программа кружка "Меридиан"
рабочая программа по географии (5 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
ПЛАТОНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Утверждаю»
Директор МБОУ Платоновской сош
Филонов М.В.----------------
Распоряжение №___от_ 2018 г._
Рабочая программа
География. Курс по выбору. «МЕРИДИАН».
(название учебного курса, предмета, дисциплины)
по географии для обучающихся 5 класса
возраст 10-14 лет
срок реализации 1 год.
Учитель:Думанова Т.Б.
2018-2019уч. год.
1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по географии для 5 классов составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
- Фундаментального ядра содержания общего образования;
- Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте, общего образования второго поколения;
- Примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной (обязательной) части учебного курса;
- Программы развития и формирования универсальных учебных действий;
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Программа географического кружка призвана сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом, в структуре содержания и организации обучения.
Кружок позволяет всем участникам дополнительного образовательного процесса получить глубокие и прочные знания по предмету.
Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению начального курса физической географии. Такой подход позволяет рассматривать различные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических и социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.
Цели и задачи данной программы:
Цели программы: формирование положительной мотивации учащихся, освоение системы географических понятий; воспитание конструктивного восприятия определенных явлений жизни; освоение знаний об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования, овладение умениями ориентироваться на местности, использовать географическую карту, работать с различными источниками информации, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.
Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых:
— для познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— для сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— для ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах Интернет, статистических материалах;
— для соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Задачи: направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
•развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
•воспитание любознательности, любви к своей местности, своему региону, своей стране, расширение общего кругозора учащихся, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
•формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
В программе для основной школы в учебном курсе географии превалируют различные виды деятельности на уровне целей, требований к результатам обучения и основных видов деятельности ученика.
Нормативные правовые документы на основе которых разработана рабочая программа:
- Федеральный закон РФ от 29.12.2012 №273Ф «Об образовании в РФ»;
- Приказ Министерства образования от17.12.2010г. №1897 “Об утверждении ФГОС ООО»
- Базисный учебный план, утвержденный Приказом Министерства Образования РФ от 09.03.2004г.№1312(ред. От30.08.2011г.)
- Федеральный перечень учебников, рекомендуемый Мин. Образования РФ на2013-2014 уч. год;
Предложенная программа кружка подготовлена для учащихся 5-х классов и рассчитана на 72 часа (два часа в неделю).
Данная программа предусматривает следующие результаты и знания в ходе изучения курса:
- наиболее значимые объекты географической номенклатуры;
- определения объектов и явлений
- характерные этнокультурные особенности населения
-объяснение явления природы, умение приводить примеры;
- умение использовать разнообразные географические источники информации - карту, статистические материалы, дополнительную литературу, ГИС, ПК, выделять главное;
- практические навыки работы с приборами для определения направлений и расстояний на карте и местности, а также умение составление характеристики разных географических объектов;
- применение своих знаний и умений на практике;
- умение подбирать иллюстративный и аудиовизуальный материал по заданной тематике.
2. Общая характеристика учебного предмета, курса: «Меридиан», в учебном плане.
Содержание программы соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту. На изучение географии в 5 и 6 классе отводится по 34 часа соответственно (1 час в неделю) Курс « Меридиан» позволяет расширить кругозор учащихся. Материал курса 5 класса сгруппирован в семь разделов. Первый тематический раздел — «План и карта» — знакомит учащихся с историей и содержанием географической науки, а так же знакомство с крупномасштабными изображениями поверхности Земли, способами ориентирования.
Материал второго раздела — «Географические открытия, исследования и исследователи ,методы исследований» —— знакомит учащихся с историей изучения и освоения Земли. Авторы не преследовали цели дать полный и исчерпывающий обзор всех географических открытий. Целью раздела является построенный на конкретных примерах рассказ о тех усилиях, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. Не остался без внимания и вклад русских путешественников в этот процесс. При изучении раздела реализуются межпредметные связи с историей.
Третий раздел — «Литосфера» — знакомит учащихся с гипотезами происхождения Земли, строением литосферы, землетрясениями, вулканами, полезными ископаемыми.
Четвертый раздел — «Гидросфера» — знакомство с минеральными, водными, биологическими и энергетическими водами мирового океана. Знакомство с реками и озерами.
Пятый раздел учебника — «Атмосфера» — знакомит учащихся с различными природными явлениями: смерч, торнадо, тайфун, град, мираж и т.д.
Шестой раздел – «Биосфера» - знакомит учащихся с необычными представителями растительного и животного мира Земли. С жизнью растений в различных уголках Земли.
Седьмой раздел – «Человек на Земле» - знакомство учащихся с различными народами разных стран, визитная карточка городов мира.
Особая роль курса географии 5 класса заключается в формировании первичных представлений о географии как динамично развивающейся науке, являющейся основой рационального взаимодействия человека и окружающей среды.
3. Место учебного предмета, курса «Меридиан» в учебном плане.
Курс географии на ступени основного общего образования направлен на формирование у обучающихся представлений о специфике природы , населения и хозяйства на различных уровня познания. Содержание структурировано по пяти курсам: «Введение в географию» (5кл.), «Физическая география» (6кл.), «Материки и океаны» (7кл.), «Физическая география России» (8кл.), «Население и хозяйство России» (9кл.). Курс «Введение в географию» освещает темы, которые помогут школьникам познакомиться с географией как наукой, узнать об истории географических открытий и освоении территории Земли. Материалы курса позволяют обучающимся получить общие сведения о материках и океанах нашей планеты.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Ценностные ориентиры предмета
- ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции:
-осознание себя как члена общества (житель планеты Земля, гражданин РФ, житель своего региона)
- осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства
- осознание целостности географической среды
- гармонично развитые социальные чувства и качества
-патриотизм, принятие духовных и нравственных ценностей
- любовь к своему Отечеству
- толерантное отношение к народам и странам мира
- уважение к природе, истории культуры, традициям российского и других народов
- осознание необходимости сохранения и рационального использования окружающей среды
Деятельность образовательного учреждения в обучении географии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
1) знание основных принципов и правил поведения в природе и обществе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы, населения и хозяйства; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к географическим объектам и явлениям.
Метапредметными результатам освоения учениками программы по географии являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками географической информации: находить географическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты:
Обучающиеся должны знать (понимать):
• форму и размеры Земли;
• полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги, масштаб карт, условные знаки карт;
• маршруты географических исследований и путешествий;
• части внутреннего строения Земли;
• основные формы рельефа;
• части Мирового океана;
• виды вод суши;
• географические объекты, предусмотренные программой.
Обучающиеся должны уметь:
•анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщатьгеографическую информацию;
•использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач, знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
• находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);
• объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
•описывать по карте взаимное расположение географических объектов;
•определять качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления;
• ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
•оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы;
•приводить примеры географических объектов и явлений и их взаимного влияния друг на друга; простейшую классификацию географических объектов, процессов и явлений;
• проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты; примеры, показывающие роль географической науки;
•различать изученные географические объекты, процессы и явления;
•создавать простейшие географические карты различного содержания; письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях;
• составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
•сравнивать географические объекты, процессы и явления; качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления;
• строить простые планы местности;
•формулировать закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);
•читать географические карты, планы.
В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля:
- тестовый контроль,
- проверочные работы,
- топографические и географические диктанты,
- индивидуальный и фронтальный опросы,
- работы с контурными картами
Программа предусматривает с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся развитие их самостоятельности при изучении географии.
- Содержание учебного курса.
Содержание программы
Раздел 1 План и карта
1-2 Введение. Знакомство с планом работы кружка. Видеофильм
3-4. Как люди определяли форму и размеры Земли. Знакомство учащихся с формой и размерами Земли. Как ученые древности измеряли размеры Земли
5-6-7 Топографические карты и планы. Знакомство с крупномасштабными изображениями поверхности Земли. Сходства и отличия топографических карт и планов. Практическая работа
8-9. Модели и «выкройки» Земли. Знакомство с различными проекциями изображения Земли
10-11. Адреса земных объектов. Географические координаты. Решение задач на определение географических координат, протяженности географических объектов по параллелям и меридианам.
12-13. Ориентирование без компаса и карты. Ориентирование на местности с помощью различных объектов.
14-15. В каком направлении. Азимуты. Решение задач на определение азимутов.
16-17. Измерение расстояний. Обучение детей методам измерения расстояний с помощью рулетки, шагов, землемерного циркуля, методом «козырька», методом подобных треугольников. Знакомство с методом триангуляции. Практическая работа.
18-19. Живые локаторы и современные дальномеры. Как ориентируются в природе живые организмы
20-21. Измерение высот на местности и определение высот на плане. Работа со школьным нивелиром. Определение высот на плане местности Построение профиля. Практическая работа.
22-23. Местность на бумаге. Составление планов местности. Практическая работа. Раздел 2 Географические открытия, исследования и исследователи, методы исследований.
24-25. Земля из космоса. Знакомство учащихся с аэрофотосъемкой, значением этого метода для различных направлений деятельности человека. ГИС
26-27. Значение географических исследований для расширения знаний о земле. Географические исследования. Сообщения учащихся
28-29. Любопытные эпизоды и наблюдения знаменитых путешественников и участников научно-исследовательских экспедиций. Путешественники и исследователи. Знакомство с персоналиями. Сообщения учащихся. Учащиеся читают литературу о путешествиях и открытиях.
30-31. О чем рассказывают географические названия. Учащиеся знакомятся с топонимикой городов и сел Тамбовской области
32-33. Географические открытия и «закрытия». Учащиеся узнают об изменениях на географической карте (появление объектов и их исчезновение, переименование)
Раздел 3 Литосфера.
34-35. Загадочные движении земной коры. Учащиеся знакомятся с гипотезами происхождения Земли, строением литосферы (видеофильм); землетрясениями (видеофильм)
36-37. Даровая энергия из глубин Земли. Учащиеся знакомятся с вулканами (видеофильм), гейзерами, горячими источниками. Готовят сообщения об использовании энергии Земли (ГеоЭС)
38-39. Сокровища земных недр. Учащиеся знакомятся с различными типами полезных ископаемых. Практическая работа по распознаванию полезных ископаемых
40-41. В мире камней и кристаллов. Раздел Сообщения учащихся. Викторина «Зарытая скатерть-самобранка»
Раздел 4 Гидросфера
42-43. Богатство Мирового океана и его морей. Рассказ учителя о минеральных, водных, биологических и энергетических ресурсах мирового океана. Просмотр видеофильма. Викторина «Что дает нам океан?»
44-45. Тайны Мирового океана и его сокровища. Тайны пиратских кладов. Сообщения учащихся.
46-47. Любопытные исследования в гидросфере. Учащиеся знакомятся с работой ученых по изучению морских глубин, хребтов, флоры и фауны океана
48-49. Необычные реки. Рассмотрение питания, режима, особенностей различных рек земного шара. Значение рек. Любопытные явления в жизни рек.
50-51. Уникальные озера. Рассказ учителя о самых необычных озерах Земли. Сообщения учащихся.
Раздел 5 Атмосфера
52-53. Самые холодные, самые жаркие и самые ветреные, самые сухие и самые влажные места на Земле. Сообщение учителя. Практическая работа на контурных картах.
54-55. Редкие метеорологические явления.. Ураган, смерч, торнадо, тайфун, град, гало, «огни Святого Эльма», мираж и др. Рассказ учителя. Сообщения учащихся.
Раздел 6 Биосфера
56-57. Диковины растительного мира. Знакомство учащихся с необычными представителями растительного мира Земли. Сообщения учащихся, рассказ учителя
58-59. Приспособляемость растений к разным местным условиям. Рассказ учителя о жизни растений в разных уголках Земли (разный климат, разный рельеф)
60-61. Диковины животного мира. Знакомство учащихся с необычными представителями животного мира Земли. Сообщения учащихся, рассказ учителя. Просмотр видеофильма «Животный мир России»
Раздел 7 Человек на Земле
62-63. Любопытные обычаи народов разных стран. Рассказ учителя, просмотр видеофильма «Обычаи народов России»
64-65. Достопримечательности красивейших городов мира. Рассказ учителя и сообщения учащихся о «визитных карточках» городов мира
66-67. Знаешь ли ты свой край? Викторина.
68-69. Итоговая географическая викторина «Счастливый случай».
70-71-72- Экскурсии в музеи Тамбовской области
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
7.Описание учебно-методического и материально-техническое обеспечения образовательного процесса
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)* | ||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Программа курса «География. 5—9 классы» / авт.-сост. Е.М. Домогацких.2012год. Домогацких ЕМ., Введенский Э.Л., Плешаков А.А. География. Введение в географию: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М., «Русское слово»2012г. Банников С.В., Молодцов Д.В. Методическое пособие для учителя к учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «География. Введение в географию. 5 класс». Молодцов Д.В. Рабочая тетрадь по географии к учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «География. Введение в географию. 5 класс». Касьянова Н.В. Текущий и итоговый контроль: тесты по курсу «География. Введение в географию. 5 класс» (дидактические материалы) Банников С.В., Домогацких Е.М. Атлас. География. Начальный курс. 5—6 классы. Банников С.В., Домогацких Е.М. Контурные карты. География. Начальный курс. 5 класс. Болотникова Н.В., Банников С.В. «Рабочая программа к учебнику Е.М Домагацких «Введение в географию 5кл.» Москва, «Русское слово»2012-11-13 год; Примерные программы по учебным предметам. География 5-9 кл. М. «Просвещение» 2011г (Стандарты второго поколения) Инстурктивно-методическое письмо «О преподавании географии в общеобразовательных учреждениях ЛО в 2010/2011 учебном году» СПБ 2010 г ЛОИРО | 1 экземпляр 1 1 По кол-ву учащихся 1 По кол-ву учащихся По кол-ву учащихся 1 1 1 |
2. Печатные пособия | ||
1 2 3 4 | Таблицы:
Портреты«Путешественники»; Карты:Великие географические открытия,
Набор учебных топографических карт (учебные топокарты масштабов 1:10 000, 1:25 000, 1:50 000, 1:100000); | По одному экземпляру |
3. Технические средства обучения | ||
1 2 3 4 5 | Классная доска с набором приспособлением для крепления таблиц, картинок. Мультимедийный проектор. Компьютер. Видеомагнитофон. Телевизор. | По одному экземпляру |
4. Экранно-звуковые пособия | ||
1 | Видеофильмы и видеофрагменты: Арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи, высотная поясность; Видеофильм об известных путешественниках; видеофильмы из серии «Золотой глобус» | По одному экземпляру |
5. Макеты, коллекции | ||
1 2 3 4 5 | Глобус Земли физический(масштаб 1:30 000000). Глобус Земли физический лабораторный (для раздачи учащимся) (масштаб 1:50 000000). Коллекции:Коллекция горных пород и минералов. Набор раздаточных образцов к коллекции горных пород и минералов. Теллурий | 1 16 2 По кол-ву учащихся 1 |
8. Планируемые результаты изучения учебного предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ:
Осознание пятиклассниками роли географии в познании окружающего мира;
Понимание смысла своей деятельности;
Использование географических знаний для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных явлений;
Умение описывать географические объекты и явления;
Ориентироваться в природе с помощью компаса и карт.
Овладение умением рассуждать , анализировать, сравнивать, делать выводы;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Умение работать с разными источниками знаний;
Овладение азами исследовательской и проектной деятельности;
Умение вести дискуссию, не бояться высказывать свою точку зрения, гипотезу;
Пользоваться измерительными приборами;
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;
ПРЕДМЕТНЫЕ:
Усвоить знания по открытию и освоению Земли;
Знать основные термины и понятия географии, географическую номенклатуру;
Изучить общие сведения о материках и океанах нашей планеты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/27/picture-426802-1395931414.jpg)
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/20/picture-270018-1497973678.jpg)
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/13/picture-480636-1410626788.jpg)
Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/06/picture-674681-1444146776.jpg)
Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/12/picture-964901-1589313095.jpg)
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...