«Формирование универсальных учебных действий средствами внеурочной деятельности».
учебно-методическое пособие по музыке по теме

В   Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования  идет речь о том, что сегодня важно не только дать ребенку как можно больше конкретных  предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и вооружить его такими универсальными способами,  которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Таким образом, важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться

 

Совершенно очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида УУД на занятиях нет, и не может быть. Однако, перенос акцентов возможен. И поэтому в одних  видах деятельности может уделяться внимание формированию одних видов УУД, в других – на формирование других УУД. Но в целом, идёт формирование всех видов универсальных учебных действий.

 

 

С

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МЭРИИ

Муниципальное бюджетное учреждение

средняя образовательная школа № 86

г. о. Тольятти

 «Формирование УУД средствами внеурочной деятельности».

Педагог дополнительного образования

Бастрикова Татьяна Павловна

г.о.  Тольятти

 2013г.

В   Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования  идет речь о том, что сегодня важно не только дать ребенку как можно больше конкретных  предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и вооружить его такими универсальными способами,  которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Таким образом, важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться».

Большая роль здесь отводится внеурочной деятельности. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, потребностей, интересов – удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как внеурочная деятельность своей целью ставит прежде всего развитие личности обучающихся.

Под   внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать  образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличной от классно – урочной и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования в аспекте воспитания и социализации.

Внеурочная деятельность в нашей школе организована по направлениям развития личности: духовно – нравственное, спортивно – оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.

Мною в течение 3-х лет  реализуется Программа внеурочной деятельности общекультурного направления «Звонкая песенка» Выбор данной программы не случаен. Она позволяет расширить знания по предмету «Музыка», способствует сохранению и укреплению здоровья детей,  формированию универсальных учебных действий.

Ведь пение является самым массовым и самым доступным для детей видом деятельности.

Занятие  по программе «Звонкая песенка » по своему характеру является развивающее – обучающим и направлено на формирование эстетических развитой личности, на пробуждение творческой активности и  художественного мышления, на выработку навыков восприятия музыки. А также на выявление способностей воспитанников к самовыражению через  исполнительскую творческую деятельностью.

Четкая структура занятий имеет особое значение. Главным условием продуктивной работы является качество музыкального материала и методы работы над ним. Хорошо продуманная последовательность видов деятельности, чередование легкого и сложного, напряжения и разрядки делают занятия продуктивными и действенными.

На   занятиях  я использую такие виды деятельности, как: пение, музыкально – ритмические движения, подвижные игры, музыкальные конкурсы, викторины, просмотр музыкальных сказок и м/ф, прослушивание аудио записей.

Совершенно очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида УУД на занятиях нет, и не может быть. Однако, перенос акцентов возможен. И поэтому в одних  видах деятельности может уделяться внимание формированию одних видов УУД, в других – на формирование других УУД. Но в целом, идёт формирование всех видов универсальных учебных действий.

На слайде представлены познавательные УУД, которые формируются у учащихся на занятиях.

Познавательные УУД:

- определить характер и художественную  ценность песни;

- определить жанра песни, привести другие примеры песен в этом жанре;

- приобретение сведений об авторах песни;

- уметь работать  с текстом песни (анализ текста, вычленение и разбор трудных слов,     определение  содержательно-смыслового созвучия поэтического и музыкального текста   песни). 

-  найти особенности, которые характерны только для конкретной песни и

    выявить общие характеристики с другими песнями;

- определить, какие элементы музыкальной речи нужно особо подчеркнуть при

    исполнении песни;

- найти средства художественной выразительности песни;

- отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- находить ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный опыт и информацию,

   полученную от учителя;

- уметь сравнить образы в живописи и музыке;
- знать основные музыкальные термины: музыкальный сух и музыкальная память, ритм,   темп, лад, унисон, ансамбль, хор, певческое дыхание и т.д.;

-  делать выводы о результатах совместной работы в коллективе.

Регулятивные УУД:

-  учиться определять цели и задачи деятельности на занятиях;

- уметь составить план действий для выразительного исполнения песни;

- волевая саморегуляция;

- самооценка своих действий в пении, музыкально – ритмических движениях и подвижной    

   игре;

-  планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно)    

    необходимые действия, операции, действовать по плану;

- уметь давать оценку качества и уровня усвоения материала.

-  контролировать свои действия по образцу, предложенному учителем;
- оценивать результаты учебной деятельности по предложенным критериям;

-   учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности коллектива.

Коммуникативные УУД:

- совместно договариваться о правилах общения и поведения во время занятий;

- формулировать собственное мнение и позицию;

-  допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

-  приобретать навыки коллективного творчества в различных видах деятельности;    

 - строить монологическое высказывание;

-  владеть диалогической формой речи;

- уметь слушать и слышать партнера;

- уметь работать в паре, группе, команде (песня,  викторина, подвижная игра);

-  приобретать навыки коллективного творчества в различных видах деятельности;    

-  учиться выполнять различные роли в группе (лидер, исполнитель, критик).

В  певческой деятельности заложена уникальная возможность взаимодействия таких средств воспитания уникальная возможность взаимодействия таких средств воспитания, как музыка и коллектив. С одной стороны, в пении развиваются музыкальные способности и формируется художественный вкус учащихся; с другой – создаются условия для выработки у ребенка внимания и усидчивости, дисциплины и воли, чувства ответственности и целеустремленности, серьезного отношения к порученному делу; определенных норм поведения, общения с товарищами, уважительного отношения к труду.

Личностные УУД:

-  положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания,  умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;

- осознание себя как  индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;

- осознание себя как гражданина,(через песенный репертуар) как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;

- стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья;

- умение самостоятельно делать выбор в мире эстетических чувств;

- следовать простым правилам поведения в коллективе.

На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что  Программа «Звонкая песенка» эффективно реализуется. Учащиеся показывают  личностные результаты, которые выражаются в стремлении реализации своего творческого потенциала, готовности проявить свою эстетическую позицию, в развитии самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма. Ребята с удовольствие исполняют выученные песни и выступают с ними на классных и школьных мероприятиях и итоговых линейках.

Например,

«Кто сказал, что осень грустная пора?»

«Новый год» (1 классы)

«Мамина песенка»

«Веселая песенка»

( 2 классы)

 «Дождливый денек»

«Мечта»

«Рождество»

Песенка первоклассника» (3  классы)

 

Внеурочная деятельность будет способствовать формированию УУД в том случае, если педагог использует современные образовательные технологии и разнообразные формы сотрудничества. Я использую технологию коллективного способа обучения, технологию оценивания, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии.

Формирование универсальных учебных действий – неотъемлемая часть как  учебного процесса, так и внеучебной деятельности. Главное в моей работе – это найти такие методы работы, которые позволят максимально эффективно использовать потенциал  каждого занятия.  На сегодняшний день для полной реализации Программы, в особенности для учащихся 3-4 классов, повышения мотивации детей к занятиям необходимо оснащение учебного кабинета компьютерной техникой и видео аппаратурой.

                                                                               

В заключении хотелось бы отметить, что организованная целенаправленная деятельность  способствует формированию творчески развитой личности, способной к активной социальной адаптации, готовой к успешной самореализации в современном мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий через внеурочную деятельность по русскому языку и литературе

В настоящее время на смену идеологии «образование-преподавание» пришло «образование-созидание».Наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", учитель должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учи...

Система и особенности формирования универсальных учебных действий во внеурочной деятельности

С 1сентября 2011 года все школы РФ перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), ориентированный на результаты образования, где развит...

Реферированный каталог научно-методической литературы по проекту «Реализация системно-деятельностного подхода при формировании универсальных учебных действий во внеурочной деятельности»

Автор приводит список литературы по заявленной теме, оформленный в соответствии с современными правилами библиографических указателей. Материал может быть полезен как учителям средних школ, так и мето...

Формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности средствами студии изобразительного искусства «Весёлая палитра»

В статье описана работа по формированию УУД у учащихся начальных классов на занятиях изостудии "Весёлая палитра"....

Формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности

Формирование универсальных учебных действий  во внеурочной деятельности в курсе внеурочной деятельности "Академия естественных наук"...

Формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности

Универсальные учебные действия - это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся,  как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной и внеучебной де...