Урок географии в 8 классе по теме "Земная поверхность и климат" (УМК "Сферы")
план-конспект урока по географии (8 класс)

Божко Наталья Александровна

Один из уроков по теме "Климат". На уроке кроме знакомства с новым материалом, идёт подготовка к ОГЭ, закрепляются ранее изученные темы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фамилия, имя _____________________________________

Решение задач на определение угла падения солнечных лучей

1 вариант

Рассчитать угол падения солнечных лучей в городах Санкт-Петербург и Астрахань в дни равноденствия (21 марта и 23 сентября)

Решение:

  1. Санкт-Петербург: географическая широта=

  1. Астрахань:  географическая широта=

_______________________________________________________________________

Фамилия, имя _____________________________________

Решение задач на определение угла падения солнечных лучей

1 вариант

Рассчитать угол падения солнечных лучей в городах Санкт-Петербург и Астрахань в дни равноденствия (21 марта и 23 сентября)

Решение:

  1. Санкт-Петербург: географическая широта=

  1. Астрахань: географическая широта=


Фамилия, имя _____________________________________

Решение задач на определение угла падения солнечных лучей

2 вариант

Рассчитать угол падения солнечных лучей в городах Санкт-Петербург и Астрахань в день зимнего солнцестояния (22 декабря)

Решение:

  1. Санкт-Петербург: географическая широта=

  • Угол падения солнечных лучей в дни равноденствия=

  • Угол падения солнечных лучей в день зимнего солнцестояния=

  1. Астрахань: географическая широта=

  • Угол падения солнечных лучей в дни равноденствия=

  • Угол падения солнечных лучей в день зимнего солнцестояния=

Фамилия, имя _____________________________________

Решение задач на определение угла падения солнечных лучей

2 вариант

Рассчитать угол падения солнечных лучей в городах Санкт-Петербург и Астрахань в день зимнего солнцестояния (22 декабря)

Решение:

  1. Санкт-Петербург: географическая широта=

  • Угол падения солнечных лучей в дни равноденствия=

  • Угол падения солнечных лучей в день зимнего солнцестояния=

  1. Астрахань: географическая широта=

  • Угол падения солнечных лучей в дни равноденствия=

  • Угол падения солнечных лучей в день зимнего солнцестояния=


Фамилия, имя _____________________________________

Решение задач на определение угла падения солнечных лучей

3 вариант

Рассчитать угол падения солнечных лучей в городах Санкт-Петербург и Астрахань в день летнего солнцестояния (22 июня)

Решение:

  1. Санкт-Петербург: географическая широта=

  • Угол падения солнечных лучей в дни равноденствия=

  • Угол падения солнечных лучей в день летнего солнцестояния=

  1. Астрахань: географическая широта=

  • Угол падения солнечных лучей в дни равноденствия=

  • Угол падения солнечных лучей в день летнего солнцестояния=

Фамилия, имя _____________________________________

Решение задач на определение угла падения солнечных лучей

3 вариант

Рассчитать угол падения солнечных лучей в городах Санкт-Петербург и Астрахань в день летнего солнцестояния (22 июня)

Решение:

  1. Санкт-Петербург: географическая широта=

  • Угол падения солнечных лучей в дни равноденствия=

  • Угол падения солнечных лучей в день летнего солнцестояния=

  1. Астрахань:  географическая широта=

  • Угол падения солнечных лучей в дни равноденствия=

  • Угол падения солнечных лучей в день летнего солнцестояния=



Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №27 г. Шахты

Земная поверхность и климат

Урок географии в 8 классе

Учитель: Божко Наталья Александровна

20.11.2017


Урок № 21                                                                              

Тема урока: Земная поверхность и климат.

Цель урока: Создание условий для развития аналитических способностей учащихся.

Задачи урока:

- сформировать у обучающихся представления о зависимости климата от рельефа и особенностей земной поверхности;

- создать условия для развития умения работать с электронными тестами, контурными картами;

- содействовать развитию умения моделировать ситуацию по предложенным характеристикам;

- способствовать развитию интереса к географической науке.

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование: физическая и контурная карты России, рисунок «Образ климата России», презентация к уроку, ноутбуки – 3 шт., проектор, экран.

Ход урока.

  1. ОНУ. Целеполагание.

-Добрый день, ребята! За окном прекрасная поздняя осень, у нас в классе светло и уютно. Желаю всем хорошего настроения и плодотворной работы!

Вам нравится сегодняшняя погода? (ответы учащихся) Почему? (ответы учащихся)

Как вы понимаете фразу «Погода – каприз, климат – характер»? (ответы учащихся)

Верно, климат отличается постоянством, а погода переменчивостью и повторяемостью.

- Дайте чёткое определение данным понятиям?

Погода – состояние тропосферы в данное время в данном месте.

Климат – многолетний режим погоды на данной территории.

 - Перечислите, какие факторы влияют на формирование климата любой территории.

1. Географическая широта

2. Высота над уровнем моря

3. Формы рельефа

4. Близость к морям и океанам

5. Океанические течения

6. Подстилающая поверхность

- Я попыталась изобразить образ климата России в виде дома. Посмотрите на рисунок. Что необычного в этом доме? (Показ рисунка, ответы учащихся)

 - В этом доме нет северной и западной стен. Нет крыши над большей частью дома.

- Что в природе можно назвать стенами для такого дома? (горы)

- А что это за стрелки? (воздушные массы)

- Как вы думаете, отсутствие гор на севере и западе нашей страны как-то влияет на климат?

 - Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

(Учащиеся формулируют тему: «Влияние рельефа на климат»)

- Чтобы дополнить тему, я предлагаю вам посмотреть на фото и ответить, кому из детей будет жарче на прогулке летом? (показ фото: один ребёнок в белой кепке, другой – в чёрной)

- Почему? (тёмный цвет притягивает тепло, белый отталкивает).

- Как вы думаете,  как действует этот закон физики в природе? Приведите примеры тёмных поверхностей, светлых (пашня, лёд)

- Какой второй климатообразующий фактор мы будем рассматривать сегодня? (подстилающую поверхность).

- Откройте тетради и запишите дату и тему сегодняшнего урока: «Земная поверхность и климат».

Историк0-географическая справка: Чем был значим этот день для развития географии?

Справку сегодня даёт: Айвазян Гриша

20 ноября 1480 год – родился Фернан Магеллан, португальский мореплаватель, совершивший первое кругосветное путешествие и первооткрыватель Тихого океана.

1922 г. —  В составе  РСФСР образована  Чеченская автономная  область.

2003 г. -  в Антарктиде найден лед возрастом 900 тысяч лет.

2016 г. – прошёл Всероссийский географический диктант, который в этом году состоится 26 ноября. Приглашаю принять в нём участие всех желающих!

- Спасибо! Какое из событий вас наиболее заинтересовало? (ответы обучающихся)

  1. Повторение изученного материала.

Для результативной работы и повторения изученного начнём мы с географической разминки.

  1. Географическая разминка

А) Работа с тестами (3 человека на ноутбуках решают тесты через программу «Редактор тестов». По окончании работы поднимают руку. Учитель выставляет оценку в журнал). Темы тестов «Формы рельефа России», «Географическое положение и климат».

 - С тестами работают …(учитель называет фамилии).

Б) Письменное задание (3 ряд) – на отдельных листах.

Решение задач на определение угла падения солнечных лучей.

  • Рассчитать угол падения солнечных лучей в городах Санкт-Петербург и Астрахань: 1 вариант -   в дни равноденствия, 2 вариант – в день летнего солнцестояния, 3 вариант – в день зимнего солнцестояния.

РЕШЕНИЕ:

Санкт-Петербург – 60 с.ш. 1) 90-60=30°, 2) 30+23,5=53,5°(летнее),  3) 30-23,5=6,5° (зимнее солнцестояние)

Астрахань – 46 с.ш.  1) 90-46=44°,  2) 44+23,5=67,5°(летнее),  3) 44-23,5=20,5° (зимнее)

В) Фронтальный опрос

  1. Какие из предложенных понятий относятся к теме «Климат»?

Государственная граница, атмосферное давление, возвышенность, субъект Федерации, природные ресурсы, муссоны, амплитуда температур, солнечная радиация, плита, радиационный баланс, сейсмически активный район.

  1. Выбрать слово и дать определение данному понятию.
  2. Выбрать из оставшихся определений вопрос для любого из одноклассников.
  3. Что скрывается за этими цифрами? Добавьте единицы измерения.

17 100 000 (площадь России)

85 (количество субъектов РФ)

22,2  (протяжённость территориальных вод в км)

5642 (высота Эльбруса)

-71  (самая низкая зимняя температура в России)

- 28 (самая низкая точка России)

Г) Работа с картой России.

С картами работают 2 учащихся, показывая объекты по очереди: один по физической карте, другой по контурной карте.

  • Уральские горы
  • Кавказ
  • Алтай
  • Восточный Саян
  • Западный Саян
  • Срединный хребет
  • Верхоянский хребет
  • Плато Путорана
  • Сихотэ-Алинь
  • Хребет Джугджур
  • Среднерусская возвышенность
  • Восточно-Европейская равнина
  • Среднесибирское плоскогорье
  • Западно-Сибирская равнина
  • Прикаспийская низменность

- Отличная работа! Ребята, выполнявшие письменное задание, передайте листы с выполненной работой на первую парту.

  1. Изучение нового материала
  1. Выявление зависимости климата от рельефа

- Рельеф – важный фактор формирования климата России.

Работа с климатической картой России (атласы). С.14.

- Определите, каким цветом отмечены территории с количеством осадков от 500 мм и выше (зелёный и синий цвета).

- Покажите территории, получающие наибольшее количество осадков (учащийся показывает территории на физической карте России).

- Откуда на эти территории поступают осадки? (С Атлантического, Северного Ледовитого и Тихого океанов)

- Воздушные массы сформировались над океанами.

- В чём существенная разница в поступающих воздушных массах? ( С запада – тёплые, с севера – холодные).

- Проследите путь движения воздушных масс с запада.

(Ответ учащегося возле карты: С запада до самого Урала воздушные массы перемещаются над Восточно-Европейской равниной, не встречая существенных препятствий).

- Обратите внимание, как меняются зимние температуры при движении с запада на восток и количество осадков?

- Сделаем вывод, как в этом направлении будут меняться свойства воздушных масс.

(Ответы учащихся: уменьшается количество осадков, понижаются зимние температуры, увеличивается степень континентальности климата).

 - Какая единственная природная преграда встаёт на пути движения воздушных масс? (Уральские горы).

- Верно. Мешает ли что-нибудь перемещению воздушных масс с севера? Как далеко он может дойти? Принесёт ли он осадки? Почему?

(Ответ учащегося: Так же свободно по равнине проникает далеко на юг воздух с севера)

-  Зимой это способствует установлению холодной, ясной погоды. Летом северный воздух быстро прогревается над нагретой сушей. Это способствует наступлению ясной и жаркой погоды.

- Почему на Дальнем Востоке воздействие океана ограничено узкой, относительно небольшой территорией? (хребты, которые тянутся параллельно побережью, препятствуют проникновению воздушных масс). А какие ветры преобладают на Дальнем Востоке? (муссоны)

 - Какие горы получают в нашей стране наибольшее годовой количество осадков – найдите ответ на странице 50 учебника (Кавказ).

- Почему именно западные склоны? (это наветренные склоны гор)

Осадки, выпадающие под влиянием рельефа местности называются орографическими.

Просмотр анимации «Орографические осадки» ДИСК, с.50 (1 минута)

- Кавказские горы являются ярким примером выпадения орографических осадков.

- Мы уже изучали в 7 классе примеры территорий с выпадением орографических осадков. Посмотрите на фотографии. Попытайтесь определить название этого места. (на экране фото Черрапунжди, Индия)

- Верно. Объясните, почему это место имеет статус самого мокрого на планете?

(Обилие осадков объясняется тем, что под действием солнца в тёплых областях идёт интенсивное испарение воды с поверхности близлежащего Бенгальского залива. Воздушные потоки, сильно насыщенные влагой, перемещаются ветром от залива в сторону южных склонов Гималаев. По ним они поднимаются вверх, выпадая потом обильными ливнями).

- Посмотрите внимательно на карту, на каких территориях расположены самые влажные районы нашей страны? (в горах)

- Назовите эти горы (Кавказ, Урал, Алтай, Восточный Саян, Сихотэ-Алинь, плато Путорана)

- В горах формируется особый климат, изменяющийся с высотой.

- Давайте сделаем вывод: какое влияние оказывает рельеф на климат?

- Вспомните, что происходит с температурой воздуха и атмосферным давлением с высотой? (понижаются)

Решим задачу (у доски 1 учащийся)

 Определите, какая температура воздуха будет на вершине горы, обозначенной на рисунке буквой А, если у подножия горы её значение составляет 12 °С, и известно, что температура воздуха понижается на 0,6 °С на каждые 100 м. Ответ запишите в виде числа.

 

https://geo-oge.sdamgia.ru/get_file?id=8299

Решение задачи:

1)0,6 ·5=3° - понизится

2) 12-3-9°

- Посмотрите на рисунок 2.2.8. на с. 54 учебника и объясните, что вы видите на схеме? (Холодный воздух стекает вниз по горным склонам и застаивается внизу. Он вытесняет лёгкий тёплый воздух, т.е. с  подъёмом температура не понижается, а повышается. Осадки не образуются. Зимой в котловинах очень холодно и малоснежно).

- Получается, в межгорных котловинах температура воздуха с высотой повышается. Поэтому, осадки не образуются и на дне котловин зимой холодно. Это явление называется температурной инверсией.

- Обратимся к словарю и определим значение слова инверсия.

Инверсия (от лат. inversio — переворачивание, перестановка)

Температурная инверсия — это явление увеличения температуры воздуха с подъёмом вместо ожидаемого снижения.

В крупном межгорном понижении в посёлке Оймякон наблюдается самое низкое понижение температуры воздуха. Здесь находится «полюс холода» России. (показ на карте)

  1. Выявление зависимости климата от подстилающей поверхности.

ФИЗМИНУТКА

- Ребята, представьте, что вам очень холодно. Что вы будете делать, чтобы согреться? (дети показывают движения: подпрыгивают, размахивают руками)

- А теперь вам жарко. (дети делают обмахивающие движения руками)

- А теперь повернитесь лицом к задним партам. Ребята будут передавать вам кепки, а вы передавайте их дальше по ряду пока я не скажу «СТОП». (ребята выполняют задание)

- Те ребята, у кого кепки оказались в руках, наденьте их на голову и выйдете к доске.

- Прочтите надписи на кепках. Что бы это значило?

( На кепках надписи: снег, песок, пашня, вода, растительность)

- Это виды подстилающей поверхности. Подстилающая поверхность – горы, равнины, водоёмы, пашня, снег, лес, луг, т.е. поверхность, над которой находится воздух.

- Как подстилающая поверхность может повлиять на климат? (ответы учащихся)

- Рассмотрим, как разные поверхности  отражают и поглощают солнечные лучи.

- Ребята в кепках, постройтесь в порядке уменьшения отражательных способностей данных поверхностей. Что значит «в порядке уменьшения»? (от поверхности, которая отражает больше всего  к самому маленькому отражению)

- Проверьте работу одноклассников по учебнику (с.55)

- Почему хорошо поглощает радиацию свежевспаханная земля? (тёмный цвет)

( Учитель просит стать вместе «чернозём», «растительность» и «воду»)

- Так же хорошо теперь чернозём будет поглощать солнечную радиацию?

- Почему переувлажнённые территории при поглощении радиации нагреваются слабее? (много тепла тратится на испарение влаги).

- Ребята, в наш географический словарный запас добавляется ещё одно новое слово – альбедо.

Альбедо (от лат. albus - белый) - характеристика отражательных свойств поверхности какого-либо тела.

- Перечислите территории  с высоким альбедо (лёд, снег).

ЗАДАНИЕ (ДИСК, с.55) – при наличии времени!

- Расположите на рисунке значения альбедо, соответствующие разным типам земной поверхности. (1 человек работает на компьютере).

- Данные территории по-разному отражают и поглощают солнечные лучи. Будет ли над этими территориями отличаться температура воздуха при одинаковой суммарной радиации? (да)

- От свойств подстилающей поверхности зависит и  влажность воздуха. Продолжите логическую цепочку, заполнив пропуски:

ЧЕМ ВЫШЕ ВЛАЖНОСТЬ, ТЕМ БОЛЬШЕ ОБЛАЧНОСТЬ.

ЧЕМ БОЛЬШЕ ОБЛАЧНОСТЬ, ТЕМ МЕНЬШЕ …

ЧЕМ МЕНЬШЕ …, ТЕМ НИЖЕ …

- Чем крупней водоём, тем больше его влияние на климат. Определите  водоём по описанию.

Это озеро самое старое — ему 30 млн. лет, а также самое прозрачное. Озеро населяет 1800 видов животных и растений — 3/4 из них эндемичны,   т. е.  встречаются только здесь. (Байкал).

- В районе озера Байкал сложился особый микроклимат. Чтобы это доказать, дома вам необходимо найти ответ на вопрос: Что общего между этими словами? Какое отношение они имеют к Байкалу? И дать характеристику одному из них в рабочей тетради.

БАРГУЗИН, БОРА, ФЁН, КУТЛУК, СЕЛЕНГА, ВЕРХОВИК, АНГАРА, САРМА, ПОКАТУХА

  1. Закрепление изученного материала.

- Закрепим полученные знания на тренажёре. Работа выполняется коллективно. За компьютером работает ___________

  1. Тест-тренажёр. ДИСК, с. 55
  2. «Предположим что…» (работа в мини-группах по 4 человека)

Учащимся предлагается смоделировать ситуацию.

А) Предположим что на юге России нет гор. Как это изменит климат Ростовской области?

Б) Предположим что тихоокеанское побережье стало равнинным. Как изменится климат Восточной Сибири (Якутии)?

В) Предположим что Уральские горы протянулись не на востоке Европейской части, а по западной границе страны. Каким станет климат в европейской части страны?

V. Итог урока. Рефлексия.

- Как на ваш взгляд прошёл урок?

- Что нового вы для себя узнали?

- Зачем нам эти новые знания в повседневной жизни?

Заполнение таблицы «Плюс-Минус-Интересно»

- Ребята, заполните таблицу. В колонке «Интересно» можно задать вопрос учителю по изученной теме.

VI. Домашнее задание. Выставление оценок: Изучить §17, подготовить пересказ. Выполнить задание о микроклимате в районе озера Байкал.

Задание «Хочу «5»!»

Объяснить, почему Мурманск и Дудинка, находясь практически на одной широте, получают различное количество осадков?

 Задание по желанию: Примеры влияния температурной инверсии на экологию городов.

ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.

- Всем спасибо за плодотворную работу и, кстати, почему в этом доме не везде есть крыша? Об этом вы узнаете на следующем уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа на местности как средство здоровьесбережения на уроках географии по теме "Изучение форм поверхности, характер залегания горных пород"

Практическая работа на местности как средство здоровьесбережения на уроках географии. Практические работы я рассматриваю как средство связи теории с практикой. Выполнение их способств...

Урок географии 9 класс по теме: "Поверхность Республики Алтай"

Тема: «Поверхность Республики Алтай».Цели: Знакомство обучающихся с поверхностью нашей республики, основными формами рельефа.Задачи:1.  Познакомить обучающихся с основными формами рельефа Р...

Урок географии по теме «Рельеф земной поверхности. Горы»

Урок географии по теме «Рельеф земной поверхности. Горы»Класс: 5Урок № 5 в составе темы "Литосфера Земли"Цель: создать условия для формирования у учащихся представления о рельефе...

Урок географии по теме «Рельеф земной поверхности. Равнины»

Урок географии по теме «Рельеф земной поверхности. Равнины» Цель: создать условия для формирования у учащихся представления о рельефе Земли, об основных видах рельефа Земли; создать у...

Контрольная работа по географии 5 класс "Изображение земной поверхности"

Контрольная работа содержит вопросы по курсу географии 5 класса, раздел  "Изображение земной поверхности"....

Урок географии 7 класс "Материки и океаны на поверхности Земли"

конспект урока по теме "Материки и океаны на поверхности Земли". Урок изучения нового материала. На основе УМК Сферы География. Земля и люди....