Формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности
методическая разработка по географии (5 класс) на тему

Формирование универсальных учебных действий  во внеурочной деятельности в курсе внеурочной деятельности "Академия естественных наук"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uud_akademiya_estestvennyh_nauk.docx67.01 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование универсальных учебных действий  во внеурочной деятельности

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3

            1. Формирование универсальных учебных действий во внеурочной      деятельности. ………………………  ……………………………………….4

          2. Формирование УУД на примере курса внеурочной деятельности                         «Академия естественных наук»……………………………………………..7

 Заключение…………………………………………………………………….10

 Литература………………………………………………………………......... 11

  Приложения…………………………………………………………………..  12

Введение

         Внеурочная деятельность, в рамках реализации   федерального государственного стандарта, приобрела новую окраску и актуальность, именно ФГОС закрепил обязательность ее организации в школе.  Внеурочная деятельность позволяет ребенку выбрать область интересов, развить свои способности. Стоит отметить, что для школы внеурочная деятельность обязательна, а ребенок имеет право выбора в зависимости от интересов.  Школа совместно с родителями должна помочь решить ему эту задачу, дать возможность попробовать себя в различных сферах жизнедеятельности.

   Федеральные государственные стандарты общего образования пересматривают приоритеты в определении образовательных результатов и включают в состав основных образовательных программ формирование универсальных учебных действий. Главным в развитии личности ребёнка является умение учиться — познавать мир в сотрудничестве с другими учащимися и учителями.

    Цель:  определить формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности.

Задачи:

1. Изучить теоритические основы формирования универсальных учебных действий во внеурочной деятельности.

2. На примере курса внеурочной деятельности «Академия естественных наук» показать особенности формирования УУД.

Объект:  организация внеурочной деятельности в образовательной организации.

Предмет:  формирование УУД на занятиях внеурочной деятельности.  

Методы: изучение литературы;  анализ составление рабочей программы курса внеурочной деятельности «Академия естественных наук».5-7 класс

Глава 1. Формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности.

    Внеурочная деятельность - организованные и целенаправленные занятия учащихся, проводимые школой во внеурочное время для расширения и углубления знаний, умений и навыков, развития самостоятельности, индивидуальных особенностей, а также удовлетворения их интересов [1].

      Под внеурочной деятельностью,  в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта,  понимают образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной и

 направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. [1].

      Универсальные учебные действия - это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся,  как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной и внеучебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых  характеристик.

Универсальные учебные действия в рамках реализации внеурочной деятельности предполагают формирование следующих УУД:

1) личностные

2)  метапредметные:

А) регулятивные;

Б) познавательные;

В) коммуникативные действия.

Цели универсальных учебных действий:

- воспитывать культуру общения;

- воспитывать любовь и уважение к окружающим;

- сблизить и сплотить детский коллектив;

- развивать адекватную самооценку у  школьников;

- научить анализу собственных действий и поступков;

- научить планированию действий;

- развивать устную речь учащихся;

- развивать творческие способности;

- привить интерес к чтению дополнительной литературы и публикаций

Согласно требованиям ФГОС  основного  образования внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности. [2].

  • спортивно-оздоровительное;
  • духовно-нравственное;
  • социальное;
  • общеинтеллектуальное,
  • общекультурное;

Следует рассматривать направления внеурочной деятельности как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ. Каждое из обозначенных направлений можно реализовать, используя любую из предлагаемых видов и форм деятельности  в отдельности и комплексно (возможно комбинирование всех компонентов при разработке конкретной программы внеурочной деятельности).

Для организации внеурочной деятельности могут быть использованы формы, отличные от учебных занятий

  • Клуб
  • Объединение
  • Факультатив
  • Научное общество
  • Конференция
  • Слет
  • Игра
  • Соревнование
  • Турнир
  • Встреча
  • Спектакль
  • Полевая практика
  • Экскурсия
  • Туристический поход

Конкретные программы внеурочной деятельности являются составной частью основной образовательной программы образовательного учреждения.

Любая внеурочная деятельность будет эффективной только через организацию   совместной деятельности  взрослых и детей,  также групповых занятий, в которых учащиеся взаимодействуют друг с другом.

При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, оно должно охватывать и пронизывать собой все виды учебной (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочной  деятельности.

Глава 2. Формирование УУД на примере курса внеурочной деятельности «Академия естественных наук».

    Программа относится к общеинтеллектуальному направлению, рассчитана на 3 года обучения (5- 7 класс)   объемом 105 часов, 1 чаc в неделю.

Реализация курса создает условия для развития познавательного интереса к изучению естественных наук, способствует развитию творческих и исследовательских способностей, расширению кругозора, формированию навыков создания исследовательских проектов различной тематики. (Приложение 1)

          Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.

  • В ходе реализации программы «Академия исследовательских наук» у учащихся  будут сформированы следующие универсальные учебные действия:

      Личностные УУД, формируют у учащихся  умения   оценивать жизненные ситуации, соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами; самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения; делать выбор, какой поступок совершить.

   Например,  Экскурсия на берег реки Томи, озеро Красное позволяет  оценить  экологическое состояние  внутренних вод  Кемерово. Изучение местной флоры и фауны, позволяет определить видовое разнообразие, и определить пути сохранения видов растений и животных. Применение данных форм  деятельности формирует у учащихся бережное отношение к окружающей среде.

         Метапредметные результаты, такие  как:

    Формирование регулятивных  УУД (целеполагание, планирование, саморегуляция) проходит через  такие формы  занятий, как: мини-исследование, составление проектов, учебные дискуссии позволяют учащимся самостоятельно ставить цели, определять задачи, составлять план действий, преодолевать препятствия и представлять свой продукт исследования.

-  Формирование познавательных УУД – это поиск и выделение необходимой информации,  постановка и формулирование проблемы происходят на  экскурсиях, викторинах, конкурсах,  беседах и способствуют развитию и активизации познавательного интереса.

-   Развитие коммуникативных УУД  происходит через    планирование учебного сотрудничества, постановки вопросов, умения  донести свою позицию до других, умения договариваться и уважительно относится к позиции другого. Например, при совместном планировании проектов, подготовке выступлений, изготовлении плакатов и проектов, на театральных постановках, экскурсиях.

    Следует отметить, что в реализации курса внеурочной деятельности «Академия естественных наук» большое значение отводится к  исследовательской деятельности, проектной деятельности. Данные формы    способствует приобщению школьников к исследовательской деятельности  природы родного края, его культурно-историческому прошлого, к бережному отношению с объектами и явлениями окружающего мира. Открывает новые возможности переноса образовательного процесса в реальную среду жизнедеятельности социума. Эти виды деятельности позволяют формировать и личностные, и регулятивные, и познавательные, и коммуникативные универсальные учебные действия. В их основе лежит способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом.

            Занятия внеурочной деятельности способствуют формированию  универсальных учебных действий (УУД), т.е. способствует саморазвитию и самосовершенствованию учащихся путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

   

Заключение

     В современной школе педагог должен быть не только учителем, но и воспитателем. Ведь только педагог с позицией воспитателя может осуществлять ценностное самоопределение детей, которое так необходимо в современном мире. Воспитание должно пронизывать все виды деятельности: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, спортивную, досуговую, коммуникативную, трудовую и др.) деятельность. Организация внеурочной деятельности способствует развитию  у детей интереса к той или иной деятельности,  создает возможности для профессионального самоопределения.

Литература

1. Ропацевич Е.С., Современный словарь по педагогике [Текст]: Словарь / Е.С. Ропацевич. - М: Современое слово, 2001.- 110 с.

2. Универсальные учебные действия - формирование и развитие на уроке [Электронный ресурс] / - Режим доступа: . https://nsportal.ru.- Загл.с экрана. –Яз.рус, англ.


Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Академия естественных наук », 5-7 классы

          

                Составитель:

                                                                                                                  Орлова Е.А.,

                                                                                                                  учитель географии

Кемерово, 2017

Содержание

Результаты освоения курса внеурочной деятельности ……………………………………………3

Содержание курса внеурочной деятельности  с указанием форм и видов деятельности……….8

Тематическое планирование…………………………………………………………………………14

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

В ходе реализации программы «Академия естественных наук» у обучающихся будут сформированы следующие универсальные учебные действия:

Личностные:

  • Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве:  готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и учитывающего многообразие современного мира;
  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
  • Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности;
  • Формирование бережного отношения к природным ресурсам, гордости за свою страну, патриотизма.

В результате освоения курса  внеурочной деятельности  «Академия естественных наук» обучающимися будут достигнуты следующие  метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

  • Умение самостоятельно определять цели обучения,

 ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
  • Составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
  • Определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
  • Описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
  • Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, в том числе, во внутреннем плане,
  • Систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
  • Отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
  • Оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
  • Работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
  • Устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
  • Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
  • Оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
  • Обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
  • Наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
  • Соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

Познавательные УУД

Учащийся научится:

  • Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.
  • Выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
  • Объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • Выделять явление из общего ряда других явлений;
  • Строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
  • Строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
  • Вербализировать  эмоциональное впечатление, оказанного на него источником;
  • Объяснять  явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
  • Выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
  • Делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными;
  • Строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
  • Преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
  • Строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
  • Анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
  • Применять  приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
  • Находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
  • Ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
  • Устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
  • Резюмировать главную идею текста;
  • Критически оценивать содержание и форму текста;
  • определять свое отношение к природной среде;
  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
  • проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
  • прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
  • распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

  • Определять возможные роли в совместной деятельности;
  • Играть определенную роль в совместной деятельности;
  • Принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
  • Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий групповых и парных работ;

  • Определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
  • Строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
  • Корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
  • Критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
  • Выделять общую точку зрения в дискуссии;
  • Договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
  • Организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
  • Устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
  • Отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
  • Высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
  • Развивать потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии.
  • Развивать способности открыто выражать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.
  • Целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
  • Выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
  • Выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
  • Использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
  • Использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
  • Создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Содержание курса внеурочной деятельности  с указанием форм и видов деятельности

Форма организации: научное общество

 

Что такое гидросфера?    (5 класс)

Цель и задачи курса « Академия исследовательских наук».  (1 час)

Раздел 1.Состав гидросферы (5 часов)

Теоретическая часть:  состав гидросферы: воды океанов, морей, озер, рек, ручьев, прудов, болот, подземные воды, ледники.

Практическая часть: «Нанесение на контурную карту внутренних вод Кемеровской области». Экскурсия «Внутренние воды Ленинского района города  Кемерово».

Форма организации: круглый стол.

Вид деятельности: познавательная деятельность, туристско-краеведческая деятельность.

Раздел 2. Химический состав воды. (6 часов)

         Теоретическая часть:  Нахождение в природе. Физические свойства воды. Состав и строение молекулы. Получение в лаборатории.

         Практическая часть: Викторина  « Вода, вода…».

Форма организации: круглый стол.

Вид деятельности: познавательная деятельность, игровая деятельность.

Раздел 3. Проектная деятельность  (6 часов)

Теоретическая часть: Знакомство с основными этапами исследовательской деятельности.

Постановка целей, задач, определение объекта, предмета исследования, выдвижение гипотезы. Работа с разными источниками информации.

Форма организации: беседа.

        Практическая часть:  экскурсия в  школьную, районную библиотеку.

Вид деятельности: проблемно-ценностное общение.

Раздел 4. Свойства воды. (2 часа)

         Теоретическая часть: Цвет, форма, запах, агрегатные состояния, фазовые переходы.

        Практическая часть: «Свойства воды в разных агрегатных состояниях».

Форма организации: беседа, мини – исследование.

Вид деятельности:  познавательная деятельность,  проблемно-ценностное общение.

Раздел 5. Вода в живых организмах. (1 час)

Практическая часть: викторина  «Роль воды в организме живых существ».

Форма организации: викторина.  

Виды деятельности: игровая деятельность.

Раздел 6. Мини исследование  «Вода - растворитель» (4 часа)

Практическая часть: Введение понятия раствор, взвесь. Значение растворов в природе и жизни человека.

Форма организации: Исследование.

Вид деятельности: проблемно-ценностное общение, познавательная деятельность.

Раздел 7. Исследовательская деятельность «Экспериментальное изучение основного физического свойства воды». (8 часов)

Практическая часть:  Виды проектных  работ: 

  • исследование реки своего населенного  пункта: изучение берега озера;
  • регистрация уровня воды в озере;
  • изучение качества воды на  Красном  озере, реки Томи».  
  • Экологическое состояние и очистка  внутренних вод Кемеровской области. Экскурсия: Оценка экологического состояния реки Томи.

Форма организации: исследовательская и проектная деятельность.

Виды деятельности: познавательная деятельность, туристско-краеведческая деятельность, проблемно-ценностное общение.

 Раздел 8. Мировой океан - основная часть гидросферы.  (2 часа)

Практическая часть: Заочное путешествие  «По морям, океанам…»

 Практическая часть: Итоговые занятия «Вода, вода - кругом вода».

 Форма организации: игра.

Виды деятельности: игровая деятельность.

Что такое атмосфера? (6 класс)

         Раздел 9. Понятие атмосферы. (2 часа)

Теоретическая часть: Что входит в состав атмосферы, протяженность атмосферы.

Форма организации: Круглый стол.

Виды деятельности: познавательная деятельность.

Раздел 10 .  Воздух – смесь газов. (8 часов)

         Компоненты  воздуха. История открытия состава воздуха. Краткая характеристика основных частей воздуха.

Практическая часть: Мини исследование: «Состав воздуха»

Форма организации: круглый стол, исследование

Виды деятельности: познавательная деятельность.

Раздел 11.  Растения – главный поставщик кислорода на Земле. (5 часа)

Теоретическая часть: Космическая роль растений на планете Земля.

Практическая часть: творческая работа. Экологическая сказка.

Виды деятельности: познавательная деятельность,  проблемно-ценностное общение

Форма организации: дискуссия, творческая работа.

Раздел 12 . Свойства кислорода и углекислого газа. (3 часа)

Практическая часть: мини исследование:  «Исследование свойств кислорода и углекислого газа».

Форма организации: исследование

Виды деятельности: познавательная деятельность

Раздел 13 . Атмосферное давление.  (6 часов)

Теоретическая часть: причины, создающие атмосферное давление, использование атмосферного давления в ряде областей человеческой деятельности.

Практическая часть: мини-исследование: экспериментальное доказательство существования атмосферного давления.

Форма организации: дискуссия, исследование

Виды деятельности: познавательная деятельность,  проблемно-ценностное общение, исследовательская деятельность.

Раздел 14 . Образование ветров.(6 часов)

Теоретическая часть: Ветер как природное атмосферное явление, механизм образования ветров.

Практическая часть: исследовательская работа: «Механизм формирования ветров, формирование энциклопедических  знаний в процессе выполнения проектной работы».

Форма организации: круглый стол, исследование.

Виды деятельности: познавательная деятельность,  проблемно-ценностное общение.

Раздел 15.  Воздух и все живое. (5 часов)

Практическая часть: экскурсия «Роль воздуха для поддержания жизни организмов.

Практическая часть: экскурсия Среда обитания птиц, насекомых».

Форма организации: экскурсия.

Виды деятельности: познавательная деятельность, туристско-краеведческая деятельность, проблемно-ценностное общение.

Раздел 16.  Итоговые  занятия по теме «Атмосфера». (3 часа)

Практическая часть:  Интеллектуальное соревнование  «Особенности строения атмосферы, явления, происходящие в ней».

Форма организации: интеллектуальное соревнование.

Виды деятельности: познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение.

Что такое литосфера? 7 класс

Раздел 17.   Строение Земли. (5 часов)

Теоретическая часть: Введение. Что такое литосфера?

 Практическая часть: заочное путешествие « Внутреннее и внешнее строение Земли».

 Практическая часть: мини – проект «Изготовление макета строения земли».

Форма организации: круглый стол,  исследование.

Виды деятельности: познавательная деятельность.

Раздел 18.    Почва. Изучение состава почвы населенного пункта. (9 часов)

Теоретическая часть: Почва, ее механический состав почвы.

Виды деятельности: познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение.

Практическая часть: практикум на местности: «Закладка шурфа, механический состав почв, особенности почвенного профиля, определение глубины профиля».

Практическая часть: исследовательская работа «Состав почвы».

Форма организации: круглый стол,  исследование.

Виды деятельности: познавательная деятельность, туристско-краеведческая деятельность.

 Раздел 19. Геологическая коллекция моего города. (6 часов)

Практическая часть: экскурсия в геологический музей.

         Практическая часть: экскурсия «Полезные ископаемые Кузбасса».

Практическая часть: создание собственной коллекции минералов и горных пород родного края.

Форма организации: экскурсия,  исследование.

Виды деятельности: познавательная деятельность, туристско-краеведческая деятельность.

         Раздел 20. Землетрясения.  (3 часа)

Теоретическая часть: раннее и современное объяснение причин землетрясения, механизм землетрясений и их классификация, перспективы предсказаний, трудности прогноза. Использование способности животных для ранней диагностики и прогнозирования землетрясения.

Форма организации: круглый стол.

Виды деятельности: познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение.

 Раздел 21. Вулканы  (3 часа)

Теоретическая часть: Механизм образования вулканов, виды вулканов, история вулканических катастроф.

Практическая часть:  дискуссия «Возможно ли образование вулканов на территории Кемеровской области?»

Форма организации: круглый стол, дискуссия.

Виды деятельности: познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение.

Раздел 22. Растительный и животный мир Кузбасса.  (9 часов)

         Теоретическая часть: растительный и животный мир Кузбасса. Заповедные зоны Кузбасса. Места расположения заповедных зон Кузбасса. Охраняемые природные объекты в этих зонах.

Практическая часть: «Изучение местной флоры и фауны».

Красная книга.

Практическая часть: экскурсия в ботанический сад.

         Практическая часть: мини – проект « Заочная экскурсия по заповедным местам Кузбасса».

Практическая часть: викторина «Мой край».

Форма организации: круглый стол, дискуссия, викторина, экскурсия.

Виды деятельности: познавательная деятельность, туристско-краеведческая деятельность, проблемно-ценностное общение.

Тематическое планирование

Что такое гидросфера? 5 класс

5 класс

№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

всего

теория

практика

1

Тема 1. Цель и задачи курса

 « Академия естественных  наук».

1

1

2

Раздел 1. Состав гидросферы.

Тема 2.  Состав гидросферы

Тема 3.Экскурсия «Внутренние воды Ленинского района города  Кемерово»

Тема 4. Практическая работа «Нанесение на контурную карту внутренних вод Кемеровской области».

5

2

2

3

        

2

1

3

Раздел 2. Химический состав воды.

Тема 5. Нахождение в природе.

Тема 6. Физические свойства воды.

Тема 7. Состав и строение молекулы воды.

Тема 8. Получение в лаборатории.

 Тема 9. Викторина  « Вода, вода…»

6

4

1

1

1

1

2

2

4

Раздел 3.  Проектная деятельность  

Тема 10. Знакомство с основными этапами исследовательской деятельности.

Тема 11. Постановка целей, задач, определение объекта, предмета исследования, выдвижение гипотезы.

 Тема 12. Работа с разными источниками информации.

Тема 13. Экскурсия в  школьную,

Тема 14.  Экскурсия в районную библиотеку.

6

2

1

1

4

2

1

1

5

Раздел 4. Свойства воды.

Тема 15. Цвет, форма, запах, агрегатные состояния, фазовые переходы.

 Тема 16. Мини - исследование «Свойства воды в разных агрегатных состояниях».

2

1

1

1

1

Раздел 5. Вода в живых организмах.

Тема 17. Викторина  «Роль воды в организме живых существ».

1

-

1

Раздел 6. Вода - растворитель - 4 часа

Тема 18. Введение понятия раствор, взвесь. Значение растворов в природе и жизни

человека.

Мини исследование  «Вода - растворитель»

4

1

3

Раздел 7. Исследовательская деятельность

Тема 19.  «Экспериментальное изучение основного физического свойства воды»

.

8

8

Раздел 8. Мировой океан - основная часть гидросферы

Тема 20. Заочное путешествие  «По морям, океанам…»  

Тема 21.  Итоговые занятие «Вода, вода - кругом вода»

2

2

1

1

Итого:

35

11

24

Что такое атмосфера? 6 класс

№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

всего

теория

практика

1

Раздел 9. Понятие атмосферы

 Тема 22. Что входит в состав атмосферы, протяженность атмосферы

2

2

2

Раздел 10 .  Воздух – смесь газов

Тема 23. Компоненты  воздуха.

 Тема 24. История открытия состава воздуха.

 Тема 25. Краткая характеристика основных частей воздуха.

Тема  26. Мини - исследование: «Состав воздуха

6

3

1

1

1

3

3

3

Раздел 11.  Растения – главный поставщик кислорода на Земле.

Тема 27. Космическая роль растений на планете Земля

Тема 28. Создание экологической сказки

5

2

2

3

3

4

Раздел 12. Свойства кислорода и углекислого газа

Тема 29. Мини - исследование:  «Исследование свойств кислорода и углекислого газа»

3

3

3

Раздел 13 . Атмосферное давление

Тема 30. Причины, создающие атмосферное давление

Тема 31. Использование атмосферного давления в ряде областей человеческой деятельности.

Тема 32. Мини-исследование: Экспериментальное доказательство существования атмосферного давления

6

2

1

1

4

        4

Раздел 14.  Образование ветров

Тема 33. Ветер как природное атмосферное явление

Тема 34. Механизм образования ветров

Тема 35. Исследовательская работа: «Механизм формирования ветров, формирование энциклопедических  знаний в процессе выполнения проектной работы».

6

2

1

1

4

4

Раздел 15.  Воздух и все живое

Тема 36. Экскурсия «Роль воздуха для поддержания жизни организмов.

Тема 37. Экскурсия Среда обитания птиц, насекомых

5

5

3

2

Раздел 16.  Итоговые  занятия по теме «Атмосфера»

Тема 38. Интеллектуальное  соревнование  «Особенности строения атмосферы, явления, происходящие в ней»

2

2

2

Итого:

35

11

23

Что такое литосфера? 7 класс

№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

всего

теория

практика

1

Раздел 17.   Строение Земли

Тема 39. Введение. Что такое литосфера?

Тема 40. Заочное путешествие « Внутреннее и внешнее строение Земли».

Тема 41. Мини – проект «Изготовление макета строения земли»

5

1

1

4

2

2

Раздел 18. Почва. Изучение состава почвы населенного пункта.

Тема 42. Почва, ее механический состав почвы.

Тема 43. Практикум на местности:  Закладка шурфа,

Тема 44.  Практикум на местности: Механический состав почвы

Тема 45. Практикум на местности особенности почвенного профиля, определение глубины профиля»

Тема 46.  Защита исследовательская работ «Состав почвы»

9

1

1

8

2

2

2

2

Раздел 19. Геологическая коллекция моего города

Тема 47. Экскурсия в геологический музей.

 Тема 48 Экскурсия «Полезные ископаемые Кузбасса».

Тема 49. Создание собственной коллекции минералов и горных пород родного края

6

6

2

2

2

Раздел 20. Землетрясения

Тема 50. Раннее и современное объяснение причин землетрясения

Тема 51.  Механизм землетрясений и их классификация, перспективы предсказаний, трудности прогноза.

Тема 52.  Использование способности животных для ранней диагностики и прогнозирования землетрясения

3

3

1

1

1

Раздел 21. Вулканы  

Тема 53. Механизм образования вулканов, виды вулканов, история вулканических катастроф.

Тема 54. Дискуссия «Возможно ли образование вулканов на территории Кемеровской области?»

3

1

1

2

2

Раздел 22. Растительный и животный мир Кузбасса

Тема 55. Растительный и животный мир Кузбасса.

Тема 56. Изучение местной флоры и фауны».

Красная книга.

Тема 57.Экскурсия в ботанический сад.

Тема 58. Заповедные зоны Кузбасса.

 Тема 59.  Создание мини – проекта « Заочная экскурсия по заповедным местам Кузбасса».

Тема 60.  Викторина «Мой край».

9

2

1

1

7

2

2

2

1

Итого:

35

8

27


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Анализ мероприятия по формированию универсальных учебных действий в рамках внеурочной деятельности»

Формирование универсальных учебных действий у учащихся основной школы во внеурочной деятельности....

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ФОРМИРОВАНИЕ   УНИВЕРСАЛЬНЫХ   УЧЕБНЫХ   ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

«Формирование универсальных учебных действий средствами внеурочной деятельности».

В   Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования  идет речь о том, что сегодня важно не только дать ребенку как можно больше конкретных  пред...

Развитие учебно - познавательной компетенции ( самостоятельности ) учащихся средней школы через формирование универсальных учебных действий на уроках физики и во внеурочной деятельности

Создание условий (системы работы и методической копилки ) для развития самостоятельности обучающихся на уроках физики и во внеурочной деятельности через формирование УУД, ( включающей в себя систему у...

Формирование универсальных учебных действий через внеурочную деятельность по русскому языку и литературе

В настоящее время на смену идеологии «образование-преподавание» пришло «образование-созидание».Наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", учитель должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учи...

Формирование универсальных учебных компетенций в урочной и внеурочной деятельности

Формирование универсальных учебных компетенций в урочной и внеурочной деятельности...