Главные вкладки

    Урок: Модель урока деятельностной направленности по географии. Тема: "Физико-географическое положение Австралии. История открытия и исследования материка. Особенности рельефа". 7 класс
    методическая разработка по географии (7 класс)

    Гаврилюк Ольга Владимировна

    Данная модель  поможет учителю познакомиться с логикой построения урока деятельноятной направленности - урока - "открытия" нового знания с учетом ФГОС.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 7_kl_avstraliya_moy.docx40.22 КБ

    Предварительный просмотр:

    Модель урока деятельностной направленности

    Тема: Физико-географическое положение Австралии. История открытия и исследования материка. Особенности рельефа.

    Цели урока:

    Образовательная: формирование представления об особенностях географического положения Австралии, знакомство с историей открытия и исследования материка, особенностями рельефа. 

    Развивающая: развитие картографических умений и навыков, умений формулировать определения понятий, выделять главное при выявлении признаков географического положения материка, формулировать выводы, умений анализировать и обобщать полученные знания, формирование логического и критического мышления,

    создание условий для развития системы умений работать с разными источниками  географической информации,

    Воспитательная: расширение кругозора учащихся, формирование коммуникативных умений работы в группе, паре, коллективе, развитие познавательного интереса к географии.

    Планируемые результаты.

    Личностные:

    1. Формировать личностные представления об открытии материка, о целостности природы, населения и хозяйства Земли и её крупных районов и стран.
    2. Стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий.

    Метапредметные

    1. Формировать умение организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение работать в паре, группе, коллективе.
    2. Высказывать суждения, подтверждая их фактами, овладение практическими умениями работы с учебником, атласом для исследования.
    3. Самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные.
    4. Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

    Познавательные УУД: 

    Умения анализировать карты и составлять характеристики природных компонентов Австралии (географического положения, рельефа, полезных ископаемых)

    Регулятивные УУД: 

    • Устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления тематических карт Австралии: между особенностями географического положения и компонентами природы, между особенностями строения земной коры, рельефом и полезными ископаемыми  
    • Умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи,  оценивать достигнутые результаты.  
    • Вести самостоятельный поиск, отбор информации,  осуществлять ее преобразование, сохранение, передачу.
    • Выполнять учебное действие в соответствии с заданием.

    Коммуникативные УУД: 

    Умения отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами, использовать речевые средства для выражения чувств, мыслей.

    Предметные УУД:

    • Знать особенности географического положения материка Австралия; Называть и показывать природные  географические объекты материка, наносить их на контурную карту.
    • Умения находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения особенностей географического положения материка.
    • Умения сравнивать географическое положение материка Австралия с другими материками.
    • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного поиска географической информации об особенностях положения материка Австралия.

    Тип урока: изучение нового материала с элементами практикума.

    Оборудование: физическая карта мира, тематические карты атласов, контурные карты, раздаточный материал план описания материка мультимедиа.

    Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная,  групповая.

    Методы обучения: репродуктивный (стимулирование учебной деятельности), наглядный, проблемно – поисковый, эвристическая беседа, практическая работа.

    Ход урока.

    I этап. Организационный момент (1 мин)
    Приветствие, готовность учащихся к уроку, организация рабочего настроения на сотрудничество.

    II этап. Мотивация и самоопределение к деятельности (целеполагание) (3-4 мин)

    Мотивационное начало урока (включение учащихся в учебную деятельность)

    Побуждение (вызов) – прием «Верите ли вы?»

    Учитель: сегодня на уроке мы познакомимся с очень интересным географическим объектом. Верите ли вы, что… 

     «Она располагается под нами.
    Там, очевидно, ходят вверх ногами,
    Там наизнанку вывернутый год,
    Там расцветают в октябре сады,
    Там в октябре, а не в июле лето,
    Taм протекают реки без воды.
    (Они в пустыни пропадают где-то)
    Там в зарослях следы бескрылых птиц.
    Там кошкам в пищу достаются змеи,
    Рождаются зверята из яиц,
    И там собаки лаять не умеют,
    Деревья сами лезут из коры.
    Там кролики страшней, чем наводнение…..» (Галина Усова)

    Это очень удивительный материк на Земле. На нем: при движении на север становится жарче, а на юг – холоднее; это материк – заповедник, здесь обитают животные и произрастают растения, которых нет на других материках; на материке расположено только одно государство. За размеры его иногда называют материк-остров. Это материк «наоборот». С латинского языка austral – переводится «противоположный, южный». И открыт он был почти позже всех. Рассказ учителя на фоне слайд-шоу

    Вопрос: Как вы думаете, о каком материке идёт речь? С каким материком мы сегодня познакомимся? (Австралия)

    Давайте вместе сформулируем цель нашего урока? Чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

    Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Высказывают предложения по определению темы и целей урока. 

    Записываем дату, тему урока: «Австралия, её географическое положение и история исследования, особенности рельефа».

    III этап. Усвоение новых знаний (25 мин)

    Учитель: Итак, мы отправляемся в путешествие по Австралии. А что  вам известно об этом материке? Мотивация – прием «Корзина идей». 

    Задание учащимся: Интересные факты о материке или Самый самый … материк (каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что известно о материке, затем происходит обмен информацией в парах или группах, каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации)

    Учащиеся: Самый маленький, самый низкий, самый засушливый материк, самый «спокойный» - единственный материк, где нет ни одного вулкана, самый бедный реками, самый малонаселенный, самый заповедный материк, и т.д.

    1 Блок. Особенности ФГП материка.

    Учитель: Ребята, вспомните план характеристики материка.

    Учащиеся: географическое положение, рельеф, полезные ископаемые, климатические пояса, природные зоны, население, страны.

    Учитель: Нам предстоит (план урока):

    а) выявить особенности физико-географического положения Австралии;

    б) нанести особенности ГП на контурную карту:

    в) узнать, как происходило открытие и исследование материка.

    г) особенности рельефа материка

    Проблемный вопрос:

    Учитель: Как вы думаете, почему особенности физико-географического положения главная из характеристик? Почему изучают первым вопросом?

    Учащиеся: Потому что ФГП откладывает отпечаток на все другие характеристики материка.

    Учитель: выясним, как добраться до «пятого» континента.

    «Чтобы проследить путь от Москвы до Австралии, надо повернуть глобус на пол- оборота. Путешественнику, задумавшему преодолеть это расстояние 100–200 лет тому назад, потребовалось бы от 7 месяцев до 1 года. В наше время от Москвы до Сиднея на реактивном лайнере долетаешь за 40 часов. В 17 часов садишься на Шереметьевском аэродроме в Ил-62. Глубокой ночью самолёт идёт на посадку в Дели, короткая остановка, и в 11 утра по местному времени следующего дня – в Сингапуре. В 8 вечера снова посадка и снова бессонная ночь. Внизу острова Индийского океана,

    Индонезия и, наконец, с рассветом Австралия. Долго – долго летим над пустынями. И только утром совершаем посадку в самом большом городе Австралии – Сиднее».

    Так, где же расположен этот континент? Сейчас мы об этом узнаем.

    Работаем в парах по плану:

    1. Как расположен материк относительно экватора, тропиков (полярных кругов), и нулевого меридиана.
    2. В каких полушариях расположен?
    3. Как расположен материк по отношению к другим материкам?
    4. Какие моря и океаны омывают материк, изрезанность береговой линии.
    5. В каких климатических поясах находится? 
    6. Найдите крайние точки материка, их координаты.

    Задание учащимся:

    Учитель: Используя карты атласа, проведем сравнение географического положения Австралии и Африки (таблица для сравнения выведена на слайд)

    Практическая работа: «Сравнение географического положения Австралии и Африки».

    Заполните пустующую колонку:

    План

    Африка

    Австралия

    1

    Как материк расположен относительно экватора, тропиков

    пересекается экватором, следовательно, располагается как в Северном, так и в южном полушарии.

    2

    Как материк расположен относительно нулевого меридиана

    расположена в Западном и в Восточном полушариях

    3

    Положение относительно других материков

    далеко находится от других материков за исключением Евразии.

    4

    Океаны, омывающие берега материков

    Атлантический и Индийский океаны

    5

    Особенности береговой линии

    Слабо изрезана

    6

    В каких климатических поясах расположен материк?

    1) экваториальном

    2) субэкваториальном

    3) тропическом

    4) северная и южная окраины ее заходят в субтропический пояс.

    Первичное закрепление:

    Объясняем значение строчек стихотворения с точки зрения ФГП Австралии

    «Она располагается под нами. ….

    автор имеет в виду то, что мы живём в северном полушарии Земли, а Австралия находится в Южном.

    «Там очевидно ходят вверх ногами»

    южное полушарие находится внизу, если смотреть на карту

    « Там наизнанку вывернутый год»

    в Южном полушарии всё наоборот: когда наше полушарие (северное) повернуто к Солнцу, и у нас лето, в Австралии (южное полушарие) -  «зима», и наоборот.

    «Там расцветают в октябре сады»

    Октябрь – весна в южном полушарии

    « Там в январе, а не в июле лето»

    Декабрь, январь, февраль – летние месяцы в южном полушарии

    «Там протекают реки без воды, они в пустыне пропадают где-то»

    Большая часть Австралии находится в тропическом поясе и реки (например, Дарлинг) в период засухи пересыхают. «Крики» - пересыхающие русла рек. ( в Африке  – «вади»)

    Задание «Верно - неверно»

    1.  Австралия полностью лежит в восточном полушарии.(+)
    2. Австралию омывает два океана.(+)
    3. К югу от материка находится остров Тасмания. (+)
    4. Австралию открыл Васко да Гама.(-)
    5. Большая часть Австралии лежит в северном полушарии.(-)
    6. На юге Австралию омывает Гвинейский залив.(-)
    7. Австралию пересекает Южный тропик. (+)
    8. Австралия расположена во всех полушариях.(-)
    9. В переводе на русский язык слово «Австралия» означает «южный».(+)
    10. Австралия является самым маленьким обломком Гондваны.(+)

    Ответы: +++---+-++

    2 Блок. История открытия и исследования материка.

    Учитель: Итак, вы обратили внимание на то, что материк Австралия удален от всех остальных   материков. Этот факт сыграл не маловажную роль в истории открытия материка.

    Задание учащимся: составьте логическую цепочку «Как географическое положение повлияло на открытие материка?»

    Австралия удалена от других материков                      лежит в стороне от торговых путей

                         была открыта позже других

    Проблемный вопрос: почему открытие Австралии начиналось с ее северного, южного и юго-восточного побережья, а не с восточного? Ведь с восточной стороны Австралии в Тихом океане проходили важные морские пути. (На пути морякам встретился Большой Барьерный риф.)

    Задание учащимся:  используя текст учебника или заранее подготовленные выступления учащихся, определите важные исторические этапы в открытии и исследовании Австралии. Результаты занесите в таблицу. 

    Исследователь

    Дата

    Что открыто?

    В. Янсзон

    Л. Торрес

    А. Тасман

    Д. Кук

    3  Блок. Особенности рельефа материка.

    Проблемный вопрос: Австралию называют «самым спокойным» в геологическом отношении материком. Справедливо ли это утверждение?

    Задание учащимся:  

    • Что лежит в основании материка?
    • Сколько литосферных плит находится в основании материка, как они называются?
    • Где происходит столкновение литосферных плит, в каком направлении они движутся?

    По карте «Строение земной коры» учащиеся отвечают на вопросы учителя и составляют логическую цепочку:

    В основе материка древнейшая платформа, горная система сложена древней складчатостью,                        на материке нет областей новой складчатости,                            нет действующих вулканов и областей землетрясений                             самый спокойный в геологическом отношении материк.

    Задание учащимся:  

    • Какие формы рельефа встречаются на материке?
    • Как они размещаются по территории континента?

    По физической карте учащиеся определяют черты рельефа материка: преобладания равнин: высоких плоскогорий на западе, низменностей в центре и вдоль побережий, наличие единственной горной страны Большого Водораздельного хребта на востоке материка.

    Задание учащимся:  

    • Определите закономерности размещения полезных ископаемых на территории континента.

     Следует обратить внимание учащихся на размещении осадочных пород на платформах, а магматических- в складчатых областях.

    Представление о рельефе и строении материка может быть подтверждено наглядно  слайдами.

    IV этап. Диагностика качества освоения темы ( 8 мин)

    Задание: заполните текст (вставьте пропущенные слова), такой текст даётся каждому из учащихся.

    «Материк  Австралия от экватора находится  в ________ полушарии. Почти посередине его пересекает ___________ тропик. Самой северной точкой материка является ________.  Очертание материка просты, берега_________изрезаны. С юга в материк глубоко вдаётся ________________________ залив. С севера – залив ___________. Вдоль северо-восточных берегов Австралии более чем на 2000км. Тянется полоса коралловых островов и рифов, получившая название ______________________________. Южнее материка расположен остров ________, который раньше был частью Австралии.  В геологическом прошлом большая половина Австралии была частью материка ____________, от которого она отделилась к концу мезозоя. По всему восточному побережью проходит горная цепь ________________________. Здесь же находится самая высокая вершина _________, высота которой достигает ________ метров».

    V этап.  Рефлексивная деятельность (3 мин)

    Самооценка каждого ученика.

    Попробуйте оценить собственные знания и умения следующим образом:

    • Я все понял (а), смогу объяснить этот материал другому________________
    • Я понял(а) материал, могу объяснить другому, но при некоторой помощи учителя_________
    • Я понял(а) материал частично_______
    • Я ничего не понял(а)________
    • Могу оценить свою работу на уроке оценкой «__»

    VI этап.  Домашнее задание (2-3 мин): параграф, на контурную карту нанести изученные географические объекты: крайние точки и их координаты, протяженность материка, береговую линию, формы рельефа.

    VI I  этап.  Итог урока. Выставление отметок (1-2 мин)

    Выставление и комментирование оценок учителем, оценка урока учащимися.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок «Физико-географическое положение Австралии. История открытия и исследования материка»

    Это один из уроков в системе комплексного изучения материка. В связи с этим поставлены следующие цели:сформировать представление о физико-географическом положенииАвстралии;познакомить учащихся с...

    Конспект урока "Географическое положение Австралии . История открытия материка".

    Конспект урока по теме " Географическое положение Австралии " содержит информацию о особенностях ГП материка , первооткрывателях и освоении материка....

    Разработка урока по географии для 7 класса по теме "Географическое положение Австралии.История открытия и исследования"

    На уроке были использованы следующие технологии: информационные,тестовые,здоровьесберегающие.На уроке удалось реализовать дидактические принципы доступности,научности,индивидуального подхода к учащимс...

    Тема урока: "История открытия и исследования материка Африка".

    Изначально словом «афри» жители древнего Карфагена называли людей, обитавших недалеко от города. Это название обычно относят к финикийскому afar, что значит «пыль». После завое...

    Технологическая карта урока географии по теме: «Южная Америка. Географическое положение, история открытия и исследования материка»

    Сформировать представление о географическом положении, истории открытия и исследования Южная Америка....