Дорога Тура Хейердала
методическая разработка по географии (5, 7 класс)

Дёров Михаил Борисович

Методические рекомендации к проведению внеклассного мероприятия по географии для 5 и 7 классов, посвещенного 105-летию норвежского путешественника, археолога и писателя Тура Хейердала (6 октября 1914 - 18 апреля 2002)

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ИГРА – ЭКСПЕДИЦИЯ

«Дорога Тура Хейердала»

/К 105-летию норвежского путешественника XX века Тура Хейердала/

(концепция мероприятия)

Цель: популяризация географической науки через углубленное изучение истории географических открытий на примере путешествия Тура Хейердала в XX веке

Задачи:

  • Познакомить детей с идеями Тура Хейердала.
  • Проследить в игровой форме ход главного путешествия Хейердала.
  • Научить детей работе с картами и другими источниками географической информации.
  • Предоставить учащимся возможности для реализации их познавательных, коммуникативных и творческих навыков.

Оборудование:

  • Кроссворд «Жизнь и путешествия Т. Хейердала».
  • Карта «Пути расселения человечества».
  • Карта Тихого океана и атласы для 5 и 7 класса.
  • Помещения для географического квеста.

Участники игры:

К участию в игре приглашаются учащиеся 5 и 7 классов, их классные руководители и учителя географии.

Формат игры:

Данную игру целесообразно провести в два этапа. На первом этапе учащиеся смотрят фильм «Кон-Тики» и знакомятся с биографией, путешествиями и идеями норвежского мореплавателя Тура Хейердала.

Второй этап включает в себя игру-путешествие (географический квест) по станциям с демонстрацией полученных знаний.

Квест включает в себя три станции (этапа):

  1. Станция «Мозговой штурм» - решение кроссворда, посвященного биографии путешественника «Жизнь и путешествия Т. Хейердала».
  2. Станция «Эврика!» - анализ карты «Пути расселения человечества» и диспут о революционных идеях норвежского путешественника.
  3. Станция «По волнам Хейердала» - составление карты самого известного путешествия мореплавателя на плоту «Кон-Тики» с описанием географических условий, повлиявших на исход данного предприятия.

На каждый этап команде отводится 15 минут. По итогам игры выявляется:

  • Лучшая команда на станции «Мозговой штурм»
  • Лучшая команда на станции «Эврика!»
  • Лучшая команда на станции «По волнам Хейердала»
  • Лучшая команда по итогам всей игры.

Все победители получают командные грамоты, лучшая команда получает также диск с фильмом «Кон-Тики».

Приложение 1

Маршрутные листы (3 команды)

Географический квест «Дорога Тура Хейердала»

Маршрутный лист команды

Название станции

Результат

1

Станция «Мозговой Штурм»

2

Станция «Эврика!»

3

Станция «По волнам Хейердала»

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Географический квест «Дорога Тура Хейердала»

Маршрутный лист команды

Название станции

Результат

1

Станция «Эврика!»

2

Станция «По волнам Хейердала»

3

Станция «Мозговой Штурм»

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Географический квест «Дорога Тура Хейердала»

Маршрутный лист команды

Название станции

Результат

1

Станция «По волнам Хейердала»

2

Станция «Мозговой Штурм»

3

Станция «Эврика!»

Приложение 2

Станция «Мозговой штурм»

Задача: решить кроссворд по теме «Жизнь и путешествия Тура Хейердала»

Ссылка на кроссворд: http://LearningApps.org/1115462

Приложение 3

Станция «Мозговой Штурм»

Цель: оценить знания учащихся о жизни и путешествиях норвежского исследователя Тура Хейердала путем решения кроссворда.

Класс, команда

Результат

Примечания

1

2

3

Ответственный на станции _____ /________/

Критерии оценивания:

5 раковин – кроссворд решен полностью, без существенных ошибок и наводящих вопросов.

4 раковины – кроссворд решен полностью, но с подсказками ответственного на станции или с значительным рядом ошибочных ответов (3-5 ошибок)

3 раковины – кроссворд решен не до конца, или команда не уложилась в отведенное время

0 раковин – решена только половина кроссворда, ребята не владеют материалом

        

Приложение 4

Станция «Эврика!»

Вопросы к карте и диспуту.

Перед вами карта «Предполагаемые пути расселения человека». Посмотрите внимательно на неё и ответьте на следующие вопросы:

  1. Откуда началось расселение человека по Земле?

Ответ: Расселение человека началось из Восточной Африки и Юго-Западной Азии.

  1. Назовите 3 основных направления путей расселения человека.

Ответ: Первое направление – из Африки в Европу через Гибралтарский мост. Второе направление – из Африки в Северо-Восточную Евразию, затем через Берингийский мост в Америку (сначала в Северную, потом в Южную). Третье направление – из Юго-Западной Азии в Юго-Восточную, потом через Австрало-Азиатский мост в Австралию.

  1. Что такое «сухопутный мост»?

Ответ: «Сухопутный мост» - это предполагаемый участок суши, некогда соединявший материки и части света. Считается, что именно благодаря этим мостам стало возможным расселение человека.

  1. Покажите на этой карте территорию, куда плавал «Кон-Тики».

Ответ: ученики должны указать на карте район восточной части Океании – Полинезию.

  1. Как, согласно данным карты, была заселена эта территория?

Ответ: Эта территория была заселена людьми из Юго-Восточной Азии по Австрало-Азиатскому мосту.

  1. А что по этому поводу думал Тур Хейердал?

Ответ: Тур Хейердал считал, что Полинезийские острова были заселены не только выходцами из Юго-Восточной Азии. Его революционной идеей стала мысль о том, что сюда могли приплыть люди из Южной Америки, которые должны были для этого пересечь Тихий океан с востока на запад.

  1. Удалось ли ему доказать свою правоту по этому вопросу?

Ответ: Не совсем. Несмотря на то, что плот «Кон-Тики» совершил путешествие из Южной Америки к островам Полинезии, многие ученые не подержали столь революционную идею расселения человека. Его теория вызвала большую полемику в ученых кругах.

  1. Какой вклад внес Тур Хейердал в развитии научных знаний о Земле?

Ответ: Тур Хейердал вызвал всеобщий интерес к антропологии, древней истории и путешествиям. Он сделал знаменитыми о. Пасхи, Маркизские и Мальдивские острова. В своих книгах, статьях и выступлениях он привлекал внимание к проблемам загрязнения Мирового океана.

Приложение 5

Станция «Эврика!»

Цель: оценить умения учащихся анализировать данные источников географической информации (карта), знания карты мира и навыки глубокого понимания сути явлений, процессов и идей мировой географии.

Класс, команда

Результат

Примечания

1

2

3

Ответственный на станции _____ /________/

Критерии оценивания:

5 раковин – получены максимально приближенные к эталону ответы на все 8 вопросов.

4 раковины – правильные ответы получены на 6-7 вопросов

3 раковины – правильные ответы получены на 4-5 вопросов

0 раковин – ответы даны менее чем на 4 вопроса или дети не владеют материалом и необходимыми навыками.

Приложение 6

Карта для работы на станции «Эврика!»

C:\Users\m.derov\Desktop\Деров\Новые мероприятия\Новые мероприятия\Тур Хейердал\2 станция\2 станция. карта.jpg

Приложение 7

СТАНЦИЯ

«ПО ВОЛНАМ ХЕЙЕРДАЛА»

Задания и вопросы к карте:

  1. Отметьте место начала путешествия (Перу, город Кальяо) и финишную точку (атолл Рароиа в арх. Туамоту).

  1. Вопрос: что помогло Т. Хейердалу совершить это путешествие? (Ответ: океанические течения: Перуанское течение (течение Гумбольдта), Южное Экваториальное течение).

  1. Нанесите на карту эти течения, указав их направления.

  1. Отметьте на карте траекторию плавания «Кон-Тики» с учетом океанических течений. (Ответ смотри на карте)

  1. Вопрос: какие доказательства приводит Тур Хейердал в пользу своей теории о том, что древние жители Южной Америки и Полинезии имели связи через Тихий океан?

Ответ:

  • Старинные летописи и рисунки испанских конкистадоров с изображением плотов инков, а также местные легенды и археологические свидетельства, позволяют предполагать, что между Южной Америкой и Полинезией могли быть контакты;
  • Кокосовые орехи не могли быть занесены на острова Полинезии течениями, так как в соленой воде они теряют способность прорастать;
  • южноамериканский батат является основным пищевым продуктом почти во всей Полинезии, но он не мог «добраться туда вплавь».

Приложение 8

Станция «По волнам Хейердала»

Цель: оценить умения учащихся работать с контурной картой и их способности к глубокому пониманию результативности деятельности Тура Хейердала.

Класс, команда

Результат

Примечания

1

2

3

Ответственный на станции _____ /________/

Критерии оценивания:

5 раковин – учащиеся нанесли на контурную карту всю необходимую информацию согласно эталону и дали максимально верные ответы на теоретические вопросы.

4 раковины – учащиеся хорошо справились с контурной картой, но дали неточные ответы на теоретические вопросы.

3 раковины – учащиеся справились только с теоретической или только с практической частью всех заданий.

0 раковин – учащиеся допустили грубые ошибки при ответе на все пять вопросов.

Приложение 9

Карта для работы станции «По волнам Хейердала»

C:\Users\m.derov\Desktop\Деров\Новые мероприятия\Новые мероприятия\Тур Хейердал\3 станция\3 станция. карта.jpg

        

Приложение 10

ГРАМОТА

Награждается

Команда ___________________

Лучшая команда на станции

«Мозговой штурм»

в рамках Географического Квеста

«Дорога Тура Хейердала»

/ к 105-летию норвежского путешественника XX века Тура Хейердала /

Организаторы:

                                                                                                     _________ /                         /

                                                                                                     _________/                         /

                                                                                                     _________/                        /

Москва, 2019 год

Приложение 11

ГРАМОТА

Награждается

Команда ____________________

Лучшая команда на станции

«Эврика»

в рамках Географического Квеста

«Дорога Тура Хейердала»

/ к 105-летию норвежского путешественника XX века Тура Хейердала /

Организаторы:

                                                                                                     _________ /                         /

                                                                                                     _________/                         /

                                                                                                     _________/                        /

Москва, 2019 год

Приложение 12

ГРАМОТА

Награждается

Команда ____________________

Лучшая команда на станции

«По волнам Хейердала»

в рамках Географического Квеста

«Дорога Тура Хейердала»

/ к 105-летию норвежского путешественника XX века Тура Хейердала /

Организаторы:

                                                                                                     _________ /                         /

                                                                                                     _________/                         /

                                                                                                     _________/                        /

Москва, 2019 год

Приложение 13

ДИПЛОМ

Награждается

Команда _________________

За победу в Географическом Квесте

«Дорога Тура Хейердала»

/ к 105-летию норвежского путешественника XX века Тура Хейердала /

Организаторы:

                                                                                                     _________ /                         /

                                                                                                     _________/                         /

                                                                                                     _________/                        /

Москва, 2019 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс чтецов "Дороги судьбы - дороги Победы"

Конкурс чтецов "Дороги судьбы - дороги Победы", посвящен великому празднику Дню Победы. Данное мероприятие знакомит учащихся с поэзией Великой Отечественной войны; воспитывает  патриотические чув...

сценарий литературно-музыкальной гостиной к 175-летию железных дорог России "люблю тебя,моя железная дорога!"

сценарий литературно-музыкальной гостиной к 175-летию железных дорог России "люблю тебя,моя железная дорога!".Работа интересна тем,что в  неё вошли авторские работы учащихся:стихи,рассказы о родн...

Спортивно-массовое мероприятие «Дорогой памяти – дорогой отцов» посвященное 70-й годовщине контрнаступления в битве под Москвой

Внеклассное мероприятие проводится среди обучающихся в 8-11 классах. Для проведения соревнования среди 8,9 классов, целесообразно привлекать обучающихся в 10-11 классах....

«МУЗЫКАЛЬНОЕ РОНДО». Автор: Хозяинова Татьяна Геннадьевна Интеллектуальная игра проводится в рамках недели искусства в школе. Игра продолжается 5 туров. После каждого тура игрок, набравший наименьшее количество баллов, выбывает из игры. Первы

«МУЗЫКАЛЬНОЕ    РОНДО».Автор: Хозяинова Татьяна ГеннадьевнаИнтеллектуальная игра проводится в рамках недели искусства в школе.Игра продолжается 5 туров. После каждого тура игрок, набрав...

Презентация к уроку по теме "По следам древних путешественников: Тур Хейердал"

Презентация к уроку географии по темеПо следам древних путешественников: Тур Хейердал...