Урок обобщающего повторения "Знаешь ли ты Африку?"
план-конспект урока по географии (7 класс)

Елькина Ольга Сергеевна

Конспект урока по географии 7 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_7_kl_.docx26.65 КБ

Предварительный просмотр:

         Урок обобщающего повторения «Знаешь ли ты Африку?»

 7 класс.

                                                                  Учитель географии О. С. Елькина

Планируемые результаты:

Личностные:  воспитание чувства ответственности, заинтересованности в учёбе; развитие коммуникативных способностей.

Метапредметные: развитие логического мышления, познавательного интереса к предмету

Предметные: обобщить  и проверить знания учащихся по теме «Африка», закрепление навыков работы с картой.

Тип урока:   обобщение и контроль знаний учащихся.            

                                Ход урока

  1. Организационный момент    

       Мы совершили интересное путешествие по Африке, побывали в разных ее уголках. Составили образ материка Африка. Сегодня нам предстоит обобщить знания и проверить их, выполняя различные задания.

     В игре участвует весь класс. После каждого тура отсеивается один человек.  В итоге в конце последнего тура остаётся  -    победитель.  Он награждается грамотой  «Знаток Африки»

  1.  Мотивация учебной деятельности  

                           

  1. Повторение и обобщение знаний  

 

        1 тур. Разминка.

     Путешествие начинается с карты. Сейчас мы проверим, кто из вас быстрее соберёт карту Африки.  На столах разрезанный контур Африки. Надо собрать  из фрагментов  Африку.      

                          2 тур.  Где это?

Ответить на вопрос и показать на карте.

  1. Какое место по площади занимает Африка? (второе)
  2. Крайняя западная точка Африки ( м. Альмади)
  3. Это море омывает Африку на севере (Средиземное)
  4. Этот полуостров на востоке материка говорит: «Иди, подои корову»  (Сомали)
  5. Этот океан омывает Африку на западе. (Атлантический)
  6. Гвинейский залив омывает Африку с (запада)
  7. Африка  -  единственный материк, который почти посередине пересекает  (экватор)
  8. Этот пролив отделяет Африку от Европы (Гибралтарский)
  9. Крайняя южная точка Африки (м. Иголный)
  10.  Мозамбикский пролив отделяет Африку от (о. Мадагаскар)
  11.  Английский учёный, посвятивший свою жизнь изучению Африки (Д. Ливингстон»
  12.  Самый крупный остров у берегов Африки ( Мадагаскар).
  13. Руководитель экспедиции, которая  с 1926 по 1927г в Африке собрала 600 образцов культурных растений. (Н. И. Вавилов)
  14. Африканцы называли его миссионером, путешественником и другом человечества. Его сердце навсегда осталось в Африке. (Д. Ливингстон»

             3. тур. Всё выше и выше.

Ответить на вопрос и показать на карте.

            1. Какие формы рельефа преобладают в Африке (равнины)

           2. Горы на северо-западе Африки (Атлас)

           3. Высшая точка Африки (вулкан Килиманджаро)

           4. Что лежит в основании материка Африка? (платформа)

           5. «Страшные» горы на юге материка (Драконовы)

           6. Что находится на стыке двух литосферных плит?  (горы Атлас)

           7. Суровая каменистая пустыня на побережье Атлантического океана (Намиб)

           8.  Африка в далёком прошлом была частью древнего материка (Гондваны)

           9. Какими полезными ископаемыми богата Африка (осадочного происхождения)

          10. В Северной Африке  и на побережье Гвинейского залива обнаружены огромные запасы:  (нефти и газа).

         11.  В Африке добывают самое большое в мире количество: (алмазов)

         12.  Этот район Африки протянулся вдоль Красного моря через Эфиопское нагорье до устья Замбези. Здесь часты землетрясения и извержения вулканов  (Великий Африканский Разлом).

        13.  В этой части Африки добывают нерудные полезные ископаемые (в северной и западной).

        14. Эта часть Африки богата рудными ископаемыми (восточная и южная)

                                     4 тур. Раз дождинка, два дождинка.

                    Определить климатический пояс.

  1.  В этом климатическом поясе Африки весь год идут дожди, сопровождаемые грозами (в экваториальном)
  2. Эти ветры господствуют в Африке в течение всего года (пассаты)
  3. Для этого климатического пояса характерны два сезона  - зима сухая, а лето влажное (субэкваториальный)
  4. Сильный ветер, дующий летом в Сахаре (самум)
  5. Сколько раз в году меняют своё направление пассаты (ни одного)
  6.  Климат этого климатического пояса самый благоприятный для жизни человека и его деятельности (субтропический)
  7. В этом климатическом поясе очень большие суточные колебания (тропический)
  8. В этом климатическом поясе сравнительно тёплая зима с преобладанием воздуха умеренных широт (субтропический)
  9.  Этот климатический пояс занимает басен реки Конго и побережье Гвинейского залива (экваториальный)
  10. В этом климатическом поясе с приходом экваториального воздуха начинается дождливое лето (субэкваториальный)
  11.  Этом климатический пояс занимает большую часть о. Мадагаскар (тропический).
  12.  Лежит на самом севере и юге материка (субтропический)
  13.  Где в Африке Солнце дважды в году находится в зените (между тропиками)
  14.  Где зафиксирована самая высокая температура на Земле (Африка. Триполи)

                                 5. тур. Знаешь ли ты.

Ответить на вопрос и показать на карте.

1. Эта река дважды пересекает экватор (Конго)

2. На этой реке находится водопад Виктория (Замбези)

3. Эта река образует большую дельту. (Нил)

4. Эта река полноводна круглый год (Конго)

5. Самая крупная река бассейна Индийского океана. (Замбези)

6. Третья по длине и площади бассейна река Африки (Нигер)

7. Самое длинное из всех пресноводных озёр  (Танганьика)

8. Самое большое по площади озеро Африки (Виктория)

9. Самая длинная река (Нил)

10. Эту реку Африки знают и маленькие дети (Лимпопо)

11.  Цветная река  Африки (Оранжевая)

12. Сухие русла рек в Африке (вади).

13. Это озеро расположено в центре Сахары (Чад).

14. Второе название реки Конго (Заир)

                             

                 6 тур.  Чтобы это значило?

            На доске прикреплены ромашки, на лепестках с обратной стороны  географические понятия, ученик выбирает лепесток и даёт объяснение.

  1. Вельвичия  (растение в пустыне Намиб)
  2. Высокотравные степи Африки (саванны)
  3. Марабу (птица, встречается только в Африке)
  4. Баобаб (дерево саванн)
  5. Окапи (животное, обитающее в экваториальных лесах Африки)
  6. Гориллы  (самые крупные человекообразные обезьяны, встречаются только в Африке).
  7. Маниока (вечнозеленый кустарник, корни которого богаты крахмалом).
  8. Серенгети (национальный парк)
  9. Батат (сладкий картофель)
  10. Термиты ( насекомые экваториальных лесов)
  11.  Гилея (влажные многоярусные леса Африки)
  12.  Лемуры (животные, обитающие на о. Мадагаскар)
  13.   Леопард (крупный хищник экваториальных лесов)
  14.  Нектарница ( самая маленькая птица, обитает в саванне)

                                           7 тур. Почемучка.

Надо ответить на вопросы, которые начинаются со слова "Почему".

  1. Почему берега оз. Чад обозначены на карте прерывистой линией? (Его площадь в зависимости от осадков и разлива впадающих рек резко изменяется)
  2. Почему на Эфиопском нагорье осадков выпадает больше, чем на полуострове Сомали? (оно имеет большую высоту)
  3. Почему большинство рек Африки относится к бассейну Атлантического океана? ( это связано с особенностями рельефа)
  4. Почему в саваннах наблюдается сезонное перемещение  крупных животных и птиц? ( в сухой период они откочевывают во влажные места).
  5. Почему в Африке сократилась площадь влажных экваториальных лесов?  (леса вырубаются под пастбища, под плантации культурных растений, ценные виды деревьев)
  6. Почему рельеф Африки равнинный? ( Африка расположена на древней платформе).
  7. Почему в  Африке находятся по два субэкваториальных, тропических и субтропических пояса? (Африку посередине пересекает экватор, поэтому климатические пояса расположены симметрично в Северном и Южном полушариях).
  8. Почему на реках Африки много порогов и водопадов? (реки берут начало на высоких плоскогорьях).
  9. Почему на Восточно-Африканском плоскогорье расположены вулканы? (здесь находятся Великие Африканские разломы, с которыми связаны вулканы).
  10.  Почему на побережье Атлантического океана в Южной Африке почти не бывает дождей? (осадки с Атлантического океана остаются на восточных склонах Драконовых гор, холодное Бенгельское течение не способствует выпадению осадков, тропики  - это области высокого давления)
  11. Почему река Конго не судоходна? (много порогов)
  12.  Почему границы африканских стран часто проходят по меридианам и параллелям?  (Границы проводили колонизаторы, не учитывая исторически сложившегося расселения племён).
  13.   Почему население Африки крайне неравномерно размещается по территории материка (влияют природные условия, последствия работорговли и колониальное прошлое)
  14.   Почему африканские страны остаются наименее развитыми и в XXI в? (страны только во второй половине XX в добились независимости, колониальное устройство в качестве сырьевого придатка метрополии тормозило развитее их экономики).

               IY.  Итог урока  

Подведение итогов.  Выставление оценок.  Победителю вручается грамота «Знаток Африки»

                             Рефлексия.

1. Урок был полезен для меня, и я получил заслуженную оценку.

2. Урок был интересен и полезен для меня.

3. Пользы от урока я не получил и было не интересно.

Спасибо за участие!                      

                                        Литература:

  1. Учебник. География материков и океанов. В.А. Коринская, И. В. Душина, В.А. Щенёв.  М. : Дрофа 2018. – с. 335
  2. Занимательная география. А. Безруков, Г. Пивоварова. М.: «АСТ-ПРЕСС» 2001. –с. 608.
  3. Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях 6-8классы. С. Г. Зубанова, Ю.В. Щербакова. М: - Глобус, 2009. с. 173.
  4. Контрольно-измерительные материалы. География 7 класс./ Сост. Е. А. Жижина. М.:ВАКО, 2016. – 112с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по теме: “Stories to Read, Stories to tell”. (Урок обобщающего повторения по теме “Stories”)

План-конспектурокапотеме: “Stories to Read, Stories to tell”. (Урок обобщающего повторения по теме “Stories”)...

Открытый урок русского языка в 6 классе Путешествие по зимнему лесу (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»)

Урок - путешествие по зимнему лесу. Урок обобщающего повторения по теме "Имя прилагательное"....

Открытый урок русского языка в 6 классе Путешествие по зимнему лесу (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»)

Урок - путешествие по зимнему лесу. Урок обобщающего повторения по теме "Имя прилагательное"....

Урок обобщающего повторения в 7 классе. Урок-игра "Счастливый случай"

На уроке в игровой форме повторяются все разделы русского языка. Материал урока можно использовать и для внеклассного мероприятия...

Урок русского языка в 7 классе. Тема урока: « В стране изученных наречий» Тип урока : обобщающее повторение по теме « Наречие».

Цели  урока : 1) обобщить знания по теме « Наречие» ; 2)развивать умения  правильно  применять изученные правила ; 3) совершенствовать умения и навыки , связанные с нахождением наречий ...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...

Урок обобщающего повторения в 7 классе ТЕМА УРОКА. Обобщающее повторение по изученным материкам Земли: Африка, Австралия, Антарктида, Южная Америка, Северная Америка.

Урок проводится в форме игры «Что? Где? Когда?» с элементами КВН и деловой игры.Задачи урока.Образовательные. Повторить изученный за год материал (общие географические закономерности, рель...