урок географии 6 класс на тему "Озёра"
план-конспект урока по географии (6 класс)

Епифанова Валентина Николаевна

Урок- изучение нового материала. На уроке дети знакомятся с озёрами по их формам образования и составу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ozyora.docx50.92 КБ

Предварительный просмотр:

География 6 класс.

Тема урока : «Голубые очи планеты» " Озера ".

Цели урока:

Сформировать представление о типах озерных котловин, бессточных сточных озерах.

Развивать логическое мышление на основе взаимосвязи (зависимости) внешнего вида озер по происхождению.

Развивать умение определять географическое положение и описание озер по типовому плану.

Формировать у обучающихся отношения к озерам как к объекту красоты, пользы, изучения и охраны.

Тип урока изучение нового материала.

Методы и формы учебной деятельности: рассказ учителя, сообщения обучающихся, эвристическая беседа, ответы на вопросы учителя, формирование выводов и определений, закрепление.

Оборудование: физическая карта Мира, мультимедийное оборудование (проектор, компьютер, экран), атласы для 6 класса, учебник  "География. Землеведение"; В.П.Дронов, Л.Е.Савельева, Дрофа, 2016 г.

Ход урока

  1. Организационный момент 

      II. Изучение нового материала

- Мы изучили реки – один из видов вод суши. Реки играют большую роль в жизни Земли и человека. Но есть еще и другие воды суши. Их мы и будем изучать сегодня.

-Предлагаю вам отгадать загадку.

Посреди поля лежит зеркало,

Стекло голубое, рама зеленая.

Глядят в него молодые рябинки,

Цветные свои, примеряя косынки.

Глядят в него молодые березки.

Свои перед ним поправляя прически.

И месяц и звезды-

В нем все отражается ...

Как это зеркало называется? (озеро)

Это и будет нашей новой темой урока.

- Что такое озеро?

- Попробуйте дать определение.

- Ответы детей.

-Давайте откроем учебники  и прочитаем терминологию.

-Работа по учебнику.

- Итак, озеро - это скопление воды в природном углублении на суше. Это углубление называется котловина. От того, какого происхождения будет котловина, зависит внешний вид озера

Лимнология,- наука изучающая озёра.

Виды озер по происхождению. А все ли озера по размерам одинаковые? Посмотрите на карте! (Разные). Разные потому  что они разные по происхождению

По способу образования озерные котловины можно разделить на несколько типов:

Запишем в тетради “Типы котловин. Виды озёр по происхождению”. (Составление таблицы)

  1. Тектонические – образуются в результате тектонических движений земной коры. Например, за счет опуская участка земной коры образовалось Каспийское и Аральское моря-озера, а из-за трещины в земной коре – озеро Байкал..
  2. Ледниковые – образуются от таяния ледников. В доисторические времена со стороны Северного Ледовитого океана на территорию России четырежды надвигался ледник. Он выпахивал углубления, которые заполнялись водой от таяния ледника. Например, Ладожское и Онежское озера (недалеко от г.Санкт-Петербург).
  3. Запрудные – образуются в результате частичного преграждения русла реки. Например, Сазерское озеро на Памире.
  4. Вулканические – образуются в кратерах потухших вулканов. Например, Кроноцкое и Курильское озера на полуострове Камчатка.
    В местности, сложенной легкорастворимыми породами, подземные воды вымывают в этих породах пустоты. Это явление носит название 
    карст.
  5. Карстовые – образуются, когда грунтовые воды размывают соли, их много в пещерах.
    Например, озеро Кандрыкуль в Башкирии.
  6. Старицы – образуются в половодье, когда река заливает значительную часть поймы.

Виды озер по происхождению

Происхождение озерных котловин

Примеры

Тектонические

Байкал

Титикака

Каспийское

Аральское

Ледниковые

Ладожское

Онежское

Запрудные

Сарезское

Вулканические

Кроноцкое

Курильское

Давайте уточним, что необходимо для образования озера. Озеро образуется в местах с избыточной влажностью в котловинах – углублениях в земной коре.

Озера, как и реки, питаются дождевой, талой и подземной водой. Вода из озера расходуется на испарение и выносится реками.

Озера, из которых вытекают реки, называются СТОЧНЫМИ,

Например, Байкал.

Озера, из которых реки не вытекают называют БЕССТОЧНЫМИ.

Например, Каспийское море-озеро.

Также озера могут быть:

  • Пресные (на карте показаны голубым цветом).
  • Соленые  (на карте показаны  розовым цветом).

-Давайте приведём примеры солёных озер.( Чаны, Баскунча, Эльтон.)

Обратим внимание на схему.

hello_html_m4888eb25.gif

На карте вся вода изображена голубым цветом.

Наша планета Земля богата озерами, а с какими озерами вы ассоциируете нашу страну – Россию? (Байкал)

Давайте послушаем стихотворение о Байкале.

Средь горных хребтов, возле сопок и скал

Раскинулось озеро-море,

Сибири жемчужина – древний Байкал,

Чьи волны шумят на просторе.

Байкалу нет равных озёр на Земле

 – Он самый глубокий и чистый!

 Прекрасен утрами, в вечерней заре,

В снегах и под солнцем лучистым.

 Впадают в него сотни рек и ручьёв,

Одна Ангара вытекает.

На озере много ещё островов –

Ольхон самым крупным считают.

Байкал – пресноводный, с прозрачной водой,

И живности в водах немало:

 Осётр*, голомянки*, таймени* с плотвой*

 Сиг*, омуль* – эндемик* Байкала.

 Байкальская нерпа* в тех водах живёт,

 А берег – гнездовье для птицы,

Увидишь орланов* и чаек полёт.

 Медведи приходят кормиться.

 В горах Прибайкалья живёт кабаргА –

Олень, самый маленький в мире,

А склоны вокруг покрывает тайга,

Богатая флора* Сибири.

Но редко бывает спокойным Байкал

– От ветров вздымаются волны

– СармА*, баргузИн* – так народ их назвал,

Здесь перечень ветров неполный.

 Когда же утихнет шальной баргузин,

То солнце, коль верить примете

, На небе сиять будет день не один,

А омуль наполнит все сети.

Зимой же Байкал покрывается льдом,

Закрыв сентябрём судоходство.

 В мороз лёд трещит, как раскатистый гром, И

 с выстрелом пушки есть сходство.

Из космоса виден древнейший Байкал

, Его полумесяц лазурный.

Он славу себе на планете снискал,

 Воспет нашим временем бурным.

 Байкал – это чудо, живой организм,

И людям беречь его надо!

-Работа у карты. Дети по очереди показывают озёра.

- «Голубые очи планеты»,  так назвал свою книгу А. Муранов. В книге автор рассказывает о великом и многообразном мире озёр  земного шара. Я советую вам её почитать.

Зачитывается отрывок.

https://ozon-st.cdn.ngenix.net/multimedia/1001110250.jpg

Теперь я предлагаю окунуться в мир живописи и посмотреть, как художники изображали в своих работах озера.

В мире есть необычные озёра. Такие как например: озеро чернил, озеро – кастрюля. О них нам расскажут ребята.

Заключение

- Узнай озеро по описанию: (учащиеся пытаются узнать озеро + работа с картой)
Озеро 1. Это озеро-море. Самое крупное в мире. Оно заполнено солоноватой водой и населено многими животными морского происхождения. (Каспийское.) 
Озеро 2. Это озеро — самый крупный пресноводный водоем в Европе. В озеро впадает более 30 рек, а вытекает одна Нева. У озера славная история: в годы Великой Отечественной войны по его льду проходила Дорога жизни — единственная связь страны с осажденным Ленинградом”. (Ладожское.) 
Озеро 3. А это озеро — исторический памятник великого подвига русского народа. Здесь в 1242 г. произошло знаменитое Ледовое побоище. Это пресноводное озеро лежит в центре России. Котловина озера ледникового происхождения. (Чудское.)
Озеро 4. Это озеро самое глубокое в мире, самое старое — ему 30 млн. лет, а также самое прозрачное. Озеро населяет 1800 видов животных и растений — 3/4 из них эндемичны, т. е. встречаются только здесь. (Байкал) Озеро 5.Это крупное Дальневосточное озеро страны. По нему проходит граница России с Китаем. В нем водятся зеленые беспанцирные черепахи. (Ханка.)

Итог урока

-Что узнали на уроке?

-Что даёт озеро человеку?

Домашнее задание

П. 49, обозначение в контурных картах озер. Сообщение- интересные сведения про озёра

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по географии 5 класс"Моделирование на уроках географии

Основа стандарта : каждый урок - деятельностный подход к обучению. Поэтому, главная задача учителя -организовать деятельность ученика на уроке «научить- учиться». Умения предметные (географическ...

Опорные конспекты на уроках географии. Урок географии в 6 классе "Природные зоны Земли"

В данной методической разработке показано использование технологии опорных конспектов по методике В. Ф. Шаталова на уроках географии.  Тема урока: Природные зоны Земли - зональные природные ...

Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.

В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...

Урок географии в 7 классе Африка в стихах Н. С. Гумилева Обобщение по теме Африка (интегрированный урок география+литература)

Тема раздела  Южные материкиТема урока  Обобщение знаний о природных зонах АфрикиНомер урока в теме раздела 9Цель урока: обобщение знаний по материку Африка через  литературный образ ма...

Интерактивные уроки географии.Урок географии в 7 классе с применением ИКТ. Тема :Австралия. Географическое положение и исследование материка.

Интерактивные уроки географии.Урок географии в 7 классе с применением  ИКТ. Тема :Австралия. Географическое положение и исследование материка....

Интерактивные уроки географии.Урок географии в 7 классе с применением ИКТ. Тема :Южная Америка. Географическое положение и исследование материка

Интерактивные уроки географии.Урок географии в 7 классе с применением  ИКТ. Тема :Южная Америка. Географическое положение и исследование материка....