Главные вкладки

    Урок географии по теме «Центральная Россия. Состав, ЭГП, природные ресурсы» 9 класс
    план-конспект урока по географии (9 класс)

    Пластинина Юлия Львовна

     Триединая задача: развивать информационно-коммуникационную компетенцию обучающихся при формировании знаний о составе, ЭГП и природных ресурсах региона для развития экономики Центральной России.

    Что должен знать ученик к концу изучения темы:

    • состав, площадь, ЭГП, природные ресурсы Центральной России.

    Что должен уметь ученик к концу изучения темы:

    • определять состав, физико- и экономико-географическое положение Центральной России,
    • оценивать природно-ресурсный потенциал Центральной России,
    • объяснять изменение ЭГП во времени,
    • понимать географическую специфику региона,
    • использовать приобретённые знания и умения при оценке географической,
    • специфики региона, важных социально- экономических событий в стране,
    • геополитической и геоэкономической ситуации в России.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок географии по теме «Центральная Россия. Состав, ЭГП, природные ресурсы» 9 класс

    Триединая задача: развивать информационно-коммуникационную компетенцию обучающихся при формировании знаний о составе, ЭГП и природных ресурсах региона для развития экономики Центральной России.

    Что должен знать ученик к концу изучения темы:

    • состав, площадь, ЭГП, природные ресурсы Центральной России.

    Что должен уметь ученик к концу изучения темы:

    • определять состав, физико- и экономико-географическое положение Центральной России,
    • оценивать природно-ресурсный потенциал Центральной России,
    • объяснять изменение ЭГП во времени,
    • понимать географическую специфику региона,
    • использовать приобретённые знания и умения при оценке географической,
    • специфики региона, важных социально- экономических событий в стране,
    • геополитической и геоэкономической ситуации в России.

    Формирование ключевых компетенций.

    Познавательная компетенция:

    • умение самостоятельно и мотивированно организовывать познавательную деятельность;
    • умение определять сущностные характеристики Центральной России;
    • умение формулирования полученных результатов.

    Информационно-коммуникационная компетенция:

    • умение извлечь необходимую информацию по теме в источниках различного типа;
    • умение перевести информацию из одной знаковой системы в другую.

    Рефлексивная компетенция:

    • объективное оценивание своих учебных достижений;
    • учёт мнения других людей при определении собственной позиции;
    • умения соотносить приложенные усилия с полученными результатами;
    • умение организации и участия в коллективной деятельности.

    Тип урока: изучения нового материала.

    Основные методы обучения: частично-поисковый, практический.

    Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, групповая.

    Оборудование: политико-административная и физическая карта России, карта «Центральные районы», атласы, инструкционные карты, учебник, слайды, персональные компьютеры, мультимедиапроектор.

    Ход урока (40 минут):

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учеников

    Организационный момент

    Приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку

    Полная готовность к уроку

    Этап актуализации знаний

    Ответьте на вопросы:

    - что такое экономический район?
    - сколько экономических районов выделяется на территории России?
    - в какие зоны объединяются данные районы?

    Восстанавливаются знания, необходимые для освоения темы урока.

    Анализируют слайд «Экономические районы России»

    Этап изучения нового материала.

    Перевод практической задачи в учебно-практическую: создание учебной ситуации.

    Как вы думаете, с какой экономической зоны и почему необходимо начать изучение отдельных территорий России? С какого экономического района необходимо начать изучение?

    Центральный и соседние с ним районы образуют центр России. Как будет называться данный регион?

    Вспомните план, по которому даётся описание любой территории. Сегодня на уроке мы рассмотрим три первых характеристики из данного плана. Сформулируйте тему урока.

    Определите задачи, которые вы должны решить на уроке.

     

    Центральная Россия – это крупный межрайонный комплекс. Посмотрите на слайд и назовите районы, которые образуют Центральную Россию. Запишите их и крупнейший город каждого района.

    (Центральный - Москва, ЦЧР – Воронеж, Волго-Вятский – Нижний Новгород, Северо-Западный – Санкт-Петербург).

    Обратитесь к инструкционным картам. Найдите слева первое задание. Прочтите его. Данное задание вы выполняете самостоятельно по группам.

     

    Обобщение и дополнение ответов обучающихся по выполнению первой составляющей характеристики региона Центральной России.

     

    Вы успешно справились с поставленной задачей, определили состав и площадь ЦР. Переходим к выполнению второго задания. Прочтите его. Чтобы это задание выполнить, нам необходимо провести практическую работу. Цель её: научиться давать оценку экономико-географического и геополитического положений Центральной России.

    Итак, мы дали характеристику ЭГП Центральной России, оценили его как выгодное с точки зрения развития хозяйства. Теперь попробуйте назвать все черты, которые определяют выгодность ЭГП Центральной России.

     

    Вы справились со всеми заданиями, дали оценку всем трём составляющим характеристики района: определили состав, охарактеризовали и оценили ГП и природные ресурсы Центральной России.

    Формулируют тему урока. 

    Самостоятельно формулируют задачи урока.

    Знать: состав, площадь, ГП, природные ресурсы.

    Уметь: определять состав региона, минеральные ресурсы,

    Оценивать площадь, ЭГП, природные ресурсы.

    Определяют административные единицы,  долю S каждого экономического района от S региона, анализируя полученные результаты.

    Составляют на компьютере круговую диаграмму:   «S экономических районов», анализируют полученные результаты.

    Дают отчёт о проделанной работе.

    Изучают план характеристики ЭГП, выделяют черты, которые являются определяющими для ЦР. Определяют положение ЦР по отношению к территории страны и европейской части России. Называют важнейшие административные центры ЦР, делают вывод о влиянии центрального положения на развитие этой территории, дают определение геополитического положения, сравнивают ГП в границах СССР и после его распада, результаты отражают в схеме,

    оценивают и делают вывод о влиянии геополитического положения на развитие ЦР. Оценивают связи ЦР с соседними экономическими районами. Оценивают транспортное положение ЦР. Обсуждают результаты работы.

    Называют черты

    - Столичное положение; 
    - Центральное положение; 
    - Соседи – развитые районы и республики бывшего СССР;

    - Насыщенность транспортными путями; 

     - Близость топливных и сырьевых баз. 

    Сопоставляют свои выводы со слайдом-образцом.

    Читают, определяют благоприятность климата, рельефа, природных зон для развития хозяйства ЦР. Оценивают минеральные ресурсы ЦР. Оценивают водные ресурсы ЦР. Определяют, какая часть региона наиболее обеспечена водными ресурсами.

    Этап первичного закрепления изученного.

    Как вы усвоили тему сегодняшнего урока, проведём тренировочный тест, после выполнения, которого вы сами себя оцените. Цель: определить уровень усвоения знаний по теме урока.

    Выполнить тест.

    1. Какой район не входит в состав Центральной России?

    А) Центральный;
    Б) Центрально-Чернозёмный;
    В) Волго-Вятский;
    Г) Северный.

    2. Связи с окраинами Центральной Росси осуществлялись в 11-16 веках

    А) по рекам;
    Б) по грунтовым дорогам;
    В) по морям.

    3. Центральная Россия имеет ….. положение

    А) периферийное;
    Б) столичное;
    В) приграничное.

    4. Соседними странами, имеющими границу с Центральной Россией, являются:

    А) Украина;
    Б) Беларусь;
    В) Молдавия;
    Г) Литва.

    5. Транспортная сеть Центральной России представлена:

    А) автомобильными дорогами;
    Б) железными дорогами;
    В) трубопроводами;
    Г) всеми видами транспорта.

    6. Центральная Россия

    А) богата природными ресурсами;
    Б) не богата природными ресурсами.

    7. В Центральной России есть крупное месторождение

    А) бурого угля;
    Б) торфа;
    В) фосфоритов;
    Г) железной руды.

    8. Развитию экономики Центральной России благоприятствуют

    А) природные условия;
    Б) полезные ископаемые;
    В) ЭГП.

    Правильные ответы:1Г 2А 3Б 4АБГ 5Г 6Б 7Г 8АБ

    Алгоритм оценки (самооценки)

    5 – 8 правильных ответа; 4 – 7-6; 3 – 5-4; 2 – 3-0.

    Тест.  

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Проверяют, сравнивают с образцом и ставят себе оценку.

    Этап подведения итогов урока.

    Урок подходит к концу. Нам необходимо подвести итог. Справились ли мы с теми задачами, которые поставили в начале урока? Мы рассмотрели состав региона, выявили и оценили его ЭГП  и геополитическое положение, оценили природные условия и природные ресурсы для развития хозяйства ЦР.

     

    Домашнее задание

    Параграф 26, на контурную карту нанести экономические районы ЦР, крупные города, ПИ, реки, озёра, соседние государства.

    Записывают домашнее задание. 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Материалы к уроку географии по теме: "Центральный район"

    Лист индивидуальной работы по географии по теме: "Центральный район"...

    Разработка урока географии по теме "Реки России"

    Разработка урока географии в 6 классе...

    Тема: «Центральная Россия: состав, природные условия и ресурсы»

    Урок по теме: "Центральная Россия: состав, природные условия и ресурсы" задуман как урок практикум. Учащиеся выполняют работу в группах по инструктивным карточкам и оформляют в тетради опорный конспек...

    Методическая разработка к уроку географии на тему: Климат России.

    Итоговый урок по теме:Климат России. Повторение и закрепление знаний о климате России....

    Урок географии по теме "Электроэнергетика России" 9 класс

    Цель данного урока: создать условия для усвоения содержания понятий и терминов «электроэнергетика», «энергосистема», «электростанция», «теплоэлектроцентраль», «ЛЭП», «каскад ГЭС», «мощность»; выявл...

    План урока для аттестации по географии по теме "Центральной России"

    План урока для аттестации по географии по теме "Центральной России" учителя географии....

    Анализ урока географии по теме "Центральный район"

    Анализ урока географии по теме "Центральный район" в 9 классе...