Рабочая программа по географии 8 класс 2019 г
рабочая программа по географии (8 класс)

ЦЫГАНКОВА ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА

Рабочая программа по географии для 8 общеобразовательного класса разработана на основе Федерального закона Российской Федерации  от 29.12.2012 года  №273 – ФЗ «Об образовании  в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования, основной образовательной программы основного общего образования, примерной программы основного общего образования по предмету, учебного плана на 2018-2019 учебный год, положения о рабочей программе учебного предмета, учебного курса, утверждённого приказом по школе от 22 мая 2017 года № 28  , Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2018-2019 учебный год,- авторской программы  И.И. Баринова. География. Природа России. 8 класс - М.: Дрофа, 2016 г 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по географии для 8 общеобразовательного класса разработана на основе Федерального закона Российской Федерации  от 29.12.2012 года  №273 – ФЗ «Об образовании  в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования, основной образовательной программы основного общего образования, примерной программы основного общего образования по предмету, учебного плана на 2018-2019 учебный год, положения о рабочей программе учебного предмета, учебного курса, утверждённого приказом по школе от 22 мая 2017 года № 28  , Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2018-2019 учебный год,- авторской программы  И.И. Баринова. География. Природа России. 8 класс - М.: Дрофа, 2016 г

Для реализации программного материала используется УМК:

И.И. Баринова. География. Природа России. 8 класс - М.: Дрофа, 2016 г

цели изучения предмета:

  • Формирование целостного представления об особенностях природы. Населения и хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуры своей страны и населяющих ее народов. Выработка умений и навыков социальной адаптации и ответственного поведения в российском пространстве, развитие географического мышления.
  • Сформировать географический образ своей страны в ее многообразии и целостности.
  • Сформировать представление о России как о целостном географическом регионе и как о субъекте мирового (глобального) пространства.

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Результаты обучения:

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Данная  программа и реализующий её учебник отражают традиционный подход к изучению географии России, предусматривающий раздельное изучение природы и хозяйства. Данный курс занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Программа и учебник данного автора позволяют реализовать основные задачи курса: формирование географического образа своей страны, представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового географического пространства; показать практическое значение изучения взаимосвязей всех явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших социально-экономических проблем  России и её регионов.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

                                   В результате изучения географии ученик должен                       

    знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
  1. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
  1. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;    

           уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
  2. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  1. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
  1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  1. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Содержание учебного предмета

Введение.  Наша Родина на карте мира.(9часов)      

Что изучает физическая география России. Источники географических знаний. Методы географических исследований.

Географическое положение России  

Физико-географическое положение России. Россия на карте мира, её размеры, крайние точки, границы, приграничные страны и моря, омывающие её территорию.

Время на территории России. Местное, поясное и декретное время и их определение.

Практические работы:

  1. Характеристика ГП России. Сравнение ГП России с ГП других стран.
  2. Определение поясного времени для разных пунктов России.

История заселения и исследования территории России  

Географическое положение Древней Руси. Территориальный рост России в Х - ХХ веках. История исследования территории России в досоветский  период. Изучение территории России в советский и современный периоды.

Раздел I. Особенности природы и природные ресурсы России.
16 часов

Рельеф, геологическое строение и ПИ России. 

Тектоническое и геологическое строение России. Главные особенности строения земной коры России. Основные тектонические структуры на территории России и их отражение в рельефе. Платформы, их виды (древние и молодые) и строение. Щиты. Складчатые области    (геосинклинали). Геологическое летоисчисление. Геологическое время. Абсолютный и относительный возраст горных пород. Геохронологическая таблица. Особенности развития жизни и формирования рельефа России в различные геологические эры (архейскую, протерозойскую, палеозойскую, мезозойскую и кайнозойскую). Основные этапы формирования земной коры: байкальская, каледонская, герцинская, мезозойская и кайнозойская (альпийская или тихоокеанская). Геологическая и тектоническая карта России.

Рельеф России. Главные особенности рельефа России. Горы и равнины на территории нашей страны, их виды и размещение. Связь рельефа со строением земной коры. Развитие форм рельефа. Внутренние (движение земной коры, вулканизм и землетрясения) и внешние (ветер, температура, растения, текучие воды, ледник) процессы, формирующие рельеф.

Минеральные ресурсы России. Карта минеральных ресурсов России. Виды минеральных ресурсов. Основные закономерности размещения полезных ископаемых по территории России. Геотермальные ресурсы России. Открытия В.А. Обручева, А.Е. Ферсмана и И.М. Губкина.

Влияние строения земной коры и рельефа на условия, жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Практическая работа:

  1. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и  месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

Климат и климатические ресурсы России

Факторы, определяющие особенности климата России  (географическая широта, близость морей и океанов, морские течения, воздушные массы, господствующие ветры, рельеф).

Солнечная радиация  и её виды: прямая, рассеянная, отражённая, поглощённая, суммарная.

Воздушные массы на территории России, их виды (арктическая, умеренная морская, умеренная континентальная и тропическая) и характеристика и распространение.

Циркуляция атмосферы на территории России. Атмосферные фронты, их виды (тёплый и холодный ) и их влияние на изменение погоды. Циклоны и антициклоны и связанная с ними погода.

Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. Факторы, влияющие на распределение тепла и влаги летом и зимой. Годовое количество осадков, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения и их определение. Климатическая карта России. Оймякон - полюс холода северного полушария.

Климатические пояса и основные типы климатов России: арктический, субарктический, умеренно-континентальный, умеренный континентальный, умеренный резко континентальный, умеренный морской, умеренный муссонный и субтропический. Карта климатических поясов России.

А.И. Воейков - основоположник климатологии.

Прогноз погоды и его значение. Синоптическая карта.

Влияние климата на жизнь и деятельность человека. Изменение климата. Охрана атмосферного воздуха. Агроклиматические ресурсы России.

Сумма активных температур.

Практические работы:

  1. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории стран.
  2. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.
  3. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

Внутренние воды и водные ресурсы России

Реки России. Главные речные системы, бассейны и водоразделы. Распределение рек по бассейнам океанов и внутреннего стока. Особенности питания, режима, расхода воды, годового стока и ледового режима рек различных регионов России.

Озёра России. Крупнейшие озёра России, их виды и размещение.

Болота, их виды и размещение по территории России.

Подземные воды, их виды и распространение. Минеральные и термальные источники  территории России.

Ледники, их виды и расположение на территории нашей страны.

Вечная (многолетняя) мерзлота на территории России.

Водные и гидроэнергетические ресурсы России и их охрана. Судоходные каналы России. Карта водных ресурсов России. Опасные явления, связанные с водами: паводки, наводнения, сели и лавины.

Практические работы:

  1. Составление характеристики одной из рек с помощью тематических карт и климатограмм и определение возможностей её хозяйственного использования.
  2. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши, и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны и своего округа, их зависимости от рельефа и климата.
  3. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования.

Почва и почвенные ресурсы России

Почва - особый компонент природы, её состав, строение и структура. Факторы почвообразования. Основные типы почв России, закономерности их размещения и свойства. Почвенная карта России. В.В. Докучаев - основоположник почвоведения. Почвенные и земельные ресурсы России. Структура земельного фонда России. Проблемы рационального использования земельных и почвенных ресурсов и их охрана.

Практическая работа:

  1. Выявление условий почвообразования основных типов почв (количества тепла и влаги, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности.

Растительный, животный мир и биологические ресурсы России

Растительный мир России. Закономерности распределения растительного покрова России. Карта растительности России. Лесные ресурсы России.

Животный мир России. Закономерности распределения животного мира России. Пушные и рыбные ресурсы России.

Красная книга России. Охрана растительного и животного мира России.

Практическая работа:

  1. Составление прогноза изменений растительного и животного мира ХМАО и отдельных регионов России, при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.

Раздел II. Природные комплексы России 31 час

Природно-территориальный комплекс.

 Природная зона как зональный природный комплекс. Природные зоны России (арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи, полупустыни и субтропики), их размещение и характерные черты. Области высотной поясности на территории России. Труды Л.С. Берга.  Карта  природных  зон  России.

Изменение природных комплексов человеком. Антропогенный ландшафт. Особо охраняемые территории: национальные парки, заповедники и заказники. Крупнейшие национальные парки и заповедники России.

Природа регионов России.

Природное районирование России. Физико-географические районы России и принципы их выделения. Комплексная физико-географическая характеристика крупных природных районов России: Русской (Восточно-Европейской) равнины, Кавказа, Урала, Западной Сибири, Средней и Северо-Восточной Сибири, Гор Южной Сибири и Дальнего Востока.

Практические работы:

  1. Оценка природных условий и ресурсов природной зоны  (по выбору) на основе анализа общегеографических и тематических карт.  Прогнозирование изменений в результате хозяйственной деятельности человека.
  2. Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории страны. Выделение среди них более мелких составных частей на основе ярких, специфических черт их ГП, природы, природных условий и ресурсов, их освоения, экологических проблем. Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных регионов.

Особенности природы Курской области

Комплексная физико-географическая характеристика. Проблемы охраны  природы и природопользования .

Практические работы:

    1. Составление характеристики географического положения.  

    2. Составление таблицы «Природные комплексы  Ленинградской области».

Раздел III.   Человек и природа. ( 6 часа)

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование. Роль географической науки в оптимизации отношений «природа и общество». Географический прогноз. Геоэкологический потенциал России.

Практические работы:

  1. Оценка экологической ситуации одного из регионов России (по выбору) с помощью данных разных источников географической информации. Оценка экологической ситуации в Ленинградской области.

Российская Арктика. Ресурсы российской Арктики. изучить историю российских полярных исследований, выявить проблемы и перспективы развития Арктики

Календарно-тематическое планирование

8 класс

№п.

Тема

 Количество часов  

Дата

План

Факт

Введение.  Наша Родина на карте мира.

7 часов

1

Что изучает физическая география России?

Географическое положение России.

1

2

3

4

Моря, омывающие территорию России.

Моря России. Северный морской путь

Моря России. Область внутреннего стока

1

1

1

5

Контрольный тест. Входная контрольная работа

1

6

Разница во времени на территории России.

1

7

История освоения и заселения территории России.

1

Раздел I. Особенности природы и природные ресурсы России.
16 часов

Тема 1. Рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые
4 часа

8

Особенности рельефа России.

1

,

9

Геологическое летосчисление. Геологическая карта.

        

1

10

Минеральные ресурсы России.

1

11

Развитие  форм рельефа

1

Тема 2. Климат и климатические ресурсы
3 часов

12

От чего зависит климат нашей страны.

1

13

Закономерности циркуляции воздушных масс, влияние на климат и погоду. распределения основных элементов климата на территории России.
Синоптическая карта.

1

14

Типы климатов России — разнообразие условий жизни.
Практическая работа по чтению и анализу климатических карт, характеристика климата отдельных территорий.

1

Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы
3 часа

15

Разнообразие внутренних вод России. Реки. Значение в истории освоения, заселения, хозяйственной деятельности. Стихийные явления.
Практическая работа. Характеристика реки.

1

16

Озера, болота, подземные воды. Многолетняя мерзлота, ледники.

1

17

Водные ресурсы. Загрязнение поверхностных вод. Пути решения экологических проблем.

1

Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы
2 часа

18

Образование почв и их разнообразие. Закономерности распространения почв.

1

19

Почвенные ресурсы России. Пути сохранения плодородия. Проблемы рационального использования.

1

Тема 5. Растительный и животный мир
3часа

20

Своеобразие растительного и животного мира России. Биологические ресурсы. Проблемы охраны и восстановления растительного и животного мира.

1

21

Природно-ресурсный потенциал России.

1

22

Урок обобщения по разделу «Общая характеристика природы России».

1

Раздел II. Природные комплексы России 31 час

Тема 1. Природное районирование. Природные зоны
6 часов

23

Разнообразие природных комплексов (ландшафты) России.

1

24

Моря как крупные природные комплексы

1

25

Природные зоны России. Зона арктических пустынь, тундра. Разнообразие лесов России.

1

26

Разнообразие лесов России. Лесные зоны России.

1

27

Безлесные зоны на юге России.  Высотная поясность.

1

28

Административная контрольная работа.

1

Тема 2. Природа регионов России.
19 часов

29

Русская (Восточно-Европейская) равнина.

1

30

Природные комплексы Русской равнины. Памятники природы.

1

31

Проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины.

1

32

33

34

Кавказ - самые высокие горы России.

Особенности природы высокогорий

Природные комплексы Северного Кавказа.

1

1

1

35

Крым. Физико - географическое положение Крыма. Минеральные ресурсы Крыма.

1

36

Климат полуострова. Особенности природы Крыма

1

37

Природные комплексы Крыма

1

38

Урал —  " Каменный пояс Русской земли"

1

39

Своеобразие природы Урала.

1

40

Природные уникумы. Природные богатства, население, традиции

1

41

Западно - Сибирская равнина — особенности природы.

1

42

Природные ресурсы Западной Сибири, проблемы рационального использования.

1

43

Восточная Сибирь: величие и суровость природы.

1

44

Природные районы Восточной Сибири.

1

45

Горы Южной Сибири.

1

46

Алтай, Саяны,

Прибайкалье, Забайкалье.

1

47

Жемчужина Сибири Байкал.

1

48

Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения.

1

49

Дальний Восток — край контрастов.

1

50

Чукотка, Приамурье, Приморье — природные комплексы материковой части Дальнего Востока. Природные уникумы.

1

51

52

53

54

Камчатка - полуостровная территория Дальнего Востока. 

Сахалин - островная территория Дальнего Востока. 

Курильские острова — островная территория Дальнего Востока. 

Практическая работа. Характеристика условий работы и быта в одном из регионов.

1

1

1

1

55

Природные ресурсы Дальнего Востока. Освоение их человеком.

1

56

Обобщающий урок по разделу «Крупные природные районы России».

1

Тема 3. География своей местности
4 часов

57

Территории, границы, географическое положение РТ

Рельеф, полезные ископаемые.

1

58

Климатические особенности. Характеристика сезонов года.
Особенности климата РТ.  Реки и озера.

1

59

Растительные зоны. Характеристика основных природных комплексов. Экологические проблемы.

1

60

Обобщающий урок по разделу «География своей местности».

1

Раздел III. Человек и природа.

6 часов

61

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека.

1

62

Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование.

1

63

Роль географической науки в изучении и преобразовании природы.

1

64

Административная контрольная работа

1

65

Экологическая ситуация в России.

1

66

Обобщающий урок по разделу «Человек и природа».

1

67

Российская Арктика

1

68

Российская Арктика

1

Итого 68 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочие программы 5-7 класс 2019-2020 год

Русский язык и литература...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа. Литература 10 класс 2019-2020 год

Рабочая программа. Литература  10 класс...

Рабочая программа. Литература 9 класс 2019-2020 год.

Рабочая программа. Литература 9 класс  2019-2020 год....

Рабочая программа.Русский 9 класс 2019-2020 год

Рабочая программа.Русский 9 класс 2019-2020 год...

Рабочая программа. Литература 7 класс 2019-2020 год.

Рабочая программа. Литература 7 класс 2019-2020 год....