Система и особенности формирования универсальных учебных действий во внеурочной деятельности
материал на тему
С 1сентября 2011 года все школы РФ перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), ориентированный на результаты образования, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий (УУД), познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
segodnya.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
С 1сентября 2011 года все школы РФ перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), ориентированный на результаты образования, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий (УУД), познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.
Пришло осознание того, что детей надо учить по-новому. Что проверенные веками методы обучения и воспитания не позволяют в достаточной степени обеспечить успешную адаптацию выпускников к жизни в современном обществе. Объем научной информации стремительно возрастает – за каждые 10 лет он удваивается. Поэтому сколь бы прочны и обширны не были знания ученика, он окажется беспомощным в жизни перед лавиной обрушившихся на него задач и проблем, если не научится учиться, изменять себя, если у него не будет сформирована ценность и способность к самоизменению. самовоспитанию и саморазвитию.
Как известно, ключевые изменения ФГОС НОО состоят в том, что впервые начальная школа должна сформировать у ученика не только предметные ЗУН, но и, прежде всего, личностные и метапредметные (универсальные) результаты образования и умение учиться в целом, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе. Ребенок с помощью школы должен не только научиться добывать самостоятельно знания, но, главное, понимать их ценность, уметь их применять в жизни. Для этого необходимо изменить и характер учебного процесса, и способы деятельности учащихся
Школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).
Универсальные учебные действия .Понятие это не новое, оно обобщает позитивный опыт, который связан с формированием компетенции «уметь учиться». Это умение формируется в начальной школе в виде желания учиться, а в стандартах основной и старшей школы оно должно проявляться как самостоятельность, инициативность, ответственность.
Для успешной развития этого умения важным является обеспечение готовности учителя, которая подразумевает:
-владение содержанием каждого из УУД и связей между ними;
-умение выбирать УУД в зависимости от цели обучения, специфики учебного предмета, возрастных особенностей учащихся;
-способность организовывать деятельность учащихся по формированию УУД.
. Как организовать условия для полноценного формирования универсальных учебных действий учащихся? Учебной деятельности для этого недостаточно. Необходимо продолжить формирование УУД во внеурочной деятельности
Заинтересованность школ в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план 1-4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты.
. Сегодня к этому есть целый ряд объективных и субъективных оснований:
• на развитие воспитания в целом и внеурочной деятельности как одной из составляющих нацеливают нормативные документы;
• педагогической наукой и практикой осознаются образовательные, социально-педагогические и воспитательные возможности внеурочной деятельности;
• правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой сферу, которая в конечном итоге скажется на конкурентоспособности учащегося
Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:
– обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
– снизить учебную нагрузку обучающихся;
– улучшить условия для развития ребенка;
– учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Новизна заключается еще и в том, что внеурочная деятельность впервые используется для полноценного формирования универсальных учебных действий в рамках ФГОС НОО.
Известно, что формирование любых личностных новообразований − умений, способностей, личностных качеств, − возможно лишь в деятельности (Л.С. Выготский). При этом формирование любых умений, в том числе и универсальных учебных действий (УУД) проходит через следующие этапы:
1. Первичный опыт выполнения УУД и мотивация.
2. Освоение того, как это УУД надо выполнять.
3. Тренинг, самоконтроль и коррекция.
4. Контроль.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает саморазвитие и самосовершенствование . В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Что же дают универсальные учебные действия?
• обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
• создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;
• обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
Универсальный характер УУД проявляется в том, что они:
• носят надпредметный, метапредметный характер;
• обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
• обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
• лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;
• обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося
В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемым и ключевыми целями образования, выделяются четыре блока:
личностный;
регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
познавательный;
коммуникативный.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей¸ самого себя и своего будущего.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Для того, чтобы планировать работу, направленную на формирование УУД, необходимо научиться "видеть" действия разных видов, находить их в той или иной учебной и внеучебной ситуации, потому что умение найти УУД в предлагаемом материале - один из важных шагов по формированию УУД у учащихся
Это подобно ситуации с овладением грамотным письмом - чтобы грамотно вставлять "жи" и "ши" в нужных местах слова, надо уметь выделять их в словах. Тоже и с УУД.
Ясно то, что все учителя, сознательно или бессознательно, всё равно эти УУД формировали, ведь писали раньше: образовательные, воспитательные и развивающие задачи. Теперь учителю предстоит это делать осознанно, ведь конечная цель - научить ребёнка учиться самостоятельно. А это возможно только путём включения его в активную деятельность
В настоящее время пока еще остается много вопросов, связанных с технологией формирования УУД, и не до конца понятна конкретная модель работы.
Но ясно одно – формирование УУД невозможно, если образовательный процесс организован «по-старинке». Нельзя научить ребенка учиться, организовывать свою работу, не ставя его в активную позицию, не обращая внимания на развивающие задачи. Просто лекциями и пересказыванием учебника не обойтись…
КАК организовать воспитывающую внеурочную деятельность? Как целенаправленно достигать в ней воспитательных результатов и эффектов? В каких культурных формах и на каком содержании это лучше всего делать? Как проектировать образовательные программы внеурочной деятельности и претворять их в жизнь? ‘’’Эти и многие другие вопросы продолжают стоять сегодня перед педагогическими коллективами
«Если хочешь научиться прыгать – надо прыгать». Также и с универсальными учебными действиями. Чтобы учиться планировать, надо планировать, а чтобы научиться систематизировать информацию – необходимо осваивать формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию.
Так, меняется роль учителя - теперь он организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать занятия для развития регулятивных, коммуникативных, познавательных учебных действий. Учитель – главный помощник ребенка в овладении компетенциями, он идет рядом, создавая условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями!
Добиться этого можно только через специальную организацию учебно-воспитательного процесса:
1. проблемно-диалогическое обучение – деятельностный подход в обучении;
2. организацию учебного сотрудничества;
3. работу по планированию, оцениванию детьми собственной деятельности;
4. проектно-исследовательскую деятельность;
5. использование интерактивных возможностей ИКТ;
Следует перейти « от стихийности – к целенаправленному и планомерному формированию универсальных учебных действий». В связи с этим встают вопросы:
- Чему учить (обновление содержания)?
- Ради чего учить (ценности образования)?
- Как учить (обновление средств обучения)?
Как система УУД, так и каждый из видов УУД характеризуется возрастной спецификой, определяемой структурой и динамикой психологического возраста, задачами развития и характером ведущей деятельности и общенияПодводя итог, отмечу, что в условиях перехода на Федеральные государственные стандарты образования второго поколения организация внеурочной и проектно-исследовательской деятельности школьников обеспечивает формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-нравственное воспитание.
Внеурочная деятельность имеет коррекционную составляющую, так как создает условия для упражнения и тренировки определённых эмоционально-волевых и нравственно-поведенческих качеств, выполнения общепринятых требований, соблюдения норм межличностных отношений. Каждая минута, проведённая в школе, даёт ребёнку положительный опыт общения, позволяет проявить себя как активную, творческую личность, расширяет его представления об окружающем мире.
В условиях правильной организации внеурочной и исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые “нравственные привычки”. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладевают учащиеся. Выполняя работу в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.
Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону, дать детям насладиться радостью своего открытия.
Думала: главное — формировать,
Делать, ваять, лепить.
Думала: верный маршрут показать,
Править, лечить, учить.
Думала: рваться, бороться, рубить.
Мчаться, коль сила несет
А оказалось — всего лишь любить
Только любить — вот и все.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2
г. Дубны Московской области»
Выступление на педагогическом совете школы
Тема:
«Система и особенности формирования универсальных учебных действий во внеурочной деятельности»
Подготовила: Власова С.И
Дубна 2013
Администрация города Дубны Московской области
Управление народного образования
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2
г. Дубны Московской области»
(школа № 2)
_____________________________________________________________________
Выписка
из протокола № 3 педагогического совета школы от 11.12.2013 г
Присутствовали — 18 чел
Повестка:
Формирование универсальных учебных действий.
Слушали:
- Халяпину Н.П, учителя истории и обществознания, по теме «Система и особенности формирования универсальных учебных действий во внеурочной деятельности» (выступление прилагается)
- Афанасьеву Т.И, учителя начальных классов, по теме «Формирование УУД по программе «Художественное творчество: станем волшебниками»( выступление прилагается)
- Абросимову Ольгу Геннадьевну, учителя начальных классов, по теме: «Формирование УУД по программе «Геометрика» ( выступление прилагается)
- Щеглову А.В, учителя английского языка, по теме: «Формирование УУД по программе полиглотик» ( выступление прилагается)
Председатель педсовета Н.П.Халяпина
Секретарь А.В.Щеглова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование универсальных учебных действий средствами внеурочной деятельности».
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования идет речь о том, что сегодня важно не только дать ребенку как можно больше конкретных пред...
Формирование универсальных учебных действий через внеурочную деятельность по русскому языку и литературе
В настоящее время на смену идеологии «образование-преподавание» пришло «образование-созидание».Наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", учитель должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учи...
Реферированный каталог научно-методической литературы по проекту «Реализация системно-деятельностного подхода при формировании универсальных учебных действий во внеурочной деятельности»
Автор приводит список литературы по заявленной теме, оформленный в соответствии с современными правилами библиографических указателей. Материал может быть полезен как учителям средних школ, так и мето...
Формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности
Формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности в курсе внеурочной деятельности "Академия естественных наук"...
"Формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности"
конспект доклада...
Формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности
Универсальные учебные действия - это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной и внеучебной де...
Формирование универсальных учебных действий через внеурочную деятельность в 5 классе
Формирование универсальных учебных действий через внеурочную деятельность в 5 классе...