"Демографическая проблема в мире"
учебно-методический материал по географии (10 класс)

Федякова Виктория Владимировна

география 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10 КЛАСС ГЕОГРАФИЯ74.5 КБ

Предварительный просмотр:

                        Демографическая проблема в мире

Цели: 
1. Вызвать интерес к изучению предмета географии
2. Расширить представление о численности населения Земли, о типах воспроизводства населения, о демографической политике в разных странах, рассмотреть закономерности динамики численности населения мира.

3. Развить умение анализировать статистический материал, работать с дополнительными источниками информации.
4. Обобщить и закрепить знания по темам “ Демографическая проблема”


В начале урока раздать план и прием «Рыбная кость»!!!!!!

Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте, уважаемые гости и учащиеся! Я рада приветствовать Вас на нашем занятииЗрительная проверка присутствующих

2. Изучение нового материала:

Активизация учащихся.
Учитель географии. Мы с вами живем в 21 веке– веке ноосферы и  высоких компьютерных технологий. Вам уже не интересно просто читать и конспектировать материал, нужно применить полученные знания в жизни. Вы  умеете строить графики разного уровня сложности. Вы должны понимать, что многие гуманитарные, естественные и точные предметы взаимосвязаны и необходимы в нашей жизни.  

Формулирование темы.

Для того чтобы определить, чем мы сегодня будем заниматься, Вам предлагается посмотреть на экран (слайды 1-5). Просмотрев предложенные Вам фото, как Вы думаете, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем занятии?

Как Вы понимаете такое множество проблем невозможно рассмотреть в рамках одного занятия. В связи с этим мы остановимся на одной из них. А какой именно Вы должны определить сами. Так, по мнению Урхо Кекконен об этой проблеме можно сказать следующим образом «Будущее нации зависит не от числа автомобилей, а от числа детских колясок». О какой, по вашему мнению, проблеме высказался подобным образом ученый? (слайд №6,7)

Если у учащихся возникают затруднения в определении проблемы, о которой пойдет речь на уроке можно привести высказывание Эрика Линкантера, который по этому поводу сказал: «Если бы люди могли выбирать, где им рождаться, некоторые страны совершенно бы обезлюдели».

Совершенно верно речь идет о демографической проблеме как о проблеме мирового масштаба.

Итак, тема нашего занятия – демографическая проблема (слайд №8).

Толковый словарь Ушакова. «ДЕМОГРА́ФИЯдемографиимннетжен. (от греч. demos - народ и grapho - пишу) (стат.). Отдел статистикиизучающий состав и движение населения».

ДЕМОГРАФИЯ — (от греч. demos — народ и grapho — пишу) наука о народонаселении, изучающая изменение численности населения, рождаемость и смертность, миграцию, половозрастную структуру, национальный состав, географическое распределение и их зависимость от социально-экономических, исторических и других факторов. Экономический словарь терминов

Откройте тетради. Запишите число и тему.

У нас необычный урок. Мы проведем мини-конференцию, и заслушаем четыре исследовательские группы, каждая из которых работала по одному из направлений:

  1. Составление графиков «Рост численности населения мира»
  2. Демографический взрыв: причины и последствия.
  3. Теория демографического перехода.
  4. Демографическая политика.

     

В ходе урока ваша задача делать в тетради записи необходимые для написания отчета, о проведенной конференции используя предложенный план.

План работы над отчетом по итогам конференции. (слайд 9)

1. В чем сущность демографической проблемы?

2. Причины и последствия демографического взрыва?

3. Что такое теория демографического перехода? На какой фазе находятся развитые и развивающиеся страны?

4. В чем отличия демографической политики в развитых и развивающихся странах?

По ходу выступления наших исследовательских групп вы должны будете, используя прием «Рыбная кость», разложить проблему на причины и аргументы, в конце сделать вывод. (слайд 10)

Постановка проблемы.

В современную эпоху стремительный рост народонаселения оказывает возрастающее влияние, как на жизнь отдельных государств, так и на международные отношения в целом. Вы знаете, что в мире существует огромное количество проблем, от предотвращения ядерной войны до загрязнения окружающей природной среды. Но особое место среди них занимает – демографическая.

  Из-за быстрого роста населения на планете, перед человечеством появляются все новые задачи. По оценкам ООН к 2020 году на Земле будет жить около 8 млрд. чел. Всем им будут нужны вода, пища, воздух, энергия. Чтобы обеспечить людей всем необходимым, человечество прилагает огромные усилия, нанося непоправимый вред природе. Важность и значимость демографической проблемы признана всеми государствами. От ее решения зависит эколого-экономическое развитие мира, дальнейшая жизнь всего человечества

Слово предоставляется первой исследовательской группе, занимавшейся построением графиков (приложение).

 

Что мы видим на графиках, из - за чего происходит рост населения?

До Второй мировой войны высокая рождаемость и высокая смертность (из-за болезней, голода, эпидемий) уравновешивали друг друга. Во второй половине XX века пришедшие в развивающиеся страны достижения цивилизации (вакцинация, медицинское обслуживание, санитарно-гигиенические меры, улучшение материальных условий) привели к высокому естественному приросту населения. 

Теперь давайте посмотрим на динамику численности населения в России ( слайд №11)

Что происходит с численностью населения в России и почему?

Слово предоставляется второй исследовательской группе изучившей проблему Демографического взрыва. (слайд 12)

Другая группа задает вопрос.

Какие же последствия демографического взрыва существуют или будут существовать???:

На основе проведенных нами исследований можно четко сформулировать проблемы и последствия демографического взрыва в развивающихся странах:

  1. сокращение природных ресурсов
  2. голод
  3. «трущобная» урбанизация поскольку расширять с/х угодия уже нет возможности, то происходит рост городов из-за того, что люди в них устремляются, след., образуются многомиллионные трущобные зоны, кот. Загрязняют среду, надвигаются на пахотные земли и нац. Парки
  4. безграмотность
  5. эпидемии
  6. терроризм (военные конфликты)

Вопрос к классу: Как вы думаете, какова роль религий мира в процессе демографического взрыва.

Посмотрите на слайд 13 и 14. 

Ислам (мусульмане) полигамная форма брака, след., увелич. Рождаемости, брак является священным ( расторгнуть нельзя). Самая строгая религия – буддизм. Не поощряется брачность, аборты, средства контрацепции.

В настоящее время существуют религиозные течения, пропагандирующие насилие. Самым распространенным считается – ваххабизм. Голодными, безграмотными и фанатиками легче управлять в вере.

Религия все таки  играет не ведущую роль в процессе демографического взрыва!

Несмотря на остроту демографической ситуации, пик демографического взрыва остался позади. Что же произошло? (слайд № 15)

Ответ нам дадут участники третьей исследовательской группы, изучившие вопрос теории демографического перехода.

Задание к классу: давайте подведем итог: в какой фазе демографического перехода находятся развитые и развивающие страны? что происходит с населением и какие последствия могут быть?

РАЗВИВАЮЩИЕ СТРАНЫ – 2 И 3 ЭТАП – ЧТО ЗНАЧИТ???

РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ – НА 4 ЭТАПЕ?

Вы знаете, что в развитых и развивающихся странах демографическая политика носит разный аспект. В чем ее отличия нам расскажет четвертая исследовательская группа.

Вопрос классу: какая демографическая политика проводится в России: материнский капитал, льготы семьям, имеющим 3 и более детей,  перинатальные центры, миграционный поток. (разумная иммиграция и сокращение эмиграции).

3. Итоги урока.

Подведем итог.

Сегодня вы расширили свои знания о демографической ситуации в мире, отдельных регионах и странах. Выяснили, что демографическая проблема существует во всем мире: в развивающихся странах резкое увеличение населения, в развитых – наоборот. Первая группа показала нам, как практические навыки, полученные на уроках информатики, можно применить на уроке географии. На следующем уроке весь класс будет участвовать в построении графиков по статистическим данным

4. Этап Рефлексия

прием "Три М"

я предлагаю вам назвать три момента, которые у вас получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит вашу работу на следующем уроке.

4. Домашнее задание: параграф  11 в. 6 после параграфа (п)

Я благодарю Вас за работу на уроке. И напоследок хочу сказать, что будущее нации зависит от ее детей, т.е. от Вас. И я очень надеюсь, что каждый из Вас задумается о будущем России и перспективах ее развития.

На этом наше занятие подошло к концу. Всего доброго, до свидания!

5. Использованная литература:

  1. Лавров С.Б., Гладкий Ю.Н. Глобальная география. 10-11 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. – 3-е изд.-М.: Дрофа
  2. http://ru.wikipedia.org/
  3. Климанова О.А. География в таблицах, дрофа 2006

Прием «Фишбоун»

Демографическая проблема в мире

причины

Аргументы и факты

Отсутствие контроля над рождаемостью, низкая смертность детей (развитая медицина), низкий уровень образования

Развивающие страны – рост населения

Много денег тратится на детей, эмиграция, высокая смертность от болезней, природные катастрофы

Убыль населения в развитых странах

Вывод: в развивающихся странах происходит рост населения, а в развитых – наоборот.

Приложение

Построить график «Рост численности населения мира»

Регион

Численность населения, млн. чел.

1950

1980

1990

2000

2005

2010

Европа (включая Россию)

597

700

721

728

728

738

Зарубежная Азия

1398

2632

3168

3680

3905

4060

Африка

221

470

622

796

906

976

Сев. Америка

172

256

284

316

330

426

Латинская Америка

167

361

442

520

561

585

Австралия и Океания

13

23

27

31

33

35

Мир в целом

2519

4435

5264

6071

6465

6820


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ и ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

здоровье населения России ухудшается из года в год, что крайне неблагоприятно влияет на демографическую ситуацию. Так, средняя продолжительность жизни россиян ныне всего около 65 лет, а у мужчин – 57-...

Научно - практическая работа Заргарян Микаел. "Демография. Демографические проблемы России на примере д. Верх - Чик"

Научно - практическая работа, выполненная учащимся 8 класса Заргарян Микаелом. Работа признана лучшей на районной научно - практической конференции "Первые шаги в науку" -2012 года...

Разработка открытого внеклассного интегрированного мероприятия конференция учеников на тему: « Проблема века. Демографическая проблема».

К сожалению, школьники часто не видят взаимосвязи отдельных школьных предметов, а без этого нельзя понять и полноценно изучить суть многих проблем. Учащиеся, как правило, не умеют применять знан...

Урок в 10 классе "Демографическая проблема в мире"

Мы с вами живем в 21 веке– веке ноосферы и высоких компьютерных технологий. Вам уже не интересно просто читать и конспектировать материал, нужно применить полученные знания в жизни. Вы умеете строить ...

Презентация "Глобальные проблемы человечества. Демографическая проблема"

Презентация "Глобальные проблемы человечества. Демографическая проблема" может быть использована на уроках географии в старшей школе....

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ГЕОГРАФИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 11 классе ПО ТЕМЕ: «ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ГЕОГРАФИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 11 классе  ПО ТЕМЕ: «ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.  ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»...

Презентация по теме:«Глобальные проблемы человечества ( демографическая проблема)»

Данную презентацию можно использовать на уроках географии в 11 классе. Она затрагивает вопросы: демографический взрыв, демографических переход, перенаселение и пути решения демографической проблемы....