Главные вкладки

    Программа элективного курса "Химические вещества в повседневной жизни человека"
    элективный курс по химии (9 класс)

    Содержание программы знакомит учеников с характеристикой веществ, окружающих нас в быту: вода, поваренная соль, вещества, из которых сделаны посуда, спички, карандаши, бумага и т.п. Эти вещества, несмотря на свою тривиальность, имеют интересную историю и необычные свойства. Данный курс не только существенно расширяет кругозор учащихся, но и представляет возможность интеграции в национальную и мировую культуру, раскрывает материальные основы окружающего мира, дает химическую картину природы.

    В программу включены прогрессивные научные знания и ценный опыт практической деятельности человека.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Программа элективного курса

    «Химические вещества в повседневной жизни человека» предназначена для учащихся 9-х классов.

    Содержание программы знакомит учеников с характеристикой веществ, окружающих нас в быту: вода, поваренная соль, вещества, из которых сделаны посуда, спички, карандаши, бумага и т.п. Эти вещества, несмотря на свою тривиальность, имеют интересную историю и необычные свойства. Данный курс не только существенно расширяет кругозор учащихся, но и представляет возможность интеграции в национальную и мировую культуру, раскрывает материальные основы окружающего мира, дает химическую картину природы.

    В программу включены прогрессивные научные знания и ценный опыт практической деятельности человека.

    Цели курса:

    • создать условия для повышения интереса к химии и развитию внутренней мотивации учения;
    • создать условия  для формирования у учащихся умения самостоятельно приобретать и применять знания;
    • развивать творческие способности учащихся;

    Основная концепция курса заключается в:

    • единстве веществ природы и их связью с повседневной жизнью;
    • соединении знаний химических законов с практической направленностью;
    • выходе знаний курса на уровень составления проектов, презентаций, проведения школьных конференций;
    • самостоятельном ориентировании в выборе будущих профессий;
    • обучении работе с источниками.

    Программа рассчитана на 16 часов с учетом 1 часа в неделю и включает два этапа:

    • изучение теоретического материала;
    • практическая часть.

    Материал отбирался и структурировался с учетом принципов: самоактуализации, индивидуальности, субъективности, выбора, творчества и успеха.

    Основной метод: исследовательский и частично – поисковый.

    Ведущей формой работы является самостоятельная работа в индивидуальной форме, в парах, в малых группах.

    Основные требования

    к знаниям и умениям учащихся

    Учащиеся должны знать:

    • о составе и свойствах химических веществ и предметах, окружающих их в повседневной жизни: поваренной соли, воде, посуде, спичках, бумаге, карандашах, об экологических проблемах чистоты воды;

    Учащиеся должны уметь:

    • проводить эксперимент по очистке поваренной соли, выращиванию ее кристаллов, дистилляции воды;
    • определять химические свойства различных пирофоров, соблюдая правила техники безопасности;
    • выявлять причинно-следственные связи между химическими процессами;
    • иллюстрировать ответ схемами, рисунками;
    • вести наблюдения;
    • описывать результаты наблюдения;
    • работать с  литературой, Интернетом;
    • составлять краткие рефераты и доклады по интересующим их темам; представлять их на школьной конференции;
    • использовать полученные знания в повседневной жизни.

    Какие виды деятельности возможны…

    • реферат о жизни и деятельности ученых-химиков;
    • устное общение с последующей дискуссией;
    • проведение и оформление практической части;
    • оформление  проектов, слайд-презентации.

    Какие виды работ могут учащиеся выполнять

    На выбор любые две из названных выше.

    Какова доля самостоятельности ученика

    Учащиеся могут выбрать:

    • объект изучения (деятельность ученого-химика);
    • литературу, по которой они будут готовить собственные работы;
    • вид отчетной работы из предложенного перечня.

    Каковы критерии успешности

    Ученик получает зачет при условии:

    • выполнении не менее двух обязательных работ, представленных в установленный срок, в предложенной форме с соблюдением стандартных требований к их оформлению.

    Дополнительные баллы выставляются (за любой из названных дополнительных условий):

    • инициативно качественно выполненное задание, помимо обязательных;
    • использование Интернет-технологии;
    • инициативную публичную презентацию своей работы в школе.

    Каким образом работы будет фиксироваться динамика интереса

    Собеседование в процессе работы после выполнения каждого вида работ.

    Какова форма итоговой отчетности

    Итоговое занятие. Выставка работ учащихся.

    Формы и методы контроля

    • текущий контроль (беседы с учащимися по изучаемой теме, оценивание сообщений и качества выполняемых практических работ);
    • зачетный практикум (описание и практическое выполнение обязательных заданий);
    • обобщающий (итоговый) контроль в форме презентаций личных достижений, полученных в результате образовательной деятельности.

    Учебно-тематический  план

    Тема

    Кол-во часов

    Виды деятельности

    Введение.

    1

    1

    Вода.

    2

    Лекция. Сообщения учащихся. Просмотр видеофильма «Вода –  жизнь».  Практическая работа.

    2.

    Поваренная соль.

    1

    Семинар. Сообщения учащихся. Практическая работа. Тест.

    3.

    Спички.

    1

    Лекция. Работа с CD. Практическая работа.

    4.

    Бумага.

    1

    Семинар. Тест. Анкетирование.

    5.

    Карандаши и акварельные краски.

    1

    Лекция. Сообщения учащихся. Собеседование.

    6.

    Стекло.

    1

    Лекция. Сообщения учащихся. Практическая работа.

    7.

    Керамика.

    1

    Лекция. Сообщения учащихся.

    8.

    Химия и медицина.

    1

    Лекция. Сообщения учащихся. Практическая работа.

    9.

    Химические средства гигиены и косметики.

    1

    Лекция. Сообщения учащихся. Практическая работа.

    10.

    Полимеры и волокнистые материалы.

    2

    Лекция. Сообщения учащихся. Практическая работа «Выведение пятен с одежды в домашних условиях».

    11.

    Химия и окружающая среда.

    1

    Беседа. Решение теоретических задач с экологическим содержанием. Выступления учащихся. Анкетирование.

    12.

    Итоговое занятие.

    2

    Защита проектов.

    Содержание курса

    Введение.

    Знакомство учащихся с целями, задачами и содержанием курса.

    Тема 1. Вода.

    Вода в масштабе планеты. Круговорот воды. Вода в организме человека. Пресная вода и ее запасы. Экологические проблемы чистой воды.

    Тема 2. Поваренная соль.

    Роль поваренной соли в обмене веществ человека и животных. Солевой баланс в организме человека. Получение поваренной соли и ее очистка. Использование хлорида натрия в химической промышленности.

    Тема 3. Спички.

    Пирофоры. История изобретения спичек. Красный и белый фосфор. Получение белого фосфора. Изучение различных свойств пирофоров. Окислительно-восстановительные процессы, протекающие при зажигании спички. Спичечное производство в России.

    Тема 4. Бумага.

    От пергамента и шелковых книг до настоящих дней. Целлюлоза. Связующие: каолин, карбонат кальция, пигменты. Хлопчатобумажные ткани. Виды бумаги и их практические использование.

    Тема 5. Карандаши и акварельные краски.

    Графит. Состав цветных карандашей. Пигменты. Химический состав и виды акварельных красок.

    Тема 6.  Стекло.

    Из истории стеклоделия. Получение оконного стекла. Посуда из стекла. Виды декоративной обработки изделий из стекла.

    Тема 7. Керамика.

    Виды и химический состав глин. Разновидности керамических материалов.

    Тема 8. Химия и медицина.

    Лекарства и яды в древности. Антидоты. Домашняя аптечка. Вредные вещества в вашем доме и их источники.

    Тема 9. Химические средства гигиены и косметики.

    Средства ухода за зубами. Мыла и синтетические моющие средства. Аэрозоли и дезодоранты. Косметические средства. Декоративная косметика.

    Тема 10. Полимеры и волокнистые материалы.

    Полиэтилен, оргстекло, пенопласт. Лавсан, капрон, нитрон, хлорин.

    Тема 11. Химия и  окружающая среда.

    Человек и биосфера. Уровни экологических проблем. Антропогенные источники загрязнения окружающей среды.

    Тема 12.  Итоговое занятие.

    Защита проектов, рефератов, презентаций.

    Темы для подготовки сообщений

    1. Чудесный мир бумаги.
    2. «Соляные бунты» в России.
    3. Физиологический раствор в медицинской практике.
    4. Имеет ли вода память?
    5. Влажность воздуха и самочувствие человека.
    6. «Скользкая» и «мокрая» вода.
    7. История бумажных денег.
    8. Вода в космосе.
    9. Синтетическая бумага – альтернатива целлюлозной бумаге.

    Темы проектных работ

    1. История спички.
    2. Экологические проблемы акватории страны.
    3. Бумага – материальный носитель различных видов искусства (презентация в программе Power Point).
    4. Слайд-презентация «Бассейн реки».
    5. Очистные сооружения городского водоканала.
    6. Влияние химических факторов на смещение биосферных процессов.
    7. Способы очистки питьевой воды.
    8. Химия – польза или вред? (по результатам социологического опроса).
    9. Презентация «Современные пятновыводящие средства. (Инструкция пользователю.)»
    10. Фарфоровые и фаянсовые изделия в моем доме.
    11. Дезодоранты и озоновый слой планеты.

    Литература и другие информационные источники

    1. Химическая энциклопедия. Т.1. М., 1988.
    2. Владимиров Л.И. Всеобщая история книги. М.: Книга, 1988.
    3. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. М.: Высшая школа, 1992.
    4. Лялько В.И. Вечно живая вода. Киев: 1972.
    5. Лосев К.С. Вода. Л.: Гидрометеоиздат, 1989.
    6. Розен Б.Л. Чудесный мир бумаги. М., 1990.
    7. Химия в быту. Смоленск: Русич, 1996.
    8. Мир химии. Санкт-Петербург, М.: М-Экспресс, 1995.
    9. Журналы. Химия. Первое сентября.
    10. Войцеховская А.Л. Косметика сегодня. М: Химия. 1998.
    11. Макаров К.А. Химия и медицина. М: Просвещение. 1981.
    12. Энциклопедический словарь юного химика. М: Педагогика. 1982.
    13. Августиник А.И. Керамика. Л: Стройиздат. 1975.
    14. Дудоров И.Г. Общая технология силикатов. М: Стройиздат. 1987.

    CD

    1. Электронная энциклопедия «Кругосвет», 2003.
    2. Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа элективного курса "Химия в повседневной жизни человека"

    Элективный курс рассчитан на обучающихся 9 класса и направлен на расширение представлений о химических веществах и материалах, окружающих человека в его повседневной жизни...

    Программа элективного курса «Химические вещества в повседневной жизни человека».

    Элективный  курс дает возможность пополнить знания о свойствах веществ окружающих человека....

    Рабочая программа элективного курса "Химия в повседневной жизни"

    Данный курс не только существенно расширяет кругозор учащихся, но и мировую культуру, раскрывает материальные основы окружающего мира, дает химическую картину природы. В программу включены прогрессивн...

    Программа элективного курса химия в повседневной жизни.

    Элективный курс «Химия в повседневной » предназначен для учащихся 9-го класса основной школы. Он рассчитан на 17 ча...