Технологическая карта урока географии для 7 класса по теме " Климат и внутренние воды Австралии"
план-конспект урока по географии (7 класс)

Урок изучения новой темы. Учащиеся добывают новые знания в групповой работе, занимаясь поисков ответов на задания. Каждая группа по результатам исследований делают вывод об особенностях и закономерностях климата и внутренних вод материка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_na_temu_klimat_avstralii.docx41.65 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Середар Лориса Дугуровна, учитель географии, ГАОО РТ «Аграрный лицей им. П.А. Морозова»

Предмет: география

Класс: 7

#1041;лок целеполагания

Тема урока:

Климат и внутренние воды Австралии

Цель урока:

Формирование представлений о климате и внутренних водах Австралии.

Планируемый результаты

Предметные:

- знать типы климата и факторы, влияющие на климат Австралии;

-знать особенности внутренних вод;

- развивать базовые знания страноведческого характера.

коммуникативные:умение работать в группе, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, уважительно относиться к другому человеку, прислушиваться к его мнению; формирование коммуникативных

компетенций в общении и представлении информации; умение свободно отвечать у доски;

регулятивные: умение планировать пути достижения цели, соотносить свои действия в процессе достижения результата

познавательные: формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; -умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

-организация целенаправленной познавательной деятельности;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде.

Метапредметные:

Личностные:

II. Блок инструментальный

Задачи урока:

1. Определить особенности климата Австралии

2. Охарактеризовать внутренние воды

3. Составить контурную карту «Климатические пояса Австралии и их характеристика»

Тип урока: урок изучения нового материала

Базовая технология: личностно-ориентированная технология

Метод: проблемный, наглядный, практический, словесный.

Учебно-методический комплекс

Источники информации:

Учебник 7 кл, Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский «География. Материки и океаны. II часть», изд «Русское слово»; атласы и контурные карты для 7-ого класса, изд «Русское слово»

Оборудование:

ноутбук, мультимедийный проектор, карта «Климатические пояса Австралии» для проектора, фрагмент видеоурока Всероссийской электронной школы (https:// )

Дидактическое сопровождение:

инструктивные карточки для групп, карточки с заданиями «Согласен-не согласен», дополнительная информация об Австралии.

III Блок организационно-деятельностный

Этапы

Время

Содержание этапа

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный этап

1 мин

приветствует учеников, проверяет

количество учащихся в микрогруппах, чтобы уравновесить состав групп.

настраиваются на предстоящую работу

Личностные:

- самоопределение

2.

Мотивация учебной деятельности.

Постановка цели и задачи урока

2мин

Прием «Нестандартный вход в урок»

Фотография летнего пейзажа Автралии.

-Это передгорья Большого Водораздельного хребта. Фото сделано позавчера. Глядя на эту фотографию, у вас, наверное,возник вопрос.

Помогает учащимся, при необходимости, сформулировать тему и задачи урока, начинает урок с вопроса:

- Какие особенности природы Австралии знаете? Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать? Какая цель урока? А как мы это узнаем?

Подчеркивают, что там лето.

формулируют тему урока, ставят задачи достижения результата, при необходимости отвечая на вопросы учителя.

В тетрадях записывают тему: «Климат и внутренние воды»

совместно с учителем формулирует цель и задачи урока

Познавательные :умение анализировать, критически оценивать информацию

Личностные:

- формирование учебной мотивации регулятивные

-целеполагание

Коммуникативные:

- умение точно выражать свои

мысли

Актуализация знаний

Постановка проблемной задачи и формулирование путей решения

1 мин

Прием «Согласен-не согласен»

#1042; экваториальных широтах атмосферное давление пониженное.

2. Пассаты дуют с экваториальных широт на тропики.

#1050;оличество осадков на экваторе превышают 3000м.

4. Тропические широты отличаются повышенным атмосферным давлением.

5. Над тропиками наблюдается сухой воздух.

Какая особенность климата Австралии знаете?

- Как можно определить причины сухости климата Австралии?Давайте найдем как можно больше решений этой проблемы.

Давайте выберем самый сильный путь для решения данной проблемы.

Отвечают согласен- не согласен.

Отвечают, что Австралия- самый сухой материк.

Определяют проблему: Почему Австралия является самым засушливым материком?

Выдвигают свои варианты путей решения. Возможные варианты: Изучить морские течения; изучить циркуляцию воздушных масс и т.д. Выбирают наиболее сильный путь решения проблемы.

Познавательные

-постановка вопросов, форму-

лировка цели;

-логические

Первичное усвоение новых знаний. Построение проекта выхода из затруднения

20 мин

Организует и координирует

деятельность групп и участников

микрогрупп; при необходимости

оказывает помощь.

- Какие карты атласа вы привлечете для работы?

- Перед вами инструктивные карты. Выбираете докладчика, секретаря, который оформляет работу и исследователей, добывающие информацию. Обсудив результаты исследования, сделайте вывод.

Выбирают источники информации;

выбирают способ;

строят план достижения;

сопоставляют и анализируют карты атласа и делают выводы.

Регулятивные

-планирование работы

-контроль

Коммуникативные

-умение устанавливать

рабочие отношения

-эффективное сотрудничество,

обеспечение бесконфликтной

совместной работы

-представление информации в

письменном виде

Познавательные

-структурирование знаний

- выбор эффективных способов

решения проблемы.

-анализ и работа с карто-графическим материалом

Физминутка

1 мин

Вместе с учениками выполняет физминутку.

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше потянулись

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук ладонями коснитесь

Сели, встали. Сели, встали

И на месте побежали.

Регулятивные:умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, речевую, мыслительную.

Первичная проверка понимания. Отчет по проделанной работе.

10 мин

координирует выступления групп, при

необходимости задает вопросы.

- дают характеристику , отвечая у доски (поскольку

группы не большие, то поставлена

задача – поделить представление

климатического пояса, чтобы

выступили все члены микрогруппы);

- каждая из групп представляет

результаты исследований и вывод.

- по итогам представлений

информации представителей других групп, заполняют контурную карту.

Слушатели задают выступающим интересующие вопросы.

Регулятивные:контроль, коррекция, оценка коммуникативные

-представление

информации в устной форме

познавательные

-структурирование знаний

-анализ и синтез

-работа с картографическим

материалом

Первичное закрепление.

Подведение итогов.

5 мин

Предлагает анализировать климатограммы на стр.14-15 учебника и определить причины особенностей климата данной местности.

Итак, почему Австралия является самым сухим материком?

Анализируют климатограмму .

Определяют факторы особенностей климата данной местности.

Отвечают по итоговым записям, перечисляют климатообразующие факторы( течения , южный тропик, близость к экватору, направление господствующих ветров, рельеф.

Смотрят фрагмент видеоурока Всероссийской электронной школы (https:// ).Вывод записывают в тетрадях.

Личностная: Ценностно-смысловая ориентация учащихся;

коммуникативные: Участие в коллективном обсуждении проблем, сотрудничество в ходе подведения итогов и первичной проверки

Углубление темы через прием «Фантастическая добавка»

3 мин

-Представьте, что Большой Водораздельный хребет расположен вдоль южных побережий Австралии. Какие климатические пояса будут в Австралии? И будет ли Австралия самым сухим материком?

Рассматривают привычную ситуацию с необычной точки зрения. Высказывают свою точку зрения, обосновывают.

В конце приходят к единому мнению, что рельеф играет важную роль в формированию климата.

Познавательные: умение устанавливать аналогии, причинно-следственные связи;

построение логической цепи рассуждений;

личностные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

1 мин

П.29 стр 12-17., обозначьте на контурной карте области с максимальным и минимальным количеством осадков и абсолютным максимумом и минимумом температуры.

Задание на выбор: разработать климатограмму города Сидней( оз. Эйр,

Г Канберра, кр. южная островная точка)

Записывают в тетради задания. выбирают

Регулятивные:установка целевых приоритетов;

саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности.

Личностные: Определение границ своих возможностей познания.

Рефлексия.

1мин

Предлагает учащимся оценить свою работу;

ответить на вопрос: «Что тебе понравилось на уроке?», «Кому понравилось работать на уроке?» «Где пригодятся эти знания?»

На листах дают себе оценку работы в течение урока. Руководитель каждой группы озвучивает общую оценку группы.Выбирают соответствующий смайлик.

Отвечают на вопросы учителя.

Регулятивные : самооценка своей деятельности и степени комфортности на уроке.

Приложение 1.

Дополнительная информация о климате Австралии

Австралия знаменита синим безоблачным небом и ярким солнцем, относительно мягким климатом и отсутствием резких колебаний температур. Одна из самых интереснейших и уникальных стран в мире занимает целый континент.

Климатические особенности зависят от географии. Австралия расположена по обе стороны южного тропика, между двух гигантских океанов: Тихого и Индийского. Берега континента как бы приподняты, отделены горами от водного пространства, поэтому влияние морей минимально.

Австралия — самый сухой материк Земли. Здесь очень мало пресной воды и почти половину материка занимают тропические пустыни, известные на весь мир: Виктория, Песчаная. Реки малочисленные и практически все пересыхающие. Озер не много и они небольшого количества осадков -соленые. Есть и горные вершины, но они редкие и не высокие.

Климат по временам года

Весна начинается в сентябре и длится до конца ноября. На островах в это время удивительно красиво расцветает дикая природа. Весной в стране не жарко и не холодно. Весь континент начинает расцветать буйными яркими красками.

Самое сухое и жаркое время — лето в Австралии длится с декабря по февраль. В центре и недалеко от пустынь воздух прогревается свыше 40 градусов в тени. Дождей почти нет и засушливая погода держится практически весь сезон.

Золотая осень в Австралии длится с марта по май. Большая часть заповедников, парков и лесов страны приобретает удивительный красно-золотой оттенок. Особенно уникальны осенние деревья в Орандже и туманные леса в Ярре. Это пора собирать урожаи с многочисленных виноградников страны.

Зима в Австралии — лучшее время года. Длится с июня по август. На это время приходится сезон дождей, но они идут не очень часто. Температура воздуха редко где превышает 20 градусов. Зимой в стране особенно красива природа и подводный мир.

«Согласен- не согласен»

  1. На экваториальных широтах атмосферное давление повышенное
  2. Выделяют 4 типа тепловых поясов.
  3. Границы между тепловыми поясами проводят по изотермам.
  4. Высокая температура отмечалась на севере Африки.
  5. Чем выше, тем выше температура воздуха.
  6. На экваторе выпадает наибольшее количество осадков.
  7. Осадки измеряются миллиметрами.
  8. Изменения в атмосферном давлении зависит от напрвлении ветра.

Приложение 2

Тема: Климат и внутренние воды Австралии

Руководство к выполнению заданий

Цель урока: Определить особенности климата и внутренних вод.

Задача группы №1

Определить причины недостатка влаги ( сухость климата)Австралии.

Задание1.

По карте климатических поясов определите, какой пояс занимает большую часть материка?

Задание 2

Определите, где наблюдается наибольшее и наименьшее количество осадков? Каких территорий больше: с избытком или с недостатком влаги?

Задание 3

Сделайте анализ рис.167 учебника.

Задание 4

Вспомните тему «Циркуляция воздушных масс» и ответьте на вопросы:

-Какое атмосферное давление преобладает над большей частью Австралии ?

- Какое количество осадков будет выпадать при таком атмосферном давлении?

Задание 5

Сделайте вывод: Какие причины влияют на сухой тип климата в центральных и западных частях Австралии?

Тема: Климат и внутренние воды Австралии

Цель урока: Определить особенности климата и внутренних вод

Задача группы №2

Определить причины большого количества осадков на востоке материка.

Задание1.

По климатической карте определите, где наблюдается наибольшее количество осадков выпадает?

Задание 2

Какая форма рельефа преобладает?

Задание 3

Вспомните условия образования осадков в таких формах рельефа.

Задание 4

Сделайте анализ рис.167 учебника.

Задание 5

5. Сделайте вывод: Почему на восточных склонах Большого Водораздельного хребта и на северном побережье выпадает больше осадков, чем в центральных и западных частях материка? Что на это влияет?

Тема: Климат и внутренние воды Австралии

Цель урока: Определить особенности климата и внутренних вод

Задача группы №3

Выявить особенности внутренних вод материка.

Задание1.

По тексту учебника на стр.15 , что такое крики, где они встречаются.

Задание 2

Что такое артезианские воды и где они находятся?

Задание 3

По тексту учебника на стр 15 установите, в какое время года реки пересыхают и почему?

Задание 4

По карте установите, какая закономерность существует в размещении озер и рек?

Задание 5

Сделайте анализ рис.167 учебника.

Задание 6

Сделайте вывод: Почему при таком небольшом количестве осадков крупные реки материка берут начало в Австралийских Альпах. Какое направление имеют воздушные массы? Как это влияет на питание рек?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока географии 5 класс на тему "Методы географических исследований"

Технологическая карта урока географии 5 класс на тему "Методы географических исследований"...

Технологическая карта урока географии 6 класс по теме "Атмосферные осадки"

Данный урок разработан в соответсствии с требованиями ФГОС, материал изучается с использованием технологии критического мышления....

Технологическая карта урока географии 8 класс "Реки- продукт климата"

Цель урока: Создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения её в знакомой и новой учебной ситуации, проверки уровня усвоения системы знаний и способов действий.З...

Урок географии в 7 классе по теме «Климат и внутренние воды Австралии»

Технологическая карта урока географии в 7 классе "Климат и внутренние воды Австралии"...

Технологическая карта урока географии 7 класса по теме "Южная Америка :фгп,история открытия,рельеф и полезные ископаемые"

Технологическая карта урока географии 7 класса по теме "Южная Америка :фгп,история открытия,рельеф и полезные ископаемые". Данная разработка урока составлена в соответствии с ФГОС....