Рабочая программа по географии 10 класс 2019 г
рабочая программа по географии (10 класс)

ЦЫГАНКОВА ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА

Рабочая программа по географии для 10 общеобразовательного класса разработана на основе:

- Федерального закона Российской Федерации  от 29.12.2012 года  №273 – ФЗ «Об образовании  в Российской Федерации»,

-Федерального компонента государственных стандартов среднего общего образования;

- основной образовательной программы среднего общего образования;

- примерной программы по предмету;

- учебного плана на 2018-2019 учебный год;

- положения о рабочей программе учебного предмета, учебного курса, утверждённого приказом по школе от 22 мая 2017 года №  28  ;

- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2018-2019 учебный год;

- авторской программы В. П. Максаковский "Экономическая и оцальная география мира", учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений. М: "Просвещение",2016 г

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по географии для 10 общеобразовательного класса разработана на основе:

- Федерального закона Российской Федерации  от 29.12.2012 года  №273 – ФЗ «Об образовании  в Российской Федерации»,

-Федерального компонента государственных стандартов среднего общего образования;

- основной образовательной программы среднего общего образования;

- примерной программы по предмету;

- учебного плана на 2018-2019 учебный год;

- положения о рабочей программе учебного предмета, учебного курса, утверждённого приказом по школе от 22 мая 2017 года №  28  ;

- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2018-2019 учебный год;

- авторской программы В. П. Максаковский "Экономическая и оцальная география мира", учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений. М: "Просвещение",2016 г

Для реализации программного материала используются УМК :

В. П. Максаковский "Экономическая и оцальная география мира", учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений. М: "Просвещение",2016 г

Цель изучения предмета:

• формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

• познание на конкретных примерах многообразия современного географического  пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;

• познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;

понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития. Значения охраны окружающей среды и  рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;

• понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

• выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;

• формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного

поведения в окружающей среде.

Задачи:

- освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

- овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

- воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам;

- бережного отношения к окружающей среде;

- использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

Формы и виды контроля: тестовые задания разного уровня сложности, семинарские занятия, работа с таблицами, индивидуальные карточки с заданиями разного уровня сложности, контурные карты.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:

— познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

— гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

— способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

— готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в

соответствии с собственными интересами и возможностями.

Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы

деятельности, формируемые, в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:

• умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

• умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;        

• организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

• умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

• умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;

• умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

^ Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии:

• понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;

• представление о современной географической научной картине мира и владение

основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);

• умение работать с разными источниками географической информации;

• умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

• картографическая грамотность;

• владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;

• умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;

• умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности

окружающей среды как сферы жизнедеятельности;

• умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.

                                Содержание учебного предмета

Введение.(1час) Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. Географическая карта – особый источник информации о действительности. Географическая номенклатура.

Статистический метод – один из основных в географии. Этапы статистического изучения географических явлений и процессов. Виды статистических материалов. Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных.

ЧастьI. Общая характеристика мира (33 часа)

Тема 1: Современная политическая карта мира. (4 часа)

Многообразие стран современного мира. Государственный строй мира. Международные отношения. Политическая география.

Тема 2: География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана

окружающей среды. (5часов)

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды». Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий.

Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли.

Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды.

Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.

Тема3:География населения мира. (6 часов)

Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран.

Воспроизводство и миграции населения. Их типы и виды. Структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню).

Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира.

Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира. Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира.

^ Тема 4: НТР и мировое хозяйство. (6 часов)

Понятие о НТР, еѐ характерные черты и составные части. Мировое хозяйство.

Международное географическое разделение труда. Отраслевая и территориальная

структура мирового хозяйства. Факторы размещения производительных сил.

^ Тема 5: География отраслей мирового хозяйства. (11 часов)

География важнейших отраслей: топливно-энергетическая промышленность,

электроэнергетика, горнодобывающая, металлургическая, машиностроение, химическая,

лесная и деревообрабатывающая, легкая. География сельского хозяйства и рыболовства.

География транспорта.

Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие

фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной специализации

стран и регионов мира; определяющие их факторы.

Внешние экономические связи – научно-технические, производственное сотрудничество,

создание свободных экономических зон (СЭЗ). География мировых валютно-финансовых

отношений. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы.

Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой

торговли.

Заключение (1час)

           В содержание программы включён материал, на основе   которого учащиеся овладевают методами изучения природы, населения, хозяйства – теоретическими и практическими. Для овладения теоретическими методами продолжается работа с планами изучения географических понятий, компонентов, природы, территорий, стран. Овладению экспериментальным методом познания способствуют специальные занятия по выполнению практических заданий, на основе которых формируются умения проводить наблюдения, анализировать карты и статистический материал, делать обобщения и устанавливать причинно-следственные связи между процессами и явлениями. Для практических занятий используются вариативные методы: в зависимости от учебных возможностей учащихся применяются репродуктивные задания (по плану) и задания исследовательского характера.

          Формы организации познавательной  деятельности подобраны в соответствии с ТДЦ. Наиболее часто применяется работа в группах при выполнении заданий связанных с анализом карт и обобщением материала, по разработке проектов; работа в парах при отработке номенклатуры; индивидуальная при подготовке сообщений и рефератов.

         Система контроля и оценки знаний учащихся разрабатывается на основе требований государственного стандарта, в соответствии с содержанием учебного материала по каждой теме. Она включает само-, взаимоконтроль, учительский контроль и позволяет оценить знания, умения и навыки учащихся комплексно по следующим компонентам:

- включенность учащегося в учебно-познавательную деятельность и уровень овладения ей (репродуктивный, конструктивный, творческий);

- взаимооценка учащимися друг друга при коллективно-распределительной деятельности в группах;

- содержание и форма представляемых исследовательских работ и проектов;

- публичная защита творческих работ, проектов.

         Для проведения оценивания, на каждом этапе обучения по вышеуказанным компонентам, разрабатываются соответствующие критерии. Эти критерии открыты для учащихся и каждый может регулировать свои учебные усилия для получения желаемого результата и соответствующей ему оценки.

Требования к результатам обучения

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно- нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

• ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их

индивидуально-личностные позиции:

— осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

— осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран мира;

— осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

• гармонично развитые социальные чувства и качества:

— эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее

сохранения и рационального использования;

— уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

• образовательные результаты

— овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний u умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

           С учётом целей и содержания программы, организацией обучения на деятельностной основе применяю  следующие методы и технологии обучения: личностно-ориентированные, информационно коммуникативные, проблемного обучения, метод исследовательский.  Они позволяют  овладеть учащимся не только знаниями, но  предметными и общими учебными умениями и способами познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности.  Приёмами: наблюдение и описание изучаемых явлений и процессов, объяснение этих явлений и процессов; планирование  и проведение исследований по выявлению зависимостей между компонентами природы и хозяйства, обработке полученных в ходе исследований результатов.

В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  1. Основные географические понятия  и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
  2. Особенности размещения основных видов природных ресурсов, из главные местонахождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве  жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
  3. Географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
  4. Особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь

  1. Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
  2. Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
  3. Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
  4. Составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
  5. Сопоставлять географические карты различной тематики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. Выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
  2. Нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
  3. Понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдуха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

           С учётом целей и содержания программы, организацией обучения на деятельностной основе применяю  следующие методы и технологии обучения: личностно-ориентированные, информационно коммуникативные, проблемного обучения, метод исследовательский.  Они позволяют  овладеть учащимся не только знаниями, но  предметными и общими учебными умениями и способами познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности.  Приёмами: наблюдение и описание изучаемых явлений и процессов, объяснение этих явлений и процессов; планирование  и проведение исследований по выявлению зависимостей между компонентами природы и хозяйства, обработке полученных в ходе исследований результатов.

В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  1. Основные географические понятия  и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
  2. Особенности размещения основных видов природных ресурсов, из главные местонахождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве  жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
  3. Географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
  4. Особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь

  1. Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
  2. Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
  3. Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
  4. Составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
  5. Сопоставлять географические карты различной тематики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. Выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
  2. Нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
  3. Понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдуха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

Календарно-тематическое планирование 10 класс

№ урока

Тема  

Количество часов

Дата проведения

план

факт

Введение  (1 час)

1

Что изучает

социально -  экономическая       география  мира

1

Тема 1 .Современная политическая карта мира ( 4 часа ).

2

Многообразие стран  современного мира.

1

3

Входная контрольная работа. Входной контрольный тест

1

4

Международные отношения и политическая карта мира.

1

5

6

Государственный строй стран мира.

Политическая география

1

1

Тема 2. География мировых природных ресурсов (5 часов )

7

Взаимодействие общества и природы. Оценка мировых природных ресурсов.

Минеральные, земельные , водные и биологические  ресурсы.

1

8

Ресурсы Мирового океана, космические и рекреационные ресурсы.

1

9

Загрязнение и охрана окружающей среды.

1

10

Географическое  ресурсоведение и геоэкология

1

Тема 3. География населения мира (6 часов )

11

Численность  и воспроизводство населения.

1

12

Состав (структура ) населения мира.

1

13

Размещение и миграция населения.

1

14

Городское и сельское население. Урбанизация.

1

15

Административная контрольная работа.

1

Тема 4. НТР и мировое хозяйство ( 6 часов )

16

НТР. Характерные черты и составные части

1

17

Мировое  хозяйство.

1

18

Отраслевая и территориальная структура Мирового хозяйства. Воздействие НТР на отраслевую структуру хозяйства.

1

19

Воздействие НТР на территориальную структуру хозяйства.

1

20

Факторы размещения

1

21

Итоговое занятие по теме: «НТР и Мировое хозяйство» Контроль знаний.

1

Тема 5. География отраслей мирового хозяйства (11 часов)

22

География промышленности. Топливно- энергетический комплекс (нефтяная,  газовая, угольная промышленность мира).

1

23

Электроэнергетика, Горнодобывающая промышленность. Чёрная и цветная

металлургия.

1

24

Машиностроение. Химическая промышленность.

1

25

Лесная, легкая промышленность. Промышленность и окружающая среда

1

26

Итоговое занятие по теме: «Промышленность мира»». Контроль знаний.

1

27

География сельского   хозяйства и рыболовства. Растениеводство.

1

28

Животноводство мира

1

29

География транспорта.

1

30

Административная контрольная работа

1

31

Международные экономические отношения

1

32

Урок обобщения и закрепления знаний по теме:

«География отраслей мирового хозяйства ».

1

33

Итоговое повторение пройденного материала

1

34

Итоговое повторение пройденного материала

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочие программы 5-7 класс 2019-2020 год

Русский язык и литература...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа. Литература 10 класс 2019-2020 год

Рабочая программа. Литература  10 класс...

Рабочая программа. Литература 9 класс 2019-2020 год.

Рабочая программа. Литература 9 класс  2019-2020 год....

Рабочая программа.Русский 9 класс 2019-2020 год

Рабочая программа.Русский 9 класс 2019-2020 год...

Рабочая программа. Литература 7 класс 2019-2020 год.

Рабочая программа. Литература 7 класс 2019-2020 год....