«Внутренние воды Евразии»
методическая разработка по географии (8 класс)

Чекрыгина Елена Викторовна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_vnutrennie_vody_evrazii.docx40.92 КБ

Предварительный просмотр:

Цель урока:  сформировать представление об общих особенностях внутренних вод Евразии через знакомство с крупнейшими реками, озерами материка, их значением в хозяйственной деятельности человека на основе анализа карт атласа в процессе групповой работы по  карточкам  с привлечением дополнительного  материала.

Задачи:

  1. Учащиеся знакомятся с крупными реками и озерами Евразии во время групповой работы с картами атласа  на основе типового плана характеристики реки и озера с использованием дополнительных материалов и видеосюжета.
  2. Учащиеся определяют особенности распределения крупнейших рек на основе анализа текстового, картографического материала с опорой на ранее полученные знания.
  3. Учащиеся развивают умения выявлять причинно-следственные связи между рельефом, климатом и внутренними водами материка.
  4. Учащиеся развивают умения самостоятельно ставить учебные задачи, планировать свою учебную деятельность, выявлять главное при работе с текстом  и подводить итоги выполненной работы в устной и письменной форме.
  5. Учащиеся формируют ценностное отношение к значимости и необходимости охраны  внутренних вод материка.

Тип урока: урок изучения нового материала (урок – путешествие)

Методы обучения:

1) по источнику передачи и восприятия учебной информации: словесные (беседа), практические (выполнение заданий).

2) по степени самостоятельности мышления учащихся: объяснительно - иллюстративный, частично – поисковый с элементами исследования, эвристическая беседа.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в малых группах.

Учебное пособие: Коринская, В.А. География материков и океанов. 7кл. : учеб.для общеобразоват. учреждений / В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев. – М. : Дрофа, 2012.- 319с.,ил., карт.

Оборудование: инструктивные карточки, раздаточный материал, компьютерная презентация, физическая карта Евразии, атлас по географии для 7 класса, к/к


Ход урока:

Этап урока

Действия учителя

Действия учащихся

Методические комментарии

1. Организационный момент

Приветствие. Учет посещаемости, проверка готовности учащихся к уроку.

Реализация функциональных возможностей дежурных. Готовность класса к работе.

Создание положительного отношения к уроку, подготовка учащихся к серьезной, вдумчивой работе.

2. Актуализация опорных знаний.

Загадывает загадки:

1)Течет, течет, не вытечет.

Бежит, бежит, не выбежит.(Река)

2)Стоит корыто, полно воды налито (озеро)

3) Спрятано подо мхом –

ни пройти пешком, ни проехать верхом? (болото)

Просит вспомнить, к группе каких природных объектов относится реки, озера, болота?

Просит назвать объекты, относящиеся к этой группе.

Просит учащихся определить тему урока «Внутренние воды Евразии».

Отгадывают загадки

Вспоминают и называют группу природных объектов – внутренние воды.

Отвечают на вопрос, называя реки, озера, подземные воды, болота, ледники.

Объявляют самостоятельно тему урока. Записывают в тетрадь, соблюдая орфографический режим.

Происходит активное включение учащихся в работу.

Актуализируются знания. Используют знания алгоритма изучения природы материка.

3. Изучение нового материала.

Предлагает начать путешествие по материку и познакомиться с внутренними водами Евразии.

Наш маршрут пройдет по Европе и Азии и каждая наша станция будет посвящена одному из объектов внутренних вод.

Раздает каждой команде маршрут (Приложение ).  Проводит инструктаж.

Получают индивидуальный маршрут, справочный материал.

3.1. Станция

« Реки»

Объявляет станцию «Реки».

Просит вспомнить факторы, влияющие на размещение рек по материку.

Проводит учебное исследование рек, рассказывает о них.

Просит найти задание группе на станции.

Предлагает охарактеризовать реку с использованием плана характеристики (Приложение в учебном пособии, стр. 312).

Отвечают на вопросы, называя климат и рельеф.

Подписывают реки на к/к.

В ходе групповой работы  за 5 минут на основе анализа карт атласа, учебника составляют описание одной-двух рек Евразии.

Представители команды рассказывают о своей реке.

Другие команды слушают.

Формирование аналитических умений доказывать свои предположения на основе использования точной информации с целью постановки задач на урок и выполнения заданий для изучения нового материала.

Развивают умения составлять краткий конспект в форме таблицы по теме, докладывать о результатах работы.

Показывает иллюстрации главных рек Евразии в презентации.

Просматривают презентацию.

Развитие познавательного интереса к предмету через знание географической карты. Снятие интеллектуального напряжения.

3.2.Станция «Озера»

Объявляет станцию «Озера»

Просит ответить на вопросы:

-В какой части материка особенно велика численность озер?

-Какие озера бывают по происхождение, свойствам воды?

Предлагает с использованием инструктивных карточек охарактеризовать другие озера.

-Предлагает заслушать сообщение об озере Балхаш

-Предлагает просмотреть видеофрагмент «Байкал».

Отвечают на вопросы, называя часть материка с наибольшей численностью озер и рассказывают о происхождении озерных котловин.

В ходе групповой работы  на основе анализа карт атласа, статистических данных составляют описание  озер Евразии.

Рассказывают и показывают по карте.

Выступает учащийся с сообщением

Просматривают видеосюжет

Формируют умения самостоятельно давать характеристику водным объектам (озеру), осваивать приемы работы с картой, усвоить географическую номенклатуру.

Участвуют в эвристической беседе, актуализируют свои знания об озерах, могут дополнить к сюжету ранее полученные знания.

Станция 3.3. «Современное оледенение»

Станция 3.4. «Многолетняя мерзлота».

Просит ответить на вопросы:

-Что называют ледником

-Какие ледники бывают?

-Как образуются ледники?

Рассказывает о современном оледенении.

Рассказывает о многолетней мерзлоте.

Отвечают на вопросы, дают определение понятию «ледник», вспоминают виды ледников и причины их формирования

Слушают, вносят предположения о формировании многолетней мерзлоты и современного оледенения

Участвуют в эвристической беседе, актуализируют свои знания о современном оледенении и многолетней мерзлоте

Станция  3.5.

«Наш дом»

Предлагает ответить на вопрос:

-Чем представлены внутренние воды нашей местности?

-К бассейну какого океана принадлежит Каменная Осмонька?

Рассказывает о последствиях неразумного поведения человека с водными объектами.

Предлагает ответить на вопрос:

-Что вы можете сделать для защиты водных объектов нашей местности?

Отвечают на вопрос учителя.

Слушают, вносят предположения  о способах защиты от загрязнения рек и озер.

Отвечают на вопрос учителя.

Применяют ранее полученные знания, демонстрируют свой жизненный опыт.

Закрепление.

«Верите ли вы, что …» -

диктант

Отвечают на вопросы (да, нет), проводят сразу взаимопроверку.

Одна  из форм быстрой проверки полученных знаний, где нужно быть внимательным и четко фиксировать свой ответ, после чего быстро проверить и увидеть результат.

Рефлексия.

Просит оценить свою работу на уроке и заполнить карточки оценки

Оценивают свою работу на уроке.

Помогает увидеть результаты своей работы на уроке всеми учащимися, подвести итог, провести самооценку.

Д/з

Предлагает задания для выполнения, на доске.

Параграф 63, к/к – реки и озера Евразии.

Записывают д/з в дневник


Приложения

Индивидуальный маршрут путешествия  по Евразии №1.

Фамилия, имя__________________________________________________________

Станция «Река»

Задание №1: Обозначить на к/к крупнейшие реки

Задание 2. Практическая работа «Составление характеристики реки»

Используя план, дать описание реки. 312с. (устно)

1-реки бассейна Тихого океана (Янцзы)

Станция «Озеро»:

      Задание 1. Опишите  озеро Байкал по плану

                                ПЛАН

1.Определите местоположение озера.

2.Происхождение озерной котловины

3.Площадь

4.Максимальная глубина

5.Пресное или соленое

6.Сточное или бессточное

7.Уникальность озера

                                         Крупнейшие озера Евразии.

Название

Площадь,  тыс.км2

Наибольшая глубина, м

Каспийское

386

1025

Аральское

36,5

61

Байкал

31,5

1642

Балхаш

22-17

26

Ладожское

17,7

230

Онежское

9,7

127

Иссык-Куль

6,2

668

Таймыр

4,6

26

Крупнейшие озера России

озера

Площадь, тыс.км2

Наибольшая глубина, м

Впадающие реки

Вытекающие реки

Каспийское

376

1025

Волга, Урал, Терек

-

Байкал

31,5

1642

Селенга

Ангара

Ладожское

17,7

230

Свирь, Волхов

Нева

Онежское

9,7

127

Сунна, Шуя

Свирь

Таймыр

4,6

26

Таймыра

Таймыра

Ханка

4,2

10

Лефу, Синтуха

Сунгача

Чудское

3,5

15

Великая, Жельча

Нарва

Чаны

3,6

12

Каргат

-

Ильмень

2,1

10

Мста, Ловать, Шелонь

Волхов

Диктант «Верите ли Вы, что …» -

  1. Реки, озера, болота, ледники – это воды суши?
  2. Горные ледники дают начало многочисленным рекам?
  3. Янцзы – самая длинная  река Евразии?
  4. Котловины озер Евразии имеют только тектоническое происхождение?
  5. Енисей – самая крупная река внутреннего стока?
  6. Тип питания и режим рек зависит от климатических условий, а характер течения – от рельефа территории, по которой течет река?
  7. Самое большое озеро  Евразии – Байкал?
  8. Волга – самая длинна река Европы?
  9. Реки, впадающие в Тихий океан, разливаются весной?
  10. Многолетняя мерзлота - результат холодных и малоснежных зим ?

Ответы:

1 –                         6 -

2 –                         7 -                                                                ОЦЕНКА ЗА УРОК !

3 –                         8 -

4 –                         9 -

5 -                         10 -

Индивидуальный маршрут путешествия  по Евразии №2.

Фамилия, имя_________________________________________________________

Станция «Река»

Задание №1: Обозначить на к/к крупнейшие реки

Задание 2. Практическая работа «Составление характеристики реки»

Используя план, дать описание реки. 312с. (устно)

1-реки бассейна Северного Ледовитого океана (Обь)

Станция «Озеро»:

      Задание 1. Опишите  Каспийское озеро по плану

                                ПЛАН

1.Определите местоположение озера.

2.Происхождение озерной котловины

3.Площадь

4.Максимальная глубина

5.Пресное или соленое

6.Сточное или бессточное

7.Уникальность озера

                                         Крупнейшие озера Евразии.

Название

Площадь,  тыс.км2

Наибольшая глубина, м

Каспийское

386

1025

Аральское

36,5

61

Байкал

31,5

1642

Балхаш

22-17

26

Ладожское

17,7

230

Онежское

9,7

127

Иссык-Куль

6,2

668

Таймыр

4,6

26

Крупнейшие озера России

озера

Площадь, тыс.км2

Наибольшая глубина, м

Впадающие реки

Вытекающие реки

Каспийское

376

1025

Волга, Урал, Терек

-

Байкал

31,5

1642

Селенга

Ангара

Ладожское

17,7

230

Свирь, Волхов

Нева

Онежское

9,7

127

Сунна, Шуя

Свирь

Таймыр

4,6

26

Таймыра

Таймыра

Ханка

4,2

10

Лефу, Синтуха

Сунгача

Чудское

3,5

15

Великая, Жельча

Нарва

Чаны

3,6

12

Каргат

-

Ильмень

2,1

10

Мста, Ловать, Шелонь

Волхов

Диктант «Верите ли Вы, что …» -

  1. Реки, озера, болота, ледники – это воды суши?
  2. Горные ледники дают начало многочисленным рекам?
  3. Янцзы – самая длинная  река Евразии?
  4. Котловины озер Евразии имеют только тектоническое происхождение?
  5. Енисей – самая крупная река внутреннего стока?
  6. Тип питания и режим рек зависит от климатических условий, а характер течения – от рельефа территории, по которой течет река?
  7. Самое большое озеро  Евразии – Байкал?
  8. Волга – самая длинна река Европы?
  9. Реки, впадающие в Тихий океан, разливаются весной?
  10. Многолетняя мерзлота - результат холодных и малоснежных зим ?

Ответы:

1 –                         6 -

2 –                         7 -                                                               ОЦЕНКА ЗА УРОК!

3 –                         8 -

4 –                         9 -

5 -                         10 -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии в 7 классе "Внутренние воды Евразии"

Урок  формирует представление об общих особенностях внутренних вод Евразии. знакомит  с крупнейшими реками, озерами, болотами  материка, а так же с   современным оледен...

Конспект урока географии 7 класс. "Климат и внутренние воды Евразии"

Методическая разработка урока по теме: «Климат и внутренние воды Евразии» 7 класс...

Внутренние воды Евразии

Дунай - вторая по длине река в Европе....

Внутренние воды Евразии

Тест, выполненные к уроку в PowerPoint. Содержит фотографии и охватывает почти весь параграф по учебнику В.А.Коринской и др. "География материков и океанов" для 7 класса...

План открытого урока по географии в 7 классе на тему "Внутренние воды Евразии".

План урока составлен  по всем методическим правилам ,которые предъявляяются к работам такого вида. Данная разработка приближена по своему содержанию к новым стандартам ФГОС и носит деятельностный...

Презентация по географии 7 класс "Внутренние воды Евразии"

Данная презентация является хорошей иллюстрацией к уроку географии в 7 классе по теме "Внутренние воды Евразии"....