Программа элективного курса "Химия в повседневной жизни человека"
элективный курс по химии (9 класс) по теме

Элективный курс рассчитан на обучающихся 9 класса и направлен на расширение представлений о химических веществах и материалах, окружающих человека в его повседневной жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ek_himiya_v_povsednevnoy_zhizni.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Программа элективного курса «Химия в повседневной жизни человека» предназначена для учащихся 9-х классов и рассчитана на 16 часов в первом учебном полугодии.

Содержание программы расширяет представления учащихся о химических веществах и материалах, окружающих человека в быту, вооружает знаниями, необходимыми в повседневной жизни и для будущей производственной деятельности.

Тематика курса раскрывает историю происхождения известных учащимся веществ и материалов, их необычные свойства, лежащие в основе применения человеком, предполагает рассмотрение как положительного, так и отрицательного воздействия на человека и окружающую среду, учит  применять вещества по назначению, соблюдая правила безопасного обращения с ними.

Содержание курса является актуальным, т.к. способствует повышению интереса учащихся к познанию химии и ориентирует на профессии, связанные с медициной, строительством, химической промышленностью, косметологией.

Интеграция курса с биологией, экологией, медициной позволит учащимся лучше понять биохимические процессы, происходящие в организме человека.

Разнообразный историко-искусствоведческий материал создаёт базу для интеграции курса с историей, географией, литературой.

Курс может быть использован в качестве межпредметного или ориентационного.

Цели:

- образовательная: расширение кругозора учащихся, повышение их интереса к химии и развитие внутренней мотивации учения через формирование представлений о составе и свойствах химических веществ и материалов, окружающих человека в повседневной жизни;

- воспитательная: воспитание экологической грамотности и химической культуры при обращении с веществами;

-развивающая: формирование специальных умений и навыков работы с химическими веществами и материалами в быту; развитие творческих способностей и умений учащихся самостоятельно приобретать и применять знания на практике.

Задачи:

- изучить состав и свойства химических элементов и веществ, входящих в организм человека, раскрыть их роль в обменных процессах живого организма и значение в практической деятельности человека;

- расширить представления о составе и свойствах химических соединений на примере веществ и материалов, окружающих человека в быту (средства гигиены и косметики, препараты бытовой химии, лекарства, строительные материалы и т.д.);

-раскрыть экологические проблемы, связанные с чистотой воды и с использованием продуктов химической промышленности и строительных материалов;

- выработать умения соблюдать правила безопасности при обращении с лекарственными веществами, препаратами бытовой химии, проводить простейшие эксперименты по очистке поваренной соли, выращиванию ее кристаллов, дистилляции воды, использовать полученные знания на практике.

Образовательные результаты:

после изучения данного курса учащиеся должны знать состав, свойства, области применения в быту воды, поваренной соли, средств гигиены и косметики, препаратов бытовой химии, используемых в домашней аптечке лекарств, строительных материалов

 и уметь применять их по назначению, соблюдая правила безопасного обращения с ними.

Методы преподавания и обучения.

Содержание элективного курса предполагает разнообразные виды деятельности учащихся: лекции, семинары, практические и лабораторные работы, экскурсии, самостоятельные проектные работы с использованием различных источников информации.

Теоретическое содержание программы элективного курса.

Химические элементы и вещества, входящие в организм человека (6 часов).      

Макроэлементы. Микроэленты. Биологическая активность микроэлементов.

Вода. Роль воды в масштабе планеты. Экологические проблемы чистой воды. Вода в организме человека.

Поваренная соль. Роль поваренной соли в обмене веществ человека и животных. Солевой баланс в организме человека. Физиологический раствор в медицинской практике. Получение поваренной соли, ее очистка,  использование в химической промышленности.

2.Химия в медицине (2 часа).

Лекарства и яды. Домашняя аптечка. Витамины. Средства дезинфекции. Вредные вещества в доме и их источник.

3.Химические средства гигиены и косметики (2 часа).

Мыла и СМС. Средства ухода за зубами. Косметические средства. Аэрозоли и дезодоранты, их влияние на озоновый слой Земли.

4.Препараты бытовой химии (2 часа).

Состав и практическое использование. Техника безопасности хранения и использования препаратов.

5.Химия строительных материалов (3 часа).

Связующие материалы: известь, глина, песок, цемент, бетоны, строительные растворы.

Строительные материалы: кирпич, гипсокартон, древесина.

Керамика. Разновидности керамических материалов. Стекло. История стеклоделия. Состав и виды стекла. Стекольные строительные материалы.

6.Защита проектных работ (1 час).

Учебный план.

Название тем

Кол-во часов

Виды

деятельности

1

2

3

4

1

Химические элементы и вещества, входящие в организм человека.

1.Химические элементы в организме человека.

2. «Вода - … ты сама жизнь» (А. де Сент Экзюпери).

3. Устранение жесткости воды. Получение дистиллированной воды.

4. Экскурсия на городскую станцию очистки воды.

5. Поваренная соль: роль в организме человека и использование в химической промышленности.

6. Очистка загрязненной поваренной соли. Выращивание кристаллов поваренной соли.

6



Лекция.

Лекция. Сообщения учащихся.

Практическая работа.


Семинар.


Практическая работа.

2

Химия и медицина.

Лекарства и яды. Витамины.

2. Домашняя аптечка. Средства дезинфекции.







2










Семинар.

Лабораторная работа. Изучение и описание содержимого домашней аптечки. Сообщения учащихся.

3

Химические средства гигиены и косметики.

Мыла и СМС.




2. Косметические средства. Влияние аэрозолей на озоновый слой земли.


2


Лекция. Лабораторный опыт «Сравнение свойств мыла и СМС»


Семинар.

4

Препараты бытовой химии.

Препараты бытовой химии: состав, применение, техника безопасности хранения и использования.

Выведение пятен в домашних условиях.

2


Семинар.



Практическая работа.

5

Химия строительных материалов.

Связующие материалы.







2.Строительные материалы. Проблема строительного мусора. Керамика.

3. Стекло.

3


Сообщения учащихся. Лабораторная работа «Изучение и описание материалов по коллекциям».

Лекция. Сообщения учащихся.

Семинар. Лабораторная работа «Ознакомление с коллекцией изделий из стекла».

6

Итоговое занятие.

1

Защита проектных работ

Примерные темы проектных работ.

Мониторинг природной воды р.Воронеж.

Полимеры в медицине. Химические материалы для создания искусственных органов.

Аэрозоли и дезодоранты, их влияние на озоновый слой Земли.

Использование природных материалов в архитектуре родного города.

Фарфоровые и фаянсовые изделия в моем доме (слайд – шоу).

Современные пятновыводящие средства. Презентация для пользователя.

Как придать одежде обновленный вид (крахмаление, аппретирование, антистатическая обработка и т.д.).

Проблема городских и промышленных свалок. Пути решения.

Вещества – мутагены и канцерогены.

Токсиканты и аллергены в окружающей среде.

Наркотики: характер влияния на организм. Опасность применения.

   

Литература.

Составитель Н. В. Ширшина, Хмия 9 класс. Сборник Элективных курсов.,  Волгоград: Учитель, 2004.

Составитель Н. В. Ширшина,  Элективный курс. Химия для гуманитариев 10, 11 классы. Волгоград: Учитель, 2004.

Уроки новых технологий по химии., Воронеж, 1997.

Игнатьева С.Ю. Химия. Нетрадиционные уроки 8-11 классы. : Волгоград «Учитель» 2003.

Я иду на урок химии: Книга для учителя.- М.: Из-во «Олимп», из-во «Первое сентября», 1999.

Штремплер Г.И., Лабунский,Ю.В., Панин Г.И. Классификация химических элементов в антропологии.: Химия в школе, 9/2001.

Харьковская Н.Л., Асеева З.Г. Вода, дарующая жизнь.: Химия в школе 3/1997.

Демьянова С.А. Оксид жизни – вода.: Химия в школе 7/2001.

Ячменцева Н.М. Самое удивительное вещество.: Химия в школе 7/2001.

Турлакова Е В. Определение показателей качества воды.: Химия в школе 7/2001.

Ануфриева Е.Н., Компаниец О.Н. Интегрированный обобщающий урок «Гидросфера».: Химия в школе 7/2001.

Звездин А.Г. Парадоксы воды.: Химия в школе 7/2001.

Арефьева О.Д., Грамм – Осипова В.Н. Мониторинг водных объектов.: Химия в школе 7/2001.

Кульский А.А. Проблема чистой воды. Киев 1974.

Хачатрян И. Н. Неисчерпаемое море солей. Химия в школе 1/2001.

Катаева Л.В. Восхитительный мир кристаллов. Химия в школе 9/1997

Макаров К.А. Химия и медицина. М.: Просвещение 1981.

Сопова А.С. Химия и лекарственные вещества. Л., 1982.

Сугатова В.Ф., Малеев В. В. «Не все ль блаженства – лишь отрава?»  Химия в школе 3/1998.

Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. М.: Высшая школа 1992.

Химия в быту. Смоленск: Русич 1996.

Войцеховская А.Л. Косметика сегодня. М.: Химия 1998.

Боровский Е.Э. Озоновый слой земли: проблемы и прогнозы. Химия в школе 5/2000/

Кришталь Н.Ф., Санков Б.Г. Экология нашей планеты: сохранение озонового слоя стратосферы. Химия в школе 6/2000.

Малиновская Ю.В. Из чего сделана наша одежда. Химия в школе 4/1998.

Коренкова И.Н., Зазыбин А.Г. От мыла к СМС. Химия в школе 4/1998.

Дудоров И.Г. Общая технология силикатов. М.: Стройиздат 1987.

Жилин Д.М. Современные проблемы утилизации мусора. Химия в школе1/1998.

CD

Электронная энциклопедия «Кругосвет», 2003.

Химическая энциклопедия, 1992.

Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.

Сайты в Интернете.

www.goldpages.ru

www.chinainfo.ru

www.delphiclub.ru

www.price-list.kiev.ru

www.vashdom.ru

www.duhi.nm.ru

www.zdorove.ru

www.lpt.ru

www.cosmoneus.ru

www.medik.oke.ru

www.ngs.ru

www.bb-club.ru

www.idh.ru

www.udivi.ru

www.rambler.ru

www.ih.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса «Химические вещества в повседневной жизни человека».

Элективный  курс дает возможность пополнить знания о свойствах веществ окружающих человека....

Рабочая программа элективного курса "Математика в жизни человека"

Описание место учебного предмета в учебном планеНа изучение элективного курса «Математика в жизни человека» в 9 классе выделено по 0,5 часа в неделю (17 часов за год).\Пояснительная запискаМатематика ...

Программа элективного курса "Химические вещества в повседневной жизни человека"

Содержание программы знакомит учеников с характеристикой веществ, окружающих нас в быту: вода, поваренная соль, вещества, из которых сделаны посуда, спички, карандаши, бумага и т.п. Эти вещества, несм...

Рабочая программа элективного курса "Право в жизни человека" 10-11 класс

Программа элективного курса направлена на углубленное изучение тем блока "Право"...

Программа элективного курса по химии “Чудеса химии в повседневной жизни человека”

Содержание программы знакомит учеников с характеристикой веществ, окружающих нас в быту. Эти вещества, несмотря на свою тривиальность, имеют интересную историю и необычные свойства. Данный курс не тол...