Проектная деятельность на уроках географии
учебно-методический материал по географии

Барановская Ольга Петровна

     В современной российской школе проектная система обучения начала возрождаться лишь в 1980-1990-х гг. в связи с реформированием школьного образования, демократизацией отношений между учителем и учениками, поиском активных форм познавательной деятельности школьников.

Преимущества проектного обучения

  • Поощрение активного исследования и мышления на высоком уровне.
  • Возрастание уверенности учащихся в собственных силах и возможностях и улучшение отношения к учебе.
  • Учащиеся, участвующие в работе над проектами, берут на себя ответственность за собственное обучение более осмысленно по сравнению с традиционными методами учебной деятельности. В результате улучшается качество обучения.
  • Усиливаются возможности развивать у учащихся обобщенные умения и способы деятельности, такие как мыслительные умения высокого уровня, видение и решение проблем, сотрудничество и общение.
  • Появляется более широкий спектр возможностей для обучения учащихся разного уровня развития, разных в культурном отношении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_na_urokah_geografii_2.docx32.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Гниловская основная общеобразовательная школа»

Тимского района Курской области

Сообщение по теме:

«Проектная деятельность

на уроках географии»

Подготовила: учитель географии

первой квалификационной категории

Барановская Ольга Петровна

     В современной российской школе проектная система обучения начала возрождаться лишь в 1980-1990-х гг. в связи с реформированием школьного образования, демократизацией отношений между учителем и учениками, поиском активных форм познавательной деятельности школьников.

Преимущества проектного обучения

  • Поощрение активного исследования и мышления на высоком уровне.
  • Возрастание уверенности учащихся в собственных силах и возможностях и улучшение отношения к учебе.
  • Учащиеся, участвующие в работе над проектами, берут на себя ответственность за собственное обучение более осмысленно по сравнению с традиционными методами учебной деятельности. В результате улучшается качество обучения.
  • Усиливаются возможности развивать у учащихся обобщенные умения и способы деятельности, такие как мыслительные умения высокого уровня, видение и решение проблем, сотрудничество и общение.
  • Появляется более широкий спектр возможностей для обучения учащихся разного уровня развития, разных в культурном отношении.

Типология проектов

     В основу типологизации проектов кладутся следующие признаки: доминирующая в проекте деятельность, предметно-содержательная область проекта, характер координации проекта, характер контактов, количество участников проекта, продолжительность проекта. Одна из возможных типологизаций проектов строиться по следующим критериям:

  • Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);
  • Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.
  • Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).
  • Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
  • Количество участников проекта.
  • Продолжительность проекта.

     В соответствии с первым признаком — доминирующего метода — различают следующие типы проектов.

     Исследовательские.

     Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных, опытных работ, методов обработки результатов. Такие проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием: аргументация актуальности принятой для исследования темы, определение проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников информации, определение методологии исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем на дальнейший ход исследования.

     Творческие.

     Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, обусловленной этим жанром и принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, видеофильме, драматизации, спортивной игре, празднике, экспедиции и др.). Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника и пр., плана сочинения, статьи, репортажа и пр., дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и т.п.

     Приключенческие игровые.

     В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая.

     Информационные проекты.

     Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.

     Практико-ориентированные.

     Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выходов и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта.

     Интернет – проекты.

     Телекоммуникационный образовательный проект - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата и организованная на основе компьютерной телекоммуникации.

Телекоммуникационные образовательные проекты, в отличие от проектов, проводимых в рамках одного учреждения, всегда межпредметны.

     По признаку — характеру координации — проекты могут быть двух типов.

     С открытой, явной координацией.

     В таких проектах координатор проекта участвует в проекте в собственной своей функции, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости, отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников.

     Со скрытой координацией (главным образом, телекоммуникационные проекты)

     В таких проектах координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции. Он выступает как полноправный участник проекта (один из...).

     По количеству участников проектов можно выделить три типа проектов.

     Личностные (между двумя партнерами).

     Парные (между парами участников).

     Групповые (между группами участников).

     По признаку продолжительности проведения проекты различаются по следующим типам.

     Краткосрочные (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы).                         Такие небольшие проекты могут быть разработаны на нескольких уроках по программе одного предмета или как междисциплинарные.

     Средней продолжительности (от недели до месяца).

     Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).

     Что касается проектов средней и долгосрочной продолжительности, то такие проекты являются междисциплинарными и содержат достаточно крупную проблему или несколько взаимосвязанных проблем, и тогда они представляют собой программу проектов. Такие проекты, как правило, проводятся во внеурочное время.

     Разумеется, в практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских проектов и творческих. Каждый тип проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников.

Этапы работы над проектом

     1. Подготовительный, или вводный (погружение в проект)

  • Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта).
  • Определение цели, формулирование задач.
  • Формирование проектных групп, распределение в них обязанностей.
  • Выдача письменных рекомендаций участникам проектных групп (требования, сроки, график, консультации и т.д.).
  • Утверждение тематики проекта и индивидуальных планов участников группы.
  • Установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления.

     2. Поисково-исследовательский этап

  • Определение источников информации.
  • Планирование способов сбора и анализа информации.
  • Подготовка к исследованию и его планирование.
  • Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстраций.
  • Организационно-консультационные занятия. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.

     3. Трансляционно-оформительский этап

  • Предзащита проекта (в классе)
  • Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.
  • Подготовка к публичной защите проекта:

- определение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий внутри группы (медиаподдержка, подготовка аудитории, видео- и фотосъемка и проч.);

- стендовая информация о проекте.

4. Заключительный этап

  • Публичная защита проекта.
  • Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.
  • Итоговая конференция.

     Сегодня технологию проектной деятельности в учебном процессе использует, практически каждый учитель. Отсюда возникает некоторое недоразумение, состоящее в том, что теперь чуть ли не любое хорошее дело, будь то внеклассное мероприятие или хороший урок, называют проектом. Главное, учитель должен помнить, что «урок - проект» это не игра, а особая форма уровня информационной компетенции. Опираясь на свой опыт, предлагаю варианты подачи информации для учащихся при выполнении учебного проекта:

  • предлагаю учащимся тексты с готовой информацией, им остается выделить из предложенной информации ту, которая формирует знания по теме;
  • предлагаю информацию в виде готовой таблицы.

     Например, реализуя мини проект по теме «Электроэнергетика» в 9 классе, показываю принципы размещения всех типов электростанций. Решая проблему: «Какой тип электростанции построить в городах Нерюнгри, Якутске, Красноярске, Сургуте, Курске?», учащиеся, изучая эту таблицу с принципами размещения всех типов электростанций, отмечают принципы размещения электростанций в предложенных городах.

     При закреплении темы в 6 классе «План местности» организую урок мини проект, где учащиеся, используя текст написанного мною письма другу, переводят текстовую информацию в графическую. Несмотря на кажущую шутливость проблемы, речь идет о формировании пространственных представлений. И прописать условными знаками, используя масштаб, азимут, взаимное расположение объектов отнюдь не лёгкая задача.

     Предлагаю выход в Интернет, осуществляя поиск решения вопросов на конкретных сайтах по темам уроков (в старших классах учащиеся поиск сайтов проводят сами).      Проектная деятельность учащихся может занимать не весь урок по времени, а часть урока.   Например, при изучении темы: «Открытие и исследование Антарктиды» сначала изучаем особенности материка Антарктиды его рельеф, климат, органический мир, а открытие Антарктиды реализуем в проекте: «Представьте себе, что мы отправляемся в опасное путешествие на Южный полюс. И нам необходимо выбрать состав команд, опытных руководителей, снаряжение, надежное оборудование». Решение записываем в таблицу, в которую выписываем из набора предложенных, необходимое продовольствие, одежду и обувь, средства связи, средства передвижения и т.д. Далее, используя дневники экспедиций Рауля Амундсена и Роберта Скота, делаем вывод причин успеха одной экспедиции и гибели другой (для информационной компетентности были взяты дневники путешественников из сайтов Интернета). На этом уроке я предлагаю детям готовую проблемную ситуацию. Иногда пользуюсь этим приемом из-за нехватки времени.     Например, при изучении темы «Типы климатов России», включаю организации учебного мини проекта: «Оймякон – полюс холода Земли» суть проблемной ситуации состоит в следующем: «Вы являетесь руководителем географической международной экспедиции. Под вашим руководством группа студентов из университетов Канады, Бразилии, Сиднея будут год работать в Оймяконе». В процессе беседы или дискуссии формулируется проблемный вопрос: «Какие вещи взять с собой?».

      1 этап. Посредством мозгового штурма выдвигается гипотеза исследования. Планируются план действия: 1) определить по карте, в каком климатическом поясе и какой климатической области находится Оймякон; 2) найти из предложенной информации характеристику климатического пояса и климатической области, в которой находится Оймякон, изучить погодные условия 4–х времен года города; 3) из предложенных вариантов одежды и обуви выбрать ту одежду и обувь, которая соответствует погодным условиям Оймякона и сложить в «чемоданчик».

     2 этап. Учащиеся, работая в группах, установили соответствие между имеющимися знаниями и новыми потребностями. Каждая группа защищает свой проект. Формы для защиты могут быть разные рисунок, таблица, схемы и т.д.

     3 этап. В конце урока проводим рефлексию деятельности учащихся.

     При организации учебного мини проекта на уроке как видим, учитель может навязать проблемную ситуацию учащимся, и мастерство учителя будет заключаться в том, как он сумеет в эту закручивающуюся спираль вовлечь всех учеников.

     На примере этого мини проекта я постаралась показать всю технологию организации проектной деятельности на уроке. За 45 минут урока ученик, работая над мини проектом, проходит весь алгоритм проектной деятельности: от наличия значимой проблемы до создания конечного продукта.

      Как успеть за один урок пройти вместе с учениками все этапы проектной деятельности? Если разграничить мини проект по этапам, то на формулирование темы, цели, проблемы, планирование задач по достижению цели отвожу 7 минут, при этом по возможности, если необходимо повторяем ключевые знания для изучения нового материала. На планирование информационного поиска, извлечение информации, её обработки, выделяю 20 минут, 15 минут на защиту проекта, 3 минуты на озвучивания домашнего задания и рефлексию урока. Сложно, пройти все этапы за 45 минут, но как мы видим, возможно. Все зависит от мастерства учителя, и если эти уроки проводить в системе, то к 11 классу учащиеся без особого труда ставят проблему на уроке, которую надо решить, высказывают гипотезы и пути решения и чаще источник решения проблем находят в Интернете.

     Такие формы обучения, по моему мнению, наиболее востребованы сегодня в школе и интересны с методической точки зрения. В дальнейшей работе планирую включать межпредметные проекты.

Выводы

     Какие преимущества имеет метод проектов перед традиционными методами обучения и многими современными педагогическими технологиями?

     Во-первых, он дает возможность организовать учебную деятельность учащегося, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой, между академическими знаниями и прагматическими умениями.

     Во-вторых, реализуется идея профессиональной ориентации на всех уровнях обучения. По замыслу проект должен моделировать обстановку реальной профессиональной деятельности – ставится проблема и ее надо решить в заданный срок. Учащиеся с интересом работают над проектами, ответственно относятся к их защите и с энтузиазмом соревнуются в конкурсе на лучшие проекты.

     В-третьих, проектный метод – один из тех, что относятся к педагогическим технологиям, которые могут успешно интегрироваться в учебный процесс. В процессе его реализации организуется тесное взаимодействие с методическими структурами, специалистами в различных образовательных областях, проведение установочных семинаров и конференций для педагогов.

     И, наконец, самое важное: предполагаемый результат итогов внедрения проектной методики – повышение уровня активности школьников и качества знаний учащихся в предметных областях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектной деятельности на уроках географии как один из механизмов формирования ключевых компетентностей

Проектная деятельность, применяемая на уроках географии, учит школьников самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, формирует умения п...

Проектная деятельность на уроках географии

Методические рекомендации по использованию проектной деятельности на уроках географии в 10-11 классах....

Проектная деятельность на уроках географии "Рельеф и полезные ископаемые Африки"

Открытый  урок  потгеографии в  7 классе  по теме  "Рельеф и полезные  ископаемые Африки"  Цель:познакомить учащихся с рельефом Африки, с его тектоническим...

Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.

В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...

Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность на уроках географии и во внеурочной деятельности"

Методические рекомендации об организации проектной деятельности на уроках географии с 5 по 11 класс и во внеурочной деятельности...

Проектная деятельность на уроках географии. Разработка учителя географии МОУ«Гончаровская средняя общеобразовательная школа» Старченко М.Г. Учебный проект для учащихся 6 класса.

Проектная деятельность на уроках географии. Разработка учителя географии МОУ«Гончаровская средняя общеобразовательная школа» Старченко М.Г.Учебный проект для учащихся 6 класса....