Формирование универсальных учебных действий через внеурочную деятельность в 5 классе
методическая разработка

Ивашкина Светлана Викторовна

Формирование универсальных учебных действий через внеурочную деятельность в 5 классе

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ивашкина С.В. классный руководитель 5 класса Формирование и развитие УУД через внеурочную деятельности в 5 классе Текст надписи

Слайд 2

Это мой класс 5 КЛАСС

Слайд 3

Кого выбирают Кто выбирает Диана Маргарита Екатерина Айдос Алексей Ангелина Мирослав Марина Аксинья Максим Диана ++ ++ ++ ++ Маргарита ++ +++ ++ ++ Екатерина ++ ++ Айдос + +++ + Алексей ++ + ++ ++ Ангелина +++ + +++ + Мирослав + + + + + +++ Марина +++ +++ Аксинья ++ +++ +++ + Максим +++ + Общее число выборов 13 10 6 3 2 8 8 6 6 6 Авторитетные школьники - Диана, Мирослав, Маргарита, Ангелина Поддерживают в целом неплохие отношения с большинством – Катя, Марина, Максим, Аксинья Одиночки, поддерживают хорошие отношения с очень узким кругом своих одноклассников – Айдос, Алеша.

Слайд 4

Фамилия, имя Диагностика нравственной самооценки Диагностика этики поведения Отношение к жизненным ценностям Диагностика нравственной мотивации Гацко Диана 39 Высокий Средний Высокий Высокий Данильченко Маргарита 33 Средний Средний Средний Высокий Козлова Екатерина 32 Средний Средний Средний Средний Кусанов Айдос 37 Средний Средний Средний Средний Лаптев Алексей 37 Средний Средний Средний Средний Полегенько Ангелина Средний Средний Средний Средний Плеснев Мирослав 38 Средний Средний Средний Высокий Смоленко Марина 30 Средний Средний Средний Средний Чернявская Аксинья Средний Средний Средний Средний Чечевский Максим 32 Средний Средний Средний Высокий Общее число выборов ДИАГНОСТИКА НРАВСВЕННОЙ ВОСПИТАННОСТИ

Слайд 5

Синий – познавательные Зеленый – регулятивные Желтый – личностные Красный - коммуникативные

Слайд 6

Умение учиться формы УУД познавательные регулятивные коммуникативные личностные

Слайд 7

Фамилия, имя ученика Любозна-тельность Отно-шение к шко­ле Приле-жание, трудо-любие Бережное отноше-ние к природе Краси-вое в жизни Отно-шение к себе Рейтинг (Сум-марный балл) Указывается средний балл по каждому показателю Гацко Диана 5 5 5 5 5 5 30 Данильченко Маргарита 3 5 4 5 5 4 26 Козлова Екатерина 4 56 4 4 4 4 25 Кусанов Айдос 3,5 4 4 5 4 5 25,5 Лаптев Алексей 3 4 3 3 3 3 19 Полегенько Ангелина 4,5 5 4,5 5 4 4 27 Плеснев Мирослав 4 5 4 5 4 4 26 Смоленко Марина 3 4 3 4 4 4 22 Чернявская Аксинья 3 4 4 5 5 5 26 Чечевский Максим 4 4 4 5 4 4 25 74% 90% 79% 92% 84% 84% Уровни воспитанности (в %) Высокий (от 4 до 5 баллов) 80% Средний (от 3 до 4 баллов) 20% Низкий (от 2 до 3 баллов) Карта воспитанности учащихся 5 класса

Слайд 8

Девочки 5 класса «Осенний бал»

Слайд 9

Наша группа – ГАЦКО ДИАНА, ПОЛЕГЕНЬКО АНГЕЛИНА, СМОЛЕНКО МАРИНА Название проекта : МУЛЬТФИЛЬМ ИЗ ПЛАСТИЛИНА «КОЛОБОК» Наша цель : СОЗДАТЬ МУЛЬТФИЛЬМ ИЗ ПЛАСТИЛИНА И ПОКАЗАТЬ МАЛЫШАМ Наш план: 1. По тексту сказки определить, сколько надо сделать кадров. 2. Сделать фигурки героев и декорации. 3. Снять кадры мультфильма. 4. Смонтировать мультфильм в виде презентации. 5. Распределить роли по озвучиванию сказки. 6. Показать сказку для группы развития. Материал для работы: пластилин, старая книжка, цветная бумага, ножницы, клей, цветные карандаши.

Слайд 10

Групповой проект Мультфильм про Смешарики из пластилина. Цель: Сочинить историю про « Смешариков» и сделать по этой сказке мультфильм из пластилина. Наш план: 1. Сочинить сказку. Написать сценарий мультфильма 2. Слепить из пластилина героев сказки и предметы. 3. Приготовить декорации, фоновые рисунки. 4. Сделать кадры 5. Создать мультфильм. Что для этого необходимо: Цветной картон, ножницы, пластилин, цветная бумага, клей, телефон для съемки кадров, компьютер для обработки кадров, экран. Распределение работы: декорации и фигурки создаем вместе

Слайд 11

ПРОЕКТ МУЛЬТФИЛЬМ ИЗ ПЛАСТИЛИНА ЦЕЛЬ ПРОЕКТА : Сделать мультфильм из пластилина. ПЛАН СОЗДАНИЯ МУЛЬТФИЛЬМА 1. Выбрать сказку, по которой будем создавать мультфильм. 2. Изучить её и наметить, какие кадры необходимо сделать. 3 .Определиться, из какого материала будем создавать декорации и фигурки героев сказки. 4. Распределить работу по лепке фигур, оформлению фона, декораций. 5. Снять кадры на телефон. 6. Внести в компьютер, вставить в презентацию. 7. Распределить роли по озвучиванию сказки. 8. Отрепетировать. 9. Показать мультфильм младшим клас сам.

Слайд 12

Изучаем, лепим, рисуем

Слайд 13

Результат проектной работы – показ мультфильма

Слайд 14

. После показа мультфильмов

Слайд 15

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

Формирование универсальных учебных действий через внеурочную деятельность в 5 классе

В Древнем Риме ежегодно проводился смотр красоты. В нём принимали участие самые богатые женщины города. Там блистала КОРНЕЛИЯ ГРАКХ. Она многих затмевала своей красотой и дороговизной украшений. После смерти мужа ее долго не было видно, через несколько лет она снова вышла на подиум без единого украшения.  -Сейчас покажу!- ответила красавица и вывела своих 12 …детей.  -Корнелия, где твои бриллианты? Где фамильные драгоценности? - Вот мои драгоценности!  

Так может сказать любая мать, про своих детей. А у педагога драгоценности – ученики. Если ваши ученики успешны, значит вы достигли цели.

СЛ2. 

Я являюсь  классным руководителем 5 класса, мы уже три месяца вместе. Но и  раньше мы встречались на библиотечных уроках,    заранее зная что, что буду преподавать в этом классе, неоднократно беседовала с учителем по поводу отношения их к учебе, способностей, характеров.  Чтобы лучше узнать ребят в начале учебного года  провела диагностику    

1. ИЗУЧЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КЛАССЕ. (позволяет определить неформальную структуру детской общности,   систему внутренних симпатий и антипатий, выявить лидеров и отверженных членов коллектива)

Анкета

  1. Представь, что наш класс отправился в самостоятельное, нелегкое путешествие. С кем из одноклассников ты хотел бы оказаться или кого хотел бы видеть своим командиром?
  2. Если бы пришлось участвовать в школьной олимпиаде по учебным предметам, кого бы ты хотел видеть капитаном команды?
  3. Кого из класса ты пригласил бы к себе на день рождения или просто в гости?

После каждого вопроса, напиши по три фамилии тех своих одноклассников, которые соответствуют твоему выбору. Обязательно подпиши свою анкету. Спасибо!»

Кого выбирают

Кто выбирает

   Диана

Маргарита

Екатерина

Айдос

Алексей

Ангелина

Мирослав

Марина

Аксинья

Максим

Диана

++

++

++

++

Маргарита

++

+++

++

++

Екатерина

++

++

Айдос

+

+++

+

Алексей

++

+

++

++

Ангелина

+++

+

+++

+

Мирослав

+

+

+

+

+

+++

Марина

+++

+++

Аксинья

++

+++

+++

+

Максим

+++

+

Общее число выборов

13

10

6

3

2

8

8

6

6

6                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

(Взаимные симпатии)

Вывод: -Авторитетные школьники в классе - Диана, Мирослав, Маргарита, Ангелина.

-Поддерживают в целом неплохие отношения с большинством одноклассников  – Катя, Марина, Максим, Аксинья.

-Одиночки,  поддерживают хорошие отношения  с очень узким кругом своих одноклассников – Айдос,  Алеша.

2.  ДИАГНОСТИКА НРАВСВЕННОЙ ВОСПИТАННОСТИ

Фамилия, имя

Диагностика нравственной самооценки

Диагностика этики поведения

Отношение к жизненным ценностям

Диагностика нравственной мотивации

Гацко Диана

39 Высокий

Средний

Высокий

Высокий

Данильченко Маргарита

33 Средний

Средний

Средний

Высокий

Козлова Екатерина

32 Средний

Средний

Средний

Средний

Кусанов Айдос

37 Средний

Средний

Средний

Средний

Лаптев Алексей

37 Средний

Средний

Средний

Средний

Полегенько Ангелина

Средний

Средний

Средний

Средний

Плеснев Мирослав

38 Средний

Средний

Средний

Высокий

Смоленко Марина

30 Средний

Средний

Средний

Средний

Чернявская Аксинья

Средний

Средний

Средний

Средний

Чечевский Максим

32 Средний

Средний

Средний

Высокий

Общее число выборов

3. Анкета для родителей - Наклонности ребенка (чем увлекается, чем нравиться заниматься и др.), особенности характера.

4. Уровень воспитанности класса

СЛ 3. 

   Результаты диагностики дали общее представление о классе и индивидуально о каждомребенке, что помогло мне, как классному руководителю, составить план работы с детьми.

  Федеральные государственные стандарты общего образования  включают в состав основных образовательных программ формирование универсальных учебных действий. Главным в развитии личности ребёнка является умение учиться — познавать мир в сотрудничестве с другими учащимися и учителями.

  Я хочу на примерах  рассказать, как осуществляется формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных, через кружковую, воспитательную работу.

 При подготовке   празднику «Осень,золотая» детям  были распределены задания: найти стихи об осени, подобрать песню для конкурса, придумать и сделать костюм королевы осени, подготовится к конкурсу прически. Предложений было много, выбирали всем классом лучшие. Дети, которые отвечали за стихи, просмотрели сборники в библиотеке, дома вместе с родителями подобрали стихи из интернета. Работа по поиску информации и подборке материалов формирует познавательные универсальные действия. Распределив между одноклассниками стихотворения, провели конкурс на лучшее исполнение, анализируя  выступление своего одноклассника и оценивая его,  формируют коммуникативные УУД (умение с достаточной  полнотой и точностью выражать свои мысли, корректировать действия партнера). Выступая перед одноклассниками и получая положительную оценку со стороны сверстников, ребята  таким образом получают возможность самоутвердиться, укрепляя  уверенность в себе и своих силах. Все это позволяет говорить о формировании личностных УУД.

.    Из трех предложенных песен, выбрали две, одну решили исполнять всем классом. Предложили для декорации использовать зонтики, сделать всем одинаковые эмблемы, в виде осеннего листочка, отрепетировать танцевальные движения – это все говорит о самостоятельном создании способов решения творческого характера  и относится к познавательным УУД. Сюда же можно отнести и создание костюмов Королевы осени (4 девочки) и причесок(2 девочки). Фантазия, творческий подход к созданию поделок из природного материала( 4 участника ), также формируют познавательные УУД. (Пример:Случай, когда мальчики стеснялись  выводить за руку девочек на сцену)-моральный выбор- личностные УУД. 

На одном из занятий внеурочной деятельности « Уроки нравственности»,  я предложила тему  « Расскажи мне обо мне». Детям было предложено в деликатной форме высказать мнение о хороших и плохих чертах характера, поступках своих одноклассников и затем в ответ, каждый должен высказаться, с чем он согласен и наоборот. Это позволило детям узнать, как он выглядит в глазах своих одноклассников,  задуматься о своих недостатках.

 Следующее занятие проходило под названием «Познай самого себя» речь шла о приемах самопознания, как научиться  правильно оценивать себя и других, нужно ли заниматься самовоспитанием и почему, как дать самооценку.

 Фрагмент:

Напишите слева в столбик десять раз букву «я», а рядом с каждой буквой напишем ответ на вопрос «Кто я?», «Какой я?» Это может быть суждение о себе, о своей внешности, характере, внутреннем мире, о своих увлечениях, переживаниях, о том, за что вы себя уважаете.

Провели тест на самооценку.

( Самооценка – это оценка своих достоинств и недостатков. Не каждый человек может себя правильно оценить. Самооценка бывает завышенной, заниженной и верной. Люди с заниженной самооценкой считают себя глупыми, слабыми, некрасивыми. Эти люди очень обидчивы, необщительны, неуверенные в себе.

           Люди с завышенной самооценкой, наоборот, считают себя самыми умными, красивыми, талантливыми. Они очень общительны, самоуверенны, но они часто берутся за работу, которая им не по силам и не доводят её до конца.

             И только люди с правильной самооценкой знают свои сильные и слабые стороны, не боятся критики, не боятся общения, они уверенно возьмутся за дело, которое им по силам, доведут его до конца и заслужат уважение окружающих.)

              Такие занятия  в какой-то степени ведут  к осознанию себя как индивидуальности и одновременно как члена  общества, признание для себя общепринятых морально- этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков. Это способствует формированию личностных УУД.

Одним из эффективных методов формирования УУД, является проектный метод обучения, который предполагает высокую степень самостоятельности, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.

Предложила ребятам создать групповой проект «Пластилиновый мультик»- сказка из пластилина.   Целью определились сразу – создать мультфильм из пластилина и показать младшим школьникам. Класс распределился по группам, обсудили, как будем работать.

1.  Сначала  совместно обсудили и приняли основные правила работы в группе. Пришли к выводу, что должно достигаться:

- полное внимание к однокласснику;

- серьезное отношение к мыслям, чувствам других;

- терпимость, дружелюбие:

-никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на     ошибку».

Все учащиеся принимали активное участие в обсуждении этих правил.

  Договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе и в ситуации столкновения интересов, высказывать собственное мнение и свою позицию позволяет формировать коммуникативные УУД.

2.  Обсудили, как составить план работы;

3.  Написали этапы создания мультфильма (план);

4.  Определились, какой необходим материал. 

Приступили к работе, выполняли все с большим желанием .

  Таким образом, умение работать в группе, умение договариваться, слышать и понимать партнера, формирует коммуникативные УУД.

  Создавая образы героев сказки, декорации, фоновые рисунки, перебор лучших из них, развивают творческие навыки, фантазию и это формирует познавательные УУД.

  Создание слайдов, распределение последовательности кадров по тексту, коррекция декораций, озвучивание по ролям, определение промежуточных целей, с учетом конечного результата – формирует и развивает регулятивные УУД.

  Обсуждение правил работы в группе, основываясь на моральных нормах и орентируясь на их выполнение, формирует личностные УУД. 

В проектной деятельности просматривается формирование всех видов УУД. Совершенно очевидно, что четкой градации по формированию определенного вида УУД в процессе внеурочной деятельности нет, и не может быть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование универсальных учебных действий средствами внеурочной деятельности».

В   Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования  идет речь о том, что сегодня важно не только дать ребенку как можно больше конкретных  пред...

Формирование универсальных учебных действий через внеурочную деятельность по русскому языку и литературе

В настоящее время на смену идеологии «образование-преподавание» пришло «образование-созидание».Наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", учитель должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учи...

Система и особенности формирования универсальных учебных действий во внеурочной деятельности

С 1сентября 2011 года все школы РФ перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), ориентированный на результаты образования, где развит...

Реферированный каталог научно-методической литературы по проекту «Реализация системно-деятельностного подхода при формировании универсальных учебных действий во внеурочной деятельности»

Автор приводит список литературы по заявленной теме, оформленный в соответствии с современными правилами библиографических указателей. Материал может быть полезен как учителям средних школ, так и мето...

Формирование универсальных учебных действий через исследовательскую деятельность

Овладение учебно-исследовательской и проектной деятельностью как один из важнейших результатов общего образования...

Реализация личностных универсальных учебных действий через внеурочную деятельность по физике на примере кружка

Основной целью программы является: создание условий для развития познавательных и творческих способностей учащихся, активизации их познавательной деятельности....

Формирование универсальных учебных действий через внеурочную деятельность

Сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию реш...