Путешествие в 1000 миль начинается с одного шага
статья по географии (9 класс)

Губарева Татьяна Андреевна

Реализация  курса внеурочной деятельности «Регионоведение: Западная Сибирь и Кемеровская область» в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_tysyachu_mil_nachinaetsya_s_odnogo_shaga.docx20.33 КБ

Предварительный просмотр:

ПУТЕШЕСТВИЕ В ТЫСЯЧУ МИЛЬ НАЧИНАЕТСЯ С ОДНОГО ШАГА

Говорят, что путешествие в тысячу миль начинается с одного шага. Но если быть точнее, оно начинается с намерения сделать этот шаг.

        Наше путешествие началось в 2015 году и продолжается в рамках реализации  курса внеурочной деятельности «Регионоведение: Западная Сибирь и Кемеровская область». Курс позволяет изучить особенности природы, жизни и хозяйственной деятельности населения своего региона- Западной Сибири и своей малой Родины- Кемеровской области. Он способствует воспитанию патриотизма, духовности, гражданственности, географической культуры личности. Западная Сибирь, как часть народного хозяйства страны в прошлом, настоящем и будущем оказывала, и будет оказывать огромное влияние на социально- экономическое положение страны в целом. Исключительный природно- ресурсный потенциал, специфика положения между Западом и Востоком, определяют значение района в экономической жизни России. Изучение курса позволяет конкретизировать общий школьный курс географии на региональном материале, раскрыть общее через частное, на конкретных фактах типичных явлений, процессах, закономерностях. Материал курса при этом имеет самостоятельное значение, четко выраженную географическую основу, показывает специфику сибирского пространства района и области.

Цели курса:

•        расширение историко-географических представлений, развития и размещения отраслей хозяйства Западной Сибири и Кемеровской области№

•        гуманизация географического знания через восприятие территории как места жизни и деятельности человека, среды обитания и факторов ее изменения;

•        экологизация географического знания через наблюдение и описание своей территории;

•        взаимодействие человека на окружающую среду;

Задачи курса:

•        создание представления о системе географических характеристик территории;

•        анализ основных факторов и условий развития и совершенствования территориальной организации хозяйства района и области;

•        выявление причинно-следственных связей между компонентами природы и жизнедеятельностью населения своей местности;

•        определение основных особенностей отраслевой и функциональной структуры хозяйства;

•        развитие познавательного интереса учащихся к окружающей действительности, поисковой деятельности;

•        воспитание экологической культуры, патриотизма, любви к малой Родине.

        Курс направлен на расширение и обобщение знаний по географии своего района, области, города.

Как учитель, я использую в своей педагогической деятельности туризм- как внеклассную форму занятий, которая формирует любовь к малой родине у подрастающего поколения.

Взяв на вооружение туристско-краеведческую деятельность в своей работе, я стараюсь реализовывать воспитательно- образовательный блок через туристско- краеведческую деятельность.

Изучение родного края помогает формировать представление об истории, экономике, трудовой деятельности, быте и культуре населения, организовать поисковую работу. Расширяется кругозор учащихся средствами наглядного предметного познания окружающего мира. Такой принцип познания окружающего мира связан с физическими, физиологическими и психическими возможностями детей. Важнейшим принципом в подходе к этой деятельности служит принцип комплексности, целостного воздействия на личность ребенка. Здесь формируется понятие «малая Родина», «родной край», «патриотизм».

В нашей школе понятие «Малая Родина» конкретизируется при изучении разных предметов: география, краеведение, русский язык, литература, биология и т.д.

Работа туристско- краеведческого направление в школе происходит посредством разных форм работы:

1.        изучение теории на уроках;

2.        обучение навыкам туризма, закрепление их на практике;

3.     научно- исследовательская деятельность (исследование, обработка и оформление собранного материала, участие в областных экологических проектах);    

4.    формирование ЗОЖ, через взаимодействие с органами местного военного управления, ИПДН, региональными общественными организациями;

5.   реализация общешкольных мероприятий «Конкурс чтецов», «Смотр строя и песни», «Веселые старты», книжная выставка «Родной Кузбасс»;

6.   встречи активистов РДШ  с инспектором по контролю за оборотом наркотиков Управления внутренних дел города Новокузнецк Андреем Андреевичем Ноздреватых;

Одним из главных направлений работы курса являются туристические походы в заповедник «Кузнецкий Алатау», участие в реализации областного проекта «Вершины воинской славы», посещение музея «Вершины воинской славы».

Начиная с 2015 года, учащимися и учителями нашей школы совершено 6 туристических походов в заповедник Кузнецкий Алатау (туристический район «Поднебесные Зубья»), три из которых в зимнее время. С каждым разом количество учащихся увеличивается, достигаются новые результаты!

Основные мероприятия и результаты:

Участие в областном конкурсе фото-работ «Заповедные земли Кузбасса», 2018г.

Дипломы  II и III место

участие в областных экологических проектах, 2018г.

Грамота филиала государственного автономного учреждения дополнительного образования «Кемеровский областной центр детско- юношеского туризма и экскурсий» в г. Междуреченске

проведение спортивного мероприятия «Эстафета по биатлону», совместно с филиалом ГАУДО «КОЦДЮТЭ» в г. Междуреченске, Военным Комиссариатом Центрального, Куйбышевского и Новокузнецкого районов города Новокузнецка Кемеровской области, мастером спорта по биатлону Субботиным Ю.В., 2019г.

Сертификаты на посещение Новокузнецкого стрелкового клуба.

Восхождение на вершину В.А. Гнедина (625,2м) в рамках реализации проекта филиала ГАУДО «КОЦДЮТЭ» в г. Междуреченске «Вершины воинской славы». Распоряжение правительства РФ от 21 апреля 2018г. №720-р. г. Москва., 2019г.

Сертификаты Департамента образование и науки администрации Кемеровской области.

Участие в городском арт-конкурсе в рамках социального организованный победителем конкурса социальных проектов «ЕВРАЗ: город друзей – город идей!»., 2019г.

Грамота Комитета образования и науки за II и III место.

Подводя итог, хочу отметить, что необходимо прийти к пониманию того, что жесткое следование классно-урочной системы значительно ссужает учебно-воспитательный процесс. Формирование понятия «Малая Родина», требует выхода учащихся за пределы помещений, в окружающий мир, сделать первый шаг на встречу своему путешествию в 1000 миль.

Туристская деятельность сегодня выступает как познавательный активный отдых, в оздоровлении организма, достижение науки, изменяя характер труда и учебы, действуют и на самого человека. Именно здесь и происходит формирование чувства гордости, патриотизма, любви к малой родине и стране.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий игры - телепередачи "Человек и профессия".“Путь в тысячу миль начинается с одного шага”

"Путь в тысячу  миль начинается с одного шага."  Конфуций.Задачи:-         знакомство воспитанников с миром профессий; Цель:- дать воспитан...

Викторина по географии, которая поможет лучше усвоить географические термины. Ответы викторины начинаются на одну букву.

     В последнее время у учащихся всё больше снижается интерес к географии, об этом говорят  невысокий выбор предмета  для сдачи...

Юные исследователи МБОУ "Яйская оош №1" о сезоне пришкольного лагеря в июне 2018 года. "Вместе весело шагать по просторам" милой Яи, или Как нас люди воспитывали"

Ирина Сокольникова от лица юных исследователей рассказывает о том, как прошла смена пришкольного лагеря  в июне 2018 года. Ученики 5, 6 и 7 классов познакомились с самодеятельным поэтом В.С. Каза...

Интегрированный урок (литература + музыка). Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага, или «звуки музыки» П. Мериме (по новелле «Маттео Фальконе»)

Интегрированный урок (литература + музыка). Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага, или «звуки музыки» П. Мериме (по новелле «Маттео Фальконе»)...

Проектная работа "Изменить мир, начиная с себя: 10 простых шагов навстречу природе".

Мы часто говорим о том, что проблемы экологии носят глобальный характер, но не задумываемся о том, что решать их нужно нам. Мы опускаем руки, полагая, что от нас ничего не зависит. Но важно понимать, ...