Педагогические основы интерактивного обучения в системе общего образования
статья по географии на тему

Проститова Ольга Сергеевна

В статье "Педагогические основы интерактивного обучения в системе общего образования" представлены основы интерактивного обучения, классификационные параметры интерактивных технологий, роль интерактивных игр в обучении и воспитании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему «Педагогические основы интерактивного обучения в системе общего образования»

 Подготовила:

Проститова Ольга Сергеевна

Основные методические инновации связаны с применением активных или, как их еще называют, интерактивных методов обучения. Хотелось бы уточнить само понятие. Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова interact (inter - взаимный, act - действовать). Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие. Этот подход оказался для меня наиболее реальным путем обеспечения положительной мотивации учащихся к изучению математики, формирования устойчивого познавательного интереса учащихся к предмету, повышения качества знаний, создания педагогических условий для развития способностей учащихся.

Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение. При этом «погруженное» не означает «замещенное». Интерактивное обучение сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса. Оно видоизменяет формы с транслирующих на диалоговые, т.е. включающие в себя обмен информацией, основанной на взаимопонимании и взаимодействии.

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей - создание комфортных условий обучения, то есть условий, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Суть интерактивного обучения состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.

Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:

  • развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися;
  • решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;
  • развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих задач;
  • обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.

Существует множество форм интерактивного обучения. Примером являются:

  1. Ротационные (сменные) тройки.
  2. Карусель.
  3. Работа в малых группах.
  4. Аквариум.
  5. Незаконченное предложение.
  6. Мозговой штурм.
  7. Броуновское движение.
  8. Дерево решений.
  9. Суд от своего имени.
  10. Гражданские слушания.
  11. Ролевая (деловая) игра.
  12. Метод пресс.
  13. Займи позицию.
  14. Дискуссия.
  15. Дебаты.
  16. Решение ситуативных задач.

Все эти формы эффективны в том случае, если на уроке обсуждается какая-либо проблема в целом и происходит это часто в игровой форме.

Таким образом, основным методом использования интерактивной технологии являются интерактивные игры, которые представляют собой взаимодействие всех членов одной команды и всех команд в целой деятельности.

Игра способствует развитию восприятия отдельных вещей, наблюдательности, совершенствованию координации движений, быстроты, силы, четкости.

В игру входят такие компоненты урока, которые содержат в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, количественного, вызывают интерес у школьников к учебному предмету, способствуют созданию положительной эмоциональной обстановки учения.

Роль игры в восприятии информации велика. В процессе игры срабатывают ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации, а не по требованию учителя. Игра на уроке является комплексным носителем информации.

Особенно широко можно использовать игровые технологии на уроках географии при повторении с закреплением учебного материала. При этом учитель должен развивать у учащихся исследовательский подход к работе, стремление отыскивать данные для ответа, а также прививать интерес к карте, добиваясь не только нахождения учащимися географической номенклатуры, но и углубленного понимания символического языка карты, ее легенды.

Место игры в педагогическом процессе можно охарактеризовать так: с одной стороны, игра пронизывает весь учебно-воспитательный процесс, органически проявляясь почти на каждом уроке, с другой, - занимает примерно пятую часть, не вытесняя ценной практической деятельности. Обучение школьника происходит воздействием на его органы зрения: демонстрация материала, чтение; орган слуха – монолог учителя, диалог учителя с одноклассником; практической деятельностью самого ребенка, самостоятельной работы.

Игра, как ни странно, оказывает огромное положительное влияние на учебный процесс. Существует много различных теорий игр. Первую из них создал Врубель, считая игру проявлением потребности самовыражения ребенка. Согласно ей, ребенок на уроке раскрепощается и поэтому обретает возможность проявить себя, максимально раскрыть все свои познавательные возможности. Умелое руководство этими процессами со стороны учителя гарантирует не только наиболее полное формирование у школьника системы знаний, но и надёжное её закрепление. Достигается это при использовании в учебном процессе различных игровых форм и ситуаций (ролевых игр, викторин, кроссвордов).

В соответствии с современными взглядами игра выполняет много функций. Позволяя удовлетворять индивидуальные потребности и интересы, она одновременно облегчает ребенку адаптацию к общественной жизни (как это убедительно доказал д. Б. Эльконин), познавание действительности и приведение ее в соответствие с собственными потребностями.

Существует известная зависимость между уровнем знаний и умственным развитием школьника. Однако совершенно неправильно было бы умственное развитие учащегося определить лишь объемом усвоенных им знаний. Чтобы развить ум, необходимо овладеть определенными умственными операциями, логическими приемами мышления. И как раз этому может помочь применение игр в процессе обучения. Логические задачи, замысловатые головоломки, ребусы, викторины, ролевые и деловые игры оказывают незаменимую помощь в формировании у учащихся системы необходимых знаний.

К современным обучающим играм предъявляются однозначные и довольно строгие требования. Кроме того, необходимо тщательно подходить к выбору игр не только применительно к конкретному уроку, но и к конкретному классу. Интерес к играм, к решению задач, требующих напряжения мысли, появляется не всегда и не у всех детей сразу, и поэтому предлагать такие игры надо постепенно, не оказывая давления на детей. Природа игры такова, что при отсутствии абсолютной добровольности она перестает быть игрой. Игрой можно увлечь, заставить играть нельзя.

Кроме образовательных функций игра несёт в себе еще и огромный воспитательный потенциал, который является, в некоторых случаях, важнее образовательных функций. Воспитательное значение игры и ее всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра, как уже писалось ранее, органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивых учеников она может сделать трудолюбивыми, незнающих - знающими, неумелых - умельцами. Как чудесное образовательное средство, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим.

Игра поможет учителю сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых В играх: сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.

Игра для детей важное средство самовыражения, проба сил. В играх учитель может лучше узнать своих учеников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, что позволит ему найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из детей.

Введение в учебный процесс игровых форм обучения рождает новые проблемы. Встретившись на уроке с игрой, школьники часто теряются, воспринимают её настороженно, отдельные застенчивые школьники не решаются принять участие в игре. Поэтому необходимо некоторое усилие со стороны учителя для того, чтобы дети не пугались игровой формы обучения и воспринимали её именно как форму обучения, а не развлечение.

Любая технология обладает средствами, активизирующими интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же эти средства составляют главную идею и основу эффективности.

Классификационные параметры интерактивных технологий

По уровню применения: все уровни.

По философской основе: приспосабливающаяся.

По основному фактору развития: психогенные.

По концепции усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторные + гештальт + суггестия.

По ориентации на личностные структуры: ЗУН + СУД + СУМ + СЭН +СДП.

По характеру содержания: все виды + проникающие.

По типу управления: все виды - от системы консультаций до программной.

Роль интерактивных игр в решении образовательных задач:

  1. В процессе игры выявляется уровень знаний и умений, применяемых в новой адекватной форме.
  2. Достигается главная дидактическая цель игры перевод формальных знаний в действенные.
  3. Достигается максимальная активизация учащихся.
  4. Познавательная деятельность учащихся активизация, как бы без вмешательства учителя.
  5. Предоставляются широкие возможности для включения в учебный процесс проблемных знаний.
  6. Школьникам предоставляется возможность участвовать в неординарных ситуациях, а учителю конструирования неординарных заданий и занимательных элементов.
  7. Во всей полноте раскрываются творческие способности личности.
  8. Участники игры могут принимать как верные, так и не верные решения, но для игры этот факт не является недостатком, т.к. есть возможность проанализировать.
  9. во время игры все участники поднимаются до уровня профессионалов, что ведет к профессиональной ориентации школьников.
  10. Существует реализация дифференцированного подхода к обучению.

Роль интерактивных игр в решении воспитательных задач:

1. Игра отражает различные мотивы поведения (влияет на психологию   поведения).

  1. Во время игры происходит личная вовлеченность игроков в процесс обучения.
  2. Для многих школьников игра является единственным видом деятельности, школьники могут продемонстрировать свои способности (интеллектуальные, творческие, организаторские, чувство неуверенности в себе).
  3. В игре проявляется связь знаний и навыков, работы а также добросовестная подготовка и чувство ответственности друг перед другом.
  4. Игра, как новая форма работы, вовлекает школьников в активную деятельность и стимулирует интерес к предмету.
  5.  Эмоциональное восприятие становится фактором прочного усвоения   знаний.
  6. Групповой характер игр, обуславливает тесное взаимодействие все членов при изучении нового материала, а общая цель может быть достигнута, только совместными усилиями.

В данной работе нас интересуют обучающие игры. Они тоже имеют свои классификации, среди которых наиболее приемлемой принято считать деление дидактических игр на инсценированные и деловые или ситуационные игры, выделяют также подвижные игры. Кроме того, игры бывают индивидуальные, групповые и коллективные, а также настольные и подвижные. Все эти игры могут использоваться как формы обучения и применяться в учебном процессе.

Имитационные игры. На занятиях имитируется какая-либо организация, предприятие или его подразделение. Также событие, конкретная деятельность людей и обстановка, условия, в которых происходят события или осуществляется деятельность.

Дидактические игры. Эти игры подразделяются, прежде всего: инсценированные, деловые и логические. Инсценированные забавы, называемые методом инсценировки, основаны на игре роли придуманной ситуации. В этом методе важным фактором является сознание учащихся образа какого-либо героя, вхождение в него, принятие на себя, его «роли». Исполнение роли означает подчинение системе правил, функционирующих в объеме тех структур общественной жизни, в которых этот герой функционировал или мог бы функционировать.

Ситуативные игры основаны на создании более сложных проблемных ситуаций, требующих самостоятельного решения. Первые игры этого типа, применяемые ранее только в военных училищах, были проигрыванием битв.

Ценность этого типа игр заключается не только в возможностях более полного формирования знаний и представлений об объекте, но и способностях заинтересовать учащихся самообразованием. Примером этих способностей может служить опыт американской системы образования.

Исследования по внедрению в образовательный процесс ситуативных или деловых игр доказали, что применение деловых игр положительно влияет на школьные успехи учащихся. Причина этого в том, что деловая игра позволяет обыграть и заставлять переживать проигрываемую ситуацию, которую можно изменить. Слабой стороной этих игр, является то, что они имеют дело не с самой действительностью, что может до некоторой степени привести к отрыву теории от практики.

Деловые игры – это одна из форм проблемного обучения. Все ситуации в ходе деловой игры создаются искусственно, хотя сюжеты берутся из реальной жизни. Преимущество этих игр:

- развиваются творческие способности учащихся;

-позволяет организовать коллективную работу свойственную профессиональной деятельности;

- при удачно созданной групповой ситуации обеспечиваются устойчивые познавательные интересы к самой игре;

- игра расширяет кругозор учащихся.

Игра, в зависимости от целей, содержания, места в учебном процессе, занимает время от 5 – 10 до 45 минут. Как показывает опыт, проведения игр свыше 45 минут отрицательно сказывается на интерес к игровой и познавательной деятельности: снижается интерес, появляется утомление.

Познавательное значение имеют виды работы с использованием игровых форм. Жучкевич В.А. применяет в этом плане графические средства. Широко известны в качестве игр кроссворды, ребусы географического содержания, однако познавательное значение их велико.  Жучкевич В.А. считает, что, гораздо лучше применять, географическое лото, игровые звездочки, цепочки.                          

Интересно использовать в качестве игровых форм так называемые контуры – силуэты географических объектов для определения названий объектов по их очертаниям. Контуры – силуэты лучше всего готовить в виде отдельных карточек. Для этого годится обычная контурная карта, если на ней аккуратно зачернить тушью интересующие нас объекты. Контуры – силуэты можно использовать также для стенгазет, географических стендов.

Возможности использования данных игровых приемов на уроках географии чрезвычайно разнообразны, что, следовательно, приводит к хорошей стимуляции творческого процесса на уроке.

Игра – это система проблемных заданий, связанных единым сюжетом и предполагающая распределение ролей среди ее участников. Игра выполняет важные обучающие и воспитывающие задачи.

Учитывая то, что учебный процесс проходит преимущественно в кабинетных условиях, особое значение имеют настольные игры. К настольным играм относят кроссворды, ребусы, чайнворды, игровые кубики, лото и т.п. В настольные игры одинаково любят играть как учащиеся начальных классов, так и старшеклассники. Важной чертой настольных игр является занимательность, а особенностью – наличие игрового правила, в котором внутренне заключена игровая задача. Решение игровой задачи делает игру стремящейся к определенному результату.

Настольные игры развивают воображение, сообразительность и наблюдательность, школьники учатся быстро и логично рассуждать, а также, в них всегда имеется элемент соревновательности (кто быстрее, кто правильнее отвечает) и, кроме того, при помощи игр формируют у себя определенную систему знаний.

Одной из наиболее распространенной настольной игрой у школьников является кроссворд. Работа с кроссвордами помогает учителю успешно решить важные задачи учебно-воспитательного процесса: закрепить полученные знания и уметь применять их на практике при минимальной затрате учебного времени. Кроссворды бывают различными по форме  и по содержанию.

В процессе обучения географии А.В. Крючков предложил использовать следующие типы кроссвордов:

По сложности:

           1. «Пятиминутки», тренировочного характера;

           2. На проверку программного материала;

           3. Для домашних заданий (с использованием вне программного материала).

По содержанию:

          1. Номенклатурные;

          2. Терминологические;

          3. Смешанные.

По характеру вопросов:

  1. Знание карты, умение определять и описывать точку по заданным координатам;
  2. Знание административно -территориального деления;
  3. Знание основных понятий и терминов.

При составлении кроссвордов школьники проявляют большую творческую активность, все полученные ими знания по данной теме идут в актив. Кроме того, это работа воспитывает чувство ответственности, поскольку кроссворд должен быть составлен правильно – иначе его нельзя решить, а вопросы надо ставить четко, лаконично и грамотно, что в свою очередь, развивает грамотную речь.

Широко применяются в учебном процессе игры-состязания. Они применяются как в учебной, так и во внеурочной работе. У большинства учащихся – состязания прививают устойчивый интерес к предмету и тягу к самообразованию.

Особенностью игр-состязаний является их занимательность и огромный потенциал познавательности. Познавательные процессы связаны с интересными сторонами явлений, процессов, воздействующих на школьников необычной постановкой вопросов, формой проведения занятий. Следующая особенность этих игр – соревновательность. В соревнованиях школьники сравнивают свои знания, умения, личностные качества с этими же качествами других учащихся. Назначение игр-состязаний в учебно-воспитательном процессе многообразно.

Игры-состязания являются средством разрядки напряженной обстановки в классе, их применяют для переключения внимания. Являясь увлекательной игровой формой, игры-состязания включают в уроки закрепление, обобщение, проверку знаний, а также в программу кружков, в полевых условиях.

При проведении игр-состязаний следует учитывать возраст учащихся. Игры-состязания привлекают большинство учащихся желанием выиграть.

Немаловажную роль во внеурочной работе с классом играют подвижные игры. Они используются главным образом в походно-лагерных условиях и во время уроков-практикумов, проводимых на местности, чаще всего они являются играми-состязаниями. Подвижные игры укрепляют здоровье учащихся, развивают находчивость, чувство товарищества, дают возможность реализовать школьником накопившуюся энергию. Кроме того, подвижные игры учат развивать воображение, помогают стать дисциплинированными.

Игры прививают участникам умение достигать цели, приходить на помощь при любых обстоятельствах. Выбор подвижных игр зависит от времени года, природных условий. Не редко проведение подвижных игр необходимо в работе кружков для активации познавательной деятельности учащихся и формирования у них особо сложных знаний и представлений.

Одним из немало важных средств повышения эффективности учебно - воспитательного процесса, заинтересованности и активизации деятельности учеников также на уроках географии являются ролевые игры. Они особенно влияют на эффективность обучения, открывают разнообразные воспитательные возможности, развивают у школьников воображение и мышление, способствуют вовлечению учеников в творческую деятельность и общение, стимулируют познавательную активность учащихся.                          

В данной статье были рассмотрены основные теоретические положения использования интерактивных технологий в учебном процессе и основные виды игровых форм, применяющихся в процессе обучения. Из приведенных примеров видно, что любая из них может быть применена на уроках географии в процессе формирования знаний при изучении нового материала, заложенных школьной программой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете "Адаптация учащихся 5-го класса к условиям обучения на ступени общего образования".

Выступление на педагогическом свете с презентацией "Адаптация учащихся 5-го класса к условиям обучения на ступени основного общего образования""...

Педагогические технологии обучения в системе общего начального и среднего профессионального образования

Проблемное обучение связано с исследованием и поэтому предполагает растянутое во времени решение задачи. Человек попадает в ситуацию подобно деятелю, решающему творческую задачу или проблему. Он...

ФОРМИРОВАНИЕ ФИНИНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДРУГИХ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Финансовая грамотность затрагивает все сферы жизнедеятельности современного человека. Пэтому повышение финансовой грамотности является одним из основных направлений, обозначенных в Концепции долгосроч...

ФЕСТИВАЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ ПО ТЕМЕ: «Повышение качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации системы общего образования»

Тема выбрана   актуальная, обоснованная, имеющая практическую значимость для школы и ориентированная на повышение творческого потенциала учителя и учащихся, на интенсификацию учебно-воспитат...