"Формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности"
статья

конспект доклада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_form.uud_na_vnekl.docx22.36 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование УУД во внеурочной деятельности

Слайд 1

  Формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных во внеурочной деятельности осуществляется через  воспитательную, кружковую работу. Воспитательная работа в нашей школе ведется по следующим основным направлениям.

 Основы социализации и общения:

  • познавательная деятельность;
  • экологическая деятельность;
  • посещение музеев, библиотек;
  • нормы внешнего вида, правила поведения.

Физическое воспитание и охрана здоровья обучающихся воспитанников:

  • спортивно-оздоровительная деятельность;
  •  просветительская работа по формированию ЗОЖ, соблюдению личной гигиены и сохранению   своего здоровья;
  • занятия по пожарной безопасности, предупреждению дорожно-транспортного травматизма.

Трудовое воспитание:

  • трудовая общественно-полезная деятельность;
  • самообслуживание;
  • хозяйственно – бытовой труд;
  • труд в природе.

Эстетическое воспитание:

  • посещение выставок творческих работ обучающихся школы, других образовательных учреждений;
  • оформление и дизайн класса, школы, участие в проведении праздников;
  • участие в кружках дополнительного образования;
  • участие в школьных, городских, республиканских смотрах, конкурсах, фестивалях;
  • приобщение к музыке, к культуре.

Универсальные учебные действия во второй половине дня формируются при выполнении режимных моментов, на прогулках, при выполнении  домашнего задания, на внеклассных занятиях и мероприятиях, на занятиях кружков.

Слайды 2,3,4,5

Цели ууд:

-воспитывать культуру общения;

- воспитывать любовь и уважение к окружающим;

- сблизить и сплотить детский коллектив;

- развивать адекватную самооценку у  школьников;

- научить анализу собственных действий и поступков;

- научить планированию действий;

- развивать устную речь учащихся;

- обогащать словарный запас;

- развивать творческие способности.

     На  внеклассных занятиях дети учатся слушать и слышать друг друга, высказывать свое мнение и прислушиваться к мнению другого человека, полно и точно выражать свои мысли, у них развивается речь, обогащается словарный запас, учащиеся выводят простейшие правила работы в парах, группах, а самое главное приобретают опыт совместной работы:

  • полное внимание к однокласснику;
  • серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
  • терпимость, дружелюбие;
  • никто не имеет права смеяться над ошибками  товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».

На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.
Основное время на внеклассных занятиях занимает самостоятельное решение детьми
поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

На каждом из занятий  формируются следующие универсальные учебные действия: 

- познавательные – умение решать проблемы и задачи;

- определяем тему занятия, ставим цели, учимся работать по алгоритму, осуществляем контроль и самоконтроль – это формирование регулятивных УУД,

- умение работать в группе, в команде, умение договариваться, слышать и понимать партнера – это формирование коммуникативных УУД,

Жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе внеклассного занятия, мероприятия  нет, и не может быть.

 Регулятивные и коммуникативные УУД формируются на всех этапах занятия.

Особо мне бы хотелось остановиться на коммуникативных УУД.

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младшего школьника - является актуальной проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом. Общество немыслимо вне общения. Общение предполагает передачу информации.

Коммуникативные умения и навыки – это ключ к успешной деятельности ученика.

Выступая перед детьми, родителями, педагогами, получая положительную оценку со стороны одноклассников и взрослых, ребята  самоутверждаются, получая уверенность в себе и своих силах, все это позволяет говорить о формировании личностных УУД.

коммуникативные  ууд – обеспечивающие социальную компетентность,

 познавательные – общеучебные, логические, связанные с решением проблемы,

личностные – определяющие мотивационную ориентацию,

регулятивные –  обеспечивающие организацию собственной  деятельности.

Слайды 6,7,8,9

    Развитию и формированию универсальных учебных действий у обучающихся помогает работа  кружков. В нашей школе воспитатели ведут следующие кружки: «Искорка» по пожарной безопасности, хореографический кружок «Мир танца», спортивный кружок по стэп –аэробике «Веселые шаги», экологический кружок «Зеленая лаборатория», «Шашечный кружок», по декоративно-прикладному творчеству «Мир чудес», по духовно- нравственному воспитанию «Дорогой героев, дорогой отцов».

Занятия в кружках помогают ребятам:

- проявить свой талант;

-спрашивать, интересоваться мнением других и высказывать своё;

-сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение или делать выбор;

-развивать творческую индивидуальность;  

-развивать интерес, коммуникативные навыки;

-способствуют разностороннему развитию учащихся.

Ребенок на этих занятиях кружка сам оценивает свои успехи, также успехи других детей. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

     Особую роль в формировании  УУД  играют
внеклассные мероприятия.  Родители принимают активное участие во всех общешкольных мероприятиях. Это различные конкурсы, спортивные мероприятия, ярмарки, субботники, экскурсии, выходы в музеи, театры.

  Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей.

 Слайды 10,11

Формирование универсальных учебных действий – неотъемлемая часть учебного – воспитательного процесса. Главное в работе – это найти такие методы работы, которые позволят максимально и эффективно использовать потенциал внеклассных, кружковых  занятий по формированию умения учиться.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование универсальных учебных действий средствами внеурочной деятельности».

В   Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования  идет речь о том, что сегодня важно не только дать ребенку как можно больше конкретных  пред...

Формирование универсальных учебных действий через внеурочную деятельность по русскому языку и литературе

В настоящее время на смену идеологии «образование-преподавание» пришло «образование-созидание».Наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", учитель должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учи...

Система и особенности формирования универсальных учебных действий во внеурочной деятельности

С 1сентября 2011 года все школы РФ перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), ориентированный на результаты образования, где развит...

Реферированный каталог научно-методической литературы по проекту «Реализация системно-деятельностного подхода при формировании универсальных учебных действий во внеурочной деятельности»

Автор приводит список литературы по заявленной теме, оформленный в соответствии с современными правилами библиографических указателей. Материал может быть полезен как учителям средних школ, так и мето...

Формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности средствами студии изобразительного искусства «Весёлая палитра»

В статье описана работа по формированию УУД у учащихся начальных классов на занятиях изостудии "Весёлая палитра"....

Формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности

Формирование универсальных учебных действий  во внеурочной деятельности в курсе внеурочной деятельности "Академия естественных наук"...

Формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности

Универсальные учебные действия - это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся,  как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной и внеучебной де...