Элективный курс Чудеса погоды
методическая разработка по географии

Грозные и таинственные явления природы всегда волновали людей, интересовали их и требовали объяснения. Природа - это гигантская лаборатория, которая наглядно демонстрирует взаимосвязь различных  явлений. Основное содержание курса направлено на знакомство с различными погодными явлениями, их особенностями, характерными чертами и свойствами, районами распространения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_chudesa_pogody.docx76.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №8 г. Владимира

                 

                   Элективный курс

                                           

    Чудеса погоды

                                                             Разработан учителем географии
                                                            первой квалификационной категории
                                                            Морозкиной  Юлией Васильевной

                                              2016 год

                                   Пояснительная записка

География – предмет, при освоении которого ведущей  является познавательная деятельность. Познавательная деятельность – мощный стимул активности учащихся. С незапамятных времен грозные и таинственные явления природы волновали людей, интересовали их и требовали объяснения. Почему, к примеру, время от времени небо затягивают черные тучи, блещут молнии и гремит гром? Почему огненные стрелы поражают некоторых людей, даже если они спрятались под высокими деревьями, и не трогают других в чистом поле?   Изучение природных погодных явлений имеет огромную познавательную ценность. Природа - это гигантская лаборатория, которая наглядно демонстрирует взаимосвязь различных явлений. Основное содержание курса направлено на знакомство с погодными явлениями, их особенностями, характерными свойствами, разновидностями, районами распространения.    

Программа элективного курса «Чудеса погоды» предназначена для учащихся 6-7 классов. Курс рассчитан на 17 часов. Содержание курса включает сведения, обеспечивающие элементы занимательности, что способствует положительной мотивации обучения. Новизна программы состоит в полном рассмотрении нового для учащихся курса, материалы которого очень кратко рассматриваются в школьной программе по географии. Выделение  темы «Чудеса погоды» в курсе школьной географии в отдельный элективный курс важно и очень своевременно. Так как представление о медленном, спокойном, постепенном изменении ландшафта все больше заменяется  представлением о чередовании длительных спокойных периодов с краткими, но весьма динамичными для ландшафта последствиями. Они ведут не только к временным нарушениям  привычного хода процессов и облика местности, но нередко и к необратимым последствиям на  Земле. Экстремальные погодные явления не просто проявляются, время от времени, но служат непременным, и притом важнейшим элементом существования и развития ландшафта, как бы, ни казались они редкими и аномальными в повседневной жизни. Я считаю, что стихийные природные явления в школе должны усваиваться не только как экзотические, эффектные, и пугающие,  относительно редкие, но и как закономерные и обязательные проявления жизни земных оболочек и Земли в целом. Так как не проходит недели, чтобы мы не узнавали из разных источников об экстремальных погодных явлениях, бедствиях, катастрофах в разных уголках мира и  на просторах нашей  Родины.       При изучении данного вопроса важно вовремя спрогнозировать опасное погодное явление и по возможности его предупредить. Для более точного прогноза явления нужно иметь как можно больше информации о нем.

Поэтому цель данного курса углубление познаний учащихся по физической географии при ознакомлении с необычными погодными явлениями.  Задачи курса:  

- развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять явления природы;

- формирование основных понятий об погодных явлениях в природе и о возможных последствиях опасных погодных явлений для здоровья и жизни человека;

- развитие творческих способностей у школьников, осознанных мотивов учения, подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии;

-стимулировать познавательный интерес, любознательность, наблюдательность обучающихся;

- развивать навыки работы с различными источниками информации, способствовать развитию речи, памяти и творческих способностей обучающихся;

- способствовать развитию у учащихся навыков аналитического мышления, умению предвидеть возможную опасную ситуацию.

         В содержании предлагаемого курса учитывается интегрированный подход, преемственность знаний из смежных школьных дисциплин.

          В процессе работы по изучению данного курса применяются следующие методы и формы организации занятий: лекция и семинары; практикумы; защита проектов; выполнение исследовательской работы;  подготовка презентаций; просмотр видеофильмов.  

          В качестве промежуточных форм контроля могут быть использованы сообщения и рефераты учащихся.  В качестве итоговой формы контроля используется защита проектного задания. Для выявления уровня качества усваивания материала предусмотрен контроль на начальном и конечном этапе занятия, а также на начальном и конечном этапе  изучения курса.

Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации:

  - картографическими (географическими картами, интерактивными);

  - текстовыми (текстом учебников, дополнительной литературой);

  - диаграммами, рисунками, схемами, опорными конспектами и др.;

  - интернет – ресурсами.

Использование электронных ресурсов, в т.ч. Интернет, электронных приложений к учебнику,  эффективное их преобразование и создание авторского видения  сути изучаемых погодных явлений и  делает процесс обучения оптимальным и увлекательным. Содержание курса выстроено в соответствии с учётом возможности реализации программы в школьном кабинете географии. По каждой теме программы подобраны занимательные и поучительные материалы, которые позволяют проводить небольшие исследования, знакомят с интересными погодными явлениями и позволяют приобретать навык исследовательской работы.

                               Ожидаемые результаты. 

В результате изучения курса учащиеся могут научиться:

- распознавать свойства, закономерности экстремальных погодных явлений и процессов;                                                                                         - моделировать физический процесс данных явлений;                                   - объяснять погодные  явления, через познание методов исследовательской работы;                                                                                   - понимать современные тенденции развития экстремальных погодных явлений, связанных с деятельностью человека;                                                - использовать карты и другие источники информации для изучения условий формирования  природного явления на данной территории;                                                                                                           - создавать презентации по темам курса;                                                       - разрабатывать памятку действий в экстремальных ситуациях  природного характера.

                                         Содержание

Введение. Знакомство с содержанием и особенностями курса(1ч)

Знакомство с содержанием и построением курса. Многообразие аспектов взаимоотношения человека и природы. Роль атмосферы в природе и жизни человека.

Тема 1. Чудеса погоды: Машина погоды(1ч)

Погода и климат. Реактивные потоки и их воздействие на погоду. Зоны высокого давления. Роль солнца в формировании погоды. Пассатные ветра. Зона умеренного климата. Атмосферные фронты. Континентальный климат. Влияние океанов на погоду. Микроклимат в городах.

Практическая работа №1

Тема 2. Чудеса погоды:  Прогноз погоды(1ч)

Прогноз погоды. Виды прогноза погоды. Учет и предсказание погоды. Приборы учета. Синоптические карты. Определение погоды. Признаки устойчивости плохой погоды. Признаки устойчивости хорошей погоды. Признаки перемены погоды. Приметы погоды. Научное объяснение примет.

Практическая работа №2

Тема 3. Чудеса погоды: Погода «убийца»(1ч)

Влияние погоды на здоровье человека. Неблагоприятные погодные явления. Особенности адаптации человека к различным погодным условиям. Способы уменьшения неблагоприятного влияния погоды на здоровье  человека.

Практическая работа №3,4

Тема 4.Чудеса погоды: Небесные знамения(1)

Феномен небесных знамений. Виды небесных явлений: радуга, венцы, гало, туманные дуги, светящиеся облака, миражи, зеленая вспышка. Причины образования. Районы распространения.

Практическая работа №5

Тема 5.Чудеса погоды: Полярное сияние(1)

Полярное сияние. Северное и южное сияние. Природа полярных сияний. Искусственно созданные полярные сияния. Распространение полярных сияний. Полярные сияния других планет солнечной системы.

Практическая работа №6

Тема 6.Чудеса погоды: Молния(1)

Молния. Возникновение молний. Виды молний. Шаровая молния. Районы распространения гроз по земному шару. Способы защиты от молний.

Практическая работа №7

Тема 7. Чудеса погоды: То, что падает с неба(1)

Извержения вулканов и образование облаков вулканического пепла. Пыльные бури. Сильный град и его последствия. Причины образования града. Способы борьбы с градом. Куски льда, падающие с неба. Дожди из лягушек и рыб. Летающая солома. Падающие обломки космических тел.

Практическая работа №8

Тема 8. Чудеса погоды: Тайна тумана.

Туман. Причины образования тумана. Виды туманов: радиационные, адвентивные, фронтальные, туман испарения. Аномальные туманы. Способы борьбы с туманом. Катастрофы, случившиеся по вине тумана. Польза, приносимая туманами. Образование росы и измороси. Причины образования смога и его последствия. Загрязнения воздуха.

Практическая работа №9

Тема 9. Чудеса погоды: Снег.

Снег как погодное явление. Виды снегопадов. История исследования. Мифы и предания о снеге. Скрип (хруст) снега. Красный снег. Снегопад как катастрофическое явление. Снежные бури и лавины. Районы распространения лавин.

Практическая работа №10

Тема 10. Чудеса погоды: Дождь и наводнения(1ч)

Дождь. Виды дождей. Ливни. Разрушительное действие ливневых потоков. Наводнения. Виды наводнений. Способы предотвращения наводнений. Борьба с наводнениями. История наводнений в России.

Практическая работа №11

Тема 11. Чудеса погоды: Ветер и волны (1ч)

Ветер. Сила ветра. Шкала визуальной оценки силы ветра. Шкала Бофорта. Шкала дальности видимости. Приборы для измерения силы ветра. Ветер и волны.  Сила ветра = высота волн. Элементы волны. Волновой режим. Шкала волнений. Морской шторм. Шторм – убийца. Цунами. Основные районы распространения. Правила поведения в шторм.

Практическая работа №12

Тема 12. Чудеса погоды: Яростная пучина (1ч)

Ураганы. Тайфуны. Тропические циклоны. Классификация, отличительные признаки. Причины возникновения. Личная безопасность. Способы защиты людей. Районы распространения.

Практическая работа №13

Тема13. Чудеса погоды: Бури-убийцы(1ч)

Бури.  Виды бурь: по составу, скорости ветра, по окраске частиц. Причины возникновения и районы распространения. Правила поведения человека во время бурь.  

Практическая работа №14

Тема 14. Чудеса погоды Владимирской области.(1ч)

Радужные столбы. Северное сияние. Град. Ранняя гроза. Морозы. Бураны.

Практическая работа №15

Тема 15. Чудеса погоды: В схватке со стихией (1ч)

Стихийные бедствия. Прогнозирование стихийных бедствий. Новые способы «укрощения» природы. Экстремальная погода и люди, испытавшие её силу.

Практическая работа №16

Тема 16.Чудеса погоды: Крайности природы (2ч)

Итоговое занятие. Составление книги погодных рекордов: самые быстрые ветры, самые смертоносные бури, самые засушливые пустыни, самые густые туманы и т.д. Защита и обсуждение проектов.

                     УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 Название темы                                          Всего часов

Введение. Чудеса погоды: Машина погоды.                        1

Чудеса погоды: Прогноз погоды                                                    1

Чудеса погоды: Погода-убийца                                                    1

Чудеса погоды: Небесные знамения                                       1

Чудеса погоды: Полярное сияние                                                 1

Чудеса погоды: Молния                                                     1

Чудеса погоды: То, что падает с неба                                     1

Чудеса погоды: Тайна тумана                                                     1

Чудеса погоды: Снег                                                     1

Чудеса погоды: Дождь и наводнения                                          1

Чудеса погоды: Ветер и волны                                                 1

Чудеса погоды: Яростная пучина                                                  1

Чудеса погоды: Бури-убийцы                                                    1

Чудеса погоды Владимирской области                                           1

Чудеса погоды: В схватке со стихией                                        1

Чудеса погоды: Крайности природы                                        2

Всего часов                                                                                 17        

                       

                                      Методический блок

Содержание элективного курса «Чудеса погоды» предполагает знакомство учащихся как с распространенными погодными явлениями – линейная молния, гром, так и с редко наблюдаемыми и мало знакомыми для учащихся погодными явлениями – шаровая молния, полярное сияние, огни святого Эльма. Это позволяет не только расширить и углубить имеющиеся уже представления об окружающей природе у учащихся, объяснить их физическую сущность, понять и даже иногда исправить их обыденные или неверные взгляды на то или иное природное явление, но и познакомить их с новыми явлениями, научить их применять знания к объяснению сверхъестественных, вызывающих суеверие и страх явлений природы.


         Катастрофические природные явления дают учителю гораздо больше возможности, чем системное изложение предмета, так как  детское восприятие, способность к  усвоению в значительной мере основываются на ярких эмоциях, сопереживаниях,  жажде необычного, интересе к загадочному. Любой процесс опасного или катастрофического характера изучается, в данном курсе, по контрасту с обычными условиями. Тут можно использовать метод сравнения—контраста и в территориальном (свой район — район бедствия), во временном (в этом месяце, сезоне, году, столетии — и в прошлом). Работая по данной программе, появляется возможность для организации прогностической деятельности школьников в процессе обучения, предлагая им решить задачи типа: Какие меры следует принять для того, чтобы :; Какое воздействие будет оказано данным погодным явлением на ПТК :; Что произойдёт, если: и т.д. Постановка подобных заданий вызывает большой интерес у школьников, поскольку позволяет им проявлять самостоятельность, инициативу, эрудицию.

Основными принципами курса являются: объективная оценка явления и предоставление возможности учащимся научиться делать самостоятельные выводы и суждения, принимать решения.


             
Требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

-   основные понятия

-   характеристики погодных явлений;

-   возможные опасные  погодные явления, причины их возникновения;

-  потенциальные опасности погодных явлений, наиболее часто возникающие в их повседневной жизни, и возможные последствия и правила личной безопасности;

Ученик должен уметь и применять в практической деятельности и в повседневной жизни:

- предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных погодных явлений по их характерным признакам;

- принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную

безопасность при возникновении экстремальных погодных явлений.

                          Список практических работ.

  1. Составление кластера «Машина» погоды.
  2. Синоптические карты. Составление прогноза погоды и метеокода.
  3.  «Портрет» самого благополучного типа климата для жизни и деятельности человека.
  4. Профилактика метеопатических реакций.
  5. Моделирование явления огни святого Эльма.
  6. Почему не бывает полярных сияний в тропических широтах?
  7. Причины появления молний и меры безопасности при встрече с ней.
  8. Закономерности образования необычных дождей.
  9. Туман под «микроскопом». Образование тумана в домашних условиях.
  10. Снеговое загрязнение.
  11. Прогнозирование наводнений.
  12. Судоходство и шторм.
  13. Анализ метеорологических элементов перед моментом образования туманов.
  14. Откуда берутся красные бури?
  15. Метеорологические наблюдения Владимирской области.
  16. Психологический климат.    

                    Примерная тематика докладов,  рефератов:

1.Образование грозовых облаков и дождя

2.Механизм образования электрических зарядов в облаках

3.Характерные особенности шаровой молнии: форма, размеры, цвет, запах, звук, время жизни и т.д.

4.Гипотезы возникновения шаровой молнии

5.Кластерная гипотеза возникновения шаровой молнии  И.П. Стаханова

6.Представление о грозе в древности. Суеверия, порождаемые молнией и громом

7.Молния и гром с современной точки зрения

8.Виды молний

9.Огни святого Эльма (исторические сведения о наблюдаемом явлении и его названии)

10.Гроза как величественное природное явление в художественной литературе

11. Виды полярных сияний и причины их возникновения

12. Атмосфера. Глобальное потепление.  

13.Ураганы, смерчи, торнадо. Их разрушительная сила.

14. Вулканы и гейзеры. Тектоника литосферных плит. Вулканы. Виды и характер извержений. Вулканические газы и климат. Физика гейзера.

15.Необычные оптические явления в природе

16.Глаз человека и иллюзии зрения.

17. Снежные лавины. Лавиноопасные районы. Борьба с лавинами. Правила поведения при попадании в лавину.

18. Жизнь в экстремальных условиях. Проблемы выживания людей в тундрах, жарких и холодных пустынях.

                   

                               Методика обработки результатов

        В основе методики обработки результатов, применяемой в данной работе, положены методы поэтапного и пооперационного анализа для количественной оценки знаний учащихся, разработанные А.В. Усовой.

        Для оценки  усвоения учениками погодных явлений: линейная и шаровая молния, гром, полярное сияние, небесные знамения, туман, снежные бури, ливень, шторм, ураганы, тайфуны, бури предлагается использовать два коэффициента:

1. коэффициент полноты усвоения явления – КПУ:

                              КПУ = n / N,

Где    n – количество ответов, приведенных учениками на данный вопрос   анкеты;

N – общее число вопросов анкеты;

        2. коэффициент качества усвоения явления – ККУ:

,

где           -  балл ученика за ответ на i-вопрос анкеты;

- сумма баллов, полученных учениками за все предложенные             вопросы

 М – максимальное возможное число баллов за все вопросы по данной анкете.

Анкетирование проводится дважды: в начале занятия без дополнительной подготовки и в конце занятия, уже изучив явление.

Проводимое в начале занятия анкетирование предусматривает проверку фактических знаний учащихся. Проводимое анкетирование в конце занятие  направлено на проверку умения учениками применять знания об изученных явлениях.

Табл. 1. Результативность работы

Коэффициент усвоения\

№ пр.работы

КПУср

в начале занятия

КПУср

в конце занятия

ККУср

в начале занятия

ККУср

в конце занятия

Практическая работа  №1

Практическая работа №2

Практическая работа №3

Практическая работа №4

Практическая работа №5

Практическая работа  №6

Практическая работа  №7

Практическая работа  №8

Практическая работа  №9

Практическая работа  №10

Практическая работа  №11

Практическая работа  №12

Практическая работа  №13

Практическая работа  №14

Практическая работа  №15

 Табл. 2. Количество усвоенных структурных элементов знания о явлениях: линейная и шаровая молния, полярное сияние, огни святого Эльма и другие в процентном соотношении от числа опрошенных учащихся, %.

 

Название явления/ структурные элементы знания о явлении

Внешние признаки явления

Условия, при которых оно протекает

Механизмы протекания явления

Определение

Связь с другими явлениями

Количественная характеристика явления

Способы предотвращения явления

Линейная молния

Шаровая молния

Огни святого Эльма

Полярное сияние

Небесные знамения

Туман

Снежные бури

Ливень

Шторм

Ураганы

Тайфуны

Бури

Табл. 3. Коэффициенты полноты усвоения и качества усвоения явлений: линейная и шаровая молния, полярное сияние, огни святого Эльма и другие

Названия явлений

Названия коэффициентов

КПУср

в начале занятия

КПУср

в конце занятия

ККУср

в начале занятия

ККУср

в конце занятия

Линейная молния

Шаровая молния

Огни святого Эльма

Полярное сияние

Небесные знамения

Туман

Снежные бури

Ливень

Шторм

Ураганы

Тайфуны

Бури


                                       Список литературы

1. Астапенко П. Д. Вопросы о погоде. — Л.: Гидрометеоиздаг, 1986.

2. Атлас облаков. — Л.: Гидрометеоиздат, 1978.

3. Бабаджанов П. Б. Метеоры и их наблюдение. — М.: Наука, 1987.

4. Батыгин А. И., Мосин И. Визит огненной дамы // «Труд», 1989, 08.08.

5. Бронштэп В. А. Серебристые облака и их наблюдения. — М.: Наука, 1984.

6. Гиндилис Л. М., Меткое Д. А., Петровская И. Г. Наблюдения аномальных атмосферных явлений в СССР. Статистический анализ. Результаты обработки первой выборки наблюдательных данных. Препринт № 473/ ИКИ АН СССР. — М., 1979.

7. Григорьев А. И. Огненные убийцы: Загадки шаровой молнии. — Ярославль: Дебют, 1990.

8. Дагаев М. М. Наблюдения звездного неба. — М.: Наука, 1978.

9. Исаев С. И., Пушков Н. В. Полярные сияния. — М.: Изд-во АН СССР, 1958.

10. Имянитов И.М. , Чубарина Е.В. , Шварц Я.М. Электричество облаков. – М.,1971.

11. Исследовательские и метеорологические ракеты мира. — Л.: Гидрометеоиздат, 1979.

12. Колоколов В.П. Грозы идут по планете. – Л., 1965.

13. Лучков Б. Можно ли укротить ураганы?// Сб. науч. тр., т. 7. Научная сессия МИФИ-2005.

14. Мак-Карти Э. Оптика атмосферы. — М.: Мир, 1979.

15. Маркин В. Механизмы погоды // «Наука и жизнь», 1981, № 5.

16. Матвеев Л.Т. Курс общей метеорологии. Физика атмосферы. – Л.,1984.

17. Менчуков А. Е. В мире ориентиров. — М.: Недра, 1986.

18. Мизун Ю.Г. Ионосфера Земли. – М.,1985.

19. Мизун Ю.Г. Полярные сияния. – М.: Наука, 1983.

20. Миниарт М. Свет и цвет в природе. — М.: Физматгиз, 1958.

21. Ураганы — вечная проблема? // «Наука и жизнь», 2006, № 3 (Архив) 22. Олегов Е. Проделки шаровой молнии // «Труд», 2005, № 92.

23. Петрукович А., Зеленый Л. Прогноз погоды XXI века: ожидаются магнитные облака и электронные осадки // «Наука и жизнь», 2002, № 5.

24. Правдивцев В. Загадочные шары // «Техника молодежи», 1998, № 4.

25. Сингер С. Природа шаровой молнии. — М.: Мир, 1973.

26. Стаханов И. П. О физической природе шаровой молнии. — М.: Научный мир, 1996.

27. Тарасов Л.В. Физика в природе М.: Просвещение,1988. - 352с

28. Толанский С. Оптические иллюзии. — М.: Мир, 1967.

29. Уокер Дж. Физический фейерверк. – М.: Мир, 1989.

30. Фащук Д. Коварное дитя трех стихий // «Наука и жизнь», 2004, № 4.

31. Физика  магнитосферы. – Под ред. Д. Вильямса. – М.: Мир, 1972.

32. Хргиган А.Х.  Физика  атмосферы. – М.,1986.

33. Чалмерс Дж.А. Атмосферное электричество. –Л.,1974.

34. Шарков Е. Тропические циклоны: взгляд из космоса // «Земля и Вселенная», 2005, № 4.

35. Щетников Н.А. Цунами: 1981. 88с.

36. Поляков, С.П. Миражи - ландшафты рая и ада:[Хрономиражи] / С.П.Поляков //  Свет(Природа и человек). — Б.м. — 2003.-№11. — С.61-63.

Интернет-ресурсы

1. http://news.gismeteo.ru/

2. http://www.utro.ru/

3. http://www.kpnemo.ru/

4. http://sashatolich.narod.ru/;

5. http://mt.arisfera.info/index.html

6. http://skywatching.net/stories/meteo/phenom/hail/ haill.php

7. http://skywatching.net/stories/meteo/phenom/hail/ hail2.php

8. http://www.krugosvet.ru/

9. http://chronos.by.rU/http://chronos.by.ru/

10. http://www.oceaninfo.ru

11. http://www.morskoysayt.narod.ru

12. http://webgeo.ru/index.php?r=67

13. www.iddk.ru/ru/cdrom/55182.html

14. www.my-enc.ru/more.php?id=2

15. http://www.directmedia.ru/d_catalogue/about.phtml?id=439

16. http://russia.rin.ru/guides/5925.html

17. www.den-za-dnem.ru/page.php?article=216

18. http://ru.wikipedia.org/wiki

19. http://www.bg-znanie.ru/article.php?nid=12273

20. http://ru.wikipedia.org/wiki

21. www.den-za-dnem.ru/page.php?article=216

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по физике в 8 классе "Чудеса физики"

В архиве находятся: буклет, презентация к первому уроку, программа курса....

Программа элективного курса по географии «Планета чудес и загадок».

     Лик нашей планеты формировался миллионы лет под воздействием ураганов, землетрясений, водных потоков, ледниковых периодов. На каждом материке ест...

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...

Программа элективного курса "Планета чудес и загадок"

Рабочая программа содержит пояснительную записку, требования к знаниям и умениям, содержание курса и тематическое планирование...

Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.

Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...

Программа элективного курса по химии “Чудеса химии в повседневной жизни человека”

Содержание программы знакомит учеников с характеристикой веществ, окружающих нас в быту. Эти вещества, несмотря на свою тривиальность, имеют интересную историю и необычные свойства. Данный курс не тол...