Сообщение на тему: «Способы моделирования современного урока в контексте профессиональной деятельности учителя, необходимые для реализации ФГОС»
статья по географии

Спирина Вера Николаевна

В сообщение раскрыты способы моделирования современного урока в контексте профессиональной деятельности учителя, необходимые для реализации ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_na_temu.docx23.38 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение  на тему: «Способы моделирования современного урока в контексте профессиональной деятельности учителя, необходимые для реализации ФГОС»

«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции»

В.А. Сухомлинский

Современный урок - это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.

Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает системно-деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр., а также создание условий для развития рефлексии, т.е. способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание.

В  начале  90  годов  ХХ  века  Л.М.  Панчешникова  ввела  в  методику преподавания  географии  понятие  «современный  урок  географии»  противопоставив  его  «традиционному  уроку». На  современном  уроке    по  сравнению  с  уроком  традиционным,  знания  и  умения  из цели обучения  должны трансформироваться в  средство развития личности учащегося.   От учителя требовалось  организовать  учебный  процесс  таким  образом,  чтобы  учащиеся применяли(а не только воспроизводили) имеющиеся знания и умения, для решения познавательных  задач.  Таким  образом,  на  уроке  должны  использоваться  активные  методы обучения частично-поисковый, а в идеале исследовательский

Основное условие эффективности современного урока  занятость всех учеников  класса продуктивной  учебной  деятельностью,   обучение  их самостоятельному добыванию  знаний  и  привитие  навыков  самостоятельной  работы.   Цели, содержание,  формы,  средства  и  методы  обучения  в  рамках  современного  урока  должны  рассматриваться  в  соответствии  с  задачей  формирования  деятельности учащегося.

Обучение основам географической науки является    обучением  соответствующим  умственным  действиям,  а  формирование  умственного  действия  невозможно  без  усвоения  определенных  знаний.  Содержание  обучения  должны  составлять  не  заданная система знаний (теории, понятия, причинно-следственные связи и пр.) и затем усвоение этих знаний, а заданная система действий и знания, обеспечивающие освоениеэтой  системы.  Знать-значит  не  просто  помнить  определенные  знания,    а осуществлять  определенную  деятельность,  связанную  с  этими  знаниями.  Таким образом, знания становятся не целью обучения, а его средством. Они усваиваются для того, чтобы с их помощью выполнять действия, осуществлять деятельность, а не для  того, чтобы они просто запоминались и служили только лишь повышению эрудиции.       Таким  образом,  знания  в  условиях  реализации  деятельностного  подхода становятся  ориентировочной  основой  для  организации  учебной  деятельности школьников  как    на  уроке,  так  и  во  внеурочное  время.  

  Задача  учителя  при  планировании своих собственных уроков состоит в конкретизации учебных действий  применительно  к  каждому  уроку  в  целом  и  каждому  смысловому  блоку  урока,  а также выстраивание этапов их формирования.

Определение и конкретизация  учебных действий осуществляется параллельно с выделением смысловых блоков содержания, что, в свою очередь, определяет модель  или  логику  построения  урока.  Она  может  быть  обусловлена  решением  учебной  проблемы,  применением  приема  сравнения,  использованием  типового  плана  характеристики территории (страны, региона).

Реализация   деятельностного   и   личностно-ориентированного   подходов, выступающих методологической основой ФГОС ООО, возможна разными путями, в  том  числе  и  посредством  использования  в  учебном  процессе  разнообразных педагогических технологий.

Основная  цель  педагогических  технологий –организация  взаимосвязанной деятельности    учителя  и  учащихся  (т.е.  методов  обучения),  которая  направлена  на обеспечение планируемых результатов–предметных, метапредметных и личностных.  Наиболее  хорошо  в  настоящее  время  разработаны  и  наиболее  приемлемы  для изучения  на  уроках  курса  «География  России»  технологии,  входящие  в  группы технологий личностно-ориентированного и развивающего обучения. К ним относятся модульная   технология,   технология   ЛОК-ЛОС,  технология коммуникативно-диалоговой  деятельности,  а  также  технология  проблемного  обучения,  все  более популярная в настоящее время технология развития критического мышления. Смысл  этих  технологий  состоит  в  обучении  школьников  самостоятельному  решению  познавательных  учебных  задач,  в  ходе  решения  которых  результатом усвоения  считается  не  воспроизведение  образцов,  заданных  учителем,  а  их самостоятельное добывание знаний.  К  популярным  личностно-ориентированным  технологиям  обучения  относится технология  коллективного  взаимообучения  или  коллективного  способа  обучения (КСО).  Главным признаком этой технологии является организация учебной работы  школьников в парах, что способствует развитию у обучаемых самостоятельности и коммуникативных умений.

В  рамках  обучения  географии  главный  результат  личностно-ориентированных  технологий  заключается  в  преобразовании  индивидуальной картины  мира  при  ее  взаимодействии  с  научно-географической.  Особое  внимание уделяется  саморазвитию  и  самовоспитанию  учащихся.  Задача  учителя  при  этом  заключается  в  выявлении  избирательности  интересов  ученика  по  отношению  к  содержанию,  виду  и  форме  учебного  материала,  мотивации  его  изучения,предпочтений  к видам деятельности.

Таким образом, в профессиональной деятельности учителя всегда есть простор  для поиска, педагогического мастерства

Изложенные  выше  теоретические  положения  будут  конкретизированы  на примере урока по теме «Высотная поясность». На традиционном уроке  по  теме  «Высотная  поясность»,  после  актуализации опорных знаний, учитель, используя средства наглядности, рассказал бы учащимся о  том, что такое высотная поясность,  объяснил  бы отличия «высотной поясности» от широтной  зональности,  причины,  определяющие  характер  и  количество  высотных поясов в конкретных горных системах; возможно попросил бы учащихся определить районы распространения «высотной поясности» на территории нашей страны, и затем нанести их на контурную карту;  после чего учащиеся вместе с учителем могли бы заполнить  таблицу  с  набором  высотных  поясов  разных  горных  систем,  или  даже разных склонов одной горной системы, с целью выявления отличий. На  «современном»  уроке  по  данной  теме,  учитель  в  процессе  формирования понятия  высотной  поясности  попросил    школьников  сопоставить  физическую карту с картой природных зон и сформулировать вывод; далее  мог использовать  разнообразные  средства  наглядности,  для  самостоятельного  объяснения  учащимися особенностей  характера  высотной  поясности  различных  горных  систем;  выявить вместе с учащимися условия, определяющие разнообразие  высотной поясности той,  или  иной  горной  системы;  выслушать  доклады  школьников  о  наборе  высотныхпоясов конкретных горных систем.

Организацию  урока,  который  отвечал  бы  требованиям  «фгосовского»,   возможно  представить  следующим  образом.  В  процессе  формирования  понятия «высотная  поясность»  учащиеся  формулируют  дедуктивное  умозаключение  на основании двух следующих положений:  первое–с поднятием в горы изменяются  климатичесие условия ; второе–изменение климатических условий приводит к смене почв,  растительности,  животного  мира.  Требуемый  от  учащихся  вывод (умозаключение)  может  быть  следующим:  с поднятием в горы происходит смена  почв растительности и животного мира. Данное положение –важнейшая составная  часть  понятия  «высотная  поясность»  (закономерная  смена  почвенно-растительного покрова  и  животного  мира,  в  зависимости  от  высоты  места).  Далее  учащиеся  самостоятельно  заполняют  таблицу,  с  целью  сравнения  понятий  «широтная зональность» и высотная поясность. При этом, в таблице должны быть  указаны не только отличия, но и  сходства этих понятий. Причины, определяющие количество  высотных поясов в горах, также выявляются на основании соответствующих заданий(см. рабочую тетрадь). В конце урока возможен просмотр презентаций (в том числе ученических), с целью  выявления особенностей высотной поясности той, или иной горной системы, и их последующего объяснения

Рецепт хорошего урока.

1.Возьмите дюжину самых лучших эмоций, отберите те, которые лишены разочарований, злопамятности и недовольства. Разделите их на 5 или 6 уроков, которые приходится проводить каждый день.

2.Добавьте в каждый свой урок:

12 порций мудрости

11 порций терпения

10 порций храбрости

9 порций работоспособности

8 порций оптимизма

7 порций преданности своему делу

6 порций творчества

5 порций доброты

4 порции заботы о здоровье

3 порции юмора

2 порции такта

1 порцию веры в каждого ученика

В пропорциях ингредиентов возможны варианты на усмотрение готовящего. Добавьте ложечку хорошего настроения, по вкусу развлечения, обязательно игры. А теперь налейте любовь к детям и взбейте все это энергичными движениями. Поставьте ваше блюдо на огонь детских сердец. Украсьте улыбками, изюминками и веточками радости. Перед подачей ученикам урок сервируйте спокойствием и профессионализмом

Литература

1.Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  основного

общего образования.

2.А.Г.  Асмолов,  Г.В.  Бурменская  и  др.  Формирование  универсальных

учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. 2-е издание М.: Просвещение, 2011.

3.Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы:

проект. 2е издание М.: Просвещение, 2011.

4.Панчешникова Л.М. Урок географии. Метод

ические рекомендации. М., Прометей 1990 г.

5.География:  программа:  5-9  классы  [А.А.  Летягин,  И.В.  Душина,  В.Б.

Пятунин, Е.А. Таможняя]. М.: Вентана-Граф, 2012.

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС (из опыта реализации ФГОС ООО)

Основное внимание в статье автор уделяет проблеме перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя. В статье расс...

Индивидуальный маршрут профессионального развития учителя в рамках реализации ФГОС»

Индивидуальный маршрут профессионального развитияучителя английского языкаМБОУ «Кулле-Киминская СОШимени С.Хакима» Атнинского МР РТХамидуллиной Ирины Васильевны...

Учебно-исследовательская деятельность как необходимое условие реализации ФГОС

Материал включает информацию об этапах и преимуществах использования  учебных исследований в работе учителя...

Справка об осуществлении инновационной деятельности по теме: "Формирование профессиональных компетенций учителей в условиях реализации ФГОС как фактор повышения качества образования"

Справка об осуществлении инновационной деятельности по теме: "Формирование профессиональных компетенций учителей в условиях реализации ФГОС как фактор повышения качества образования" на базе...

Презентация по теме "Творческая деятельность учителя в рамках реализации ФГОС"

В презентации собран теоретический материал по этой теме, который можно дополнить в своем выступлении профессиональными наработками и приемами....

Доклад "Информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности учителя в условиях реализации ФГОС"

Информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности учителя в условиях реализации ФГОС ОО...

Текст выступления на августовском заседании РМО учителей химии и биологии: «Профессиональный стандарт учителя как основа реализации ФГОС»

Текст выступления на августовском заседании РМО учителей химии и биологии: «Профессиональный стандарт учителя как основа реализации ФГОС»...