Химия и повседневная жизнь человека
презентация к уроку по химии по теме

Горячевская Татьяна Витальевна

В презентации показаны основные моменты, связанные с применением лекарственных средств, средств бытовой химии и средств для уничтожения вредителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon khimiya_i_povsednevnaya_zhizn_cheloveka.ppt2.36 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Химия жизнь человека и повседневная

Слайд 2

+Домашняя аптечка+

Слайд 3

Отличный антисептик. Однако если перепутать 1—2% -ный раствор пероксида с пергидро­лем (30% -ным раствором), то можно получить сильные ожоги на коже, слизистых оболочках. Пероксид водорода (Н2О2)

Слайд 4

Водный раствор аммиака NH 3 возбуждает дыхательный центр. Этим пользуются, чтобы вывести больного из состояния обморока. Есть аммиак и в нашатырно-анисовых каплях, которые известны как отхаркивающее средство. Однако большие дозы аммиака могут остановить дыхание. А попав в глаза, он быстро проникает в ткани, вплоть до зрительного нерва, и может нанести ему глубокие, иногда необратимые повреждения. Нашатырный спирт

Слайд 5

Однако эти свойства аспирина могут вызвать и неприятные последствия в случае приема его в больших дозах. Способность сдерживать свертывание крови может привести к кровотечениям. А так как аспирин — это кислота, то его избыток может способствовать раздражению слизистой оболочки желудка и появлению язвы. Аспирин или ацетилсолициловая кислота Один из препаратов, который широко применяют как жаропонижающее, противовоспалительное, болеутоляющее и противоревматическое средство. Интересно, что это лекарство немного замедляет процесс свертывания крови. Этим нередко пользуются врачи для предотвращения образования тромбов после операций, а также при нарушении кровообращения.

Слайд 6

Моющие и чистящие средства

Слайд 7

Любое моющее средство должно обладать двойной функцией: способностью взаимодействовать с загрязняющим веществом (чаще всего жиром) и переводить его в воду или водный раствор. Для этого молекула моющего вещества должна иметь гидрофобную (водоотталкивающую) и гидрофильную (любящую удерживать воду) части. Мы широко используем в быту различные моющие средства: для стирки белья, мытья посуды, стен, полов, раковин, окон, для чистки ковров и мягкой мебели.

Слайд 8

В настоящее время мы широко используем синтетические моющие средства ( CMC ) — детергенты. Основой CMC являются синтетические поверхностно-активные вещества — ПАВ, в которых длинный углеводородный предельный (чаще всего неразветвленный) радикал (как в мыле) соединен с сульфатной или сульфонатной группой. Многие CMC одинаково хорошо моют как в мягкой, так и в жесткой воде. CMC действуют не только в горячей воде, но также в теплой и холодной воде, что важно, например, при стирке тканей из искусственных волокон. Да и их расход по сравнению с расходом мыла гораздо меньше (около 25% мыла идет на связывание ионов Са 2 + и Mg 2 +). ПАВ очень медленно разлагаются и, попадая со сточными водами в водоемы, оказывают вредное воздействие на живые организмы.

Слайд 9

Хлорсодержащие и серосодержащие отбеливатели чаще используют как отдельные препараты, известные вам под названием «Белизна» и «Лилия» соответственно. При использовании этих средств нужно хорошо проветривать помещение и не отбеливать сразу много белья. Следует избегать и длительного кипячения, так как образуются ядовитые газы — хлор С l 2 и оксид серы(4) S 0 2 (как продукт разложения гидросульфита натрия NaHS 0 3 ).

Слайд 10

Для смягчения воды при стирке или мытье с CMC добавляют метафосфат натрия ( NaP 0 3 ) n . Это соединение хорошо растворяется в воде и связывает часть ионов Са 2 + и Mg 2 + в нерастворимые фосфаты Ca 3 ( P 0 4 ) 2 , Mg 3 ( P 0 4 ) 2 . Стеарат натрия (основной компонент мыла) C 17 H 35 COONa в водном растворе диссоциирует: C 17 H 35 COONa —► С 17 Н 35 СОСГ + Na + Схематично стеаратион можно изобразить так: гидрофобная часть гидрофильная часть (углеводородный радикал) (полярная группа атомов) Гидрофобная часть иона проникает в гидрофобное загрязняющее вещество (жир), в результате поверхность каждой частицы или капельки загрязнения оказывается как бы окруженной оболочкой гидрофильных групп. Они взаимодействуют с полярными молекулами воды («подобное растворяется в подобном»). Благодаря этому ионы моющего средства вместе с загрязнением отрываются от поверхности ткани и переходят в водную среду. Вещества, в молекулах которых имеются гидрофобные и гидрофильные части, называют поверхностно-активными, поскольку они действуют на поверхностях, разделяющих различные по своей химической природе вещества.

Слайд 11

В рецептуре CMC компоненты подбирают так, чтобы именно при указанной на упаковке концентрации достигалась максимальная моющая способность композиции в целом. Поэтому стиральный порошок не следует сыпать на глазок. На каждой вещи, будь то рубашка, пальто, костюм или плащ, всегда есть символы. Они обозначают, как правильно стирать, гладить или сушить изделия, какие стиральные порошки можно использовать и какие нельзя. Информация эта весьма полезна, но запомнить, что точно обозначает каждая метка, очень сложно. На рисунке изображены наиболее распространенные международные символы, обозначающие условия по уходу за текстильными изделиями.

Слайд 12

Особым видом загрязнения является накипь . В ее состав входят в первую очередь карбонаты кальция и магния, а также силикаты, фосфаты, сульфаты. Конечно, на вкус чая или супа накипь не влияет, но вот продолжительность нагревания увеличивается и дно прогорает быстрее. Удаление накипи производят, естественно, кислотой более сильной, чем угольная, а если «карбонатный скелет» разрушить, то и другие соединения «не удержатся» на стенках. Основу «антинакипинов» составляет сульфаминовая кислота H 2 N — S 0 2 —ОН, иногда адипиновая кислота НООС—(СН 2 ) 4 —СООН. Если у вас нет специального средства, можно воспользоваться уксусной кислотой.

Слайд 13

Средства борьбы с бытовыми вредителями

Слайд 14

Регулярно убирая помещение, сохраняя в идеальной чистоте посуду, плиту, полы, белье, вы все-таки не гарантированы от появления в доме вредных бытовых насекомых. Если они появились, то на помощь приходят инсектициды — средства для борьбы с насекомыми. Инсектициды применяют в виде растворов, эмульсий, суспензий, аэрозолей.

Слайд 15

Во время обработки по­мещения нельзя принимать пищу, пить воду, курить. Окна должны быть открыты, чтобы не создавалась высокая кон­центрация ядовитых веществ в воздухе. Необходимо убрать все продукты и посуду. Во избежание пожара нельзя распы­лять содержимое аэрозольных баллончиков при открытом ог­не. Следует помнить, что все деревянные предметы хорошо впитывают ядохимикаты, а лакированные поверхности могут испортиться. Многие инсектициды обладают аллергенным действием. Слабость, головная боль, тошнота, зуд кожи, сыпь, астматические приступы — признаки аллергической реакции. Жилые помещения следует обрабатывать только препаратами, рекомендуемыми для этой цели. Сейчас в продаже их достаточно много. Это давно известные средства: хлорофос (СН 3 0) 2 Р—СН—СООН 3 , дихлофос, хлорофосные карандаши, недавно появившиеся с яркими названиями «Кобра», «Раптор» и др. Большинство из них высокотоксичны и опасны для человека. Поэтому недопустимо применять эти препараты в больших количествах и часто, так как действие их сохраняется на сравнительно длительное время.

Слайд 16

Помещение после обработки препаратами надо хорошо проветрить, так как многие инсектициды не имеют запаха. Ну и, конечно, надо тщательно вымыть руки теплой водой с мылом, прополоскать рот водой. А для избавления домашних животных от насекомых используют специальные шампуни и ошейники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Химия в повседневной жизни человека"

Элективный курс рассчитан на обучающихся 9 класса и направлен на расширение представлений о химических веществах и материалах, окружающих человека в его повседневной жизни...

"Химия и повседневная жизнь человека"

Данный материал представлен презентацией из 17 слайдов. Предназначен для учеников 11 класса, а также для факультативных занятий учеников 6 - 9 классов. В презентации представлены материалы о химически...

Программа внеурочной деятельности по теме "Чудеса химии в повседневной жизни человека" 9 класс

Программа включает в себя несколько разделов личностные, метопредметные и предметные результаты освоения курса; учебно-тематический план; календарно тематическое планирование; требования к усвоению уч...

Программа элективного курса по химии “Чудеса химии в повседневной жизни человека”

Содержание программы знакомит учеников с характеристикой веществ, окружающих нас в быту. Эти вещества, несмотря на свою тривиальность, имеют интересную историю и необычные свойства. Данный курс не тол...

Программа курса внеурочной деятельности «Чудеса химии в повседневной жизни человека» 9 класс

Программа курсавнеурочной деятельности «Чудеса химии в повседневной жизни человека»9 класс...