Программа элективного курса по химии “Чудеса химии в повседневной жизни человека”
рабочая программа по химии (9 класс)

Содержание программы знакомит учеников с характеристикой веществ, окружающих нас в быту. Эти вещества, несмотря на свою тривиальность, имеют интересную историю и необычные свойства. Данный курс не только существенно расширяет кругозор учащихся, но и представляет возможность интеграции в мировую культуру, раскрывает материальные основы окружающего мира, дает химическую картину природы.

В программу включены прогрессивные научные знания и ценный опыт практической деятельности человека. Богатый историко-искусствоведческий материал способствует повышению интереса к химии и развитию внутренней мотивации к обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_rab.programma.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Образовательная программа

элективного курса для учащихся 9 класса

«Чудеса химии повседневной жизни»

                                                                      учителя химии первой

                                                         квалификационной категории

                                               МБОУ «Средняя

                                                                             общеобразовательная школа №29»

                                                                          Нижнекамского муниципального

                                                                    района Республики Татарстан

 Самигуллиной Татьяны Леонидовны.

Нижнекамск 2021

  1. Пояснительная записка

Программа элективного курса  по химии “Чудеса химии в повседневной жизни человека” предназначена для учащихся  9-х классов. Количество часов 34.

Содержание программы знакомит учеников с характеристикой веществ, окружающих нас в быту. Эти вещества, несмотря на свою тривиальность, имеют интересную историю и необычные свойства. Данный курс не только существенно расширяет кругозор учащихся, но и представляет возможность интеграции в мировую культуру, раскрывает материальные основы окружающего мира, дает химическую картину природы.

В программу включены прогрессивные научные знания и ценный опыт практической деятельности человека. Богатый историко-искусствоведческий материал способствует повышению интереса к химии и развитию внутренней мотивации к обучению.

Содержание занятий подбиралось следующим образом:

интеграция учебного содержания (использование не только химического содержания, но и введение в него элементов биологии, физики, литературы, истории и т.д.);

частая смена видов деятельности (за 1 час от 3 до 5 раз);

использование самых разнообразных организационных форм;

акцент на практические виды деятельности;

отказ от обязательных домашних заданий;

обеспечение успеха и психологического комфорта каждому члену кружка путем развития его личностных качеств посредством эффективной и интересной для него деятельности.

Лабораторные и практические занятия способствуют формированию специальных умений и навыков работы с веществами и оборудованием. Сообщения учащихся, тематика которых приводится в программе, позволяют сформировать у них умения самостоятельно приобретать и применять знания, а также развивают их творческие способности.

Изучив программу данного кружка, школьники будут знать о составе и свойствах химических веществ и предметов, окружающих их в повседневной жизни.

Цели и задачи курса:

  • формирование основ химического знания;
  • развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в повседневной жизни;
  • формирование умений безопасного обращения с веществами, используемых в повседневной жизни;
  • выработка у учащихся понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование у них отношения к химии как возможной области будущей практической деятельности;
  • развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности.

Формы и методы изучения курса: наряду с лекционной формой особую роль в изложении материала курса играют примеры, насыщенные реальной современной информацией. Предусматривается активная форма обучения с использованием практических знаний, с непосредственным вовлечением каждого учащегося индивидуально или в малой группе в процессе проведения практических занятий.

Ожидаемые результаты

Обучающиеся должны знать:

  • состав и свойства химических веществ и предметах, окружающих их в повседневной жизни;
  • нахождение воды в природе, свойства воды, аномалия воды, способы ее очистки, роль воды в природе и способы ее рационального использования;
  • состав и свойства химических веществ, входящих в организм человека;
  • состав  и свойства основных компонентов пищи и их физиологической роли;
  • виды спичек и ОВР, протекающих при их горении;
  • виды и свойства бумаги, а также способы изготовления ее различных сортов;
  • виды и свойства красок, способы их изготовления; классификацию, свойства и способы получения пигментов;
  • виды и свойства масел и восков, применяющихся в живописи;
  • состав стекла, виды стекол и способы их получения;
  • историю возникновения керамики и ее видов;
  • состав и свойства мыла, механизм действия, свойства СМС;
  • виды и назначение  некоторых лекарственных препаратов;
  • виды и свойства удобрений, их химический состав, а также экологические и медицинские проблемы, связанных с их применением.

Обучающиеся должны уметь:

  • применять методы качественного и количественного анализа;
  • самостоятельно осуществлять химические эксперименты;
  • соблюдать правила техники безопасности при проведении химического эксперимента;
  • составлять отчет о проделанном эксперименте.

Оборудование и материалы: 

лабораторная посуда, химические реактивы, компьютер, мультимедийный проектор.

Учебно-тематический план

(34 часа)

№ п/п        

Тема занятия

Количество часов (всего)

Виды занятий

Указание конкретного вида занятия

Образовательный продукт

Теорети-ческие (количество часов)

Практи-ческие (количество часов)

1

Вводное занятие.  

Вводный

инструктаж по  ОТ, ТБ

1

1

Лекция

Опорный конспект

2

Обзор

важнейших

классов

соединений,

используемых

человеком.

2

1

1

Лекция

Опорный конспект

отчет о практической работе

3

Вода.        

2

1

1

Лекция

Опорный конспект, отчет о практической работе.  

4

Смеси в жизни

человека.

2

1

1

Лекция, практикум

Опорный конспект, отчет о практической работе.

5

        

Поваренная соль.

2

1

1

Лекция, практикум

Опорный конспект отчет о практической работе.

6

        

Химия пищи.

4

2

2

Лекция, практикум

Опорный конспект, отчет о практической работе.

7.

        

Спички.

2

2

Лекция

Опорный конспект, доклады.

8.

        

Бумага.        

2

1

1

Лекция  практикум

 Опорный конспект, отчет о практической работе.

9.

В мире красок и

карандашей.

2

1

1

Лекция , практикум

Опорный конспект, сообщения, отчет о

практической работе.

10

        

Стекло.        

2

1

1

Лекция,

практикум

Отчет о практической работе, опорный конспект.

11

Керамика.

2

1

1

Лекция практикум

Опорный конспект, отчет.

12

Химия стирает,

чистит,

и убирает.

4

2

2

Лекция, практикум

Опорный конспект, сообщения, отчет о

практической работе.

13

        

Химия – хозяйка

домашней

аптечки.        

2

2

Семинар

Доклады, сообщения, презентации

14

        

Химия –

помощница

садовода.        

2

2

Семинар

Доклады, сообщения, презентации

15

Химия и

ювелирные  

украшения.        

2

2

Конференция

Доклады, сообщения, презентации.

16

Подведение

Итогов.

 Урок

занимательной

химии.

1

1

        

Итого        

34

22

12

Содержание курса

Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по ОТ,ТБ. (1ч)

Тема 2. Обзор важнейших классов соединений, используемых человеком (2 ч).

Химия-творение природы и рук человека. Химия вокруг нас. Химические вещества в повседневной жизни человека.

Практическая работа № 1: получение каучука из листьев фикуса.

Тема 3. Вода (2 ч).

Вода в масштабе планеты. Круговорот воды. Вода в организме человека. Пресная вода и ее запасы. Экологические проблемы чистой воды.

Практическая работа № 2: Анализ воды из природных источников.

Тема 4. Смеси в жизни человека (2 ч).

Разновидности смесей, области их использования в повседневной жизни человека.

Практическая работа № 3: Самодельные духи.

Тема 5. Поваренная соль (2 ч).

Роль поваренной соли в обмене веществ человека и животных. Солевой баланс в организме человека. Использование хлорида натрия в химической промышленности.

Практическая работа № 4: Получение поваренной соли и ее очистка.

Тема 6. Химия пищи (4 ч).

Из чего состоит пища. Основные компоненты пищи: жиры, белки, углеводы, витамины, соли. Химия продуктов растительного и животного происхождения. Физиология пищеварения. Продукты быстрого приготовления и особенности их производства.

Практическая работа № 5:  Определение витаминов А, С, Е в растительном масле.

Практическая работа № 6: Определение нитратов в продуктах.

Тема 7. Спички (2ч).

Пирофоры. История изобретения спичек. Красный и белый фосфор. Окислительно-восстановительные процессы, протекающие при зажигании спички. Виды спичек. Спичечное производство в России.

Практическая работа № 7: Изучение свойств различных видов спичек (бытовых, охотничьих, термических, сигнальных, каминных, фотографических).

 Заочная экскурсия-лекция на спичечное производство.

Тема 8. Бумага (2ч).

От пергамента и шелковых книг до наших дней. Целлюлоза. Связующие: каолин, карбонат кальция, пигменты. Хлопчатобумажные ткани. Виды бумаги и их практическое использование.

Практическая работа № 8: Изучение свойств различных видов бумаги.

Тема 9. В мире красок и карандашей (2ч).

Графит. Состав цветных карандашей. Пигменты. Виды красок. Процесс изготовления красок. Воски и масла, применяющиеся в живописи.

Практическая работа № 9: Изготовление минеральных пигментов разных цветов.

 Заочная экскурсия-лекция в музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Тема 10. Стекло (2 ч).

История стеклоделия. Получение стекол. Изделия из стекла. Виды декоративной обработки стекол.

Практическая работа № 10 : Изучение физических свойств различных стекол.

Тема 11. Керамика (2 ч).

Виды и химический состав глин. Разновидности керамических материалов. Изделия из керамики.

Заочная экскурсия-лекция на майоликовый завод в Гжель.

Тема 12. Химия стирает, чистит и убирает (4 ч).

Синтетические моющие средства и поверхностно-активные вещества. Косметические моющие средства. Средства бытовой химии, применяемые для выведения пятен.

Практическая работа № 11: Определение среды в мылах и шампунях.

Практическая работа № 12: Выведение пятен с ткани.

Тема 13. Химия – хозяйка домашней аптечки (4 ч).

Лекарственные препараты, их виды и назначение. Многогранный йод. Перманганат калия. Свойства перекиси водорода. Активированный уголь. Лекарства от простуды. Витамины. Самодельные лекарства.

Тема 14. Химия – помощница садовода (4 ч).

Почва. Состав почвы. Известь. Кислота. Зола. Торф. Органические удобрения. Минеральные удобрения. Элементы питания растений.

Тема 15. Химия и ювелирные украшения (4 ч).

Украшения из металла, декоративных камней, природных материалов, керамики, полимерных материалов, покрытых эмалью.

Тема 16. Подведение итогов занятий кружка. Урок занимательной химии (2 ч).

Примерные темы для подготовки сообщений учащимися:

  1. Имеет ли вода память.
  2. Влажность воздуха и самочувствие человека.
  3. Физиологический раствор в медицинской практике.
  4. БАД. Минералы, необходимые человеку.
  5. Особенности приготовления пищи в микроволновой печи.
  6. Продукты, старящие организм.
  7. Отравление препаратами бытовой химии.
  8. “Соляные бунты” в России.
  9. Синтетическая бумага – альтернатива целлюлозной.
  10. История бумажных денег.
  11. История спичек.
  12. Реставрация знаменитых картин.
  13. Стеклянные и керамические изделия в вашем доме (слайд-шоу).
  14. Поиск химических веществ - препаратов против СПИДа.
  15. Полимеры в медицине. Химические материалы для создания искусственных органов.
  16. Выращивание растений на питательных растворах.
  17. Проблемы выращивания экологически чистой сельхозпродукции.
  18. История ювелирных украшений: от древности до наших дней.

Литература  для  учителя:

  1. Балуева Г.А., Осокина Д.Н. Все мы дома химики. М: Химия, 1979;
  2. Быстров Г.П. Технология спичечного производства. М.: Гослесбумиздат, 1981 ;
  3. Владимиров Л.И. Всеобщая история. М.: Книга, 1988 ;
  4. Войтович В.А., Афанасьев А.Х. Химия в быту. Горький: Волго-Вятское книжное изд-во, 1974;
  5. Маршанова Г.Л. Техника безопасности в школьной химической лаборатории: Сборник инструкций и рекомендаций. М.: Аркти, 2003;
  6. Дудоров И.Г. Общая технология силикатов. М.: Стройиздат, 1987 г;
  7. Ольгин О.В. Опыты без взрывов. М.: Химия, 1986 ;
  8. Розен Б.Л. Чудесный мир бумаги. М.: Химия, 1991 ;;
  9.  Сопова А.С. Химия и лекарственные вещества. М.: Высшая школа, 1982;
  10. Титова И.М. Вещества и материалы в руках художника. М.: Мирос, 1994 г;
  11. Тихвинская М.Ю. Практикум по химической технологии. М.: Просвещение, 1984;
  12. Шепелев А.М. Ремонт квартиры своими руками. М.: Московский рабочий, 1979;
  13. Юдин А.М., Сучков В.Н. Химия в быту. М.: Химия, 1982г.

Литература  для  учащихся:

  1. Габриелян С.С. Химия-9. М.: Дрофа, 2008;
  2. Девяткин В.В., Ляхова Ю.М. Химия для любознательных, или о чем не узнаешь на уроке. Ярославль: Академия холдинг, 2000;
  3. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. М: Высшая школа, 1992;
  4. Петрянов И.В.  Самое необыкновенное вещество в мире. М.: Педагогика, 1985;
  5. Скурихин И.М., Нечаев А.П. Все о пище с точки зрения химика. Справочное издание. М.: Высшая школа, 1991 г.
  6. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Домашняя химия, химия в быту и на каждый день. М.: РЭТ, 2001 г.
  7. Энциклопедия для настоящих девочек. Минск: Современное слово, 1999;
  8. Юдин А.М., Сучков В.Н., Коростелин Ю.А. Химия для вас. М.: Химия, 1985

Сайты в Интернете:

http://www.ysolie.org/

http://1000domsovetov.ru

http://www.housewife.name/node/56

http://www.narkotiki.ru/chem_3702.html

http://www.doctor-al.ru/get_news.php?news_id=99&type=article

http://www.bibliotekar.ru/domovodstvo-2/107.htm

http://flbl.ru/bytovaya-ximiya-vash-vernyj-pomoshhnik

http://collection.cross-edu.ru

http://www.alfagiips.ru 

http://lifeandculture.ru/ximiya/11-chudesnaja-khimija.html

http://ecologyhome.blogspot.com/2007/07/blog-post.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Химия в повседневной жизни человека"

Элективный курс рассчитан на обучающихся 9 класса и направлен на расширение представлений о химических веществах и материалах, окружающих человека в его повседневной жизни...

Химия и повседневная жизнь человека

В презентации показаны основные моменты, связанные с применением лекарственных средств, средств бытовой химии и средств для уничтожения вредителей....

"Химия и повседневная жизнь человека"

Данный материал представлен презентацией из 17 слайдов. Предназначен для учеников 11 класса, а также для факультативных занятий учеников 6 - 9 классов. В презентации представлены материалы о химически...

Рабочая программа элективного курса "Химия в повседневной жизни"

Данный курс не только существенно расширяет кругозор учащихся, но и мировую культуру, раскрывает материальные основы окружающего мира, дает химическую картину природы. В программу включены прогрессивн...

Программа внеурочной деятельности по теме "Чудеса химии в повседневной жизни человека" 9 класс

Программа включает в себя несколько разделов личностные, метопредметные и предметные результаты освоения курса; учебно-тематический план; календарно тематическое планирование; требования к усвоению уч...

Программа курса внеурочной деятельности «Чудеса химии в повседневной жизни человека» 9 класс

Программа курсавнеурочной деятельности «Чудеса химии в повседневной жизни человека»9 класс...