урок географии 6 класс на тему "Озёра"
план-конспект урока по географии (6 класс)
Урок- изучение нового материала. На уроке дети знакомятся с озёрами по их формам образования и составу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ozyora.docx | 50.92 КБ |
Предварительный просмотр:
География 6 класс.
Тема урока : «Голубые очи планеты» " Озера ".
Цели урока:
Сформировать представление о типах озерных котловин, бессточных сточных озерах.
Развивать логическое мышление на основе взаимосвязи (зависимости) внешнего вида озер по происхождению.
Развивать умение определять географическое положение и описание озер по типовому плану.
Формировать у обучающихся отношения к озерам как к объекту красоты, пользы, изучения и охраны.
Тип урока изучение нового материала.
Методы и формы учебной деятельности: рассказ учителя, сообщения обучающихся, эвристическая беседа, ответы на вопросы учителя, формирование выводов и определений, закрепление.
Оборудование: физическая карта Мира, мультимедийное оборудование (проектор, компьютер, экран), атласы для 6 класса, учебник "География. Землеведение"; В.П.Дронов, Л.Е.Савельева, Дрофа, 2016 г.
Ход урока
- Организационный момент
II. Изучение нового материала
- Мы изучили реки – один из видов вод суши. Реки играют большую роль в жизни Земли и человека. Но есть еще и другие воды суши. Их мы и будем изучать сегодня.
-Предлагаю вам отгадать загадку.
Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, рама зеленая.
Глядят в него молодые рябинки,
Цветные свои, примеряя косынки.
Глядят в него молодые березки.
Свои перед ним поправляя прически.
И месяц и звезды-
В нем все отражается ...
Как это зеркало называется? (озеро)
Это и будет нашей новой темой урока.
- Что такое озеро?
- Попробуйте дать определение.
- Ответы детей.
-Давайте откроем учебники и прочитаем терминологию.
-Работа по учебнику.
- Итак, озеро - это скопление воды в природном углублении на суше. Это углубление называется котловина. От того, какого происхождения будет котловина, зависит внешний вид озера
Лимнология,- наука изучающая озёра.
Виды озер по происхождению. А все ли озера по размерам одинаковые? Посмотрите на карте! (Разные). Разные потому что они разные по происхождению
По способу образования озерные котловины можно разделить на несколько типов:
Запишем в тетради “Типы котловин. Виды озёр по происхождению”. (Составление таблицы)
- Тектонические – образуются в результате тектонических движений земной коры. Например, за счет опуская участка земной коры образовалось Каспийское и Аральское моря-озера, а из-за трещины в земной коре – озеро Байкал..
- Ледниковые – образуются от таяния ледников. В доисторические времена со стороны Северного Ледовитого океана на территорию России четырежды надвигался ледник. Он выпахивал углубления, которые заполнялись водой от таяния ледника. Например, Ладожское и Онежское озера (недалеко от г.Санкт-Петербург).
- Запрудные – образуются в результате частичного преграждения русла реки. Например, Сазерское озеро на Памире.
- Вулканические – образуются в кратерах потухших вулканов. Например, Кроноцкое и Курильское озера на полуострове Камчатка.
В местности, сложенной легкорастворимыми породами, подземные воды вымывают в этих породах пустоты. Это явление носит название карст. - Карстовые – образуются, когда грунтовые воды размывают соли, их много в пещерах.
Например, озеро Кандрыкуль в Башкирии. - Старицы – образуются в половодье, когда река заливает значительную часть поймы.
Виды озер по происхождению | |
Происхождение озерных котловин | Примеры |
Тектонические | Байкал Титикака Каспийское Аральское |
Ледниковые | Ладожское Онежское |
Запрудные | Сарезское |
Вулканические | Кроноцкое Курильское |
Давайте уточним, что необходимо для образования озера. Озеро образуется в местах с избыточной влажностью в котловинах – углублениях в земной коре.
Озера, как и реки, питаются дождевой, талой и подземной водой. Вода из озера расходуется на испарение и выносится реками.
Озера, из которых вытекают реки, называются СТОЧНЫМИ,
Например, Байкал.
Озера, из которых реки не вытекают называют БЕССТОЧНЫМИ.
Например, Каспийское море-озеро.
Также озера могут быть:
- Пресные (на карте показаны голубым цветом).
- Соленые (на карте показаны розовым цветом).
-Давайте приведём примеры солёных озер.( Чаны, Баскунча, Эльтон.)
Обратим внимание на схему.
На карте вся вода изображена голубым цветом.
Наша планета Земля богата озерами, а с какими озерами вы ассоциируете нашу страну – Россию? (Байкал)
Давайте послушаем стихотворение о Байкале.
Средь горных хребтов, возле сопок и скал
Раскинулось озеро-море,
Сибири жемчужина – древний Байкал,
Чьи волны шумят на просторе.
Байкалу нет равных озёр на Земле
– Он самый глубокий и чистый!
Прекрасен утрами, в вечерней заре,
В снегах и под солнцем лучистым.
Впадают в него сотни рек и ручьёв,
Одна Ангара вытекает.
На озере много ещё островов –
Ольхон самым крупным считают.
Байкал – пресноводный, с прозрачной водой,
И живности в водах немало:
Осётр*, голомянки*, таймени* с плотвой*
Сиг*, омуль* – эндемик* Байкала.
Байкальская нерпа* в тех водах живёт,
А берег – гнездовье для птицы,
Увидишь орланов* и чаек полёт.
Медведи приходят кормиться.
В горах Прибайкалья живёт кабаргА –
Олень, самый маленький в мире,
А склоны вокруг покрывает тайга,
Богатая флора* Сибири.
Но редко бывает спокойным Байкал
– От ветров вздымаются волны
– СармА*, баргузИн* – так народ их назвал,
Здесь перечень ветров неполный.
Когда же утихнет шальной баргузин,
То солнце, коль верить примете
, На небе сиять будет день не один,
А омуль наполнит все сети.
Зимой же Байкал покрывается льдом,
Закрыв сентябрём судоходство.
В мороз лёд трещит, как раскатистый гром, И
с выстрелом пушки есть сходство.
Из космоса виден древнейший Байкал
, Его полумесяц лазурный.
Он славу себе на планете снискал,
Воспет нашим временем бурным.
Байкал – это чудо, живой организм,
И людям беречь его надо!
-Работа у карты. Дети по очереди показывают озёра.
- «Голубые очи планеты», так назвал свою книгу А. Муранов. В книге автор рассказывает о великом и многообразном мире озёр земного шара. Я советую вам её почитать.
Зачитывается отрывок.
Теперь я предлагаю окунуться в мир живописи и посмотреть, как художники изображали в своих работах озера.
В мире есть необычные озёра. Такие как например: озеро чернил, озеро – кастрюля. О них нам расскажут ребята.
Заключение
- Узнай озеро по описанию: (учащиеся пытаются узнать озеро + работа с картой)
Озеро 1. Это озеро-море. Самое крупное в мире. Оно заполнено солоноватой водой и населено многими животными морского происхождения. (Каспийское.)
Озеро 2. Это озеро — самый крупный пресноводный водоем в Европе. В озеро впадает более 30 рек, а вытекает одна Нева. У озера славная история: в годы Великой Отечественной войны по его льду проходила Дорога жизни — единственная связь страны с осажденным Ленинградом”. (Ладожское.)
Озеро 3. А это озеро — исторический памятник великого подвига русского народа. Здесь в 1242 г. произошло знаменитое Ледовое побоище. Это пресноводное озеро лежит в центре России. Котловина озера ледникового происхождения. (Чудское.)
Озеро 4. Это озеро самое глубокое в мире, самое старое — ему 30 млн. лет, а также самое прозрачное. Озеро населяет 1800 видов животных и растений — 3/4 из них эндемичны, т. е. встречаются только здесь. (Байкал) Озеро 5.Это крупное Дальневосточное озеро страны. По нему проходит граница России с Китаем. В нем водятся зеленые беспанцирные черепахи. (Ханка.)
Итог урока
-Что узнали на уроке?
-Что даёт озеро человеку?
Домашнее задание
П. 49, обозначение в контурных картах озер. Сообщение- интересные сведения про озёра
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по географии 5 класс"Моделирование на уроках географии
Основа стандарта : каждый урок - деятельностный подход к обучению. Поэтому, главная задача учителя -организовать деятельность ученика на уроке «научить- учиться». Умения предметные (географическ...
Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме "Русская равнина. Народные промыслы Центральной и Северо–Западной России" Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме "Русская равнина. Народные промыслы Центральн
Очень интересный и необчный урок....
Опорные конспекты на уроках географии. Урок географии в 6 классе "Природные зоны Земли"
В данной методической разработке показано использование технологии опорных конспектов по методике В. Ф. Шаталова на уроках географии. Тема урока: Природные зоны Земли - зональные природные ...
Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.
В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...
Урок географии в 7 классе Африка в стихах Н. С. Гумилева Обобщение по теме Африка (интегрированный урок география+литература)
Тема раздела Южные материкиТема урока Обобщение знаний о природных зонах АфрикиНомер урока в теме раздела 9Цель урока: обобщение знаний по материку Африка через литературный образ ма...
Интерактивные уроки географии.Урок географии в 7 классе с применением ИКТ. Тема :Австралия. Географическое положение и исследование материка.
Интерактивные уроки географии.Урок географии в 7 классе с применением ИКТ. Тема :Австралия. Географическое положение и исследование материка....
Интерактивные уроки географии.Урок географии в 7 классе с применением ИКТ. Тема :Южная Америка. Географическое положение и исследование материка
Интерактивные уроки географии.Урок географии в 7 классе с применением ИКТ. Тема :Южная Америка. Географическое положение и исследование материка....