Исследовательская деятельность как средство повышения экологической грамотности учащихся
методическая разработка по географии

Арефьева Елена Васильевна

Исследовательская деятельность школьников позволяет задействовать все функции процесса обучения:

·         образовательную: вооружить учащихся знаниями, умениями, навыками, опытом творческой деятельности

·         воспитательную: воспитание нравственных, умственных, экологических, трудовых норм поведения

·         развивающую: развитие мышления, воображения, внимания, памяти, воли и характера учащегося.

Цель организации эколого-краеведческой исследовательской работы  -

воспитание чувства патриотизма, развитие творческих способностей, формирование экологической культуры школьников.

 

Основные задачи исследовательской работы:

·  развитие самостоятельности при работе со специальной и научной литературой, источниками краеведческой информации, выполнении наблюдений и опытов;

·  развитие у учащихся познавательной, творческой деятельности через изучение истории родного края;

·  развитие способности формировать свое мнение и умение его отстаивать;

·  формирования активной жизненной позиции учащихся;

·  развитие умения общаться с аудиторией, выступая на часах общения, конференциях, конкурсах;

·  формирование чувств патриотизма и уважения к своей малой Родине;

·  получение знаний для улучшения качества жизни, развитие умений и навыков разумного поведения в окружающей среде.

воспитание  уверенности в себе, сознание значимости выполненной работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issled_deyatelnost_moya.docx43.49 КБ

Предварительный просмотр:

         Исследовательская деятельность как средство повышения экологической грамотности учащихся.

Арефьева Е.В., учитель географии       МКОУ СШ с УИОП №2 им.А.Жаркова     г.Яранска Кировской области

Формирование основ экологической грамотности и осознание целостности окружающего мира является одним из предметных результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования (ФГОС). В основе экологической грамотности лежит формирование экологических знаний школьника. На основе знаний о взаимосвязях в природе, можно и должно формироваться эмоционально-ценностное отношение к природе, понимание и соблюдение правил экологоориентированного поведения. Немаловажным для формирования осознанного экологоориентированного поведения является и личная мотивация ребенка к участию в решении экологических проблем. Воспитание экологической культуры, грамотности рассматривается в настоящее время в числе приоритетных задач гражданского общества. Формирование человека экологически грамотного, неравнодушного к жизни природы, возможно лишь при условии экологизации всех сфер деятельности, что в обучении сводится к развитию экологического мышления и экологическому воспитанию.

При формировании экологической грамотности у школьников можно выделить три основных компонента: экологические знания, эмоционально-ценностное отношение, потребность и осознанность экологоориентированного поведения.

Все это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Содержание экологической грамотности включает в себя систему норм (запретов и предписаний), которые вытекают из ценностных ориентаций. Формирование ценностного отношения к природе и потребности в экологической деятельности (в том числе, природоохранной) возможно и результативно только в практической деятельности школьников в природе: наблюдении природы и взаимодействие с ее объектами [2].

Многолетний педагогический опыт и творческий поиск по этой проблеме привел меня к выводу о том, что одним, из наиболее эффективных методов воспитания экологической грамотности является организация исследовательской деятельности учащихся, которая и является для меня одной из форм работы с учащимися на своих уроках и во внеурочное время.

Таким образом, средством развития экологической грамотности школьников является систематическое, педагогически организованное общение с природой, и этим является исследовательская познавательная деятельности с экологическим содержанием, основанном на краеведческом материале. Она позволяет развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности  ребят.

Исследовательская деятельность школьников позволяет задействовать все функции процесса обучения:

  • образовательную: вооружить учащихся знаниями, умениями, навыками, опытом творческой деятельности
  • воспитательную: воспитание нравственных, умственных, экологических, трудовых норм поведения
  • развивающую: развитие мышления, воображения, внимания, памяти, воли и характера учащегося.

Цель организации эколого-краеведческой исследовательской работы  -

воспитание чувства патриотизма, развитие творческих способностей, формирование экологической культуры школьников.

Основные задачи исследовательской работы:

  • развитие самостоятельности при работе со специальной и научной литературой, источниками краеведческой информации, выполнении наблюдений и опытов;
  • развитие у учащихся познавательной, творческой деятельности через изучение истории родного края;
  • развитие способности формировать свое мнение и умение его отстаивать;
  • формирования активной жизненной позиции учащихся;
  • развитие умения общаться с аудиторией, выступая на часах общения, конференциях, конкурсах;
  • формирование чувств патриотизма и уважения к своей малой Родине;
  • получение знаний для улучшения качества жизни, развитие умений и навыков разумного поведения в окружающей среде.
  • воспитание  уверенности в себе, сознание значимости выполненной работы. [3].

Экологическое образование и воспитание в нашей школе направлено на развитие личности каждого ученика; повышение интереса к естественным наукам; расширение и углубление знаний учащихся по экологии, биологии, географии и  проблемам охраны природы; развитие у школьников потребности принимать личное участие в охране окружающей среды и решении экологической проблемы на уровне класса, школы, города, района.

Исследовательская деятельность, реализуемая мною во внеурочное время, носит ярко выраженный межпредметный характер и не замыкается на экологии. Нами проводились исследования по проблемам здорового образа жизни, рационального питания, охраны природных объектов. Расширение границ экологической культуры происходит в следующих исследованиях: «Исследование качества питьевой воды» (2011г.), «Школьное питание» (2012г.), «Физическое состояние здоровья учащихся» (2012г.), «Пляж моей мечты»» (2015г.) и др.

С целью формирования экологической грамотности у учащихся мною разработана программа экологического воспитания школьников «Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время». Программа ориентирована на активную работу на экологической тропе «Храм природы», формирование экологической грамотности учащихся, включающей экологическое сознание, чувства, экологическую деятельность и поведение, экологическое отношение и носит образовательный характер. Целью данной программы является освоение экологических знаний о лесных сообществах нашего региона, а также формирование активной жизненной позиции в деле охраны и приумножения лесных богатств  у учащихся через экологическое воспитание школьников.        

  Задачи программы:  

1. Воспитание у учащихся любви к природе родного края

2. Дать основы дополнительных знаний по экологии леса, о прилегающих к нему сообществах и отдельным видам растений нашего региона.

3. Подготовка учащихся к адаптации в будущей жизни. 

4. Способствовать развитию экологического движения, организовывать и проводить экологические десанты, соревнования, формировать здоровый образ жизни детей.

5. Формирование умений и навыков исследовательской и практической деятельности в процессе выполнения индивидуальных и практических работ.

 6.Формирование эмоционально-положительного отношения к природе нашего края, основываясь на конкретных примерах и результатах.

Формы работы:

  • агитационно-пропагандистская;
  • лесопатологические наблюдения;
  • поиск насекомых вредителей и сбор информации о них;
  • изучение экологии леса;
  • участие в массовых акциях;
  • исследовательская деятельность.

Результатом работы в кружке «Храм природы» является: 1.Участие в конкурсах различного уровня; 2.Участие в экологических и природоохранных акциях.3. Выполнение и защита научно-исследовательских работ по выбранным темам.

На занятиях кружка формируются учебные умения практического и исследовательского характера; происходит формирование экологического мышления, необходимого для установления гармоничных отношений с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле. Также у школьников формируется отношение к живой природе как к объекту и сфере собственной практической деятельности, которая осуществляется на экологической тропе «Храм природы», это “ учебно-экспериментальная лаборатория” школы в природных условиях. Педагоги и учащиеся изучают разнообразные объекты и явления природы, знакомятся с богатством и разнообразием местной флоры и фауны, с различными типами биогеоценозов – водоемом, лесом и т.д. Кроме этого, своими глазами видят изменяющиеся антропогенные воздействия на объекты природы, на сообщества.

На территории экологической тропы «Храм природы» расположен памятник природы г.Яранска – березовая роща, обустроено и работает 8 станций: «Березовая роща – памятник природы», «Этажи леса», «В мире животных», «Муравейник», «Ориентировщик», «В здоровом теле – здоровый дух», «Юный исследователь», «Экология водоема».

При работе по созданию эк. тропы из учащихся школы были сформированы 3 группы:        

Поисковики –  любители и знатоки природы,

занимались исследованием местности, выбранной учителем, выявлением

экскурсионных объектов, определяют объем содержания

познавательных экскурсий.

Организаторы – проводят конкурсы на лучшие призыв, лозунг, на лучший научный или художественный текст в соответствии с перечнем объектов тропы, составленным первой группой. Условия конкурсов доводились до сведения учащихся.

Экскурсоводы – подготавливаются из числа старшеклассников, учащихся из первой группы, срок работы которой непродолжителен, а интерес к начатому делу у этих ребят особенно велик. Это основные «действующие лица» экологической тропы с момента ее открытия. Подготовка экскурсоводов играет большую роль в овладении навыками самообразования. Ребята учатся работать с научной и публицистической литературой, устанавливать связи между знаниями по разным предметам, анализируют отчеты своих товарищей.

Работа на экологической тропе построена по трем основным направлениям:

Наблюдения. Внимательно вглядываться в окружающий мир природы, замечать интересные факты. Основной объект наблюдений та природа, которая непосредственно окружает нас.

Изучение серьезных вопросов, ответы на которые лучше попытаться найти самим.

СозиданиеУченик не должен быть только наблюдателем. Для ощущения своей неразрывной связи с природой он должен быть созидателем, т.е. принимать непосредственное участие в решение экологических проблем.

Для изучения природы мы организуем походы по экологической  тропе. Такие походы имеют цель систематически изучать, исследовать фауну, флору местности, водоёмов, расширять и углублять знания учащихся о растительном и животном мире, привлекать специалистов городской администрации, курирующих экологические и социальные проблемы города. Во время экскурсий на уроках биологии, экологии ребята развешивают кормушки. Таким образом, исследовательская работа с помощью экологической тропы способствует формированию ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью и здоровью окружающих людей на основе правовых и нравственных норм, принятых в нашем обществе, формированию экологической грамотности учащихся.    

Развитие научно-исследовательской деятельности учащихся проходит в несколько этапов: 1. постановку проблемы.

2. изучение теории, посвященной данной проблематике.

3. подбор методов исследования и практическое овладение ими.

4. сбор исследуемого материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.

Тематика работы зависит от его интересов и предпочтений, а также от наличия исходных материалов по данной теме (литературы, опытных образцов, иллюстративного материала и т.д.). Важно брать конкретную тему исследования, чем более узкой она будет, тем более успешным будет результат.

На экологической тропе нами были проведены следующие исследования:

1.Изучение видового состава растений экологической тропы.

2.Исследование причин гибели деревьев в березовой роще г.Яранска»,

3Исследование грибов трутовиков на территории памятника природы Яранского района березовой рощи

 4.путеводитель по экологической тропе «Храм природы»

5.Изучение первоцветов на территории экологической тропы

6.Исследование атмосферного воздуха на экологической тропе «Храм природы» и др.

7.Ориентирование по растительности и местным признакам.

8.Экология водоема

 9.Жизнь муравья

10.Влияние рекреационной нагрузки на природный комплекс березовая роща.

В качестве основных неоспоримых достоинств исследовательской деятельности названы высокая степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности.

На экологической тропе школьники ведут наблюдение за растительным и животным миром, проводят экскурсионно-пропагандистскую работу. Занимаются описанием и определением растений, ведут топографическую съёмку местности. Кроме того, сажаются растения, изготавливаются кормушки и жилища для птиц.

Анализ проведенной в школе работы позволил сделать вывод, что

1. Формирование экологической грамотности школьников идёт более успешно, если они являются активными участниками проектно-исследовательской деятельности.

2. Для эффективного влияния на процесс формирования экологической грамотности необходимо не только знать интересы и настроения учащихся, их состояние здоровья, планировать и прогнозировать меры, формы и средства воздействия на формирование их экологического сознания, но и иметь системные критерии и показатели для оценки эффективности экологического образования.

Экологическая тропа — это перспективная учебная территория, где школьники выступают в роли учителей, пропагандистов, тружеников, где формируются их гражданские качества, активная жизненная позиция.

Определить эффективность исследовательской деятельности можно по её результату:

  • достижения вовлеченных в нее учащихся: опыт участия и победы в конференциях, конкурсах исследовательских работ муниципального, регионального, всероссийского  уровней;
  • результаты участия в интеллектуальных соревнованиях (призеры и победители на школьном и муниципальном уровне олимпиад по предметам; Всероссийском конкурсе «Человек и природа»)
  • рост мотивации к изучению предметов естественнонаучного цикла и, как результат, повышение общей успеваемости учащихся при изучении школьных дисциплин и, в конечном счете, профориентация и самореализация в области естествознания (экологии, биологии, географии);
  • рост социальной активности учащихся (экологические акции, трудовые десанты по благоустройству городской территории, т.д.)

Формирование экологической грамотности прививает у учащихся любовь к родному краю, развитию творческого интереса в области естественных наук, осознанному выбору профессии и продолжению научной деятельности.

Используемая литература:

1. Васильева Т. А. Об эстетическом воспитании / Т. А. Васильева, В. Горбулинская // Биология. – 2004. – № 45. – С. 21 – 23.

2. Заленская Е.А. Организация исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время.// Химия в школе.-2009.-№8.-с.55-59.

3.Савенков А.А.. Об организации учебно-исследовательской деятельности в современном образовании.// Химия в школе.-2008.-№8.-с.2-7.

4. Кусябаява Р.Р. Как воспитать в ребенке творческую личность. Сборник разработок концепции, программ и примерных уроков. Уфа: БИРО, 2008. 125 с.

5. Степанчук Н.А. Экология,7-8 классы: практикум по экологии животных. Практикум по экологии человека. Волгоград: Учитель,2009. 183 с.

6. Степанчук Н.А. Прилипко Н.И. Практикум по общей экологии 9 класс. Волгоград:Учитель,2009. 208 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность как средство повышения мотивации учащихся при изучении химии

В статье рассмотрены вопросы организации исследовательской и проектной деятельности в рамках внеклассной работы.Приведены примеры выполненных работ учащихся, описана классификация и принципы организац...

Активные формы обучения как средство повышения орфографической грамотности учающихся на уроках русского языка.

Методика проведения уроков с элементами занимательности - одна из таких форм, которая помогает учащимся уяснить сущность языкового материала, которая воспитывает интерес к нему....

Исследовательская деятельность как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках технологии

Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается резу...

Проектно - исследовательская деятельность как средство повышения качества знаний учащихся

Одним из эффективных средств, используемых для повышения качества обучения в последние годы, являются исследовательские и проектные методы, применяемые на уроках биологии и во внеклассной деятельности...

Педагогическое представление опыта«Проектно-исследовательская деятельность как средство повышения качества знаний и уровня познавательной активности учащихся на уроках истории».

Проектно-исследовательская деятельность ориентирована на достижение целей самих учащихся и формирует невероятно большое количество  общеучебных умений и навыков, таких как: поисковые, коммуникати...

Конкурсное испытание "Методический семинар" «Проектно-исследовательская деятельность как средство повышения познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы».

Конкурсное испытание "Методический семинар" «Проектно-исследовательская деятельность как средство повышения познавательного интереса учащихся на  уроках  русского языка и лит...