Рабочая программа 8 класс ФГОС
рабочая программа по географии (8 класс)

Рабочая программа по географии разработана на основе:

- в соответствии с Федеральным законом  «Об образовании в Российской Федерации» ст.2, п.9,

- в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897,

- на основании приказа №1577 от 31.12.2015 года «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897»,

- в соответствии с Федеральным перечнем учебников  в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, учебными   программами к УМК,   рекомендованные   МО и Н РФ   (изд. «Просвещение»)

- учебным планом образовательного учреждения

- Примерной программы основного общего образования по географии;

- авторской программы курса к УМК под ред. И.И.Бариновой «География. Природа России»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klass_fgos.docx881.85 КБ

Предварительный просмотр:

        Рабочая программа по географии разработана на основе:

- в соответствии с Федеральным законом  «Об образовании в Российской Федерации» ст.2, п.9,

- в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897,

- на основании приказа №1577 от 31.12.2015 года «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897»,

- в соответствии с Федеральным перечнем учебников  в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, учебными   программами к УМК,   рекомендованные   МО и Н РФ   (изд. «Просвещение»)

- учебным планом образовательного учреждения

- Примерной программы основного общего образования по географии;

- авторской программы курса к УМК под ред. И.И.Бариновой «География. Природа России»

        Программа составлена для учащихся 8-х классов общеобразовательной школы, изучающих предмет в объёме обязательного минимума содержания на базовом уровне ( 2 часа в неделю). Срок реализации 2018-2019 учебный год (35 недель). Объём часов учебной нагрузки, отведённых на освоение рабочей программы определён федеральным учебным планом основного общего образования и учебными планами образовательного учреждения.

Цели и задачи предмета:

        Рабочая программа имеет направление на достижение следующей цели:

- формирование у учащихся системы комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, о закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике  и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Задачами изучения географии в основной школе являются:

  формирование системы географических знаний как научной картины мира;

  познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;

  познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;

  понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;

 понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

  глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды её географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;

 выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;

 формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Планируемые предметные результаты освоения предмета

В результате изучения курса «Природа России» выпускник научится

- различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;

- оценивать воздействие географического положения России и её отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

-  использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий в контексте реальной жизни;

- различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России и её отдельных регионов;

- оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России;

- объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;

- оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;

- использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;

В результате изучения курса «Природа России» выпускник получит возможность научиться:

 - оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы;

- давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности;

- делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;

- наносить на контурные карты основные формы рельефа;

- давать характеристику климата своей области (края, республики);

- показывать на карте артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты;

Содержание учебного предмета

Раздел 1. Введение. Что изучают в курсе «Природа России». Источники географической информации. Особенности Физико-Географического положения России. Моря, омывающие берега России. Россия время на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни человека.

Раздел 2. История заселения и исследования России.  История освоения и изучения территории России. Изменение границ страны на разных исторических этапах. Формирование и освоение государственной территории России.

Раздел 3. Особенности природы и природные ресурсы России. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения России. Основные тектонические структуры. Рельеф России: основные формы, их связь со строением земной коры. Особенности распространения крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные процессы, формирующие рельеф. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.

Климат и климатические ресурсы. Факторы, определяющие климат России: географическая широта, подстилающая поверхность, циркуляция воздушных масс. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Типы климатов России, климатические пояса. Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Климат своего региона.

Внутренние воды и водные ресурсы. Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы. Зависимости между режимом, характером течения реки, рельефом и климатом. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления, связанные с водами ( паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Крупнейшие озёра, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.

Почвы и почвенные ресурсы. Почва – особый компонент природы. Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв.

Почвы - национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв: мелиорация земель, своего региона и своей местности.

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы его определяющие. Биологические ресурсы, факторы его определяющие. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.

Раздел 4. Природные комплексы России. Природное районирование.  Природное районирование. Моря, как крупные природные комплексы. Природные зоны России. Арктические пустыни, тундра, лесотундра, лесные зоны, степи, полупустыни. Высотная поясность.

Раздел 5. Природа регионов России. Русская (Восточно-Европейская) равнина. Северный Кавказ. Урал. Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Пояс гор Южной Сибири. Дальний Восток.

Оценка природных условий и ресурсов природного района на основе анализа общегеографических и тематических карт (по выбору).

Раздел 6. Человек и природа. Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Стихийные природные явления. Антропогенное воздействие на природу. Использование природных ресурсов. Экологические проблемы и экологическая ситуация в России.

Раздел 7. География Бурятии. Географическое положение Бурятии. Рельеф и геологическое строение территории Бурятии. Минерально-сырьевая база Бурятии. Климат и климатические ресурсы. Внутренние воды Бурятии. Реки. Другие виды внутренних вод Бурятии. Водные ресурсы. Почвы и почвенные ресурсы Бурятии. Растительный и животный мир Бурятии. Природные зоны Бурятии. Высотная поясность. Особоохраняемые территории Бурятии. Памятники природы. Особенности природы Заиграевского района. Экологические проблемы Бурятии

Формы организации учебных занятий

Основной формой обучения является урок. Формами работы в 8 классе являются коллективные, групповые и индивидуальные. Используются игровые технологии, технологии личностно-ориентированного и дифференцированного обучения, информационно-коммуникационные технологии, способствующие формированию основных компетенций учащихся, развитию их познавательной деятельности.

Виды учебной деятельности

        При изучении материала по географии в 8 классе для использования на учебных занятиях применяются следующие виды учебной деятельности

- работа с учебником; с атласом и контурными картами; с дополнительной литературой;

- беседы, ответы на вопросы;

- умение классифицировать, сравнивать, вести наблюдение за объектами, процессами и явлениями;

- давать определения понятиям, моделировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи и др.

Учебно-тематический план

Раздел

Кол-во часов

Формы и виды контроля

Количество теоретических часов

Количество контрольных

работ

Количество практических работ

1

Введение

4

2

2

2

История заселения и исследования России

1

1

3

Особенности природы и природные ресурсы России

20

12

3

5

4

Природные комплексы России. Природное районирование

7

5

1

1

5

Природа регионов России

18

16

1

1

6

Человек и природа

5

4

1

7

География Бурятии

12

10

1

1

Резерв времени

3

Всего

70

50

7

10

Национально-региональный компонент

Реализуется  через содержание программы в блоке «География Бурятии» ( 12 часов)

Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение

Учебно-методическое обеспечение:

1. Баринова И.И. Природа России. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М., Дрофа, 2014

2.География. Природа России . Атлас 8 класс . Издательство «Дрофа»

3.География. Природа России. Контурные карты 8 класс. Издательство «Дрофа»

4. География. Природа России. Методические рекомендации, 8 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011

            Материально-техническое обеспечение.

Оборудование кабинета включает следующие типы средств обучения:

        - комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения: компьютер, мультимедиапроектор, печатное устройство, маркерная доска, коллекция медиаресурсов, в том числе электронные приложения к учебникам, обучающие программы

- комплекты географических карт и печатных демонстрационных пособий ( таблицы, транспаранты, портреты выдающихся географов и путешественников) по всем разделам школьного курса географии;

- библиотеку учебной, программно-методической, учебно-методической, справочно-информационной и научно-популярной литературы;

- картотеку с заданиями для самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема раздела

Тема урока

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

1

Введение ( 4 часа)

Что изучает география России. Методы географических исследований

1

1.09

2

Географическое положение России

Практическая работа № 1 по описанию географического положения России»

1

1.09

3

Моря, омывающие территорию России

1

2.09

4

Россия на карте часовых поясов

Практическая работа №2 по определению поясного времени для разных пунктов РФ.

1

2.09

5

История заселения и исследования России

( 1 час)

История заселения и исследования России

1

3.09

6

Особенности природы и природные ресурсы России ( 20 часов)

Главные особенности рельефа России

Практическая работа № 3 по

установлению зависимости  расположения крупных форм  рельефа  и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры

1

3.09

7

Строение земной коры. Геологическое летоисчисление

1

4.09

8

Минеральные ресурсы России

1

4.09

9

Развитие форм рельефа. Стихийные природные явления.

1

1.10

10

Факторы, определяющие климат России

Практическая работа № 4 по

определению  по картам  закономерности  распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распространения средних температур страны

1

1.10

11

Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны

1

2.10

12

Типы климатов России

1

2.10

13

Климат и человек. Климатические ресурсы

Практическая работа № 5 по

оценке основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения

1

3.10

14

Обобщающий урок по теме: «Рельеф и климат России»

1

3.10

15

Разнообразие внутренних вод России. Реки

Практическая работа № 6 по составлению характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.

1

4.10

16

Другие виды внутренних вод

1

4.10

17

Водные ресурсы. Охрана вод. Практическая работа № 7 по оценке обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования.

1

2.11

18

Образование почв и их разнообразие

1

2.11

19

Закономерности распространения почв

1

3.11

20

Почвенные ресурсы России

1

3.11

21

Растительный и животный мир России

1

4.11

22

Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира

1

4.11

23

Природно-ресурсный потенциал России

1

1.12

24

Обобщающий урок по теме: «Внутренние воды России, почвы, природные ресурсы России»

1

1.12

25

Природные комплексы России. Природное районирование (7 часов)

Разнообразие природных комплексов России

1

2.12

26

Моря как крупные природные комплексы

1

2.12

27

Природные зоны России

1

3.12

28

Разнообразие лесов России

1

3.12

Безлесные зоны на юге России

1

4.12

29

Высотная поясность

Практическая  работа № 8

« Сравнительная характеристика двух природных зон России»

1

4.12

30

Обобщающий урок по теме: «Природные комплексы России»

1

2.01

31

Природа регионов России ( 18 часов)

Русская (Восточно-Европейская равнина)

1

2.01

32

Природные комплексы Русской равнины. Памятники природы

1

3.01

33

Природные ресурсы русской равнины и их рациональное использование

1

3.01

34

Северный Кавказ

1

4.01

35

Природные комплексы Северного Кавказа

1

4.01

36

Урал: каменный пояс земли русской

1

1.02

37

ПК и природные ресурсы Урала

1

1.02

38

Западная Сибирь

1

2.02

39

Природные ресурсы Западной Сибири и условия их освоения

1

2.02

40

Восточная Сибирь: величие и суровость природы

1

3.02

41

Природные районы Восточной Сибири

1

3.02

42

Горы Южной Сибири

1

4.02

43

Жемчужина Сибири – озеро Байкал

1

4.02

44

Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения

1

1.03

45

Дальний Восток: край контрастов

1

1.03

46

Природные комплексы Дальнего Востока

1

2.03

47

Природные ресурсы Дальнего Востока

Практическая работа № 9

« Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов России»

1

2.03

48

Обобщающий урок по разделу: «Природа регионов России»

1

3.03

49

Человек и природа

( 5 часов)

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека

1

3.03

50

Стихийные природные явления

1

4.03

51

Изменение природы человеком. Рациональное природопользование

1

4.03

52

Экологические проблемы России и роль географии в их решении

1

1.04

53

География Бурятии

( 12 часов)

Географическое положение Бурятии

1

1.04

54

Рельеф и геологическое строение территории Бурятии

1

2.04

55

Минерально-сырьевая база Бурятии

1

2.04

56

Климат и климатические ресурсы

1

3.04

57

Внутренние воды Бурятии. Реки

1

3.04

58

Другие виды внутренних вод Бурятии. Водные ресурсы

1

4.04

59

Почвы и почвенные ресурсы Бурятии

Практическая работа № 10 по  выявлению условий почвообразования основных типов почв. Знакомство с образцами почв Республики Бурятия

1

4.04

60

Растительный и животный мир Бурятии

1

1.05

61

Природные зоны Бурятии

1

1.05

62

Высотная поясность

1

2.05

63

Особоохраняемые территории Бурятии.

1

2.05

64

Памятники природы

1

3.05

65

Особенности природы Заиграевского района

1

3.05

66

Экологические проблемы Бурятии

1

4.05

67

Обобщающий урок по курсу «География Бурятии»

1

4.05

Резерв времени – 3 часа

Итого: 70 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ФГОС 1 класс

Содержание Пояснительная запискаОбщая характеристика курсаОписание места курса в учебном планеОписание ценностных ориентиров содержания курсаЛичностные, метапредметные и предметные результаты о...

Рабочая программа по ФГОС 5 класс Биболетова М.З.

Программа, разработанная в соответствии с новыми требованиями к структуре тематического планирования....

Рабочая программа по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по учебному предмету «Английский язык» Биболетова М.З. Базовый уровень по ФГОС в 5 классах...

Рабочая программа по ФГОС "Музыка 5 класс".

Данная рабочая программа поможет учителям в составе своей рабочей прогаммы....

Рабочие программы по ФГОС физическая культура, программа внеурочной деятельности по ФГОС 5-6 классы, план воспитательной работы 9 класс

Рабочие программы по физической культуре содержат следующий материал: пояснительную записку, цели и задачи обучения,  воспитания и  развития детей, УУД, тематическое планирование....

Рабочая программа биология ФГОС 5-9 класс на основе программ Н.И. Сонина

Рабочая программа по биологии УМК Концентрический курс. Отсутствует тематическое планирование...

Примерные рабочие программы, соответствующие ФГОС ООО, ФГОС СОО

Рабочие программы по физике А.В. Шаталиной предметной линии  "Классический курс" 10-11 классов под редакцией Парфентьевой Н.А. авторов учебников Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, В.М. Чару...