Опыт развития мотивационной сферы личности детей с ОВЗ (с легкой и умеренной умственной отсталостью) в процессе обучения географии.
статья по географии

Опыт развития мотивационной сферы личности детей с ОВЗ (с легкой и умеренной умственной отсталостью) в процессе обучения географии.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт развития мотивационной сферы личности детей с ОВЗ (с легкой и умеренной умственной отсталостью) в процессе обучения географии.

  1. Актуальность темы.

   В данной теме заключена одна из актуальных проблем обучения детей с умственной отсталостью.

   Мотивация обучения занимает ведущее место среди факторов, определяющих продуктивность образовательного процесса. Она влияет на интенсивность внимания, памяти и других психических процессов, степень понимания, качество усвоения, результаты интеллектуальной работы.

   В практике обучения умственно отсталых детей мы (педагоги) часто сталкиваемся с проблемами отсутствия у обучающихся интереса к усвоению знаний, пассивностью, безразличием, нежеланием преодолевать трудности в процессе обучения, а иногда даже отказом от обучения.

   Причины низкой или отрицательной мотивация к обучению:

  • недостатки работы ВНД, обусловленные заболеванием;
  • негативное влияние асоциального окружения,
  • недостатки воспитания,
  • педагогическая запущенность,
  • неадекватная самооценка и т. д.

   Все это говорит о необходимости работы по развитию мотивационной сферы у умственно отсталых детей.

  1. Условия развития положительной мотивации к обучению у детей с умственной отсталостью:
  • создание благоприятного психологического климата;
  • целенаправленная реализация принципов обучения;
  • выполнение требований к структуре современного учебного занятия;
  • использование современных технологий обучения;
  • активное применение практических видов деятельности;
  • продуктивное взаимодействие с семьей;
  • организация психолого – педагогического сопровождения обучающихся, имеющих низкую и отрицательную учебную мотивацию;
  • оценка учебной успешности относительно динамики развития самого ученика;
  • использование разнообразных форм, методов, приемов, средств обучения.

   Опыт работы подсказывает, что реализация этих условий приводит к позитивной динамике развития мотивации к обучению у детей с УО.

  1. Формы, методы, приемы обучения, способствующие развитию и коррекции мотивации к обучению.

Формы.

  • Нестандартные формы обучения (урок – конкурс, путешествие, виртуальная экскурсия, игра, экскурсия, бинарный урок, практикум, смотр знаний.
  • Разнообразные формы работы на уроке.

Методы и приемы.

  • Дидактические игры, игровые и занимательные задания.
  • «Собери слово»
  • «Буквоед»
  • «Найди и исправь ошибку»
  • «Один лишний»
  • «Кто больше знает?»
  • «Поле чудес»
  • «Соверши путешествие»
  • «Знатоки карты»
  • «Игровые звездочки»
  • «Отправь по адресу»
  • «Черный ящик»
  • «Кто больше знает?»
  • «Да или нет»
  • «Найди клад»
  • «Собери карту»
  • «Узнай по контуру»
  • ребусы, загадки

  • Приемы, способствующие созданию ситуации успеха.
  • «Я знаю, что…».
  • «Я могу…».
  • Образовательная стратегия: «Что нужно сделать, чтобы отлично выполнить данное задание?»
  • Авансирование успеха: «Я даже не сомневаюсь в успешном результате».
  • Эмоциональное поглаживание.
  • Высокая оценка деталей: «Тебе особенно удалось…», «Больше всего мне в твоей работе понравилось…».
  • Скрытый инструктаж: «Выполняя работу, не забудьте о…».
  • Персональная значимость: «Только тебе я могу доверить…», «Ты задал очень важный вопрос».
  • Внимание на успех, подбадривание при неудачах: «Какая важная ошибка!»
  • Сообщение интересных сведений о изучаемых объектах.
  • Задания, связанные с поисковой активностью.
  • Задания – ловушки (задания, в которых спрятаны ошибки).
  • Задания с недостающими данными.
  • Задания с несколькими вариантами выполнения.
  • Проблемные ситуации.
  • Творческие задания.
  • Прием соревнования.
  • Прием свободного выбора задания.
  • Прием составления схем по ходу объяснения.
  • Приемы мотивирования деятельности:
  • эффект загадки;
  • эффект противоречия;
  • эффект удивления;
  • обсуждение вопросов, волнующих учеников;
  • возможность высказать свою точку зрения.
  • Приемы стимулирования внимания и снятия напряжения (динамические игры):
  • Дружное эхо.
  • Кто меня слышит?
  • Руки – ноги.
  • Встать по пальцам.
  • Эстафеты – разминки, эстафеты знаний.
  • Живое слово.
  • Приемы рефлексии.

Например, тема урока: «Растительный мир Нижегородской области», 9 класс. Задание: вставить пропущенные слова.

Я … о Нижегородской области.

Я … на уроке.

Я ... .

Географическое положение.

Рельеф.

Климат.

Водоемы.

Полезные ископаемые.

Растительный мир нижегородской области.

Животный мир.

Население.

Города.

Хозяйство.

Культура.

 Слова для справок: знаю, узнаю сегодня, узнаю на будущих уроках.

   Результатом применения описанной технологии является развитие положительной мотивации к обучению географии, положительные результаты освоения образовательной программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика и развитие мотивационной сферы личности детей в условиях системы дополнительного образования.

Педагогика и психология музыкального образования: прошлое, настоящее, будущее. Материалы IX научно-практической конференции с международным участием. - М., 2010.-С.254-257....

Сценарий тематического занятия «Трагедия Беслана.» (для обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)) 7–11-х классов

Классный час был представлен на Городском фестивале педагогического мастерства "Формула воспитания - 2018"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике 5 класс (для обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями))

Рабочая программа по Математике для 5 классов составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными н...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике 7 класс (для обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями))

Рабочая программа по Математике для 7 классов составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными н...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике 9 класс (для обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями))

Рабочая программа по Математике для 9 классов составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными н...