде

5

3

2

4.

Минералогия, геология, рельеф и полезные ископаемые Кемеровской области

4

1

2

1

5.

Климатические особенности города  Новокузнецка

метеорологические наблюдения

народные приметы

просмотр учебных фильмов

внутренние  воды города: реки

озера окрестности

опасные природные явления

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

6.

Почвы, растительный и животный мир окрестностей города Новокузнецка

3

1

1

1

7.

Возникновение и развитие города Новокузнецка

3

2

1

8.

Население города Новокузнецка

6

3

3

9

Улицы и учебные заведения нашего города

4

2

2

10

Промышленные предприятия города

6

3

2

1

Знаменитые люди города

3

3

Исследовательская деятельность, составление презентаций (индивидуально-групповая работа)

18

9

9

 Итоговое занятие

1

Итого

70

36

29

5

7.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение  образовательного процесса

  1. Ващенко А.Ю. География Кемеровской области. Практические задания и к/к по географии. - Новокузнецк, 2000 г.
  2. Соловьёв Л.И. Рабочая тетрадь по географии. Кемеровская область.- Кемерово, 2009 г.
  3. Ильичёв И.А., Соловьёв Л.И. География Кемеровской области.- АО Кемеровское книжное издательство, 1994 г.
  4. Ильичёв А.И., Виткин М.П. Кузбасс. Ресурсы. Экономика. Рынок.- Кемерово, Кемеровский полиграфкомбинат, 1995 г
  5. Атлас Кемеровской области.
  6. Высшие учебные заведения в Кемеровской области
  7. Ващенко А.Ю. География Кемеровской области. Практические задания и к/к по географии. - Новокузнецк, 2000 г.
  8. Даринский А.В. Краеведение. – М.: Просвещение, 1987 г.
  9. Земля кузнецкая. - Кемеровское книжное издательство, 1975 г.
  10. Ильичёв И.А., Соловьёв Л.И. География Кемеровской области.- АО Кемеровское книжное издательство, 1994 г.
  11. Ильичёв А.И., Виткин М.П. Кузбасс. Ресурсы. Экономика. Рынок.- Кемерово, Кемеровский полиграфкомбинат, 1995 г
  12. Ковригина Л.Н., Фомина Н.А. растительный мир Кузбасса и его охрана. – Кемерово, 1995 г.
  13. Конюхов И.С. Кузнецкая летопись. –Кузнецкая крепость, 1995 г.
  14. Конюхов И.С. Завалишин В.В. исследователи Кузбасса.- АО Кемеровское книжное издательство, 1983г.
  15.  Куда пойти учиться? Справочник.- Кемерово, 2004 г.
  16. Кузбасс. Жемчужина Сибири. – Центральное рекламно-информационное бюро «Турист», Москва, 1985 г.
  17. Сибирский город вчера, сегодня (очерки, тезисы). – Кемерово, 2003 г.
  18. Скроваткин А. Кузнецкая летопись. – Кемеровской области, -АО Кемеровское книжное издательство, 1995 г.
  19.  Соловьёв Л.И. Рабочая тетрадь по географии. Кемеровская область.- Кемерово, 2009 г.
  20. Шабалин В. Тайны земли Кузнецкой, - Кемерово, 1994 г.
  21. Шипулин А.Я и др. Леса Кузбасса. – Кемеровское книжное издательство, 1975 г.

8.Планируемые результаты изучения учебного предмета «Юный краевед»

Выпускник научится

(базовый уровень)

Выпускник получит возможность научиться

(повышенный уровень)

Источники географической информации

• использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

• анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

• находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;

• определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

• выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;

• составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

• представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

• ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

• читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

• строить простые планы местности;

• создавать простейшие географические карты различного содержания;

• моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

Население Кемеровской области

• различать изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Кемеровской области

• использовать знания о взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для объяснения их географических различий;

• проводить расчёты демографических показателей;

• объяснять особенности адаптации человека к разным природным условиям.

• приводить примеры, иллюстрирующие роль практического использования знаний о населении в решении социально-экономических и геоэкологических проблем региона;

• самостоятельно проводить по разным источникам информации исследование, связанное с изучением населения.

Природа Кемеровской области

• различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы страны и отдельных регионов;

• сравнивать особенности природы отдельных регионов страны;

• оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

• описывать положение на карте и взаиморасположение географических объектов;

• объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;

• оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;

• создавать собственные тексты и устные сообщения об особенностях компонентов природы России на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

• оценивать возможные последствия изменений климата Кемеровской области;

• делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов.

Население России

• различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России, отдельных регионов и стран;

• анализировать факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории России, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;

• сравнивать особенности населения отдельных регионов страны по этническому, языковому и религиозному составу;

• объяснять особенности динамики численности, половозрастной структуры и размещения населения России и её отдельных регионов;

• находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;

• использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни.

• выдвигать и обосновывать с опорой на статистические данные гипотезы об изменении численности населения Кемеровской области; его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;

• оценивать ситуацию на рынке труда и её динамику.

Хозяйство Кемеровской области

• различать показатели, характеризующие отраслевую и территориальную структуру хозяйства;

• анализировать факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;

• объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства КО;

• использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни.

• выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;

• обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства КО

   

   Планирование исследовательской деятельности учащихся

Направления

        Исследовательская деятельность

1

Геология

  1. создание коллекции минералов и полезных ископаемых района.
  2. экскурсии в городской геологический и в краеведческий музей города.
  3. создание презентации.

4

Улицы города

  1. работа с различными источниками информации.
  2. создание мини-проекта «Название улиц моего города».

5

Промышленные предприятия города

  1. экскурсии на предприятия города.
  2. изучение продукции, выпускаемой в городе.
  3. создание презентации: «Предприятия города и их продукция».

6

Состояние природной среды города

  1. создание туристического маршрута по окрестностям города.
  2. Участие в акциях

7

Учебные заведения города

  1. создание мини-проекта «История школы в лицах»
  2. Создание мини- проекта «Символика гимназии №73»

8

Знаменитые люди города

  1. работа с различными источниками информации.
  2. посещение краеведческого музея.
  3. создание презентации.

Календарно-тематическое планирование учебного курса «Юный краевед», 5-6 класс

Тема

Коли-чество часов

Дата проведея

    5а                     5б

1

ВВедение

1

03 09

План и карта (9 ч)

2

План  местности,  топографические условные знаки

1

10 09

3

План  местности,  топографические условные знаки

1

17 09

4

План  местности,  топографические условные знаки

1

24 09

5

Масштаб. Определение расстояний по карте Кемеровской области

1

01 10

6

Масштаб. Определение расстояний по карте Кемеровской области

1

08 10

7

Масштаб. Определение расстояний по карте города Новокузнецка

1

15 10

8

Определение азимута

1

22 10

9

Составление плана местности

1

29 10

10

Составление плана местности

1

Подготовка к олимпиаде (5 ч.)

11

Подготовка к олимпиаде

1

12

Подготовка к олимпиаде

1

13

Подготовка к олимпиаде

1

14

Подготовка к олимпиаде

1

15

Подготовка к олимпиаде

1

Минералогия, геология, рельеф и полезные ископаемые Кемеровской области (4 ч)

16

Науки геологического цикла

1

17

Работа с геологической картой области

1

18

Работа с коллекцией минералов и полезных ископаемых

1

19

Экскурсия в городской геологический музей

1

Климат, внутренние воды  (7 ч.)

20

Климатические особенности города  Новокузнецка

1

21

метеорологические наблюдения. Экскурсия на метеостанцию

1

22

народные приметы

1

23

просмотр учебных фильмов

1

24

внутренние  воды города: реки

1

25

водоёмы  окрестности Новокузнецка

1

26

опасные природные явления

1

Почвы, растительный и животный мир (3 ч.)

27

Почвы окрестностей города Новокузнецка

1

28

растительный и животный мир окрестностей города Новокузнецка

1

29

Экскурсия в краеведческий музей  города Новокузнецка

1

Возникновение и развитие города Новокузнецка (3ч.)

30

Возникновение и развитие города Новокузнецка. 17-18 век

1

31

Возникновение и развитие города Новокузнецка. 19-20 век

1

32

Возникновение и развитие города Новокузнецка. 21 век и современность

1

Население (6 ч.)

33

Население города Новокузнецка. Работа со статистическими данными

1

34

особенности  заселения города Новокузнецка

1

35

Народы города Новокузнецка

1

36

Народы города Новокузнецка

1

0109-08 09

04 09-11 09

37

Знакомство с жизнью бытом коренных народов Кемеровской области

1

15 09

18 09

38

Проблемы населения

1

22 09

25 09

Улицы, учебные заведения ( 4ч.)

39

Улицы нашего города: Куйбышевский, Центральный, Орджоникидзевский район

1

29 09

02 10

40

Улицы нашего города: Заводской, Новоильинский, Кузнецкий район

1

06 10

09 10

41

Улицы и учебные заведения нашего города: институты, академии, университеты

1

13 10

16 10

42

Улицы и учебные заведения нашего города: техникумы, колледжи, училища

1

20 10

23 10

Промышленные предприятия города (6 ч.)

43

Промышленные предприятия города: металлургия

1

27 10

30 10

44

Промышленные предприятия города: угольная промышленность

1

45

Промышленные предприятия города: химическая промышленность

1

46

47

Промышленные предприятия города: легкая и пищевая промышленность

1

48

Промышленные предприятия города. Экскурсия на «Ирбис»

1

49

Промышленные предприятия города. Экскурсия в музей КМК

1

Знаменитые люди города (3 ч.)

50

Знаменитые люди города: герои ВОВ

1

51

Знаменитые люди города: герои-металлурги, герои-шахтёры

1

52

Знаменитые люди города: художники, поэты, писатели

1

Исследовательская деятельность, составление презентаций (индивидуально-групповая работа)  18ч

53

Создание коллекции минералов и полезных ископаемых района.

1

54

Экскурсии в городской геологический и в краеведческий музей города

1

55

создание презентации «Полезные ископаемые Кемеровской области»

1

56

работа с различными источниками информации

1

57

создание мини-проекта «Название улиц моего города».

1

58

изучение продукции, выпускаемой в городе

1

59

создание презентации: «Предприятия города и их продукция»

1

60

  1. создание туристического маршрута по окрестностям города

1

61

Участие в акциях «Экологический десант на ручей Водопадный»

1

62

Участие в акциях «Экологический десант на гору Соколиную»

1

63

создание мини-проекта «История школы в лицах»

1

64

создание мини-проекта «История школы в лицах»

1

65

Создание мини- проекта «Символика гимназии №73»

1

66

работа с различными источниками информации по теме «Знаменитые люди города»

1

67

посещение музея  им. Бардина

1

68

создание презентации «Знаменитые люди города»

1

69

Защита презентаций

1

70

 Итоговое занятие

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по внеурочной деятельности (гражданско-патриотическое направление)«Юный краевед» для 1 класса.

Курс «Юный краевед» носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников. Курс входит в раздел  учебног...

Программа элективного курса "Юный краевед-фотограф", 8 класс, учителя истории высшей категории Козлова Олега Филипповича, Стегримовский филиал МБОУ Соболевская основная общеобразовательная школа им.А.Н.Попова, Монастырщинский район, Смоленская обла

Рабочая Программа элективного курса «Юный краевед-фотограф»,  8  класс Автор: Олег Филиппович Козлов, учитель истории и музыкивысшей категории, Стегримовский филиал,  МБОУ...

Методическая разработка курса "Юный модельер" 9-11 классы блок 1

Курс "Юный модельер" расчитан на 3 года для 9-11 классов. содержит в себе три блока.Блок 1Модуль1 Общие сведения об одежде, ее классификации, о требованиях, предъявляемых к одежде (потребите...

Методическая разработка курса "Юный модельер" 9-11 классы блок 2

Курс "Юный модельер" расчитан на 3 года для 9-11 классов. содержит в себе три блока.Блок 2 Модуль1. Учебный материал включает вопросы о морфологических признаках фигур - об анатомическо...

Методическая разработка курса "Юный модельер" 9-11 классы блок 3

Курс "Юный модельер" расчитан на 3 года для 9-11 классов. содержит в себе три блока.Блок3 модуль1. Учебный материал раскрывает понятия о выборе модели при проектировании одежды, о компо...

Рабочая программа элективного курса "Юные математики" для 6 класса

Эта программа основана на активной деятельности детей, направленной на зарождение, накопление, осмысление и некоторую систематизацию геометрической информации....

Рабочая программа по внеурочной деятельности курса "Юный медик" 7 "А" класс

laquo;Юный медик» - курс внеурочной деятельности  назначение которого - дать ту сумму неформальных знаний и навыков, которые позволят каждому человеку сохранить своё здоровье и оказать пер...