Внутреннее строение Земли
план-конспект урока по географии (5 класс)

Найденова Олеся Васильевна

Конспект урока "Внутреннее строение Земли"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Внутреннее строение Земли96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Внутреннее строение Земли»

Цели:

Образовательные:

Сформировать  у учащихся  знания о внутреннем строении Земли, о горных породах и минералах слагающих земную кору;

Дать представления о земной коре.

Развивающие:

Продолжить развитие умений устанавливать с уже изученным материалом, выделять основное, систематизировать и обобщать учебный материал.

Воспитательные:

Воспитание ответственного отношения к себе, стремления к творческой, познавательной деятельности.

Тип: изучение нового материала

Вид: проблемно-исследовательский

Методы: объяснительно-иллюстративный с элементами эвристической беседы, с использованием мультимедийной техники,  проектной деятельности, групповой работы, тестовых заданий.

Задачи:

Задачи обучения.

  • Сформировать знания о внутреннем строении Земли, о горных породах и минералах слагающих земную кору.
  • Расширить знания о внутренних оболочках Земли.
  • Продолжить формировать умения работать с текстом учебника.
  • Продолжить ознакомление с особенностями процесса научного познания, этапами и методами исследовательской деятельности.

Задачи развития.

  • Совершенствовать умение работать с учебными материалами, выделять необходимое и главное, сравнивать и анализировать.
  • Развивать умения формулировать проблему, определять тему и цель, осуществлять сбор, обработку и интерпретацию данных, доказательно излагать свои выводы.
  • Развивать интерес к предмету и процессу познания.

Задачи воспитания.

  • Приумножать знания о  внутреннем строении Земли, о горных породах и минералах слагающих земную кору.
  • Формировать географическую картину мира.
  • Воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.
  •  Воспитать чувство любви к Родине и ее природе.

Ход урока

  1. Организационный этап.
  2. Мотивирование к учебной деятельности.

Цель:

  • создать мотивацию к учебной деятельности на уроке;
  • определить содержательные рамки урока.

Учитель:  Мы продолжаем изучение Земли. А начать урок я хочу со слов Юрия Гагарина, первому из людей, увидевшего космос.  «Самым красивым зрелищем был горизонт - окрашенная всеми цветами радуги полоса, разделяющая Землю в свете солнечных лучей от чёрного неба. Была заметна выпуклость, округлость Земли. Казалось, что вся она опоясана ореолом нежно- голубого цвета, который через бирюзовый, синий и фиолетовый переходит к иссиня-чёрному».

  • Кем является Юрий Гагарин?

Учащиеся 12 апреля 1961 года он облетел вокруг Земли и первым увидел её со стороны

Учитель:   Учёные, изучая Землю, пришли к выводу, что наша планета состоит из нескольких оболочек, которые очень отличаются друг от друга. Что же это за оболочки?                                                                                      

Учащиеся:  Атмосфера. Гидросфера. Биосфера. Литосфера.

Учитель:  Почему о внутреннем строении Земли люди знают меньше, чем о космическом окружении нашей планеты?

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии.

Цель:

  • тренировать вариативность мышления, мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение;
  • мотивировать к пробному действию, организовать его самостоятельное выполнение и обоснование;
  • организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения.

Учитель:     

  • Ребята, как вы думаете, что находится внутри Земли?  
  •  О земной коре?
  • О горных породах и минералах, слагающих земную кору?

Учащиеся: Земля состоит из внутренних оболочек: земной коры, мантии и ядра. Наиболее доступна для изучения земная кора, которая состоит из разных пород.

Учитель:  Сегодня мы с вами рассмотрим эти внутренние оболочки нашей планеты. Итак, мы подошли к определению темы нашего сегодняшнего урока. Тема урока «Внутреннее строение Земли». Давайте определим задачи, на которые мы будем сегодня давать ответы.

  • Какая внутренняя оболочка составляет большую часть объема Земли? (установить размеры внутренних оболочек Земли)
  • Чем отличаются друг от друга? (описывать внутреннее строение Земли)
  • Какие горные породы слагают земную кору?

IV. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

  • выявить и зафиксировать место и причину затруднения.

Анализ ошибок при выполнении задания. Корректировка.

V.Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

  • организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
  • построить проект выхода из затруднения.

Учитель: уточним тему урока «Внутреннее строение Земли». Составим план действий.

  1. Выполнить задания;
  2. Проанализировать результат;
  3. Сформулировать вывод.
  4. Оформить алгоритм.

Учитель:  Сегодня мы пополним наши знания о внутреннем строении Земли и все свои наблюдения вы должны занести в таблицу. Прослушаем информацию о внутренних оболочках и заполним таблицу «Внутреннее строение Земли».

Внутренние оболочки Земли

Характеристика оболочек Земли

 

 

состояние

температура

давление

VI. Реализация построенного проекта. Групповая работа.

Центральный этап урока – научить устанавливать причинно-следственные связи между природными компонентами, параллельно формируя представления о внутренних оболочках Земли (выводы заносятся таблицу). Сейчас вы будете работать в группах по составленному плану. Какие правила необходимо соблюдать в группе? (слайд 10)

Правила работы в группе

  • В группе должен быть организатор обсуждения.
  • Каждый может высказать свою версию решения.
  • Один говорит, остальные слушают и пытаются понять.
  • Каждая версия обсуждается в группе.
  • В группе согласуется общее решение.
  • Представитель группы защищает согласованное решение перед классом.

Учитель:  Итак, вы заполнили информацию в таблице. Давайте дадим характеристику и определения внутренним оболочкам Земли.

  • Ядро - это _________________________________________________. Характеристика ядра.
  • Мантия - это ______________________________________________. Характеристика мантии.
  • Земная кора - это __________________________________________. Характеристика земной коры.

Учитель:  Обратим внимание на строение и состав земной коры. Земная кора под океанами и материками сильно различается. Принято выделять 2 вида земной коры.

Вид земной коры

Толщина

Состав (слои)

 

 

 

 

 

 

Учитель:  Земная кора состоит из горных пород. Как вы считаете, в чём причина разнообразия горных пород в природе?

Учащиеся высказывают свои предположения. 

Учитель: Оказывается, всё зависит от условий образования горных пород. Ведь то, что мы наблюдаем, сегодня не существовало вечно, с момента остывания и затвердевания планеты Земля, а является результатом долгой очень динамичной жизни горных пород. Вы удивитесь, переспросив меня: “Какая может быть жизнь у неживых камней?” – Самая настоящая, – отвечу я, так как горные породы живут, рождаются и разрушаются, постоянно изменяя лик и строение литосферы.
Учитель: 

В начале, возникли породы из магмы,
Они пеpвоpодные самые как бы,
Тяжелый гpанит, в глубине остывал,
Базальт на повеpхности лавою стал.
Поpоды весьма симпатичные,
Увесистые, магматичные
.

Учащиеся: рассматривают магматические горные породы, Определяют их свойства: кристаллическое строение, плотные, твердые.

Учитель: 

Hо прочность - не вечность,
И вот что случается:
Породы выветриванием pазpушаются,
Дpобятся на глыбы, обломки, пески,
Выносятся водами быстpой pеки,
Река их по pуслу таскает,
Обкатывает, отлагает.
А там, где гоpячие воды стpуятся,
Там в них минеpалы совсем pаствоpяться.
Когда же pаствоp остывает,
То соль из него оседает.
А в толще моpской или в темном болоте,
Вы массу остатков животных найдете,
А также, pастений отмеpших остатки,
Они обpазуют поpоды-осадки.
(Все то, что pазpушено, пеpеотложено,
Осело солями, остатками сложено.)

Учащиеся: рассматривают осадочные горные породы. Определяют свойства: мягкие, рыхлые, сыпучие, в некоторых можно заметить органические остатки.

Учитель: 

о вот, под давлением, магма опять,
Стpемится земную коpу  pазоpвать,
И в месте такого втоpжения,
Hаметятся, вдpуг, пpевpащения:
Сыпучий песок, пpевpатился в кваpцит,
Был мел, очень мягкий, вдpуг мpамоp лежит.
Такие поpоды, весьма спецефические,
Зовутся геологами метамоpфические.

  Учащиеся: рассматривают метаморфические горные породы. Определяют свойства: кристаллическое строение, плотные, твердые.

Учитель: Учащиеся заносят в тетради схему "Происхождение горных пород".

Учитель: Вы уже немного устали и поэтому мы прервемся на небольшую паузу, чтобы отдохнуть и немного отвлечься.

Физкультминутка «Руки за спину, головки назад».
Руки за спину, головки назад.
(Закрыть глаза, расслабиться)
Глазки пускай в потолок поглядят.
(Открыть глаза, посмотреть вверх)
Головки опустим - на парту гляди.
(Вниз)
И снова наверх - где там муха летит?
(Вверх)
Глазами повертим, поищем ее.
(По сторонам)
И снова читаем. Немного еще

Учитель: Молодцы. А теперь продолжаем работать.

VII. Первичное закрепление во внешней речи.

Учитель:  Закончите предложения, вставив нужные по смыслу слова.

- Из каких оболочек состоит Земля?

Земля устроена хитро,

Сложней любой игрушки:

Внутри находится … (ядро),

Но ядро не от пушки.

Затем, представьте, … (мантия)

Лежит внутри Земли,

Но не такая мантия,

Что носят короли.

Затем … (земная кора)…

Выбрались мы на поверхность – Ура!

VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

  • организовать самопроверку и самооценку учащимися полученных знаний и умений.

Какие утверждения верны:

  1. Земная кора самая тонкая оболочка Земли;
  2. Мантия – верхняя твердая оболочка Земли;
  3. Земная кора находится в центре нашей планеты;
  4. Ядро состоит в основном из железа и никеля;
  5. Рельеф - это неровности земной поверхности.

(1,4,5)

IX. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

  • организовать тренинг применения нового способа действий.

Учитель:                 

  1.  Земная кора.
  2. Мантия.
  3. Ядро.

А) ближе всего к центру Земли
Б) толщина от 5 до 70 км.
В) в переводе с латыни «покрывало»
Г) температура вещества около 6 тыс. градусов
Д) верхняя оболочка Земли
Е) толщина около 2900 км.
Ж) состояние вещества особое: твердое и пластичное
3) состоит из материковой и океанической частей.

Учитель: Люди используют минералы и горные породы в хозяйственной деятельности и называют их полезными ископаемыми.

Какие полезные ископаемые вы знаете? Как их используют?

Используется данные полезные ископаемые в различных отраслях хозяйства: в горнодобывающей промышленности, химической, металлургии, используются как ювелирные украшения.  Несомненно,  данная деятельность человека оказывает влияние на экологическую ситуацию в данном районе.

X. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

  • зафиксировать в речи алгоритм действий при характеристики природных условий  района;
  • зафиксировать затруднения, которые остались и способы их преодоления;
  • оценить собственную деятельность на уроке.

Учитель:

  • Какова была цель сегодняшнего урока?
  • Достигли цели? Докажите.
  • У кого были трудности и в чем?
  • Справились ли вы с трудностями?
  • Кто может сказать, что в течение урока он находился в учебной деятельности?
  • Оцените свою работу с помощью вопросов анкеты. (Слайд 19).

Анкета для учеников.

Уважаемый коллега!

Ответь, пожалуйста, на нижеперечисленные вопросы. Постарайся, чтобы твои ответы были искренними, честными и полными.

  1. Твое отношение к сегодняшнему  уроку (выбери вариант ответа):

а) отличный, интересный, захватывающий;

б) хороший, содержательный, заставляющий работать;

в) нормальный обычный;

г) скучный, работа без интереса;

д) бесполезный, совсем не интересный.

е) твой вариант ответа ____________________________________

________________________________________________________

  1. Какая цель стояла перед тобой на уроке.

________________________________________________________

________________________________________________________

  1. Достигнута ли цель урока.

________________________________________________________

________________________________________________________

  1. Чему новому ты научился на уроке.

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

  1. Какие были главные трудности  на уроке?

________________________________________________________

________________________________________________________

  1. Какую оценку за работу на уроке ты бы поставил себе? ________

  1. Какую оценку за работу на уроке ты бы поставил учителю? ____

Спасибо за сотрудничество!

Домашнее задание .

◙(обязательное) параграф 20,

☺(дополнительное) С. 98 Подумайте.

☼(творческое) составить кроссворд по теме «Горные породы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Внутреннее строение Земли"

Презентация к уроку по природоведению в 5 классе "Внутреннее строение Земли"....

Урок "Внутреннее строение Земли"

Урок географии в 6 классе.Урок проводится в форме путешествия по станциям: "Знания", "Исследовательская", "Итоговая".На уроке формируетсяпредставление о внктреннем строении ЗемлиКоасс работает с больш...

Внутреннее строение Земли 6 класс

Цели:образовательные: ·        сформировать представление о внутреннем строении Земли;·        ознакомить детей  с...

Презентация "Литосфера.Внутреннее строение Земли"

Показано: схема внутреннего строения Земли, географические задачи. задания для закрепления нового материала....

Внутренее строение Земли. Земная кора в литосфере

Урок географии для учащихся 6 классов учитель Дайдаева С.М. Тема: «Внутреннее строение Земли. Земная кора в литосфере». Цели: образовательные:  сформировать представление о внутренн...

открытый урок по природоведению "Внутреннее строение Земли"

Открытый урок во время педагогического марафона по природоведению....