Индивидуальная работа с одаренными детьми
статья по географии (5, 6, 7 класс)

Логинова Ирина Валериановна

Каждый ребенок талантлив. Добъётся ли он успеха будет зависеть от того будет ли выявлен этот талант. Как рассмотреть и развить способности ученика?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные подходы к работе с одарёнными детьми

  Каждый человек – талантлив. Добьется ли он успеха – зависит от того, будет ли выявлен этот талант, помогут ли родители и общество в целом развить его и применить во взрослой жизни. От этого зависит и успех самого общества. Роль одаренности и интеллекта в современном мире постоянно возрастает. Все большую роль играет творчество. Экономика все в большей степени основывается на знаниях и способностях людей к новаторству. Современные исследования подтверждают роль интеллекта как фактора первостепенного значения, определяющего темпы экономического роста современных государств. Процесс выявления и педагогического сопровождения одаренных и талантливых детей составляет одну из важнейших задач современного отечественного образования. Россия не сможет быть по-настоящему конкурентоспособной страной, если она всерьёз не встанет на путь инноваций и модернизации. А для этого нужен квалифицированный, грамотный человек, умеющий выдвигать и реализовывать нестандартные идеи.

В современную эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой. Каждому выпускнику школы предстоит определить свое место в сложном и многообразном мире, исходя из его личных возможностей, способностей и интересов.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями или имеет внутренние предпосылки для таких достижений в том или ином виде деятельности. Нашей целью является выявление, сопровождение и поддержка интеллектуально, художественно и спортивно одаренных детей.

Создание российской национальной системы выявления и развития молодых талантов, основанной на лучшем историческом опыте и наиболее успешных современных образцах – это необходимый элемент российской политики на ближайшие годы. Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Одаренный человек словно яркая звездочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания.

Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача же школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными сферами науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Что же такое одарённость, одарённый ребёнок?

 Одарённость - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

     Одарённый ребёнок - это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Мне бы хотелось провести с вами  небольшой эксперимент.

Эксперимент

Вам предлагается оценить личностные и деловые качества, которые педагог встречает у своих учеников. Отметьте знаком «+» качества, которые Вам нравятся в учениках, а знаком «-» те, которые не нравятся. Вы у себя можете указывать номера деловых качеств и напротив них ставить + или - .

  1. Дисциплинированный.
  2. Неровно успевающий.
  3. Организованный.
  4. Выбивающийся из общего темпа.
  5. Эрудированный.
  6. Странный в поведении, непонятный.
  7. Умеющий поддержать общее дело.
  8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
  9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).
  10. Занятый своими делами (индивидуалист).
  11. Быстро, “на лету” схватывающий.
  12. Не умеющий общаться, конфликтный.
  13. Общающийся легко, приятный в общении.
  14. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
  15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
  16. Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководителю.

Подсчитайте, пожалуйста, сколько у Вас «+» при чётных утверждениях и при нечётных. Каких “+” у Вас больше?

Если чётных “+” больше, то Вы – нестандартный учитель, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость.

Надеюсь, для многих не будет потрясением то, что именно чётные качества чаще всего характеризуют одаренных детей. С этим стереотипом прямо связано еще одно заключение, особенно распространенное как раз в учительской среде: одаренные - те, кто учится легко и быстро. Да, лёгкая обучаемость относится к одаренности, но это лишь один из ее видов, далеко не самый продуктивный потом, во взрослой жизни. Великий Эйнштейн не был утешением и надеждой родителей и гордостью учителей. Многие учителя считали его неспособным, и за неуспеваемость (правда, не по математике) он даже был исключен из гимназии. Это не помешало ему стать выдающимся учёным.

      Как можно распознать одарённого ребёнка?

     Для них характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления, однако по целому ряду причин на определенном этапе могут быть проявлены не все признаки одаренности.

Всех одаренных детей можно разделить на три категории:

  1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще встречаются в младшем школьном возрасте).
  2. Дети с признаками специальной умственной одаренности – одаренности в определенной области науки (такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте).
  3. Учащиеся, не достигающие по каким – либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте).

Отсюда вывод: выявление одаренных детей должно осуществляться на всех ступенях обучения.

Какие типы одарённости присущие детям, обучающимся в школе?

  В общеобразовательной школе могут быть разные типы одарённости. Есть дети с ярко выраженной способностью учиться, усваивать предлагаемый им учебный материал. Причем проявляют такую способность независимо от трудности предмета и собственных интересов. Это так называемая академическая одаренность. У детей с этим видом одаренности школьная жизнь значительно легче, их успехи радуют родителей. А впоследствии им проще получить хорошую специальность и добиться успехов в работе. Принято считать, что каких-то особенных высот такие дети обычно не достигают.

  Других школьников отличает особая интеллектуальная одаренность: 

умение мыслить, сравнивать, выделять главное, делать самостоятельные выводы, прогнозировать и т.д. Но, к сожалению, успехи таких детей чаще всего зависят от их отношения, интереса к предмету и его преподавателю. Они могут учиться неровно (то «пять», то «два»): блестяще по одному предмету и «так себе» по другому.

Особый вид одарённости — творческая одаренность. Имеются в виду не столько способности к изобразительной, музыкальной или литературной деятельности. Творческая одарённость — это, прежде всего, нестандартное восприятие мира, оригинальность мышления, насыщенная эмоциональная жизнь.

Нестандартность мышления приводит к нестандартности поведения. Данный факт способствует тому, что таких детей не всегда понимают, их часто называют неудачниками.

Но далеко не всякий вид одаренности находит условия для развития в школе. Например, так называемая социальная (лидерская) одарённостьПо понятным причинам не всегда поощряется педагогами, да и родителями. Они просто не знают, что делать с такими детьми.

Рано проявившаяся одарённость в области искусств (музыкальная, художественная, актерская) или в спорте непосредственно к школе тоже, пожалуй, прямого отношения не имеет. Часто такой ребенок чувствует себя в школе не слишком уютно: из-за постоянной занятости он меньше общается с одноклассниками, нередко пропускает занятия в связи с концертами или соревнованиями. У таких детей часто возникают эмоциональные проблемы из-за высокой конкуренции с другими детьми в своей «специальности».

Мы, педагоги, чаще всего сталкиваемся с одарёнными детьми в учебной деятельности, т.е. с детьми имеющими академическую и реже интеллектуальную одарённость.

Чем же отличаются одарённые дети в учебной деятельности от других детей?

Одарённые дети:

  1. Хотят добиваться успехов в учёбе и приобретать знания, не воспринимая это как насилие над собой.

  1. Способны к самостоятельным действиям, благодаря приобретенным ранее умственным навыкам.

  1. Умеют критически оценивать окружающую действительность и проникать в суть вещей и явлений.

  1. Погружены в философские проблемы, касающиеся вопросов жизни и смерти, религии и сущности мироздания.
  2.  Не довольствуются поверхностными объяснениями, даже если они кажутся достаточными для их сверстников.
  3. Постоянно стремятся к самосовершенствованию и стараются все делать хорошо. Отсюда — постановка завышенных целей и тяжелые переживания в случае невозможности их достижения.
  4. Могут полностью концентрировать внимание и погружаться в проблему, подавляя любые «помехи».
  5. Способны фиксировать свой опыт и оперативно применять его в экстремальной ситуации.
  6. Урок для них особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы.
  7.  Умеют выделять главное в проблеме и в жизни, необходимое
    в данный момент для самореализации.
  8. Лучше других своих сверстников способны раскрывать отношения между явлениями и сущностью, использовать логические операции, систематизировать и классифицировать материал.
  9. Остро переживают несправедливость в случае нарушения морально-нравственных норм и отношений.

Перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала. Воспитание и обучение одарённых детей - трудная и широкомасштабная задача.

« В душе каждого ребенка есть невидимые струны.

Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат». В.А. Сухомлинский

Каждый одарённый ребенок — индивидуальность, требующая особого подхода.

Для полного раскрытия таланта ребенка, необходимо применять различные формы  и методы организации работы с одаренными детьми

  • Интеллектуальные марафоны
  • Участие в олимпиадах, конкурсах и интеллектуальных играх различного уровня;
  • Предметные недели (декады). 
  • Развитие системы дополнительного образования: кружки, секции, объединения.
  • Ученические научно-практические конференции
  • Организация  и работа  профильных классов
  • Организация работы творческих лабораторий и клубов для одаренных детей по предметам;
  • Элективные и специальные курсы
  • Занятия в профильных классах
  • Индивидуальная работа с интеллектуально и творчески одаренными детьми

Среди многочисленных приёмов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие одарённых детей, особое место занимают предметные олимпиады. Олимпиада – это образовательное пространство, созданное с целью популяризации знаний, формирования мотивации, ответственности учащихся и учителей за уровень знаний, создание духа соревновательности, здорового соперничества.

 В основе подготовки к олимпиадам должен лежать принцип системности и непрерывности. Когда пятиклассники и шестиклассники приходят ко мне на географию 1 час в неделю, очень трудно выявить юных географов, но уже в 7 –ом классе проявляются знатоки географии. На каждом уроке таких детей не оставляю без внимания: на этапе проверки домашнего задания, дети выполняют творческие задания повышенного уровня; на этапе изучения нового материала решают проблемные и исследовательские задания, на этапе выполнения практических работ они вовлекаются учителем в консультативную работу со слабоуспевающими учащимися. Стараюсь вовлекать в разнообразную работу: составление презентаций, проектных работ.

В нашей школе много детей, поэтому очень важно сделать правильный выбор. Иногда ученик на уроках отвечает, в различных работах участвует и в школьной олимпиаде -  победитель, но в районе показывает невысокие результаты. Теряется в незнакомой обстановке, с незнакомыми людьми, психологическую нагрузку не выдерживает. Иногда теребишь, теребишь ученика, зная его сособности, а он не желает развиваться, а потом, вдруг в старших классах проявляется. Или, наоборот, на умного ученика имеешь большие надежды, а он уходит в математику или информатику, химию, то есть не распыляет свою энергию, а целенаправленно выбирает себе предметы, какие необходимы для поступления в вуз. Поэтому стараюсь выбирать тех учащихся, кто желает получить всестороннее развитие, много читает.

  Очень важна индивидуальная работа с ребятами, идущими на муниципальный или региональный этап ВОШ.

В заключение хотелось бы ещё раз отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Этот процесс требует постоянного роста мастерства педагогической  гибкости, умения отказаться от того, что ещё сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.

И напоследок, хочу привести ещё одно высказывание В.А.Сухомлинского

«Одаренность человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод»

В. А. Сухомлинский


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка одаренных детей к олимпиаде по географии

Слайд 2

« В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат». В.А. Сухомлинский

Слайд 3

Понятие одаренности Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких по сравнению с другими людьми, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Слайд 4

Эксперимент 1. Дисциплинированный. 2. Неровно успевающий. 3. Организованный . 4. Выбивающийся из общего темпа. 5. Эрудированный . 6. Странный в поведении, непонятный. 7. Умеющий поддержать общее дело. 8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями .

Слайд 5

9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится). 10. Занятый своими делами (индивидуалист). 11. Быстро, “на лету” схватывающий. 12. Не умеющий общаться,конфликтный . 13. Общающийся легко, приятный в общении. 14. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного. 15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли. 16. Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководителю.

Слайд 6

Категории одаренных детей Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях. Дети с признаками специальной умственной одаренности – одаренности в определенной области науки. Учащиеся, не достигающие по каким – либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами

Слайд 7

Типы одарённости академическая интеллектуальная творческая Социальная(лидерская) Одаренность в области искусств Одаренность в спорте

Слайд 8

Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала.

Слайд 9

Формы работы Урочная урок-исследование урок-игра урок-путешествие урок-семинар урок- взаимообучение урок-конференция урок-беседа за круглым столом урок-лекция урок-дискуссия. Внеурочная творческие мастерские групповые занятия с сильными учащимися кружки по интересам; Конкурсы интеллектуальный марафон участие в олимпиадах; работа по индивидуальным планам; научно-исследовательские конференции

Слайд 10

«Успех – это не случайность – это определённый результат непрерывной и упорной деятельности» Писатель Брайан Трейс и

Слайд 11

«Одаренность человека — это маленький росточек , едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод» В. А. Сухомлинский.

Слайд 12

«Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться». Сократ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие творческой компетенции детей через внедрение проектного метода и индивидуальной работы с одаренными детьми"

В презентации "Развитие творческой компетенции детей через внедрение проектного метода и индивидуальной работы с одаренными детьми" представлен опыт работы в студии декоративно-прикладного т...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ...

План индивидуальной работы с одаренными детьми в урочное и внеурочное время по бурятскому языку

План индивидуальной работы с одаренными детьми в урочное и внеурочное время по бурятскому языку...

Индивидуальная работа с одаренными детьми.

Планируемый результат развитие логики, участие в конкурсах ...

Программа индивидуальной работы с одаренными детьми по предмету «Изобразительное искусство» на 2021–2022 учебный год

Программа индивидуальной работы с одаренными детьми по предмету «Изобразительное искусство» на 2021–2022 учебный год учителя технологии, изо и черчения Прониной татьяны Алексеевны...

ПРОГРАММА индивидуальной работы с одаренными детьми по предмету «Изобразительное искусство»

ПРОГРАММА индивидуальной работы с одаренными детьми по предмету «Изобразительное искусство»...