Методическая разработка на тему "Организация работы с родителями в период подготовки выпускников к ЕГЭ (ГИА)"
методическая разработка по географии (9, 10, 11 класс)

Порватова Любовь Ивановна

Данная разработка поможет как учителям, так и родителям в период подготовки выпускников средней школы к государственной итоговой аттестации. В работе даны рекомендации, которые помогут родителям правильно обозначить подходы к детям, а также помочь им преодолеть трудности в момент подготовки, а в последствии и сдачу экзаменов. Эта разработка уместна и в работе классного руководителя. А в целом полноценная поддержка выпускникам будет в том случае, если школа и семья выработают единую стратегию в этом направлении. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx29.31 КБ

Предварительный просмотр:

   

Методическая разработка

   «Организация работы с родителями
в период подготовки выпускников к ЕГЭ (ГИА)»

                 

                                               

Санкт-Петербург
2019

Содержание
1. Введение. ____________________________________________________________ 3.
2. Основная часть. Организация работы с родителями в период подготовки выпускников к государственной итоговой аттестации. ____________________ 4-8.    
3. Выводы.    ___________________________________________________________ 9.
4. Рекомендации. ____________________________________________________10-11.
5. Заключение. ________________________________________________________ 12.    
6. Литература.   _______________________________________________________ 13.  
7. Приложения. ______________________________________________________  1-4.  

Введение.
        Очевидно, что в подготовке учеников к экзамену огромную роль играют родители. Именно родители во многом ориентируют их на выбор предмета, который дети сдают, внушают уверенность в своих силах или, наоборот, повышают тревогу, помогают, волнуются и переживают из-за недостаточно высоких оценок. Единый государственный экзамен, суть которого непонятна большинству родителей, представляет трудность и для выпускников. Недостаток информации повышает тревогу, которую родители, сами того не желая, могут передавать детям. Расширение знаний родителей о сущности и процедуре ЕГЭ, знакомство с конкретными заданиями позволяет снизить их тревогу, что, в свою очередь, помогает родителям поддерживать ребенка в этот непростой период.
        Проблема взаимодействия семьи и школы не нова. Время идет, мир меняется, меняются и взаимоотношения родителей и школы. Но ответственными за воспитание и образование детей остаются родители и школа. Следовательно, учитель и родители должны быть партнерами в этом вопросе. Нередко трудно бывает привлечь родителей к процессу воспитания детей, и часто родителям самим требуется помощь учителя в решении многих вопросов. Жизнь настоятельно требует усилить помощь семье, поднять ее педагогическую культуру, ответственность за воспитание детей.
        Эффективность воспитания в большей степени зависит от согласованности усилий семьи и школы, единства их требований к учащимся. От того, умеет ли школа грамотно побудить и направить инициативы родителей в нужное русло, способна ли она выстроить такую систему взаимодействия, которая перейдет в сотрудничество, зависит результат воспитания и подготовки к экзамену выпускников школы.
        Слово «экзамен» переводиться с латинского как «испытание». И именно испытаниями, сложными, подчас драматичными, становятся выпускные экзамены. Поэтому родители должны помочь своему ребенку наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к ним. Согласитесь, что каждый, кто сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку – умение не сдаваться в трудной ситуации, а провалившись – вдохнуть полной грудью и идти дальше.         Реалии современной школы таковы, что при взаимодействии с родителями учащихся регулярно возникают проблемы, связанные с попытками родителей переложить ответственность на школу. В нашем общении с родителями есть свои особенности: нередко учителя сталкиваются с ситуацией, когда любовь родителей к своему ребенку становится барьером в контактах со школой, родители крайне субъективно воспринимают требования учителей. Любые действия школы по отношению и их детям вызывают у родителей неудовольствие, а если к этому прибавляется равнодушие и бестактность учителя, то это порождает негативное отношение к школе.
          Полноценная поддержка выпускников возможна только в том случае, если психологам, педагогам и родителям удается совместно выработать единую стратегию.  

2. Основная часть. Организация работы с родителями в период подготовки выпускников к государственной итоговой аттестации.
        Реализация психологического сопровождения подготовки выпускников к экзаменам в форме ГИА и ЕГЭ ведется по трем основным направлениям: работа с учениками, педагогами и родителями. Необходимо помнить, родители субъекты образовательного процесса, учителя и родители партнеры (союзники), сотрудничество семьи и школы одно из важнейших условий в организации работы по подготовке выпускников к итоговой аттестации. Расширение осведомленности родителей о сущности и процедуре единого государственного экзамена, знакомство с конкретными заданиями, преодоление распространенной мифологии позволяют снизить их тревогу, что, в свою очередь, помогает родителям поддерживать ребенка в этот непростой период.
        Не секрет, что успешность сдачи экзамена во многом зависит от настроя и отношения к этому родителей. Вот почему перед учителем стоит огромной важности задача: помочь самим родителям оказать собственному ребёнку помощь нужную, разумную, которая на самом деле будет стимулировать выпускника к успешной подготовке, а в дальнейшем и к сдаче экзаменов, как по окончании школы, так и при сдаче вступительных экзаменов.         Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной лишь в том случае, если они станут союзниками.
Форм организации работы с родителями много. Только следует выбирать те, которые учитывают интересы в первую очередь самих выпускников.
        Одно из направлений совместной работы родителей и педагогического коллектива
- информационная деятельность. Поскольку родители являются главными заказчиками на образовательные услуги, они получают информацию о новых учебниках, содержании новых учебных курсов, ЕГЭ как новой форме аттестации обучающихся, критериях оценивания и т.д. Расширение осведомленности родителей о сущности и процедуре единого государственного экзамена, знакомство с конкретными заданиями, преодоление распространенной мифологии позволяют снизить их тревогу, что, в свою очередь, помогает родителям поддерживать ребенка в этот непростой период. Достижению этих целей могут способствовать родительские собрания, которые обладают не только организационным, но и высоким педагогическим потенциалом и могут способствовать значительному повышению эффективности подготовки выпускников.
        Необходимо, чтобы данное собрание, с одной стороны, позволило родителям получить информацию о содержании и структуре подготовки к экзамену, реализуемой в школе, а с другой – осмыслить свою долю ответственности в этом сложном процессе. Поэтому при проведении собраний рекомендуется  привлекать различных специалистов, занятых подготовкой выпускников: завуча, учителей - предметников и т.д. Оптимально включать в такое собрание два компонента: информационный, во время которого сотрудники школы предоставляют данные о сути экзамена и организации
подготовки к нему (расписание консультаций и т.д.), и интерактивный, обеспечивающий родителям возможность в дискуссионном формате обсудить собственный вклад в процесс подготовки ребенка к экзамену. Можно принести на собрание демонстрационные материалы КИМов, нормативные документы и предложить родителям с ними ознакомиться. Кроме того, хорошим методом работы являются видеозаписи. Они имеют постановочный характер и могут отражать следующие элементы экзамена:
1. Общая ситуация экзамена: обстановка в школе и классе, процесс регистрации учеников, предъявление паспорта, размещение учеников за партами и т.д.
2. Начало экзамена: чтение инструкции, запись на доске времени начала и окончания экзамена и т.д.
3. Раздача конвертов с материалами экзамена.
4. Начало работы: заполнение бланков и т.д.
Не стоит откладывать проведение родительского собрания до самого конца учебного года. У родителей должно быть достаточно времени, чтобы воспользоваться информацией и рекомендациями психолога и педагогов и помочь ребенку эффективно построить процесс подготовки к экзамену. Поэтому оптимальным временем проведения такого собрания будет октябрь – ноябрь. Но даже если уже наступил апрель, такое собрание не будет лишним, а, напротив, поддержит родителей на финишной прямой. Возможно проведение нескольких подобных собраний в течение года.
        В связи с этим надо, чтобы встречи с родителями носили плановый характер, проходили в доброжелательной обстановке. Целью встреч является беседа о качественной подготовке учащихся к урокам и предстоящему экзамену. Необходимо каждому родителю давать индивидуальные рекомендации, полную, достоверную информацию об успеваемости его ребенка. Эту информацию желательно подкреплять наличием выполненных за прошедший период письменных работ и анализом регулярно заполняемых диагностических карт, которые позволяют определить знания и умения учеников по различным  предметам, особенно по тем, которые учеником выбраны для сдачи экзамена. При неудовлетворительной работе учащегося за определенный период времени, необходимо совместно с родителями выяснять причины неудач ребенка и вырабатывать систему их устранения. На этих встречах родитель не должен чувствовать себя «провинившимся учеником». Может оказаться так, что родители по какой-либо причине не могут долгое время прийти в школу для личной встречи с учителем, тогда необходимо написать им электронные письма, ведь это тоже одна из форм информирования родителей. Этот способ общения имеет свои преимущества: эффективен, быстр, достоверен, имеет обратную связь.
        Родители должны получать от нас не только информацию об успеваемости своего ребенка, но и анализ его учебной деятельности, а также помощь и совет по преодолению возникших трудностей. Часто мы информируем родителей, какие текущие оценки имеет их сын или дочь, но они, зачастую, и сами это знают, но не понимают, как помочь своему ребенку. Здесь, конечно, без помощи учителя не обойтись.
Информация для родителей
 может содержать анализ учебной деятельности ученика:
1. Информацию о посещаемости учеником уроков.
2. Информацию о систематической и качественной подготовке ученика к урокам.
3. Анализ приобретенных знаний и умений по результатам проведенных письменных работ (в том числе диагностических работ).
4. Перечень тем, над которыми следует дальше работать.
5. Текущие оценки по предметам.
6. Предстоящий тематический или административный контроль знаний (число, месяц).
7. Приобретение необходимой учебной литературы.
        Еще одно направление
- просветительская деятельность. Оно предполагает обучение родителей психологическим основам воспитания, умению строить общение как диалог, дает знания возможностей семейного воспитания, возрастных психологических особенностей детей, умение пользоваться этими знаниями и помогать детям в самоопределении. Здесь не обойтись без сотрудничества со школьным психологом. Взаимодействие родителей, классного руководителя, психолога имеет своей целью совместное выявление возникающих у ребенка проблем и проведение коррекционной работы для оказания помощи в преодолении проблемных ситуаций. В период подготовки к экзаменам особенно важно оказать психологическую помощь обучающимся и их родителям. Содержание психологической помощи может включать в себя психологическую профилактику (через сообщение ребенку и его родителям объективной психологической информации, получив которую, они решают, как ее использовать), психологическую коррекцию (снятие тревожности), психологическое консультирование.   Пример: “Информация для родителей”:
1. Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".
2. Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
3. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
4. Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
5. Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
6. Для того, чтобы ваш ребенок не волновался во время экзамена, задача родителей помочь своему подростку поверить в собственные силы. А это достигается тогда, когда ребенок сам чувствует и видит свои знания по предмету. Поэтому родители должны продолжить подготовку к экзаменам вместе с детьми.
7. Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости – лучшее средство от переутомления. Важно, чтобы ребенок обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая), нервная система перед экзаменом и так на взводе. Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающим телевизором, компьютером или радио.
        Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, определяющих успешность ребенка в сдаче единого государственного экзамена. Как поддержать выпускника? Поддерживать ребенка - значит верить в него. Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она считает значимыми для себя. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку
 свое удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь - научить подростка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты можешь это сделать».         Особое, важное место в подготовке к экзамену, конечно, занимает система домашних заданий. Домашние занятия учащихся способствуют воспитанию у них внимательности и воли, точности и аккуратности, развитию трудолюбия и настойчивости в преодолении встречающихся трудностей, самоконтроля и самооценки. Но все эти качества развиваются у учащихся лишь при правильной организации домашних заданий. Контроль за качественным, регулярным выполнением учащимися домашних заданий полностью лежит на родителях. Неверно думать, что если у родителей нет какого-то образования по определённому учебному предмету, то  они ничем не  смогут помочь своему ребенку при подготовке к ЕГЭ и ГИА. Это всегда можно сделать, организуя и контролируя его самоподготовку. Здесь помощь родителей просто необходима.   Необходимо со стороны родителей контролировать работу ребёнка и посещаемость уроков в школе (не реже 1 раза в месяц встречаться с учителями - предметниками и стараться выполнять их рекомендации).
        Родители всегда пытаются помочь своим детям в приготовлении уроков. Эта помощь варьируется от отдельных кратких объяснений до полного выполнения задания вместо ребенка. В любом случае возникает масса проблем. В попытках справиться с ними родители используют различные методы: подкуп, угрозы, наказания, рассуждения. Мотивы взрослых вполне объяснимы. Разве можно найти что-то плохое в естественной родительской озабоченности? Однако очень часто родители только усугубляют школьные стрессы своих детей. Не достигнув успехов, многие родители отправляются в школу в надежде получить советы от учителей по поводу того, как помочь своим детям в приготовлении уроков.
Советы родителям, которые хотят помочь своим детям в выполнении домашних заданий.
1. Выполнение распорядка дня.
2. Распределение заданий по степени сложности. Для некоторых детей является проблемой сделать выбор, с какого задания начинать выполнение домашней работы. Они могут очень долго мучиться над ее решением. Целесообразно предложить им начинать выполнение заданий с самых легких. Таким образом, у ребят оказывается выполненными большее количество задач и упражнений, что порождает чувство удовлетворенности.
3. Родителям не следует сидеть рядом с ребенком все время, пока он делает уроки.
4. Сначала проверить то, что выполнено правильно.
5. Не следует разрешать школьнику сидеть за уроками весь вечер напролет. Иногда родители разрешают ребенку сидеть над домашним заданием несколько часов подряд. Это вполне нормально, если школьник все это время действительно работает, и задание, в самом деле, требует столько времени на выполнение. Однако если взрослый видит, что за час или два ребенок почти не продвинулся в его выполнении, то надо прекратить бесполезное занятие. В таком случае целесообразно написать учителю записку
.
6. Помощь при заучивании информации из учебника.
7. Родителям стоит обращать внимание на невербальные сигналы, которые они посылают своим детям в ходе выполнения домашнего задания.
        Особое место в вопросах организации работы с родителями выпускников отводится
классному руководителю. Роль классного руководителя во время подготовки к ЕГЭ трудно переоценить. Именно он выполняет координирующую функцию, осуществляя взаимодействие со всеми, кто так или иначе включен в данный процесс. На него во многом ложатся поддержка выпускников, выслушивание родительских претензий, учет требований предметников. Как систематизировать эту работу? Классный руководитель регулирует отношения учителей и родителей. ЕГЭ как новая форма проведения аттестации школьников пугает родителей, у них возникает много вопросов, их беспокоит то, как помочь собственному ребенку в период подготовки к ответственному испытанию.
Работа классного руководителя с родителями заключается в:
1. Оказание помощи в изучении нормативно-правовой базы ГИА;
2. Обсуждение обязательных условий, которые может и должна обеспечить семья для успешного прохождения обучающимися ГИА.
3. Обсуждение организации учебной домашней работы, режим труда и отдыха  выпускников;
4. Оказание помощи, совместно с родителями, выпускнику в выборе предметов.  
        Именно к классному руководителю они идут со своими вопросами, тревогами, опасениями, и задача классного руководителя – снять напряжение, вовремя информировать коллег о состоянии воспитанников, особенностях семей, организовать встречи родителей с учителями-предметниками, беседы, консультации и т.д. Необходимо наладить постоянный обмен информацией, оказывая помощь родителям в организации домашней самостоятельной работы школьников по подготовке к ЕГЭ. Деятельность родителей и классного руководителя в интересах ребенка может быть успешной лишь в том случае, если они станут союзниками. Классному руководителю важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать обстановку взаимоподдержки и общности интересов. Любой родитель в любое время должен быть встречен доброжелательно, с уважением и вниманием, получить ответы на все волнующие вопросы. Создание классным руководителем атмосферы сотрудничества между взрослыми и детьми, формирование коллектива как единого целого, организация совместной деятельности педагогов, детей и родителей будет способствовать в конечном итоге не только подготовке выпускников к итоговой аттестации, но и воспитанию жизнеспособной личности, готовой к самореализации в обществе.  

3. Выводы.         
        Выпускные экзамены - один из важнейших этапов в жизни человека, во многом определяющий будущее. ЕГЭ - это сразу два экзамена: выпускной и вступительный, что повышает его субъективную значимость, а, соответственно, уровень тревоги. В этот период старшеклассники, несмотря на декларируемую взрослость, как никогда нуждаются в помощи и поддержке со стороны родителей. В психолого-педагогической литературе можно найти многочисленные рекомендации как помочь ребенку в период подготовки и сдачи экзаменов. Например, по организации полноценного и правильного питания, оптимального режима занятий, а также по снижению эмоционального напряжения и преодолению стресса. Данные рекомендации проверены опытом не одного поколения и остаются действенными до сих пор. Часто советует старшеклассникам сдавать как можно большее количество предметов, что повышает шансы поступления в ВУЗ за счет выбора факультета. Здесь следует отметить, что чрезмерная нагрузка на подростка и «распыление» усилий может привести к снижению реального результата на экзамене. Задача родителей -помочь ребенку сформировать оптимальный набор предметов с учетом его реальных возможностей и дальнейших жизненных перспектив. Сама процедура Единого Государственного Экзамена может вызывать специфические трудности у отдельных категорий выпускников. Например, ослабленным подросткам трудно поддерживать высокий уровень работоспособности в течение всего экзамена, у тревожных ребят вызывает напряжение сам факт ограниченного времени, а для аудиалов и кинестетиков усложняет задачу чисто визуальная форма заданий. Родителям следует учитывать индивидуальные особенности своего ребенка и заранее продумать стратегию поддержки, возможно, обратиться за помощью к соответствующим специалистам.         
        Важно объяснить родителям, что отличие ЕГЭ от традиционного экзамена в том, что выпускнику не предлагается определенный перечень тем и вопросов, а требуется знание всего учебного материала. Такая ситуация часто вызывает излишнее волнение у подростков (и, конечно, их родителям), так как им кажется, что объем материала очень большой, они не успеют все выучить к экзамену. Для того чтобы задача стала более реальной, ребятам нужна помощь в распределении материала, определении ежедневной нагрузки. Составление плана помогает справиться с тревогой: появляется ощущение того, что повторить или выучить необходимый материал реально, времени для этого достаточно. Часто старшеклассники не могут сами этого сделать, и помощь родителей будет как нельзя кстати. Таким образом, роль родителей в подготовке старшеклассников к ЕГЭ включает в себя не только конкретные действия по поддержке ребенка в период экзаменов, но и создание условий для развития здоровой, успешной, психологически зрелой личности.
4. Рекомендации.
        Рекомендации родителям в период подготовки выпускников к государственной итоговой аттестации.
Слово «экзамен» переводится с латинского как «испытание». Безусловно, экзамены - дело сугубо индивидуальное, выпускник оказывается один на один с данным испытанием. И родителям остается только волноваться за своего ребенка и пытаться поддержать его на расстоянии. Психологическая поддержка - один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в сдаче единого государственного экзамена. Как поддержать выпускника? Поддерживать ребенка - значит верить в него. Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она считает значимыми для себя. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь – научить подростка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты
 можешь это сделать». Чтобы показать веру в ребенка, родитель должен иметь мужество и желание сделать следующее:
- забыть о прошлых неудачах ребенка;
- помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;
- помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.
        Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты делаешь это очень хорошо». Поддерживать можно посредством отдельных слов, прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражения лица.
Итак, чтобы поддержать ребенка необходимо:
1. Опираться на сильные стороны ребенка.
2. Избегать подчеркивания промахов ребенка.
3. Проявлять веру в ребенка, уверенность в его силах, сопереживать.
4. Создать дома обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.
5. Быть одновременно твердым и добрым, но не выступать в роли судьи.
6. Поддерживать своего ребенка. Демонстрировать, что понимаете его переживания.
        Чем Вы, родители, можете помочь своему ребенку в сложный период подготовки и сдачи ЕГЭ?
1. Владением правил и информацией о процессе проведения экзамена.
2. Пониманием и поддержкой, любовью и верой в его силы. Согласитесь, что каждый, кто, сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку - умение не сдаваться в трудной ситуации.
        Не ругайте детей за отсутствие необходимого материала для подготовки к экзамену, заботливые родители найдут недостающие источники, пока дети работают с доступными им. Исключите на этот период все конфликтные вопросы, касающиеся учебной деятельности. Стимулируйте ответственность в подготовке к экзамену и поддерживайте у детей веру в собственные силы. Откажитесь от упреков, доверяйте своему ребенку. Поддержка родителей очень важна, поскольку ученику, кроме всего прочего, необходима еще и психологическая готовность к ситуации сдачи серьезных экзаменов.
3.Организацией режима.         Именно родители могут помочь своему ребенку наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к ЕГЭ. Структурируйте дни подготовки к экзаменам: разбейте весь учебный материал на равные части и контролируйте ежедневное выполнение задания. Во время подготовки ребенок регулярно должен делать короткие перерывы. Объясните ему: отдыхать, не дожидаясь усталости - лучшее средство от переутомления. Важно, чтобы ребенок обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая), нервная система перед экзаменом и так на взводе. Питание должно быть балансированным, но привычным, особенно в период экзаменов, так как реакция организма в момент психоэмоционального напряжения может быть непредсказуемой, полезны шоколад и сухофрукты. Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающим телевизором или радио. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов. Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он раньше прекратит подготовку, сходит на прогулку и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не приобретение знаний. 4.Участием в подготовке в ЕГЭ. Задолго до экзаменов обсудите с ребенком, что именно ему придется сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными, почему? Эта информация поможет совместно создать план подготовки: на какие предметы придется потратить больше времени, а что требует только повторения. Определите вместе с ребенком его «золотые часы» («жаворонок» он или «сова»). Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошо знакомые - в часы спада. Прочитайте список вопросов к экзамену. Пусть он просветит вас по тем или иным темам, а вы задавайте вопросы. Чем больше он успеет вам рассказать, тем лучше. В выходной, когда вы никуда не торопитесь, можно устроить ребенку репетицию письменного экзамена (ЕГЭ). Например, возьмите один из вариантов ЕГЭ по математике (учителя при подготовке детей пользуются различными вариантами ЕГЭ).
        Договоритесь, что у ребенка будет 3 или 4 часа,
усадите за стол, свободный от лишних предметов, засеките время и объявите о начале «экзамена». Организуйте условия для работы, при которых выпускник не будет отвлекаться. Помогите исправить ошибки и обсудите, почему они возникли. Поговорите и об ощущениях, возникших в ходе домашнего экзамена: было ли ему забавно или неуютно, удалось ли сосредоточиться на задании и не отвлекаться?

5. Заключение. С принятием Законно Российской Федерации «Об образовании» возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательных учреждений. Современная семья развивается в условиях качественно новой противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, с другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Именно семья в наибольшей мере подвержена влиянию реформаторских социальных изменений, поскольку их результаты непосредственно отражаются на ее экономическом благосостоянии, стабильности в воспитательном потенциале. В условиях колоссальных изменений во всех сферах жизни общества семья должна изменить свою традиционную функциональную стратегию, и прежде всего, в воспитании. Таким образом, семья в силу своей традиционности не может гибко перестроить свою воспитательную среду. Поэтому ей требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе сотрудничества педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. Наиболее действенным в содержании взаимодействия педагогов с родителями его воспитанников является проявляемая забота о развитии ребенка: его самочувствие, состояние души, физическом и психологическом здоровье, успешности деятельности, положении в группе и групповом статусе, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах их развития, особенностях характера, о счастье подрастающей личности, входящей в контекст современной культурной жизни.
        
 Родители и педагоги – две мощнейшие силы, роль которых в процессе становления личности каждого человека невозможно преувеличить. Актуальное значение приобретает не столько их взаимодействие в традиционном понимании, сколько, прежде всего, взаимопонимание, взаимодополнение, сотворчество школы и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения.

Список используемых источников:
1. Н. В. Коротченко Психологическая подготовка школьников к ЕГЭ как инновационная составляющая образовательного процесса // Материалы Всероссийской научно-практической конференции: «Инновационное развитие системы образования в Российской Федерации». – М: Паганель,  2011.
2. . Костенко С.И., Пухова Н.В., Москвина А.В. Психологическая подготовка к ЕГЭ. http://menobr.ru/material/.
3. Филакова Е.М., Шабатина Ю.А. Модель психологического сопровождения учащихся при подготовке к ЕГЭ. http://festival.1september.ru /articles/569551/.
4. М.Ю.Чибисова  Материалы курса «Психолого-педагогическая подготовка школьников к сдаче выпускных экзаменов в традиционной форме и в формате ЕГЭ»: Педагогический университет «Первое сентября», 2009.
5. Шамова Т. И., Подчалимова Г. Н., Худин А. Н., Ильина И. В. Как подготовиться к Единому государственному экзамену [Текст]/ Т. И. Шамова, Г. Н. Подчалимова, А. Н. Худин, И. В. Ильина // Педагогическая диагностика, 2005-№ 2.
6. www.ege.edu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Игровые приемы работы в донотный и начальный периоды с детьми 5-6 лет в классе фортепиано"

Как правило, донотный и начальный период обучения игре на фортепиано приходится у детей на возраст 5-6 лет. Учитывая психофизиологические особенности этого возраста можно предположить, что освое...

Рекомендации родителям по психологической подготовке выпускников к сдаче ЕГЭ

Не секрет, что успешность сдачи экзамена во многом зависит от настроя и отношения к этому родителей. Чтобы помочь детям как можно лучше подготовиться к экзаменам, попробуйте выполнить несколько совето...

Методическая разработка Тема: «Поэтапная работа с родителями учащихся, пропускающих уроки по неуважительным причинам, для привлечению их к ответственности за неисполнение родительских обязанностей»

В настоящее время обучение детей происходит не так гладко как хотелось бы нам, учителям. И дело даже не в том, что поколение плохое, а в том, что это самое поколение не готово обучаться. Поток информа...

Психологическая помощь подросткам и их родителям в период подготовки к экзаменам.

Материал содержит презентацию для родительского собрания на тему: "Психологическая помощь подросткам и их родителям в период подготовки к экзаменам".Мероприятие проводится для родителей выпу...

Занятие для педагогов в период подготовки выпускников к сдаче ГИА «Катализаторы успеха»

Цель занятия: выработать подход в создании благоприятной социально-психологической среды развития учащихся путем психолого-педагогической поддержки учащихся и их родителе в период подготовки к экзамен...