ФОРМИРОВАНИЕ ФИНИНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДРУГИХ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья по географии на тему

Зубкова Елена Георгиевна

Финансовая грамотность затрагивает все сферы жизнедеятельности современного человека. Пэтому повышение финансовой грамотности является одним из основных направлений, обозначенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ФИНИНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДРУГИХ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Зубкова Е.Г., учитель географии

МБОУ Лицея № 6, г. Невинномысск,

Ставропольский край

Финансовая деятельность затрагивает практически все сферы жизнедеятельности современного человека, она дает возможность управлять своим финансовым благополучием. Отсутствие же элементарных финансовых знаний и навыков ограничивает эту возможность.

На микроуровне экономические последствия и угрозы низкой финансовой грамотности населения отражаются в накоплении населением избыточной кредитной задолженности, неэффективном распределении личных сбережений, на макроэкономическом уровне низкая финансовая грамотность подрывает доверие к государственной политике, обуславливает дополнительную нагрузку на бюджеты всех уровней, приводит к снижению темпов экономического роста. Поэтому повышение финансовой грамотности является одним из основных направлений, обозначенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года[3].

В международной практике принято представление о финансовой грамотности как о способности физических лиц управлять своими финансами и принимать эффективные краткосрочные и долгосрочные финансовые решения. Финансовая грамотность оказывает сильное влияние на жизнь конкретного человека, так как формирует его способность:

• обеспечить себя и свою семью;

• инвестировать в свое будущее и будущее своих детей;

• развить и реализовать свой творческий потенциал и проявить себя достойным гражданином общества.

Поэтому Национальная программа Российской Федерации «Дружи с финансами» стала масштабным национальным проектом, основная задача которого — помочь российским гражданам вести себя более ответственно по отношению к личным финансам и качественно распоряжаться ими. И это стало тем стратегическим направлением в создании образовательной среды нашего Лицея № 6 (проект, разработанный совместно с МБОУ СОШ № 3 г. Невинномысска) по социализации личности. Задачами этого проекта являлись:

• формирование основных компетенций обучающихся, отвечающих индивидуальным особенностям;

   формирование высокой коммуникативной культуры;

 формирование качеств личности для профессионального самоопределения.[1].

Одной из форм реализации данного проекта в Лицее № 6 стала кейс-игра.

Ее место в образовательной среде Лицея [2] определялось в периоды: весенние и летние каникулы 2017-2018 учебного года, 5-ти дневную профильную смену, 6-ти дневную летнюю школу на базе МБОУ Лицея № 6. Возраст участников 8-11 класс. Название игры «Жизнь после ЕГЭ…» фактически определило цель: выбор игроками эффективных инструментов для  увеличения личного капитала, путем самообразования, повышения квалификации и  улучшение качества жизни.

Идея игры: город объединяет всех участников, в городе действуют  игровые товарно-денежные отношения,  игровые безналичные  деньги, работают предприниматели,  банк, супермаркет,  школы бизнеса.

Субъекты игры: «выпускники школ», «предприниматели» .

Задачи участников игры:  максимально увеличить свой личный капитал, перейти на более высокий уровень квалификации, повысить свои доходы и выиграть в рейтинге. Выпускники должны стремиться повысить свою квалификацию и найти наиболее высокооплачиваемую работу.  Предприниматели  - нанять большее количество высококвалифицированных специалистов, получить максимальный доход.  Не нарушать  условия кейса.

Локации игры: «банк», «ВУЗЫ, ППО, центры повышения квалификации», «супермаркет», «центр досуга и развлечений»,  «центр занятости населения», «счетная палата».

Этапы и организация кейс-игры «Жизнь после ЕГЭ…»  

Подготовительный  этап  (1 день): обучение участников игры, входное тестирование.

Основной  этап (4-5 дней): установочный доклад (проектная сессия), финансовая имитационно-ролевая игра, экспертно-консультативная сессия, аналитическая сессия, круглый стол.

Итоговая аттестация (последний день смены):тестирование  по  ФинГрам, коллективное творческое дело.

Алгоритм  кейс-игры

Установочный доклад

30

минут

Общее заседание.

Доведение до участников кейса и информации по финансовой грамотности по теме дня

Проектная сессия

60

минут

Работа в командах.

Разработка первого варианта решения кейса, групповых целей на игровой день, стратегии и способов их достижения (проекта домохозяйства по повышению благосостояния семьи)

ФИРИ

90

минут

Первый цикл игры.

Реализация в игровой имитации первого варианта проекта домохозяйства по повышению благосостояния семьи

Экспертно-консультативная сессия

60

минут

Работа команд.

Анализ итогов первого цикла игры и первого варианта проекта домохозяйства по повышению благосостояния семьи, разработка второго варианта проекта, получение консультации у экспертов

Аналитическая сессия

30

минут

Работа в командах.

Анализ процесса и результатов реализации первого и второго варианта проекта домохозяйства по повышению благосостояния семьи, подготовка выступления и вопросов на круглый стол

Круглый стол

60

минут

Общее заседание.

Выступление команд на кругом столе о сценариях и способах повышения благосостояния домохозяйств, общее обсуждение, выбор наиболее эффективных стратегий и оптимальных способов достижения благосостояния семьи

В ходе работы над данным образовательным проектом нами понималась особая специфика информационно-наглядных материалов, поэтому их разработкам предшествовал тщательный анализ российских и зарубежных практик, а также кабинетные исследования целевой аудитории. В ходе работы выяснилось, что недостаточно информировать и просвещать граждан, весьма значимый мотив — побуждать людей разобраться в вопросе персональных финансов. При этом важно выстраивать коммуникацию с помощью простых и понятных сообщений, доступных для обычных людей. И мы уже начали это делать!

1.Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]: № 273 от 29.12.2012.-М.: Проспект, 2013.- 160с.

2.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. [Текст]:       – М.: Просвещение, 2011. – 455 с. – (Стандарты второго поколения).

3.Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование патриотической компетентности у обучающихся с ОВЗ через организацию проектной деятельности на уроках истории и во внеурочной деятельности

Актуальность проекта вижу в его практической направленности на развитие личностных качеств учащихся - патриотической  компетенции, воспитание активной жизненной и гражданской позиции....

Формирование социальной компетентности учащихся с ограниченными возможностями здоровья через организацию проектной деятельности.

Главной целью трудового обучения в школе для учащихся с ограниченными возможностями здоровья является  подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни, что предполагает формирование личности...

Проект по технологии «Мой портфель проектов» Совершенствование системы управления развитием УУД через организацию проектной деятельности на уроках «Технологии»

Проблемный анализ Глава 1. Учебный проект как элемент портфеля проектов       1.1  Что такое учебный проект, проектная деятельность?...

Формирование у школьников негативного отношения к психоактивным веществам через организацию проектной деятельности

Чем активнее форма передачи информации, чем активнее вовлечены в этот процесс школьники, чем больше каналов восприятия задействовано в процессе обучения, тем выше уровень усвоения знаний, приобретения...

Повышение учебной мотивации обучающихся через организацию проектной и учебно-исследовательской деятельности на уроках химии и внеурочное время

Одним из путей повышения мотивации является включение обучающихся в учебно- исследовательскую и проектную деятельность, что позволяет сделать учебный процесс более интересным и эффективным....