Рабочая программа курса "Природа и здоровье населения России"
рабочая программа по географии (8 класс)

Патрина Татьяна Борисовна

Цель

    Содержание предлагаемого курса ставит своей целью раскрытие учащимися оптимального варианта решения вопросов взаимодействия человека и природы России и отдельных её регионов как определяющего фактора здоровья.

Задачи курса:

  1. Раскрыть взаимосвязь природных и социально-экономических факторов отдельных регионов РФ, влияющих на здоровье людей; способствовать формированию экологического сознания учащихся, переосмыслению роли человека в природе, адекватной реальным условиям и возможностям территории.
  2. Развивать у учащихся умения выделять главное в изучаемом материале; пользоваться картами, справочниками; научить их мыслить комплексно и пространственно, решать доступные им эколого-географические проблемы; систематизировать и обобщать сведения о природных, социально-экономических условиях конкретных регионов и территории России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kurs_po_geografii_8_kl._2017_g.doc185.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Тамбовского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Стрелецкая средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрена и согласована методическим советом

Протокол № ___

от «____» ___________2017г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор  школы

______________С.В.Вязовова

Приказ №________  

от «___» ___________ 2017 г.

Рабочая программа

курса «Природа и здоровье населения России»

для 8 класса

на 2017-2018  учебный год

                                                         

 Учитель географии: Патрина Т.Б.

2017 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования.

Составитель рабочей программы Патрина Т.Б., учитель первой квалификационной категории.

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 классов и реализуется на основе следующих документов:

  1. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ.
  2. Базисный учебный план.
  3. Требования к уровню подготовки учащихся с учетом регионального компонента.
  4. Стандарт основного общего образования по географии.
  5. Закон Российской Федерации «Об образовании».
  6. Конвенция о правах ребенка  

Рабочая программа выполняет две основные функции.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.

Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства и предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению курса  в основной школе.

Структура документа

Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки обучающихся; литература и средства обучения;  календарно-тематическое планирование.

Цель

    Содержание предлагаемого курса ставит своей целью раскрытие учащимися оптимального варианта решения вопросов взаимодействия человека и природы России и отдельных её регионов как определяющего фактора здоровья.

Задачи курса:

  1. Раскрыть взаимосвязь природных и социально-экономических факторов отдельных регионов РФ, влияющих на здоровье людей; способствовать формированию экологического сознания учащихся, переосмыслению роли человека в природе, адекватной реальным условиям и возможностям территории.
  2. Развивать у учащихся умения выделять главное в изучаемом материале; пользоваться картами, справочниками; научить их мыслить комплексно и пространственно, решать доступные им эколого-географические проблемы; систематизировать и обобщать сведения о природных, социально-экономических условиях конкретных регионов и территории России.
  3. Содействовать воспитанию экологической культуры через самосознание важности проблемы экологии человека, сбережения и защиты его здоровья; идеи оптимизации тех факторов природы, которые формируют духовное и физическое здоровье людей.
  4. Воспитать положительное отношение к природе, что обеспечит готовность к практическому решению региональных проблем охраны окружающей природной среды.

Основные методы, используемые в различных сочетаниях:

  1. Объяснительно-иллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение, работа с литературными источниками) с иллюстрацией различных по содержанию источников (справочники, картины, схемы, диаграммы, натуральные объекты, др.).
  2. Частично-поисковый, основанный на использовании знаний о географии, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительно – обобщающей.
  3. Исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой деятельности обучающихся в учебной работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы. Исследовательский метод используется.

Основные формы и виды организации учебного процесса

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса в школе используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, лекционные, семинарские занятия, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на:

  1. создание оптимальных условий обучения;
  2. исключение психотравмирующих факторов;
  3. сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;
  4. развитие положительной мотивации к освоению учебной программы;
  5. развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.

Типы рока

  1. Урок усвоения новых знаний или нового материала.
  2. Повторительно-обобщающий урок.
  3. Урок развития речи.
  4. Урок закрепления изученного материала.
  5. Урок контроля.
  6. Урок обобщающего контроля.

Формы организации работы учащихся:

  1. Индивидуальная.
  2. Коллективная:
  1. фронтальная;
  2. парная;
  3. групповая.

Особенности организации учебного процесса. Используемые технологии 

Организация учебно-воспитательного процесса должна соответствовать принципам развивающего обучения (нарастание самостоятельности, поисковой деятельности обучающихся. Выполнение заданий, ведущих от воспроизводящей деятельности к творческой, а также, личностно-ориентированному и  дифференцированному подходам.

         В учебно-воспитательном процессе используются современные образовательные технологии (ИКТ, проблемное обучение, учебное исследование, проблемно-поисковые технологии).

Интеграция традиционной, алгоритмической, модульной, игровой, компьютерной технологий и развивающего обучения.

Формы учебных занятий

  1. Игры;
  2. Мини – лекции;
  3. Диалоги и беседы;
  4. Практические работы;
  5. Лабораторные работы;
  6. Проектные работы 

Виды деятельности учащихся

  1. Устные сообщения;
  2. Обсуждения;
  3. Работа с источниками;
  4. Доклады;
  5. Защита презентаций;
  6. Рефлексия

Общая характеристика учебного предмета

Курс «Природа и здоровье населения России» является самостоятельным и в тоже время, составной частью курса «География России» 8 класс.

В основе курса лежит ценностный подход, который актуализирует знания о здоровье и факторах, его формирующих, так как они значимы для каждого человека.

Эколого-географическая направленность курса организуется с учетом трех основных направлений: углубление географических знаний о природном и социально-экономическом окружении, выработка практических умений работать с научной литературой, периодическими изданиями, картографическим материалом, статистическими данными по проблемам здоровья человека с географических позиций и воспитание положительного эмоционально – личностного отношения к природе, что будет способствовать потребности и привычки экологически целесообразного поведения.

Структура  курса позволяет свободно соотносить его с содержанием географии мира, России, региональной географии, биологии, химии, физики, истории Отечества, литературы и другими предметами школьного образования.

   В ходе изучения курса предусматриваются различные формы и методы проведения занятий, которые позволяют включать учащихся в проблемно-поисковую и исследовательскую деятельность, закреплять умения и навыки, которые оцениваются и корректируются при выполнении тестовых заданий, работы с картами, творческого отношения к изучаемому материалу, ведения научной работы, оформленной в отчетах и рефератах.

Межпредметные и внутрипредметные связи

Реализация программы курса на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных и внутрипредметных связей.

           Важно устанавливать межпредметные связи с химией, физикой, всемирной историей, МХК для более углубленного осмысления школьниками не только естественнонаучных, но и общественнонаучных, страноведческих знаний. Использование потенциала межпредметных связей курсов географии и истории  расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом.

           Многие географические понятия не могут быть осознаны и усвоены учащимися без элементарных знаний по математике, физике, биологии и другим предметам. Например, установление продолжительности дня и ночи (освещенности) в зависимости от широты места, пользование масштабом и измерения на карте и местности, определение среднесуточной температуры, вычисление коэффициента увлажнения невозможны без математических расчетов. Процессы нагревания и излучения, испарения и конденсации, образования осадков, понятие веса, плотности, давления воздуха требуют знаний физики. Формирование почвенного покрова, растительности и животного мира в природной зоне и их взаимосвязь становится понятной лишь благодаря знаниям по биологии.

Место предмета в базисном учебном плане

     Данный курс «Природа и здоровье человека»  является источником дополнительных знаний для учащихся при изучении материала основного курса «География России» в                          8 классе. Преподавание выстраивается из расчета 0,5 часа  в неделю, 17 часов  в год.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

В этом направлении приоритетами для курса «Природа и здоровье населения России» являются:

Познавательная деятельность – использование для познания окружающего мира различных методов. Познание и изучение особенностей природных компонентов окружающей местности ( село, район, область);

 - овладение знаниями, необходимыми для бережного отношения к природе;

- формирование практических навыков в изучении природы ( рельефа, погоды, почв, вод суши, растительного и животного мира) и население;

- формирование приемов работы с географическими источниками знаний, приборами и инструментами;

- соблюдение норм поведения в окружающей среде

Поиск и выделение значимых связей между частями целого, умение разделить процесс на этапы, выделение характерных причинно – следственных связей, решение задач на основе заданных алгоритмов и на основании комбинирования алгоритмов, сравнение сопоставление, классификация, ранжирование объектов, по предложенным критериям, исследование несложных практических ситуациях, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике
Информационно – коммуникативная деятельность – адекватное восприятие устной речи и передача ее содержания, осознанное беглое чтение текста и его информационно – смысловой анализ, умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, составлять план, приведение примеров, подбор аргументов, умение перефразировать мысль, использовать разные знаковые системы, использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации.
Рефлексивная деятельность – владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные последствия своей деятельности, соблюдением норм поведения в окружающей среде, оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных норм и эстетических ценностей.
Во втором — дидактические единицы, которые являются базой для развития общепредметных компетенций. Это содержательные линии географического образования:
Примеры многообразия современного географического пространства на разных его уровнях;
Характер и динамика главных природных и экологических процессов;
Знакомство с развитием географических знаний на Земле;
Главные особенности взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды;
Самостоятельная работа с разными источниками географической информации, использовать ее для постановки географических вопросов и заданий и ответов на них, использовать современные формационные технологии, применять знания в повседневной бытовой деятельности.

Система контроля и оценки учебных достижений обучающихся

Виды контроля

  1. вводный;
  2. промежуточный;
  3. текущий;
  4. тематический;
  5. итоговый.

Методы контроля

  1. письменный;
  2. устный.

Формы контроля

  1. тесты;
  2. устный опрос (УО);
  3. индивидуальный опрос (ИО);
  4. фронтальный опрос (ФО);
  5. практические работы

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Природа и здоровье населения России» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико - ориентированного и личностно - ориентированного подходов; освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится обучающимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, характеризовать, определять, составлять, распознавать опытным путем, вычислять.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни», «Решать» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

ОСНОВНОЕ   СОДЕРЖАНИЕ  (17 часов)

Введение.  (1 ч)

В результате изучения темы ученик должен

Знать/ понимать

- геоэкологические взаимосвязи области с соседними областями, местонахождение основных источников загрязнений.

уметь

-выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

-находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для анализа экологического состояния географических объектов и ландшафтов области;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

Форма контроля: тесты; устный опрос (УО); индивидуальный опрос (ИО);фронтальный опрос (ФО)

Основные медико-географические понятия. (1 ч)

Основные экологические, медико-географические термины курса как научно-понятийная основа содержания. Источники знаний. Взаимосвязь географии, экологии, медицины. Из истории интеграции наук в России. Выбор тем рефератов по проблеме исследования.

В результате изучения темы ученик должен

знать/ понимать

- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном и региональном уровнях;

- меры по сохранению природы и защите населения от природных и техногенных явлений.

- геоэкологические взаимосвязи области с соседними областями, местонахождение основных источников загрязнений.

уметь

-выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

-находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для анализа экологического состояния географических объектов и ландшафтов области;

-приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к окружающей среде;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-чтения карт различного содержания;

-проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

Форма контроля: тесты; устный опрос (УО); индивидуальный опрос (ИО);фронтальный опрос (ФО)

Этногеографические особенности населения России. (2 ч)

Этногеографические особенности населения России.

Численность и география размещения крупнейших народов страны. Регионально-национальные территории и образ жизни людей.

История формирования крупных этносов России с учетом природных факторов, их современная география. Образ природы в культуре России.

Практическая работа  №1.

Оценка природных условий регионально-национальных территорий на традиционный образ жизни людей.

В результате изучения темы ученик должен

знать/ понимать

- геоэкологические взаимосвязи области с соседними областями, местонахождение основных источников загрязнений.

уметь

-выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

-находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для анализа экологического состояния географических объектов и ландшафтов области;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

Форма контроля: практическая работа.

Факторы, влияющие на здоровье населения России. (2 ч)

Факторы здоровье населения России: экологические, экономические, медицинские. Состояние природных условий как важнейшего фактора здоровья. Здоровье человека – общественное и личное достояние. Глобальная проблема сохранения здоровья населения страны.

Практическая работа  №2

Анализ таблицы “Группировка факторов риска по их удельному весу для здоровья”

          В результате изучения темы ученик должен

знать/ понимать

- геоэкологические взаимосвязи области с соседними областями, местонахождение основных источников загрязнений.

уметь

-выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

-находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для анализа экологического состояния географических объектов и ландшафтов области;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

Форма контроля: практическая работа.

Природные факторы: геофизические, метеорологические, геохимические. (2 ч)

Природные факторы. Геофизические факторы. Солнечная радиация и космическое излучение. Их взаимодействие в биосфере. Геомагнетизм и его влияние на организм.

Метеорологические факторы. Влияние температуры, ветра, атмосферного давления и влажности воздуха на организм человека. Метеотропные реакции.

Геохимические факторы. Биогеохимические территории России.

Практическая работа  №3

Определение и обозначение на контурной карте территорий с неблагоприятными метеорологическими явлениями (сильные морозы, засухи, сильные ливни, ураганы, пыльные бури)

В результате изучения темы ученик должен

знать/ понимать

- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном и региональном уровнях;

- меры по сохранению природы и защите населения от природных и техногенных явлений.

- геоэкологические взаимосвязи области с соседними областями, местонахождение основных источников загрязнений.

уметь

-выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

-находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для анализа экологического состояния географических объектов и ландшафтов области;

-приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к окружающей среде;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-чтения карт различного содержания;

-проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

Форма контроля: практическая работа.

Социально-экономические факторы России, влияющие на здоровье людей. (3 ч)

Социально-экономические факторы

Человек и городская среда. Шумовой фактор. Вибрация. Электромагнитное излучение. Механическое загрязнение.

Промышленность, сельское хозяйство, транспорт как факторы качества окружающей среды и здоровья населения.

Практическая работа  №4,5

Радиологическая лаборатория.

- познакомить учащихся с функцией и основными направлениями работы радиологической лаборатории;

В результате изучения темы ученик должен

Знать/ понимать

- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном и региональном уровнях;

- меры по сохранению природы и защите населения от природных и техногенных явлений.

- геоэкологические взаимосвязи области с соседними областями, местонахождение основных источников загрязнений.

уметь

-выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

-находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для анализа экологического состояния географических объектов и ландшафтов области;

-приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к окружающей среде;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-чтения карт различного содержания;

-проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

Форма контроля: практическая работа.

Наследственность и окружающая природная среда человека (1 ч)

Наследственность и окружающая природная среда человека. География долголетия в России. Адаптация и акклиматизация. Адаптации к природным факторам – космическим, климатическим, ландшафтным.

В результате изучения темы ученик должен

знать/ понимать

- меры по сохранению природы и защите населения от природных и техногенных явлений.

- геоэкологические взаимосвязи области с соседними областями, местонахождение основных источников загрязнений.

уметь

-находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для анализа экологического состояния географических объектов и ландшафтов области;

-приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к окружающей среде;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-чтения карт различного содержания;

-проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

Форма контроля: тесты; устный опрос (УО); индивидуальный опрос (ИО);фронтальный опрос (ФО)

Лечебные и рекреационные ресурсы России. (1 ч)Лечебные ресурсы: Солнце, воздух и вода, фитотерапия. Рекреационные ресурсы. Рекреационные зоны России: лечебного, познавательного, оздоровительного и спортивного типов.

Практическая работа  №6  Определение и обозначение на контурной карте территорий с благоприятными метеорологическими явлениями. Рекреационные зоны России: лечебного, познавательного, оздоровительного и спортивного типов.

В результате изучения темы ученик должен

знать/ понимать

- меры по сохранению природы и защите населения от природных и техногенных явлений.

- геоэкологические взаимосвязи области с соседними областями, местонахождение основных источников загрязнений.

уметь

-находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для анализа экологического состояния географических объектов и ландшафтов области;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- чтения карт различного содержания

Форма контроля: практическая работа.

Ландшафтотерапия. (1 ч)      Ландшафтотерапия.

В результате изучения темы ученик должен

знать/ понимать

- меры по сохранению природы и защите населения от природных и техногенных явлений.

- геоэкологические взаимосвязи области с соседними областями, местонахождение основных источников загрязнений.

уметь

-находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для анализа экологического состояния географических объектов и ландшафтов области;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- чтения карт различного содержания

Форма контроля: тесты; устный опрос (УО); индивидуальный опрос (ИО);фронтальный опрос (ФО)

Туризм и география отдыха в России. (1 ч)Туризм и география отдыха в России. Виды туризма: пешеходный, горный, водный, велосипедный, автомобильный. Развитие туризма в области и его потенциал. Основные туристско-рекреационные зоны региона.

Творческое задание.Составление маршрутного листа или каталога рекреационных зон России (по выбору учащихся)

В результате изучения темы ученик должен

Знать/ понимать

-географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

географические особенности природы Тамбовской области, населения родного края, связь между природными условиями и культурно-бытовыми особенностями Тамбовской области;

уметь

-находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для анализа экологического состояния географических объектов и ландшафтов области;

-приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к окружающей среде;

-составлять краткую географическую характеристику ландшафтов Тамбовской области на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-чтения карт различного содержания;

- решение практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию.

- сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф,  информации о местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Форма контроля: тесты; устный опрос (УО); индивидуальный опрос (ИО);фронтальный опрос (ФО)

Взаимодействие факторов здоровья. Обобщение. ( 1 ч) Взаимодействие факторов здоровья. Экология человека.

Практическая работа №7 Подбор  материала для реферата. Выступление и защита рефератов.

В результате изучения темы ученик должен

Знать/ понимать

-природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном и региональном уровнях; меры по сохранению природы и защите населения от природных и техногенных явлений.

- геоэкологические взаимосвязи области с соседними областями, местонахождение основных источников загрязнений.

уметь

-приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к окружающей среде;

-составлять краткую географическую характеристику ландшафтов Тамбовской области на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

-применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик экологического состояния компонентов природы области.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-чтения карт различного содержания;

-проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

Форма контроля: практическая работа.

Резерв – 1 ч

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Содержание учебного материала

Количество часов

Практические работы

1

Введение

1

-

2

Основные медико-географические понятия

1

-

3

Этногеографические особенности населения России

2

1

4

Факторы, влияющие на здоровье населения России

2

1

5

Природные факторы: геофизические, метеорологические, геохимические

2

1

6

Социально-экономические факторы России, влияющие на здоровье людей

3

2

7

Наследственность и окружающая природная среда человека

1

-

8

Лечебные и рекреационные ресурсы России.

1

1

9

Ландшафтотерапия

1

-

10

Туризм и география отдыха в России

1

-

11

Взаимодействие факторов здоровья. Обобщение

1

1

12

Резерв

1

-

ИТОГО

17

7

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

В результате изучения курса, обучающиеся 8 класса должны

знать/понимать

  1. существенные признаки экологических и медико-географических понятий “география”, “экология”, “медицина”, “здоровье человека”, “медицинская география”, “окружающая среда”, “этнос”, “природные условия”, “природные факторы”, “социально-экономические факторы”, “антропогенное загрязнение”, “биосфера”, “географические зоны России”, “адаптация”, “акклиматизация”, “лечебные ресурсы”, “рекреационные ресурсы”, “ландшафтотерапия”, “рекреационная география”, “наследственность”, “мутация”, “парниковый эффект”, “экстремальные природные условия”, “туризм”, “курорт”, “лекарственные растения”, “фитотерапия”, “экология человека”, “охрана природы”.
  2.  этногеографические особенности населения России в зависимости от природной среды;
  3. влияние природных условий регионально-национальных территорий на традиционный образ жизни людей;
  4. состояние природных условий как важнейшего источника здоровья населения России;
  5. связь и зависимость состояния человека с природными (геофизическими, метеорологическими и геохимическими) и социально-экономическими факторами;
  6. проявление адаптации человека к природным условиям в различных географических зонах;
  7. лечебные и рекреационные ресурсы территории России их география распространения;
  8. виды туристической географии и благоприятные территории для развития туризма в России.

уметь

  1. называть источники знаний о взаимосвязи человека и природной среды: научные, научно-популярные книги, журналы, энциклопедии, справочники;
  2. оценивать природные условия регионально-национальных территорий влияющих на традиционный образ жизни людей;
  3. оценивать изменения природных условий как источника состояния здоровья населения области и России;
  4. объяснять особенности проявления природных и социально-экономических факторов на территории России и их воздействие на здоровье человека;
  5. выявлять причинно-следственные связи между наследственностью и природной средой;
  6. называть основные виды лечебных, рекреационных ресурсов России;
  7. анализировать статистический и картографический материал медико-географической направленности;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. прогнозирования возможных изменений взаимодействия факторов здоровья.
  2. оценивания  природных условий регионально-национальных территорий влияющих на традиционный образ жизни людей

ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Литература для учителя:

  1. Баринова И.И. География России. Природа: учебник для 8 кл. общеобразоват. учреждений. М.: «Дрофа», 1996 г., 288 с.
  2. Алексеев А.И., Николина В.В. География: население и хозяйство России: учебник для 8 кл. общеобразоват. учреждений. М.: «Просвещение», 2002 г., 333 с.
  3. Бардин К.В. Азбука туризма (о технике пешеходных путешествий): пособие для учителей, руководителей туристских походов со школьниками. М.: «Просвещение», 1981 г., 204 с.
  4. Бекенева Л.А., Белова В.В., Груздева Н.А., Лебедев В.П., Петрова Л.А., Рябинин А.Н. География Костромской области: учебное пособие для средней школы. Кострома, 1995 г., 127 с.
  5. Пачулиа В.П. Черноморское побережье Кавказа: путеводитель для туристов. М.: «Профиздат», 1980 г., 240 с.
  6. Раковская Э.М. География: природа России: учебник для 8 кл. общеобразоват. учреждений. М.: «Просвещение», 2003 г., 301 с.
  7. Сибирский меридиан: Туристско-краеведческий сборник по Западной Сибири / состав.: В.В.Ухов, В.С. Лихолитов. М.: «Профиздат», 1983 г., 144 с.
  8. Туристские маршруты / состав.: В.С.Волков, К.Е. Шапакина. М.: «Профиздат», 1985 г., 144 с.
  9. География. Еженедельная методическая газета для учителей географии, экологии и
    природоведения Издательского Дома "Первое сентября". № 19, № 20, № 42 - 2004.

Литература для учащихся:

  1. Алексеев А.И. Программа курса "География России" (8 - 9 классы). 2005.
  2. Энциклопедический словарь юного географа-краеведа: для среднего и старшего школьного возраста / состав. Карпов Г.В. М.: «Педагогика», 1981 г., 383 с.
  3. Весь мир: Страны. Флаги. Гербы. - Мн.: Харвест, 1999. (энциклопедический словарь)
  4. Ипатова А. Проблемы туризма в России и пути их решения. Курсовая работа.2003.
  5. Кузнецов А.П. Хрестоматия по экономической географии зарубежных стран. 2004.
  6.  Максаковский В.П. Географическая картина мира.-Ярославль.: Верхняя Волга, 1998.
  7. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира.- М.: Просвещение, 2001.
  8. Максаковский В.П. Развитие и география международного туризма. /География в школе.
  9. Некрасова А. География "Золотого кольца" России. Курсовая работа. 2006.
  10. Овчинников Н. Достопримечательности стран бывших республик. Курсовая работа. 2007
  11.  Пяткова Л.В. Сетевая инновационная образовательная программа страноведческого
    курса по географии "Как прекрасен этот мир".
  12. Родин И.О., Пименова Т.М. Все страны мира. - М.: Вече, 2003.

Мультимедийные средства и Интернет-ресурсы

  1. Мультимедийная обучающая программа: География 8 класс. География России
  2. Интернет ресурсы

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы:

_____________ / Вязовова С.В./

«___» _______________2017 г.

                                                                                                                                                                          КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по курсу «Природа и здоровье населения России» 8 класс

 на 2017 – 2018 учебный год

 п/п

Раздел, тема урока

Коли-

чество часов

Виды и формы контроля

Дата прохождения темы, раздела

Примеча-

ния

по плану

факти-

чески

1

Введение (1 ч.)

Введение.

1

вводный

2

Основные медико-географические понятия (1 ч.)

Основные экологические, медико-географические термины курса как научно-понятийная основа содержания.

1

УО

текущий

3

Этногеографические особенности населения России (2 ч.)

Численность и география размещения крупнейших народов страны. Регионально-национальные территории и образ жизни людей.

1

Анализ карт

текущий

4

История формирования крупных этносов России с учетом природных факторов. Практическая работа №1.

1

ПР

текущий

5

Факторы, влияющие на здоровье населения России(2ч)

Факторы здоровья населения России: экологические, экономические, медицинские.                          Практическая работа №2.

1

ПР

текущий

6

Глобальная проблема сохранения здоровья населения страны. Состояние природных условий как важнейшего фактора здоровья.

1

Анализ карт

текущий

7

Природные факторы: геофизические, метеорологические, геохимические (2 ч)

Природные факторы. Геофизические факторы. Солнечная радиация и космическое излучение. Их взаимодействие в биосфере. Геомагнетизм и его влияние на организм. Практическая работа №3.

1

ПР

текущий

8

Метеорологические факторы. Влияние температуры, ветра, атмосферного давления и влажности воздуха на организм человека. Метеотропные реакции.

1

Анализ карт

текущий

9

Социально-экономические факторы России, влияющие на здоровье людей (3 ч) Социально-экономические факторы Практическая работа №4.

1

ПР

текущий

10

Человек и городская среда. Шумовой фактор. Вибрация. Электромагнитное излучение. Механическое загрязнение. Практическая работа №5.

1

ПР

текущий

11

Промышленность, сельское хозяйство, транспорт как факторы качества окружающей среды и здоровья населения.

1

ИО

текущий

12

Наследственность и окружающая природная среда человека (1 ч)

География долголетия в России. Адаптация и акклиматизация. Адаптации к природным факторам – космическим, климатическим, ландшафтным.

1

ФО

текущий

13

Лечебные и рекреационные ресурсы России (1 ч)

Лечебные ресурсы: Солнце, воздух и вода, фитотерапия. Рекреационные ресурсы. Рекреационные зоны России: лечебного, познавательного, оздоровительного и спортивного типов. Практическая работа №6

1

ПР

текущий

14

Туризм и география отдыха в России (1 ч)                        Туризм и география отдыха в России. Виды туризма. Развитие туризма в области и его потенциал. Основные туристско-рекреационные зоны региона.

1

ФО

текущий

15

Взаимодействие факторов здоровья. (1 ч)   Взаимодействие факторов здоровья. Экология человека. Практическая работа №7

1

ПР

текущий

16

Итоговый урок

1

итоговыйзащита рефератов

17

Резерв

1

ИТОГО

17 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по учебному курсу "История России с Древнейших времён до конца XVI века" 6 класс на основе авторской программы А.А. Данилова, Косулиной Л.Г., Бранда М.Ю.

Рабочая программа по курсу «История России с древнейших времён до конца XVI века» предназначена для организации обучения учащихся  6    класса.     Рабочая...

ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ и ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

здоровье населения России ухудшается из года в год, что крайне неблагоприятно влияет на демографическую ситуацию. Так, средняя продолжительность жизни россиян ныне всего около 65 лет, а у мужчин – 57-...

Курс по выбору "Природа и здоровье населения России"

     Курс ориентирован на приобретение учащимися общих знаний о здоровье людей с учетом территориальной дифференциации, состояния природной среды и факторов социально-экономическ...

Рабочая программа по учебному курсу «География России. Природа России»

За основу взята программа курса «География»,  автор - составитель программы Е.М Домогацких, второе издание (М.:ООО «Русское слово – учебник», 2013. ФГОС. Инновационная школа). Программа соответст...

Рабочая программа по учебному курсу "География России. Население и хозяйство. 9 класс." Базовый уровень.

Рабочая программа рассчитана на 70 ч из расчета 2-х учебных часов в неделю...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Здорово быть здоровым"

         Внеурочная деятельность курса «Здорово быть здоровым» предназначена для учащихся 10-х классов в рамках, спортивно-оздоровительного направления. Пот...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «География России. Население и хозяйство. 9 класс» базовый уровень

Данная программа разработана на основе1. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"2. Федерального государственного стандарта основного общего...