Урок географии в 7 классе по теме «Климат и внутренние воды Австралии»
план-конспект урока по географии (7 класс)

Углова Елена Александровна

Технологическая карта урока географии в 7 классе "Климат и внутренние воды Австралии"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО учителя

Углова Елена Александровна, учитель географии, МОУ гимназия № 20, г. Люберцы Московской области

Предмет

География  материков и океанов

Класс

7

Номер урока

2 урок в теме «Австралия и Океания»

Тип урока

 Урок изучения нового материала

Педагогические технологии:

Игровые технологии, технологии критического мышления, информационные технологии, групповые  технологии, здоровьесберегающие технологии.

Тема

« Климат и внутренние воды Австралии»

Цель

Создать представление о своеобразии и уникальности материка, выявить особенности климата, внутренних вод.

Задачи

Образовательные:

- формировать у школьников комплексного подхода в изучении природы материка с умением применять полученные знания в жизни;

- дать возможность оценить важность экологических проблем.

Развивающие:

-  продолжить развитие умений и навыков работы с различными источниками географической информации;

- развитие навыков смыслового чтения и работы с информацией;

- стимулировать творческую и мыслительную деятельность учащихся, привлекать к решению познавательных задач.

Воспитательные:

-  способствовать  реализации творческого потенциала в учебной деятельности;

-  продолжить формирование нравственных ориентиров и  умений давать нравственную оценку конкретных ситуаций;

- формировать коммуникативные навыки через работу в группах;

- формировать убеждённость в необходимости сохранения уникальности природы материков.

Планируемые результаты

Познавательные УУД:

- выделение и  формулирование познавательной цели;

- структурирование знаний, выбор эффективных способов решения задач;

- анализ и работа с картографическим материалом, и другими источниками информации;

- продолжить формировать умение сравнивать природные условия материков;

- продолжить формировать умение на основе анализа решать проблемные задачи;

-  рефлексия.

Личностные УУД:

-  организация целенаправленной

познавательной деятельности;

- воспитание самостоятельности, ответственности;

- расширять кругозор учащихся;

- формирование экологического самосознание;

- аргументировано оценивать ситуации, опираясь на природоохранные направленности.

Коммуникативные и РегулятивныеУУД:

- умение работать в микрогруппе, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, уважительно относиться к другому человеку, прислушиваться к его мнению;

- формирование коммуникативных компетенций в общении и представлении

информации; умение свободно отвечать у доски (на публику);

- выработка умений работать с учебной информацией.

УМК

В.А. Коринская, И. В. Душина, В.А. Щенёв. География материков и океанов. 7 кл.: учебник.- М.: Дрофа, 2014.

География. 7 кл.:  Атлас. М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2014.

Н.П. Смирнова «По материкам и океанам». М.: Просвещение, 1988.

Википедия. Интернет-энциклопедия.

Ресурсы (оснащение)

презентация,

раздаточный материал для индивидуальной работы и работы в группах,

параграф 29 учебника,

географический атлас для 7 класса.

Таблица-схема "План урока".

Этапы

Время

Содержание этапа

Основная форма работы

УУД

деятельность учителя

деятельность учащихся

1.

Организационный этап

3 мин

Приветствует учеников, настраивает на успешное сотрудничество, начинает урок  с решения заданий.

Слайд 1.                                               Где логика? (история формирования материков)

Слайд 2.                                       Какого материка не хватает?        (по конфигурации определяют недостающий континент)

Настраиваются на предстоящую работу, решают поставленные задачи

фронтальная

личностные

  • Самоопределение
  • формирование критического мышления

2.

Постановка цели и задач урока

 4 мин

Мотивирует учащихся на понимание важности изучения предмета

Как вы думаете, зачем нужно изучать географию?

Нам важно знать природу материков Земли?

- По окончанию урока мы вернёмся к обсуждению поставленных вопросов.

Отвечая на вопросы учителя, выражают своё отношение к предмету

фронтальная

личностные

  • формирование учебной мотивации

регулятивные

  • целеполагание

коммуникативные

  • умение точно выражать свои мысли

3.

Актуализация знаний

3 мин

Актуализирует знания уч-ся в форме «блиц-опрос». Вопросы:

  1. Горы восточной Австралии (Большой Водораздельный хребет)
  2. Полоса коралловых рифов (Большой Барьерный риф)
  3. Залив на юге Австралии (Большой Австралийский залив)
  4. Залив на севере Австралии (Карпентария)
  5. Остров на юге Австралии (о. Тасмания)
  6. Пустыня расположена южнее тропика (Большая пустыня Виктория)
  7. Пролив между Австралией и о. Тасмания (Басов пролив)
  8. Пролив между Новой Гвинеей и Австралией (Торресов пр-в)
  9. Море, имеющее название небольших морских животных (Коралловое море)
  10. Большой остров на севере Австралии (о. Новая Гвинея)
  11. Перечислите климатообразующие факторы   ( г/п; океан; течения;. в/м; ветры; рельеф);
  12. В чем разница между понятиями: «Воды суши» и «воды Мирового океана»?

Отвечают на вопросы «блиц-опроса» при необходимости использую  физическую  карту Австралии(Атлас, стр.28).

фронтальная

регулятивные

  • Работа с учебной информацией

коммуникативные

  • умение точно отвечать на вопросы

познавательные

  • Логические
  • Структурирование знаний

4.

Первичное усвоение новых знаний

Физкульт-разминка

10-15 мин

1 мин

Слайд 3.                                       Читает стихотворение «Австралия – страна наоборот» Г. Усовой.

Организует и координирует деятельность групп и участников микрогрупп; при необходимости оказывает помощь;

Слайд 4.                                        Задания для групп:

Африка является самым жарким материком, Южная Америка – самым влажным….

«Климатологи» -  подбирают  эпитет (прилагательное) для Австралии, характеризующий данный материк.

«Гидрологи»  - объект исследования являются 6-7 строки стихотворения Г. Усовой «Австралия»

Проводит комплексную гимнастику

Осмысливание  текста стихотворения.

Совместно с учителем составляют план исследовательской деятельности;

Заполняют  бланки раздаточного материала, сопоставляют и анализируют карты атласа и информацию на бумажных носителях, составляют схемы (таблицы), наносят объекты на контурную карту, составляют обобщенную характеристику по заданной тематике.

Выполняют предлагаемые упражнения

Фронтальная

групповая

Фронтальная

регулятивные

  • планирование работы
  • контроль

коммуникативные

  • умение устанавливать рабочие отношения
  •  эффективное сотрудничество, обеспечение бесконфликтной совместной работы
  • представление информации в письменном виде

познавательные

  • структурирование  знаний
  •  выбор эффективных способов решения задач
  • анализ и

работа с картографическим материалом

5.

Первичная проверка понимания и первичное закрепление

20 мин

Демонстрирует информационные слайды.

Слайд 5.                                         «Австралийская шутка».  Просит учащихся определить тему урока.

Слайд 6.     «Тема урока».       

                            

Координирует выступления групп, при необходимости задает вопрос, предлагает учащимся воспользоваться информацией на Слайдах 7-8.

- Как изменился бы климат внутренних районов Австралии, если бы Большой Водораздельный хребет находился на западе этого материка? (область засушливого климата уменьшилась бы)

-Есть ли связь между климатом и водными ресурсами  на материке?--

Слайд 9-10.  (карта+р.Муррей)

Слайд 11.   (Артезианские воды) 

Слайд 12.  

Обсуждение проблемы: В Австралии существуют ограничения на расход воды…   (Нам важно знать природу материков Земли?)

Слайд 13

Формулирует проблемный вопрос: При каких условиях в странах мира возможно возникновение проблемы с нехваткой питьевой воды?

Слайд 14. Агитационный слайд

Формулируют тему рока.

Выступление групп учащихся.

Дают развёрнутые, аргументированные ответы по теме, оформив его в виде схемы или таблицы. Объекты исследования нанесены на контурную карту.

Используют карты  слайда для своего ответа.

Отвечают на вопросы учителя.

Осознают важность экологического благополучия (охраны  лесов и водоёмов ) для сохранения жизни в России и на всей планете Земля.

Фронтальная, групповая, индивидуальная

регулятивные

  • контроль, коррекция, оценка

коммуникативные

  • представление информации в устной форме

познавательные

  • формулирование цели и темы
  • структурирование  знаний
  • анализ и
  • работа с картографическим материалом

6.

Рефлексия (подведение итогов занятия)

4 мин

Предлагает, каждому учащемуся,  индивидуально оценить уровень освоения темы урока и собственной активности на уроке, при выполнении заданий, по 5-ти бальной системе, сумму балов делят на 2.

Самоанализ работы в группе и уровня усвоения учебного материала- оценивают по 5-ти балльной системе, полученную сумму балов делят на 2 – это и есть оценка за работу на уроке.

Фронтальная

индивидуальная

коммуникативные

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

познавательные

  • рефлексия

личностные

  • смыслообразование
  • самооценка

7.

Информация о д/з

2 мин

Задает вопрос о д/з:

Изучить параграф 29,

заполнить технологическую карту учащегося.

Записывают домашнее задание

индивидуальная

личностные

  • самоопределение

познавательные

  • синтез

коммуникативные

  • представление в устной и письменной форме

Большая часть Австралии лежит в тропическом поясе, поэтому там преобладает сухой тропический климат. Поэтому Австралия – очень жаркий и засушливый материк.

Только восточные склоны Большого водораздельного хребта и прибрежные равнины находятся под влиянием пассатов с Тихого океана и теплого океанического течения, отличаются большим количеством осадков. 

 В субэкваториальной Австралии дождливое лето и сухая зима.

Преобладание засушливого климата определяет бедность поверхностных вод. Все внутренние районы материка пустынны, так как большую часть года они безводны.

Для этих районов  характерна сеть  временных пересекающих рек – криков. Крупнейший из них – Купер, или Куперс-Крик.

Самая большая речная система  Австралии – Муррей с крупным притоком Дарлинг. Эти реки берут начало на Большом Водораздельном хребте.

Во время дождей река сильно разливается на плоской равнине. Дарлинг в нижнем течении во время засухи пересыхает и распадается на отдельные водоемы. Муррей не пересыхает, но уровень ее резко понижается. Из-за резкого колебания уровня воды на Муррее и Дарлинге судоходство по ним затруднено.

В Австралии существуют ограничения на расход воды

Несмотря на свое романтическое название — «Зеленый континент» — Австралия остается самой засушливой страной в мире. Годовых осадков в Австралии выпадает меньше, чем в Африке. В жаркое время года реки и озера пересыхают, и на континенте наблюдается дефицит воды. В качестве источников водоснабжения австралийцы используют некоторые крупные реки и озера, непересыхающие летом, и скважины. Подземные воды имеют большое экономическое значение для сельского хозяйства страны.

Туристам, отправляющимся в путешествие по Австралии, настоятельно рекомендуют запастись водой. В отдаленных районах и засушливых областях найти источник с питьевой водой практически невозможно. Да и в городах власти ввели ограничения на расход воды. За полив сада и мойку автомобиля могут оштрафовать.

Система обратного водоснабжения

Инженеры ищут технические решения, которые помогут сэкономить водные ресурсы. Они технологию повторного использования воды. Она позволит сократить расход воды на 60-70%.

  1. Горы восточной Австралии (Большой Водораздельный хребет)
  2. Полоса коралловых рифов (Большой Барьерный риф)
  3. Залив на юге Австралии (Большой Австралийский залив)
  4. Залив на севере Австралии (Карпентария)
  5. Остров на юге Австралии (о. Тасмания)
  6. Пустыня расположена южнее тропика (Большая пустыня Виктория)
  7. Пролив между Австралией и о. Тасмания (Басов пролив)
  8. Пролив между Новой Гвинеей и Австралией (Торресов пр-в)
  9. Море, имеющее название небольших морских животных (Коралловое море)
  10. Большой остров на севере Австралии (о. Новая Гвинея)
  11. Перечислите климатообразующие факторы   ( г/п; океан; течения;. в/м; ветры; рельеф)
  12. В чем разница между понятиями: «Воды суши» и «воды Мирового океана»?



Предварительный просмотр:

I группа «КЛИМАТОЛОГИ»

Африка является самым жарким материком, Южная Америка –самым влажным….

  1. Подберите соответствующий эпитет (прилагательное) для Австралии, характеризующий данный материк.
  2. Прочитайте текст учебника (стр. 152-155)  и дополнительный материал, проанализируйте климатическую и физическую карты Австралии (Атлас стр.8-12, 28-29).
  3. Подготовьте развёрнутый и обоснованный ответ по вашей теме, оформите его в виде схемы, таблицы или кластера, которые можно будет предложить всему классу. Объекты исследования нанесите на контурную карту.
  4. Назначьте учащегося, который сможет воспроизвести ваш ответ у доски.

Наводящие вопросы:

1.Какие показатели климата надо рассматривать, чтобы определить степень сухости или влажности климата?

2. Найдите территории с наибольшим и с наименьшим количеством осадков на материке. Охарактеризуйте их.

II группа «ГИДРОЛОГИ»

Объектом вашего исследования являются 6-7 строки стихотворения.

  1. Определите цель своего исследования (Что вы должны изучить?)
  2. Прочитайте текст учебника (стр. 152-155)  и дополнительный материал, проанализируйте климатическую и физическую карты Австралии (Атлас стр.8-12, 28-29).
  3. Поясните смысл данных строк стихотворения. Подготовьте  развёрнутый ответ по вашей теме, оформите его в виде схемы или таблицы, которые можно будет предложить всему классу. Объекты исследования нанесите на контурную карту.
  4. Назначьте учащегося, который сможет воспроизвести ваш ответ у доски.

Наводящие вопросы:

  1. Чем представлены внутренние воды Австралии? Перечислите и охарактеризуйте их.
  2. Для каких районов характерна сеть временно пересыхающих рек? Как эти реки называются?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Где логика?

Слайд 2

Какой континент отсутствует?

Слайд 3

Она располагается под нами. Там, очевидно, ходят вверх ногами, Там наизнанку вывернутый год. Там расцветают в октябре сады, Там в январе, а не в июле лето, Там протекают реки без воды (Они в пустыне пропадают где-то). Там в зарослях следы бескрылых птиц, Там кошкам в пищу достаются змеи, Рождаются зверята из яиц, И там собаки лаять не умеют. Деревья сами лезут из коры, Там кролики страшней, чем наводненье, Спасает юг от северной жары, Столица не имеет населенья. Австралия — страна наоборот. Ее исток — на лондонском причале: Для хищников дорогу расчищали Изгнанники и каторжный народ. Австралия — страна наоборот. «Австралия» ( Г. Усова)

Слайд 4

Задания для групп: «Климатологи» - подберите эпитет (прилагательное) для Австралии, характеризующий данный материк. Объясните и обоснуйте свой выбор. «Гидрологи» - объектом исследования являются 6-7 строки стихотворения «Австралия ». Определите цель своего исследования. Поясните смысл данных строк. Африка является самым жарким материком, Южная Америка –самым влажным…. Там протекают реки без воды (Они в пустыне пропадают где-то)...

Слайд 5

Почему фермер упал в обморок? Обозначьте тему урока. Есть такая шутка. Однажды австралийскому фермеру упали на лоб капли дождя , и он от удивления упал в обморок. Родственники пытались привести его в чувство , брызгая на лицо холодную воду , но безуспешно. И наконец , один из них догадался - «выплеснуть» в лицо несчастному 2 ведра пыли. И фермер тот час же пришел в себя.

Слайд 6

климат и внутренние воды Австралии

Слайд 7

ЭВМ П А С С А т Теплые течения Холодные течения сухо Алис Спринг t + 45 влажно

Слайд 8

? Субэкваториальный Пустынный тропический Субтропический

Слайд 9

Из-за жаркого и сухого климата на большей части Австралии слабо развиты внутренние воды (реки и озера). Крупная река Муррей с притоком Дарлинг. Озеро Эйр – его площадь изменяется в зависимости от осадков.

Слайд 10

Муррей начинается в Австралийских Альпах на юго-востоке страны, впадает в Индийский океан. Чтобы в Муррей не проникала соленая вода океана, воздвигнуты запруды длиной около 20 км. Получилось неглубокое озеро, на песчаных берегах которого гнездятся пеликаны. От Муррея, словно щупальца осьминога, тянутся длинные белые трубы к городам и дальше в пустыню. Муррей оделяет живительной влагой большую часть Южной Австралии. Дело в том, что в Муррей впадают притоки — Дарлинг и др. Его бассейн составляет 1/7 часть территории континента. Чтобы пропорционально распределить необходимую для развития хозяйства воду, по всему течению реки построены плотины и запруды. Для регулирования расхода воды вырыто огромное искусственное озеро. Когда дождей много, в озере накапливается вода, ее используют в засушливое время. Большая площадь материка покрыта сухими руслами ( крики) они ненадолго после редких дождей наполняются водой. С какой целью проложены трубы к городам?

Слайд 11

Отличительная особенность Австралии – обилие подземных вод. Подземные водоносные слои залегают от 20-2000м. Некоторые артезианские колодцы дают теплую и даже горячую воду. Этот район Большого артезианского бассейна. Буровая установка

Слайд 12

В Австралии существуют ограничения на расход воды… … Туристам, отправляющимся в путешествие по Австралии, настоятельно рекомендуют запастись водой. В отдаленных районах и засушливых областях найти источник с питьевой водой практически невозможно. Да и в городах власти ввели ограничения на расход воды. За полив сада и мойку автомобиля могут оштрафовать. Применяют технологии повторного использования воды…

Слайд 13

При каких условиях в странах мира, в том числе и в России, возможно возникновение проблем опустынивания и нехватки питьевой воды?

Слайд 14

Ради жизни на Земле…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по теме"климат и внутренние воды Южной Америки"

Разработка урока географии( с практическим заданием)...

Тест по географии (8 класс) по теме: Проверочная работа. Внутренние воды России.

На контурной карте подписать названия крупных рек и озер России....

открытый урок по географии 7 класс Тема: Климат и внутренние воды Австралии. Своеобразие органического мира.

Тема: Климат и внутренние воды Австралии. Своеобразие органического мира.Тип урока: урок-исследование, заочная экспедиция на материк.Сформировать представление об особенностях климата, внутренних...

Климат и внутренние воды Австралии

презентация по географии 7 класс на тему климат и внутренние воды австралии...

Методическая разработка урока географии 8 класс на тему "Внутренние воды России. Реки"

Методическая разработка урока географии 8 класс по учебнику И.И.Баринова издательство Дрофа 2018 год ( соответствует ФГОС )....

Конспект урока по теме: Климат и внутренние воды Австралии", 7 класс

Цель: продолжить формировать новые и углубить известные из начального курса физической географии 6 класса общие климатологические понятия. Продолжить учиться работать с различными источниками географи...