Курс по выбору "По странам изучаемого предмета"
рабочая программа по географии (8 класс)

Щетинина Елена Михайловна

Содержание курса предназначено для расширения и углубления знаний учащихся по физической географии материков и океанов через призму страноведческого характера, что усиливает его гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитании учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon po_stranam.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу «По странам изучаемого предмета»

для обучающихся 8 класса

на 2018 – 2019 учебный год

Разработчик:

Щетинина Елена Михайловна,

учитель географии

        

пос. Маршальское

  1. Пояснительная записка.

 Рабочая программа разработана в соответствии с:

-федеральным        законом от  29.12.2012 № 273-ФЗ  «Об образовании  в Российской Федерации»;

-приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; - приказом Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года        № 1897 «Об        утверждении федерального  государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

- основной общеобразовательной программой основного общего образования (ФГОС ООО 5- 8 классы) МБОУ «Маршальская СОШ» на 2018-2019 учебный год, утвержденной С.Е. Корниенко, директором МБОУ «Маршальская СОШ», от 09.06.2018 г., приказ № 52

-федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

- программа  основного общего образования по географии: 5-6 классы Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина - Москва: издательство «Просвещение», 2012 г.

Основная цель географии в системе общего образования – познание многообразия современного географического пространства, что позволяет ориентироваться в мире и представлять его географическую картину, а также формирование у учащихся умения использовать географические знания и навыки в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, а также экологически грамотного поведения в окружающей среде.

Цель данного курса: развитие познавательной мотивации обучающихся и формирование их ценностного отношения к науке, знанию, исследовательской деятельности через познание разнообразия стран в современном мире.

Задачи:

  • Расширение и углубление знаний учащихся по географии.
  • Развитие у учащихся интереса к предмету, любознательности, творческих способностей.
  • Формирование умений самостоятельно добывать знания, используя различные географические источники.
  • Формирование навыков исследовательской, проектной, социально-направленной деятельности.
  • Организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителями, сверстниками и младшими школьниками при подготовке и проведении научно-познавательных занятий, проектов.

  1. Общая характеристика курса.

Содержание курса предназначено для расширения и углубления знаний учащихся по физической географии материков и океанов через призму страноведческого характера, что усиливает его гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитании учащихся. В настоящее время в мире расширяются экономические, деловые и культурные контакты разных стран. Из-за этого становится необходимым диалог культур народов мира, где важно умение оценивать другую культуру с позиций норм и ценностей собственной, выявлять сходства и различия, проявлять толерантность, признавая возможность сосуществования различных культур в поликультурном мире, находить точки соприкосновения для взаимовыгодного сотрудничества и преодоления разногласий. Отличительной чертой диалога культур является переход обучающихся от мышления к активной деятельности. Диалог культур должен стать процессом и целью всей сознательной жизни и деятельности современного поликультурного общества.

  1. Описание места курса в учебном плане.

Программа курса по страноведению «По странам изучаемого языка» предназначена для учащихся 8-х классов и рассчитана на 35 часа (1 час в неделю), продолжительность занятия 45 минут. Новизна данной программы заключается в том, что достаточно сложные и глубокие вопросы о природе и населении Земли изучаются в занимательной и доступной для обучающихся форме. Ролевые игры, кинопутешествия, презентации, проектная деятельность позволяют поддерживать и развивать познавательный интерес учащихся. Построение занятий в такой форме побуждает школьников к активной самостоятельной учебной деятельности.

Актуальность реализуемой программы заключается в том, что в этом возрасте у школьников возникают множество вопросов, ответы на которые они смогут найти не только с помощью учителя, но и самостоятельно путем наблюдений и исследований.

Педагогическая целесообразность реализации программы «По странам изучаемого предмета» заключается не только в том, что участие в курсе позволит полезно занять свободное время учащихся, но и поможет пробудить интерес к активному познанию окружающего мира, его экологическим и социальным проблемам.

Формы и методы обучения.

В процессе занятий используются различные формы:

- традиционные (беседы);

- комбинированные (урок– исследование, урок – дискуссия,  компьютерные презентации);

- практические занятия (участие в моделированиях, ролевых игр, анализа ситуации, коллективного и индивидуального).

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

деятельности.

Личностные результаты:

  1. формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, развитие опыта участия в социально значимом труде;
  2. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  3. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметные результаты:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
  3. умение оценивать правильность выполнения задачи, собственные возможности ее решения;
  4. умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы;
  5. умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, формулировать аргументировать и отстаивать свое мнение;

Предметные результаты:

  1. формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
  2. овладение основами картографической грамотности и использования географической карты, как одного из языков международного общения;
  3. формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов;
  4. формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на разных территориях и акваториях.

5. Содержание курса.

Введение – 1 час. Знакомство с деятельностью курса и содержание курса

Тема1. Мировой океан – 5 часов

  • роль и влияние Мирового океана на жизненные процессы Земли;
  • тайны глубин Мирового океана;
  • богатства Мирового океана;
  • человечество и океан;
  • Океания – острова затерянные в океане.

Тема 2. Африка – 7 часов

  • Египет – страна с древнейшей историей;
  • ЮАР – самая развитая страна материка – почему?
  • Танзания – уникальная природа.
  • Чад – жизнь в центре материка
  • Нигерия – на берегу Гвинейского залива
  • Намибия – между океаном и пустыней
  • Кот-д Ивуар – Берег Слоновой Кости

Тема 2. Австралия - 3 часа

  • страна-материк;
  • национальные парки Австралии
  • Большой барьерный риф

Тема 3. Южная Америка – 6 часов

  • Бразилия – самая…самая…самая…
  • Аргентина – по безбрежным пампасам
  • Чили – страна с «сумасшедшей географией»
  • Перу – страна древней цивилизации инков.
  • Венесуэла – «жемчужина для путешественников»
  • Колумбия – страна с «вертикальной географией».

Тема 4. Антарктида – 2 часа

  • ледяной купол планеты
  • обитатели ледяных пустынь

Тема 5. Северная Америка – 3 часа

  • Канада – вторая по площади страна мира
  • Мексика – страна контрастов
  • США – страна не имеющая государственного языка.

Тема 6. Евразия – 7 часов

  • Китай – что он дал миру и чем удивляет сейчас.
  • Германия – «локомотив Европы»
  • Саудовская Аравия – страна двух святынь
  • Индия – таинственная и неповторимая
  • Норвегия – страна фьордов.
  • Россия – путешествия по стране

Тема 7. Обобщение курса – 2 часа

  • защита творческих работ  

Темы творческих работ:

Страна, в которой я мечтаю побывать

Этот континент меня удивил.

Южная Америка (любой другой материк) на страницах журнала «Вокруг света».

6. Тематическое планирование.

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

1

Введение

1

Организация  занятий  кружка.  Требования  по  работе.  Определение

требований к учебной организации учащихся в ходе реализации программы кружк

давать определение науки географии. Знать основные методы исследований, наблюдений, опытов.

2-5

Мировой океан

4

Описывать океаны.

Сравнивать океаны. Описывать мировой океан как природный комплекс Земли

6-12

Африка

7

Выявлять и описывать на основе карт и других источников информации характерные черты природы, населения, хозяйства отдельных территорий. описывать природные зоны; обозначать на контурных картах изучаемые географические объекты.

13-15

Австралия

3

Показывать, на карте, основные районы высокой плотности населения.

Показывать все изучаемые объекты, форм рельефа, определять ГП крайние точки.

16-21

Южная Америка

6

Определять образ материка. Особенности географического положения в сравнении с географическим положением Африки. Определять черты сходства и различия ГП Южной Америки, Африки и Австралии.

Обозначать на карте Южной Америки изучаемые объекты.

22-23

Антарктида

2

Определять ГП материка

Работать с картой.

24-26

Северная Америка

3

Обозначать на карте Северной Америки изучаемые объекты. Объяснять различие в климате территорий. Объяснять особенности питания и режима рек показывать реки и озера. Объяснять особенности размещения населения,

Виды хозяйственной деятельности.

27-33

Евразия

7

Показывать на карте географические объекты. Анализировать тематические карты Анализировать климатическую карту. Объяснять особенности размещения населения,Виды хозяйственной деятельности.

34-35

Обобщение курса

2

Проверить, закрепить знания и умения учащихся по теме.

7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

образовательного процесса.

  1. В.Н. Андреева «Предметная неделя географии в школе». Серия: Библиотека учителя.
  2. Н.М. Клюшникова «Внеклассная работа по географии», - «Корифей», Волгоград, 2000 г.
  3. П.Д. Романенко «Викторины по географии», Минск, Народная асвета, 1981 г.
  4. «По материкам и странам». Составители: Н.П. Смирнова, А.А. Шибанова, Москва, «Просвещение», 1981
  5. Интернет-ресурсы

8. Планируемые результаты обучения.

В результате изучения курса «По странам изучаемого предмета» ученик должен:

1) знать / понимать: основные источники информации, необходимые для изучения курса различие географических карт по содержанию, масштабу способы картографического изображения; основные языковые семьи; основные религии мира; причины неравномерности размещения населения; основные типы стран, столицы и крупные города; происхождение материков, строение земной коры; основные типы воздушных масс и их свойства; закономерности распределения температур воздуха, поясов атмосферного давления и осадков на поверхности Земли; причины образования океанических течений; зависимость характера течения рек от рельефа;  зависимость режима и водоносности рек от климата; происхождение озерных котловин; влияние хозяйственной деятельности людей на реки и озера; особенности размещения растительного и животного мира, почв на Земле; что такое природная зона, причины и закономерности смены природных зон на Земле; материки и океаны как крупные природные комплексы Земли; особенности природы Тихого, Атлантического, Индийского, Северного Ледовитого океанов; виды хозяйственной деятельности в океане, меры по охране океанов от загрязнений; главные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии: основные формы рельефа, особенности климата, крупнейшие реки и озера, растительный и животный мир; природные зоны материков; население материка, его занятия и образ жизни; основные проблемы населения материка;

2) уметь: использовать различные источники географической информации для объяснения изучаемых явлений и процессов; анализировать общегеографические и тематические карты; анализировать климатические диаграммы, таблицы; описывать природные зоны; обозначать на контурных картах изучаемые географические объекты; выбирать карты нужного содержания и устанавливать по ним особенности природы, населения, занятий и хозяйственной деятельности населения материков, отдельных стран; выявлять и описывать на основе карт и других источников информации характерные черты природы, населения, хозяйства отдельных территорий; показывать по карте географические объекты, названные в учебнике; создавать продукты самостоятельной деятельности (доклады, рефераты);

3) оценивать: географическое положение материков и отдельных стран; изменения природы материков под воздействием хозяйственной деятельности человека; жизнь, быт, традиции населения материков и отдельных стран; географические путешествия по материкам;  современные проблемы отдельных стран и материков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие по стране изучаемого предмета

Цель: формирование коммуникативных умений и речевых навыков, обеспечивающих устно-речевое общение в рамках заданной ситуации на основе изученной лексики по теме.Задачи:- расширить представление учащих...

Контрольная работа (тестирование) по английскому языку (углублённый курс изучения) по грамматике, лексике и письму по теме: «Родная страна и страны изучаемого языка. Мир вокруг нас» (II четверть). 5 класс.

Контрольная работа (тестирование) по английскому языку (углублённый курс изучения) по грамматике,  лексике и письму по теме: «Родная страна и страны изучаемого языка.  Мир вокруг нас» (II че...

Контрольная работа по английскому языку (углублённый курс обучения) за II четверть по теме «Страна изучаемого языка. Краткий социокультурный портрет Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии». 6 класс.

Цель контрольной работы: учебный аспект:·        контроль уровня сформированности лексических навыков (в том числе и лингвострановедческих знаний) по теме «Страна из...

Рабочая программа элективного оценочного курса «По стране изучаемого языка» 10 класс

Составлена на основе:- Примерной программы среднего общего образования по английскому языку (профильный уровень) и авторской программы К.И. Кауфман, М.Ю. Кауфман (Рабочая программа курса английского я...

Авторская программа курса "Путешествие по странам изучаемого языка"

Программа составлена к курсу "Путешествие по странам изучаемого языка", который обеспечивает первоначальное знакомство учащихся 4 класса с историей, географией, культурными особенностями так...