Урок географии 5 класс
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zernyaeva_n.g._urok_geografii_v_5_kl.docx28.62 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Ориентирование на местности.

Педагогическая цель: формировать  навыки ориентирования на местности.

 Задачи урока:

Образовательные:

-формировать практические умения определять с помощью компаса стороны горизонта  на местности.

-формировать практические умения ориентироваться на местности по местным признакам.

Развивающие:

 - развивать у обучающихся способности владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- научить применять усвоенные знания в условиях решения учебных задач;

- формировать у обучающихся умения определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, доказывать, выдвигать гипотезы и их обосновывать.

- развивать у обучающихся умения находить нужную информацию из различных источников;

-развивать практические навыки работы с компасом, планом местности;

- формировать навыки использования информационных технологий с учетом стандарта второго поколения;

-формировать навыки самостоятельной и групповой работы;

Воспитательные:

 - развивать у обучающихся интерес к предмету «география» и образное мышление.

- способствовать  нравственному воспитанию через любовь и бережное отношение к своей Родине.

Тип урока: обобщающий , урок- практикум.

Планируемые результаты (предметные):

 учащиеся научаться решать проблемные задачи;   

объяснять значение понятий:  «стороны горизонта», «ориентирование»;

определять (измерять) направления на плане, географической карте и на местности;

ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов.

Личностные результаты

Будут сформированы: навыки обучения; познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение программы; социальные нормы и навыки поведения в классе и школе.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные

 -научится: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; получат  возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Познавательные

 -научится: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит  возможность   научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.

Коммуникативные

 - научится:  принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит  возможность  научиться: принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применить: умения и опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии

 Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с картами, схемами); практические (составление описаний, поиск информации, работа с контурными картами); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Понятия и термины

 стороны горизонта, ориентирование.

Средства обучения (ресурсное обеспечение занятия):

- дидактическое сопровождение урока:

 География. Начальный курс.5 класс. Учебник / И.И. Баринова, А.А. Плешаков,Н.И. Сонин. М.: Дрофа, 2015; География. 5 класс.: атлас.М.: Дрофа; 2015.

 компьютерная презентация по теме « Ориентирование на местности»

- необходимое техническое оборудование:

мультимедийный проектор, компасы, транспортиры, линейка, разноцветные карточки для групповой работы, лица для рефлексии карточки с обозначениями основных сторон горизонта, картинки с изображением жизни леса  для физминутки.


Организационная структура урока

Этапы урока

Формы,
методы, методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма
контроля

характеристика
основных видов
деятельности

формируемые УУД

I. Организационный момент

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Проверяет готовность к уроку

Приветствует учащихся.

В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей друзья за дело.

- Готовы потрудиться, наукам разным поучиться? С каким настроением вы пришли на урок.

Если с хорошим, то поднимите улыбающееся личико,

нет- грустное. Молодцы.

- Тогда начнем наш урок

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Быстрое включение в деловой ритм

II. Мотивация.Постановка учебной задачи

Формулировка темы урока.

Постановка проблемной задачи.

Гипотеза.

Корзина идей.

Фронтальная. Словесный. Сообщения учащихся

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Вниманию учащихся предлагается картина В.М. Васнецова «Витязь на распутье» (презентация слайд 1. )

- Кто главный герой? Какое у него настроение? Как вы думаете, почему?

У каждого человека бывают ситуации, когда необходимо определить свое местонахождение, найти верную дорогу. Что же делать?

Вывод: Для этого каждому человеку необходимо научиться в жизни ориентироваться, т.е. определять свое местоположение.

Презентация, слайд 2.Давайте попробуем сформулировать тему урока.

В ясный день вы заблудились в лесу! Как найти дорогу домой? (или сориентироваться, определить свое местоположение?)

Подводит учащихся к высказыванию своих идей. Записывает идеи учащихся на доске.

просматривают иллюстрацию. Высказывают свои ощущения в подобной ситуации, какой выход можно найти из создавшейся ситуации

Высказывают свое мнение. Называют тему урока «Ориентирование на местности»

Высказывают свои идеи:

1.По компасу.

2.По Солнцу.

3.По Полярной звезде.

4.По местным признакам.

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; планируют учебные действия

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; планируют учебные действия

Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Беседа по вопросам

Индивидуальные сообщения

Беседа по вопросам

Индивидуальные сообщения

III. Актуализация знаний

Фронтальная. Словесный. Беседа

Задает вопросы учащимся:

1.Что называют горизонтом?

2.Какие знаете стороны горизонта?

3.Что называют ориентированием?

4.Что такое ориентиры?

5.На какой стороне горизонта восходит Солнце?

6.На какой стороне горизонта находится Полярная звезда?

7.Что такое компас?

Физкультминутка

Ветер (Слайд 3.)
Ветер дует нам в лицо, 
Закачалось деревцо. 
Ветер тише, тише, тише. 
Деревцо всё выше, выше. (Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают, на «выше, выше» — выпрямляются.) 

Отвечают на поставленные вопросы. Объясняют значения терминов, формулируют учебные задачи урока

Выполняют упражнения под руководством учителя

Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; овладевают умением подводить под понятия, выводить следствия; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений

Беседа по вопросам

IV. Подготовительный этап решения проблемы.

Работа в группах. Беседа, работа с картами.

Индивидуальная.

.

Предлагает работу в группах:(Слайды 4-7.)

1-я группа. Исследовательская работа на тему: «История создания компаса»

2-я группа. Создание модели компаса.

3-я группа. Работа с планом местности.(атлас,стр.6.)

4-я группа. Работа с контурными картами.

Выполняют практическую работу.

Делают выводы.

Познавательные: используют карты атласа для решения учебной задачи; воспроизводят по памяти информацию; структурируют знания; самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные: владеют умениями работать в группах.

Индивидуальные сообщения.

V. Решение проблемы.

Работа в группах. Беседа, работа с картами.

Индивидуальная.

Предлагает работу в группах.(Слайды 8-11.)

1-я группа. Как сориентироваться по компасу?

2-я группа. Как сориентироваться по Солнцу?

3-я группа. Как сориентироваться по Полярной звезде?

4-я группа. Как сориентироваться по местным признакам?

Выполняют задания.

Каждая группа отчитывается через 2-3 мин с поддержкой педагога (показ слайда 10-12).

Познавательные: Развивают способности к самостоятельному приобретению знаний и практических умений, в частности умения  ориентироваться.

Регулятивные: в сотрудничестве с учителем, классом находят решение учебной задачи.

Отчет по группам.

Рефлексия

Составление синквейна.


Обьясняет составление синквейна.

Корректирует ответы ,выставляет отметки за урок.(Слайд12.)

Синквейн(происходит от французского «cing”- пять.)Это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Синквейн со словом компас.

1.Тема или предмет о котором пойдет речь .

2.Два прилагательных которые дают описание признаков предмета.

3.Глаголы, описывающие действия предмета.

4.Фраза из 4-х слов, выражающая личное отношение автора к описываемому предмету.

5.Резюме. Суть обьекта.

Составляют синквейн, вместе с учителем корректируют свои оценки за урок.

Синквейн.

1.Компас.

2.Магнитный, походный туристический.

3.Создан, ориентирует, лежит.

4.Компас-прибор для определения сторон горизонта.

5.Компас-ориентирование.

Регулятивные: в сотрудничестве с учителем, классом находят решение учебной задачи.

Познавательные: владеют умением смыслового восприятия текста; осуществляют анализ; строят логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные: слушают и понимают речь других

Беседа по вопросам

VI. Информация о домашнем задании

Сообщение учителя

Комментирует задание.

В ненастный день можно сориентироваться по одному местному признаку.

Найдите ошибку и укажите причину ошибочных суждений.

Воспринимают задание, уточняют

Регулятивные: принимают учебную задачу

Устные суждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по географии 5 класс"Моделирование на уроках географии

Основа стандарта : каждый урок - деятельностный подход к обучению. Поэтому, главная задача учителя -организовать деятельность ученика на уроке «научить- учиться». Умения предметные (географическ...

Опорные конспекты на уроках географии. Урок географии в 6 классе "Природные зоны Земли"

В данной методической разработке показано использование технологии опорных конспектов по методике В. Ф. Шаталова на уроках географии.  Тема урока: Природные зоны Земли - зональные природные ...

Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.

В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...

Урок географии в 7 классе Африка в стихах Н. С. Гумилева Обобщение по теме Африка (интегрированный урок география+литература)

Тема раздела  Южные материкиТема урока  Обобщение знаний о природных зонах АфрикиНомер урока в теме раздела 9Цель урока: обобщение знаний по материку Африка через  литературный образ ма...

Интерактивные уроки географии.Урок географии в 7 классе с применением ИКТ. Тема :Австралия. Географическое положение и исследование материка.

Интерактивные уроки географии.Урок географии в 7 классе с применением  ИКТ. Тема :Австралия. Географическое положение и исследование материка....

Интерактивные уроки географии.Урок географии в 7 классе с применением ИКТ. Тема :Южная Америка. Географическое положение и исследование материка

Интерактивные уроки географии.Урок географии в 7 классе с применением  ИКТ. Тема :Южная Америка. Географическое положение и исследование материка....