Рабочая программа курса «В мире географических знаков»
рабочая программа по географии (9 класс)

Патрина Татьяна Борисовна

Цель курса: заключается  в развитии географического мышления школьников и формировании у них целостного представления о своей стране, а также личностных качеств: патриотизма, уважения к населяющим Российскую Федерацию народам, их культуре и национальным особенностям.

Задачи:

-сформировать целостное представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины на основе комплексного подхода и показа взаимодействия трех основных компонентов: природы, населения и хозяйства;

- сформировать представление о России как о совокупности разнообразных территорий, обозначить место и роль России в современном обществе;

- научить школьников работать с разными источниками географической информации, показать практическую значимость изучения географических процессов, явлений, причинно-следственных связей, закономерностей;

- развивать картографическую грамотность школьников;

- сформировать у школьников образные представления о крупных природно-хозяйственных регионах страны;

- показать взаимодействие природной среды, населения и территории на локальном уровне (на примере своей местности).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon platnyy_kurs_9_kl._1_8g.doc179.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Тамбовского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Стрелецкая средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрена и согласована

методическим советом

Протокол №__

от «___» __________2018 г.

                             

УТВЕРЖДАЮ:

         Директор школы ___________С.В.Вязовова                          

Приказ №___

от «___» _________2018 г.

               

Рабочая программа

  курса «В мире географических знаков»

для 9 класса

на 2018-2019 учебный год

                                                     

Учитель: Патрина Т.Б.

2018 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

        Рабочая программа  курса «В мире географических знаний» для 9 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования.      

       Рабочая программа конкретизирует содержание стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.

В системе основного общего образования география — единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся:

• комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;

• целостное восприятие мира не в виде набора обособленных природных и общественных компонентов, а в виде взаимосвязанной иерархии целостных природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам.

           Программа «В мире географических знаний» рассчитан на 33 часа в 9 классе. Данный элективный курс признан, помочь школьному учителю организовать подготовку выпускников к основному государственному экзамену по географии.

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9 классов и реализуется на основе следующих документов:

  1. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ.
  2. Базисный учебный план.
  3. Требования к уровню подготовки учащихся с учетом регионального компонента.
  4. Стандарт основного общего образования по географии.
  5. Закон Российской Федерации «Об образовании».
  6. Конвенция о правах ребенка.
  7. Концепция географического образования.

Рабочая программа выполняет две основные функции.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.

Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства и предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению курса географии в основной школе.

Структура документа

Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки обучающихся; литература и средства обучения;  календарно-тематическое планирование.

Цель курса: заключается  в развитии географического мышления школьников и формировании у них целостного представления о своей стране, а также личностных качеств: патриотизма, уважения к населяющим Российскую Федерацию народам, их культуре и национальным особенностям.

Задачи:

-сформировать целостное представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины на основе комплексного подхода и показа взаимодействия трех основных компонентов: природы, населения и хозяйства;

- сформировать представление о России как о совокупности разнообразных территорий, обозначить место и роль России в современном обществе;

- научить школьников работать с разными источниками географической информации, показать практическую значимость изучения географических процессов, явлений, причинно-следственных связей, закономерностей;

- развивать картографическую грамотность школьников;

- сформировать у школьников образные представления о крупных природно-хозяйственных регионах страны;

- показать взаимодействие природной среды, населения и территории на локальном уровне (на примере своей местности).

 Основные методы, используемые в различных сочетаниях:

  1. Объяснительно-иллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение, работа с литературными источниками) с иллюстрацией различных по содержанию источников (карты, справочники, картины, схемы, диаграммы, натуральные объекты, др.).
  2. Частично-поисковый, основанный на использовании знаний о географии, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительно – обобщающей.
  3. Исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой деятельности обучающихся в учебной работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы.

Основные формы и виды организации учебного процесса

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса в школе используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, лекционные, семинарские занятия, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на:

  1. создание оптимальных условий обучения;
  2. исключение психотравмирующих факторов;
  3. сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;
  4. развитие положительной мотивации к освоению гимназической программы;
  5. развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.

Типы рока

  1. Урок усвоения новых знаний или нового материала.
  2. Повторительно-обобщающий урок.

      3.  Урок закрепления изученного материала.

      4.  Урок обобщающего контроля.

Формы организации работы учащихся:

  1. Индивидуальная.
  2. Коллективная:
  1. фронтальная;
  2. парная;
  3. групповая.

Особенности организации учебного процесса. Используемые технологии 

Организация учебно-воспитательного процесса должна соответствовать принципам развивающего обучения (нарастание самостоятельности, поисковой деятельности обучающихся). Выполнение заданий, ведущих от воспроизводящей деятельности к творческой, а также, личностно-ориентированному и  дифференцированному подходам.

         В учебно-воспитательном процессе используются современные образовательные технологии (ИКТ, проблемное обучение, учебное исследование, проблемно-поисковые технологии).

Интеграция традиционной, алгоритмической, модульной, игровой, компьютерной технологий и развивающего обучения.

Формы учебных занятий

С каждым годом желающих учащихся сдавать географию становилось больше, поэтому и назрела необходимость создания данного элективного курса. Данное пособие составлено для организации занятий курса, наиболее рационального использования времени на подготовку к экзамену. Оно включает характеристику проверяемого на экзамене содержание, анализ вопросов. Вызывающих наибольшее затруднения и типичных ошибок учащихся.

          Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: картографическими (топографической и географической картами, глобусом), текстовыми (дополнительной литературы), профилями, диаграммами, рисунками, схемами. Содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную работу учащихся, большое количество практических заданий. При организации занятий целесообразно создавать ситуацию, в которой каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы.

Методы, формы обучения: групповые и индивидуальные формы работы, игры, тренировочное тестирование заданий части А, В, С.

        В содержании каждого из разделов и составляющих их тем, имеются не менее сложные вопросы, которые могут быть повторены учащимися в процессе самостоятельной работы. В тоже время можно выделить ряд вопросов, из года в год вызывающих затруднения у значительного количества выпускников, сдающих государственную итоговую аттестацию, при повторении которых помощь преподавателя имеет большое значение. Все это учтено при распределении времени на повторении материала каждого из разделов и планирования видов деятельности преподавателя и учащихся.

Критерии оценивания: проводится текущий контроль в виде защиты презентаций, которые можно в последующем использовать на уроках географии в младших классах, по окончании курса проводится итоговый контроль в виде «пробного ОГЭ».

Для оценивания результатов работы используется шкала соответствия первичных баллов по результата ОГЭ отметкам по пятибалльной системе, критерии оценивания выполненных работ, предлагаемых в КИМах.

Виды деятельности учащихся

  1. Устные сообщения;
  2. Дискуссии;
  3. Работа с источниками;
  4. Доклады;

Общая характеристика учебного предмета

Примерная программа полностью реализует идеи стандарта и составлена с учетом новой Концепции географического образования.

Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и её пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.

          Курс «В мире географических знаков» предусматривает углубленное изучение курса географии, а также подготовку учащихся в области географии для успешного прохождения государственной итоговой аттестации. Это позволит им приобрести специальные знания и умения, обеспечит интеллектуальное развитие и адаптацию к нашим социально – экономическим условиям.

Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи программа содержит рекомендации к структуре национально-регионального компонента по географии своего края, области, района, региона. Включение этих рекомендаций в примерную программу федерального компонента связано с тем, что изучение «малой» Родины, её географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом.

 Предполагаемые результаты:

  • Повышение учебной мотивации обучающихся.
  • Участие в научно – практических конференциях по географии и географическому краеведению.
  • Развитие познавательной, творческой активности, наблюдательности, интерес к окружающему миру через проведения обобщающих уроков в виде игр: «Электроэнергетика» -9 класс, «Своя игра» по теме «Природа, население, хозяйство России» -9 класс

 Итогом курса является проведение двух итоговых тренировочных вариантов экзаменационной работы в 9 классах, решение   итоговых тренировочных работ.

Межпредметные и внутрипредметные связи

Реализация программы по курсу «В мире географических знаний» на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных и внутрипредметных связей. При составлении программы учитывались базовые знания и умения, сформированные у учащихся в 5-9 классах. Внутрипредметные связи наиболее четко прослеживаются в постепенном усложнении сведений на основе сформированных понятий. Межпредметные связи прослеживаются в интеграции с курсом истории, алгебры, экологии, биологии.  

Место предмета в базисном учебном плане

Для обязательного изучения  курса «В мире географических знаков»  в 9 классе федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 33 часа, из расчета 1 учебный час в неделю.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

В этом направлении приоритетами для учебного предмета «География» являются:

Познавательная деятельность:

  1. использование для познания окружающего мира различных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
  2. проведение практических работ, несложных экспериментов и описание их результатов;
  3. использование для решения познавательных задач различных источников информации;
  4. формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
  5. овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
  6. соблюдение норм и правил поведения в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  1. владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
  2. использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  1. владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
  2. организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Система контроля и оценки учебных достижений обучающихся

Виды контроля

  1. вводный;
  2. промежуточный;
  3. текущий;
  4. тематический;
  5. итоговый.

Методы контроля

  1. письменный;
  2. устный.

Формы контроля

  1. тесты (Т)

      2.   дискуссии

Результаты обучения

       Результаты изучения элективного курса «Глобальные проблемы человечества»  приведены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся», которые полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико - ориентированного и личностно - ориентированного подходов; освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится обучающимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе: описывать и объяснять; приводить примеры. Кроме того, она содержит умения использовать разнообразные географические источники информации – карту, статистические материалы; пользоваться приборами, а также составлять географическую характеристику разных территорий.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, необходимые учащимся непосредственно в окружающей среде для оценки её состояния, качества, изменений, возможностей сохранения и улучшения окружающей среды, прежде всего своей местности.

   ОСНОВНОЕ   СОДЕРЖАНИЕ  (33 часа)

Источники географических знаний (2ч)

 Географические модели, глобус, географическая карта, план местности. Выдающиеся географические открытия и исследования.

В результате изучения темы ученик должен

знать / понимать

  • Предмет изучения географии. Части света.
  • Карты материков. Основные пути получения географической информации в прошлом, основные этапы накопления географических знаний, имена путешественников и ученых.
  • Свойства и виды карт, способы изображения явлений и процессов на картах.

  уметь

  • Читать и анализировать географические карты.
  • Показывать маршруты важнейших путешественников и объяснять результаты путешествий и научных открытий.

Называть основные группы карт и их свойства, описывать карту по плану.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

1.чтение карт различного содержания;

2.проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, явлениями

Природа Земли и человек (5ч)

Земля как планета. Форма и размеры Земли, движение Земли. Земная кора и литосфера. Состав, строение, развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники, многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли. Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Погода и климат. Изучение элементов погоды. Биосфера, ее взаимосвязи с другими бисоферами. Почвенный покров. Географическая облочка Земли.

В результате изучения темы ученик должен

знать / понимать

1.строение Земли

2.определение сфер Земли

3.основные формы рельефа

4.что такое гидросфера, её состав

5.понятия:  моря, заливы, проливы, острова, полуострова, архипелаги

6.свойства океанических вод

7.закономерности океанических течений

8.классификация внутренних вод

9.составные части реки

10.образование озёрных котловин

11.классификация искусственных водоёмов

12.что такое атмосфера, её строение и роль в жизни Земли

13.что такое атмосферное давление

14.образование ветра

15.образование облаков и атмосферных осадков

16.численность населения земли, основные расы

17.основные типы населенных пунктов

уметь

1.показывать формы рельефа (горы, равнины и т.п.)

2.определять расположение гор, равнин

3.объяснять причины землетрясений и извержений вулканов

4.называть и показывать реки, озёра, каналы, проливы, заливы, моря, океаны

5.давать характеристику внутренним водам

6.измерять температуру воздуха, определять среднесуточные температуры

7.строить розу ветров

8.давать характеристику природного комплекса

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

1.чтение карт различного содержания;

2.проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, явлениями;  

3.наблюдения за состоянием воздуха, воды и почвы своей местности;

4.проведения самостоятельного поиска географической информации о местности из разных источников: картографических, статестических, геоинформационных

Материки, океаны, народы и страны (5ч)

Современный облик планеты Земля. Соотношение суши и океана на Земле. Население Земли. Материки и страны. Многообразие стран.

В результате изучения темы ученик должен

знать / понимать

1.гипотезу возникновения жизни на Земле; расселение по Земле растений, животных и человека; природные комплексы и географическую зональность.

2.Приемы определения географического положения материка, имена исследователей континента и результаты их работы. Особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка. Особенности климата материка. Основные речные системы, озера материка. Особенности природных зон материка.

3.Численность, плотность, особенности размещения населения; современную политическую карту.

4.Состав территории и ее регионы, черты различия между странами, входящими в регион; главные особенности населения: язык, быт, народные промыслы, религия, крупные города.

5.определение понятия «этнос»,  размещение крупнейших этносов и малых народов, а также путей расселения индоевропейских народов.

Уметь

1. определять географическое положение материка, крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Оценивать влияние географического положения на особенности природы материка.

2. называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых.

3. показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов. Показывать внутренние воды на карте. Объяснять своеобразие природы материка, характеризовать природу отдельных частей материка. Определять по карте географическое положение страны и ее столицы показывать по карте крупные страны и их столицы.

4.приводить примеры видов хозяйственной деятельности и выделять среди них основные. Устанавливать по статистическим таблицам страны лидеры в промышленности и сельском хозяйстве.

5.описывать характерные черты промышленного и сельскохозяйственного ландшафта по их изображению.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

1.чтение карт различного содержания;

2.проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, явлениями;  

3.наблюдения за состоянием воздуха, воды и почвы своей местности;

4.проведения самостоятельного поиска географической информации о местности из разных источников: картографических, статестических, геоинформационных

Природопользование и геоэкология (3ч)

Влияние хозяйственной деятельности на природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере.

В результате изучения темы ученик должен

знать/ понимать

- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном и региональном уровнях;

- меры по сохранению природы и защите населения от природных и техногенных явлений.

- геоэкологические взаимосвязи области с соседними областями, местонахождение основных источников загрязнений.

уметь

-выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

-находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для анализа экологического состояния географических объектов и ландшафтов области;

-приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к окружающей среде;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-чтения карт различного содержания;

-проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий

География России (16ч)

 Особенности географического положения, природа России, население России, хозяйство России,  Природно-хозяйственное районирование России, Россия в современном мире.

знать / понимать

1.формирование природных комплексов

2.главные черты рельефа России, рельеф определённых территорий

3.формирование климата на территории России

4.закономерности распределения тепла и влаги по территории нашей страны

5.зависимость вод от других природных комплексов

6.особенности внутренних вод России

7.значение почв одного из природных компонентов

8.зависимость типа почв от природной зоны

9.особенности биологического мира в ПТК

10.зависимость природных зон от географического положения и природных компонентов (рельефа, климата и т.д.)

Уметь

1.давать оценку связей рельефа и полезных ископаемых

2.показывать основные формы рельефа РФ

3.прогнозировать использование межтерриториальных ресурсов, экологическое состояние земной поверхности и недр страны в целом и своей местности

4.оценивать значение климата на жизнь

5.отмечать влияние агроклиматических ресурсов на сельское хозяйство

6.применять полученные знания в решении неблагоприятных климатических явлений, в составлении проектов по рекреационным ресурсам

7.показывать по карте географическое расположение рек, озёр, каналов, водохранилищ и т.п.

8.объяснять применение водных ресурсов

9.применять свои знания в решении рационального использования воды для ГЭС, для промышленности, сельского хозяйства, в быту и т.д.

10.находить пути решения улучшения почв – их мелиорацию

11.применять знания по этому вопросу для решения проблем почвенных и земельных ресурсов России

12.применять информацию по теме при объяснении влияния окружающей природы на развитие материальной и духовной культуры человека.

Формы контроля: практическая работа, тест

Обобщающе повторение по курсу (2ч)

 Итоговое обобщение. Решение тренировочных работ.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Содержание учебного материала

Количество часов

Практические работы

1

Источники географических знаний.

2

-

2

Природа Земли и человек

5

2

3

Материки, океаны, народы и страны

5

2

4

Природопользование и геоэкология

3

1

5

География России

16

6

6

Обобщающее повторение по курсу

2

-

ИТОГО

33

11

                                                                                                             УТВЕРЖДАЮ

                                                                                             Директор школы:

                                                                                               _____________ /С.В.Вязовова/

                                                                                                    «___» ________________2018 г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

  по курсу «В мире географических знаков» 9 класс

на 2018 – 2019 учебный год

п/п

Раздел, тема урока

Коли-

чество часов

Виды и формы контроля

Дата прохождения темы, раздела

Приме-

чания

по плану

факти-чески

Источники географических знаний.

2

1

Источники географических знаний.

1

Семинар

2

Выдающиеся географические открытия и исследования

1

Решение типовых заданий, представленных в КИМ.

Природа Земли и человек.

5

3

Форма и размеры Земли, движение Земли.

1

Практикум

4

Земная кора и литосфера.

1

Решение типовых заданий, представленных в КИМ.

5

Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей.

1

Практикум

6

Атмосфера: состав, строение, циркуляция. Погода и климат.

1

Семинар

7

Биосфера, ее взаимосвязи с другими оболочками.

1

Решение типовых заданий, представленных в КИМ.

Материки, океаны, народы и страны

5

8

Современный облик планеты Земля.

1

Решение типовых заданий, представленных в КИМ.

9

Соотношение суши и океана на Земле.

1

Практикум

10

Население Земли.

1

Решение типовых заданий, представленных в КИМ.

11

Материки и страны.

1

Практикум

12

Многообразие стран.

1

Решение типовых заданий, представленных в КИМ.

Природопользование и геоэкология.

3

13

Влияние хозяйственной деятельности на природу.

1

Решение типовых заданий, представленных в КИМ.

14

Основные типы природопользования.

1

Практикум

15

Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере.

1

Решение типовых заданий, представленных в КИМ.

География России

16

17

Особенности географического положения.

1

Практикум

18

Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые.

1

Решение типовых заданий, представленных в КИМ.

19

Климат  и климатические ресурсы.

1

Решение типовых заданий, представленных в КИМ.

20

Внутренние воды и водные ресурсы.

1

Семинар

21

Биологические ресурсы.

1

Решение типовых заданий, представленных в КИМ.

22

Природные комплексы России.

1

Практикум

23

Население России.

1

Решение типовых заданий, представленных в КИМ.

24

Межотраслевые комплексы России.

1

Практикум

25

География межотраслевых комплексов.

1

Практикум

26

Районирование России.

1

Решение типовых заданий, представленных в КИМ.

27

Западный макрорегион - европейская Россия.

1

Решение типовых заданий, представленных в КИМ.

28

Восточный макрорегион - азиатская Россия.

1

Решение типовых заданий, представленных в КИМ.

29

Население и хозяйственное освоение России.

1

Практикум

30

Особенности хозяйства. Промышленность России.

1

Лекция

31

Россия в современном мире.

1

Практикум

Обобщающее повторение по курсу

2

32

Итоговое обобщение.

1

Решение демонстрационных версий КИМ.

33

Решение тренировочных работ.

1

Решение демонстрационных версий КИМ.

ИТОГО

33 ч.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения  курса «В мире географических знаков», обучающиеся 9 класса должны

знать/понимать

  • картографические элементы, факты;
  • номенклатуру;
  • основные понятия, характерные признаки, явления и процессов, причинно – следственные связи, взаимосвязи и компоненты природы, взаимодействия человека и природы;
  • особенности природы и хозяйственной деятельности человека.

уметь

  • определять географические координаты, направления, расстояние по карте и плану местности;
  • определять различия в поясном времени различных территорий;
  • анализировать статистический материал;
  • воспроизводить знания фактов и причинно – следственных и пространственных связей;
  • читать карты  различного содержания;
  • показывать на карте географические объекты и ареалы распространения явлений;
  • описывать географическое положение;
  • определять тип объекта согласно классификации;
  • сравнивать свойства географических объектов;
  • определять и объяснять особенности территории на основе использования различных источников географической информации.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

проведения самостоятельного поиска географической информации из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Литература для учителя

  1. Барабанов В. В. и др. География: Тематическое планирование уроков подготовки к экзамену. –М.: Издательство «Экзамен», 2005. (Серия «ГИА 2010. Поурочное планирование»)
  2. Барабанов В. В. География. ГИА: Методическое пособие для подготовки. - М.: Издательство «Экзамен», 2007. (Серия «ГИА. Контрольные измерительные материалы»)
  3. Барабанов В. В. География. Типовые тестовые задания/ В. В. Барабанов, Э. М., Амбарцумова  и др. – М. :Издательство «Экзамен», 2007.
  4. Географическое положение России. 9 класс: элективный курс/авт.-сост. Н. В. Болотникова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 72 с.
  5. География. 9 класс. Предпрофильная подготовка: сборник программ элективных курсов/ авт.-сост. Н. В. Болотникова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 143 с.
  6. Герасимова Т. П. , Крылова О. В. Методическое пособие по физической географии: 6 класс-М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
  7. Сиротин В. И. Практические работы по географии и методика их выполнения (6-10 кл.): Пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 1998.- 144 с.

Учебные пособия для учащихся:

  1. Баринова И.И. География России. 8-9 кл.: метод. пособие/И.И. Баринова, В.П. Дронов. -3-е издание. – М.:Дрофа, 2011. -191 с.
  2. География России. В 2 кн. Кн.2:Хозяйство и географические районы.9 кл.:учебн.для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений/В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Ложбанидзе; под. ред. В.П. Дронова.-8-е изд., стереотип.-М.:Дрофа, 2010
  3. Низовцев В.А. Школьные олимпиады. География. 6-10 классы/В.А. Низовцев, Н.А. Марченко.-М.:Айрис-пресс, 2010. -304 с.
  4. Петрова Н.Н. Настольная книга учителя географии.6-11 классы/Н.Н. Петрова, Д.В. Новенко.-М.:Эксмо, 2009.-592 с.
  5. Контрольно-измерительные материалы. География:9класс/Сост. Е.А. Жижина.-М.:ВАКО, 2012. -112 с.
  6. Чернова В.Г. География в таблицах и схемах. –СПб.:ООО «Виктория плюс», 2012. -96 с.
  7. Эртель А.Б.География. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ и ГИА. 9-11 классы:учебно-методическое пособие/А.Б. Эртель.- Ростов н/Д:Легион, 2011- 383 с.


Мультимедийные средства и Интернет-ресурсы

  1. geo.1september.ru›index.php
  2. nsportal.ru «Школа›География›…-geografii-v-shkole
  3. geografia.ru-  сайт  Русского географического общества
  4. geo2000.ru

Оборудование

  1. Карты для средней школы.
  2. Комплект таблиц по географии  для средней школы.
  3. Учебные атласы по географии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа курса "История Древнего мира"

Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История», а также авторской программы курса и...

Рабочая программа курса «Экономическая и социальная география мира» для 10 класса ( изучение предмета на базовом уровне).

Рабочая программа курса   «Экономическая и социальная география мира» предназначена для  10  класса ( изучение предмета на  базовом уровне).Рабочая программа по географии составлен...

Рабочая программа курса «Экономическая и социальная география мира» для 10 класса (изучение предмета на профильном уровне).

Рабочая программа курса   «Экономическая и социальная география мира» предназначена для  10  класса (изучение предмета на профильном  уровне).Рабочая программа по географии со...

Рабочая программа курса "В мире музыки" 7 класс

Здесь представлены основные русские и зарубежные композиторы 19 го столетия Программа расчитана на 35 часов....

Рабочая программа курса «Решение географических задач»

Одним из важнейших требований к географическому образованию в современных условиях является овладение учащимися практическими умениями и навыками.Предлагаемый курс направлен на более глубокое усвоение...

Рабочая программа курса "В мире английской грамматики"

Рабочая программа внеурочной деятельности по английскому языку для 8 класса...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Решение географических задач» 9 класс

Аннотация к рабочей программе курса внеурочной деятельности  «Решение географических задач».Программа составлена для обучающихся 9 классов, которые выбрали предмет «География&ra...