Презентация к уроку по теме "По следам древних путешественников: Тур Хейердал"
учебно-методический материал по географии

Салий Елена Витальевна

Презентация к уроку географии по теме

По следам древних путешественников: Тур Хейердал

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon urok-prezentaz.ppt1.42 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор: Салий Елена Витальевна- учитель географии и обществознания МБОУ «Агинская СОШ №2» Саянского района Красноярского края Эл почта: salyelena@yandex.ru

Слайд 2

На бальсовом плоту через Тихий океан «Кон-Тики» — Тур Хейердал

Слайд 3

«Кон-Тики» отплыл из перуанского порта Кальяо 28 апреля 1947 г. Первые 50 миль плот буксировался кораблём перуанского ВМФ «Гуардиан Рио», вплоть до достижения течения Гумбольдта. Первый раз экипаж увидел землю 30 июля, это был остров Пука-Пука. А уже 7 августа плот достиг точки окончания своего путешествия — атолла Рароиа в архипелаге Туамоту. Таким образом было пройдено около 3770 миль (или 6980 км) за 101 день, средняя скорость плота составила 1,5 узла.

Слайд 4

У этого удивительного путешествия была своя предыстория. И началась она за десять лет до начала этого плавания в центре Тихого океана на небольшом островке Маркизского архипелага, где Тур Хейердал с супругой проводили исследования . Позднее он вспоминал, что в один из теплых вечеров «мы смотрели на проплывавшие над нами облака, на волнующееся, освещенное луной море и слушали полуголого старика, который сидел на корточках и не сводил глаз с угасавших угольков костра . – Тики, – тихо говорил старик, – был богом и вождем. Тики привел моих предков на эти острова, где мы и теперь живем. Раньше мы жили в большой стране, там, далеко за морем...».

Слайд 5

В Полинезии , этом сказочном раю, Хейердал впервые сталкивается с проблемами этнографии. Он начинает с коллекционирования статуэток, божков и других остатков материальной культуры древнейшей цивилизации. Хейердал целыми днями слушал захватывающие повествования старого Теи Тетуа, рассказывавшего об истории своих царственных предков, перед которыми он преклонялся.

Слайд 6

Тогда, собственно, Хейердала осенила мысль, что высящиеся на острове каменные изображения бога Тики поразительно похожи на гигантские статуи, которые остались от древних цивилизаций Южной Америки . В течение этого года жизни на берегу океана он все более укреплялся в мысли, что беспрерывно дующий с востока пассат мог нести суда древних путешественников только в одном, а именно западном направлении

Слайд 7

Обстоятельный анализ и сравнение древних культур Полинезии и Перу: узелкового письма, мифологии, памятников материальной культуры народов, населявших их в давние времена, — поддерживали и укрепляли первоначальную догадку, пока, наконец, не добавился последний штрих — перуанская легенда о том же боге Кон-Тики, который, будучи побежден врагами, бежал, достиг побережья Тихого океана и вместе со своими приближенными отплыл куда-то на запад. Хейердал почти три года корпел над книгами, приобретая такие познания в области антропологии, археологии и этнографии, что мог бы претендовать на университетские дипломы Мачу-Пикчу Гигантские скульптуры воинов близ Тулы, штат Идальго, Мексика

Слайд 8

БАЛЬЗА, БАЛЬЗОВОЕ ДЕРЕВО, ОХРОМА - одна из самых легких древесин, она почти в два раза легче пробки, в 7 раз легче древесины обычных деревьев и в 9 раз легче воды. Такие свойства древесина бальзы приобретает после высушивания. Ствол свежесрубленного дерева очень тяжелый. Для того чтобы бревно не сгнило, его ставят вертикально или сушат в специальных сушилках (оставленное на земле оно может сгнить за двое суток). Сухая древесина приобретает высокую прочность (близкую к прочности дуба), но она мягкая и губчатая, не имеет годичных колец, так как дерево растет непрерывно. Уникальные свойства древесины бальзы были известны еще инкам, которые выдалбливали из нее каноэ и делали плоты, на которых совершали длительные походы. Когда испанцы увидели эти замечательные плоты, они были поражены, но материала, из которого они были сделаны, не знали, они дали ему имя «бальза» или «бальса», что на испанском языке означает «плот».

Слайд 9

Чтобы добыть легкие, как пробка, бальсовые бревна, необходимо было лететь в далекие Перу и Эквадор. Поскольку гипотеза Хейердала опиралась на предположение, что доисторические жители этих территорий заселили острова Тихого океана, правительства обеих стран проявили доброжелательное понимание и обещали оказать экспедиции помощь и поддержку.

Слайд 10

при строительстве плота были использованы: - бальсовое дерево - мангровое дерево - сосна - бамбук - парусина строители плота должны были обладать следующими технологиями : - умение обрабатывать бальсовое дерево - умение обрабатывать мангровое дерево - умение обрабатывать сосну - умение обрабатывать бамбук - умение выращивания льна или конопли и умение изготовления из них полотна, а также умение изготовления из полотна паруса.

Слайд 11

28 апреля 1947 года из небольшого порта Кальяо на побережье Перу в Тихий океан отправился необыкновенный кортеж. Мощный катер тащил на буксире бальсовый плот, заваленный мешками, корзинами, гроздьями бананов. На плоту шестеро путешественников, возглавляемых Туром Хейердалом, вознамерились, отдавшись на волю ветрам и океанским течениям, достичь Полинезии.

Слайд 13

Единственной проблемой было удержание плота по курсу. Как пишет Хейердал, последние «инструкторы» плавания на плотах вымерли сотни лет назад, так что получалось не очень гладко. Плот часто поворачивался бортом к волне, парус хлопал, а зеленые водяные громадины ударяли в борт, заливая палубу. Три человека боролись с парусом, в то время как трое других силились удержать шестиметровое рулевое весло, сделанное из мангрового дерева. Приходилось напрягать все силы, чтобы постоянно держать плот кормой к ветру и волне. Тем временем сила ветра все возрастала.

Слайд 14

Плот, при сооружении которого не были использованы ни гвозди, ни оковка, был пластичной конструкцией. В этом и заключалось его преимущество. Как поддающаяся напору ветра мачта, так и корпус, приспособленный в определенной мере к характеру и длине волн, давали возможность двигаться дальше, не опасаясь разрушительного воздействия стихии. Ежедневно с утра подвергался тщательной проверке каждый узел — канаты пока держались превосходно

Слайд 15

Лодки из тростника индейцев озера Титикака лодка «Ра»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 6 классе и презентация к уроку по теме "Литература Древней Греции"

Конспект открытого урока литературы в 6 классе специальной(коррекционной)общеобразовательной школы 2 вида в форме игры-соревнования "Олимпийские игры"...

презентация к уроку в 5 классе "Древние образы в современных народных игрушках"

Данная перезентация поможет учителю раскрыть тему о традиционной глиняной игрушке. Урок №1 во 2 четверти по программе Б.Неменского. ...

Урок-путешествие: «По следам древних греков».

Повторительно- обощающий урок по теме: Древняя Греция УМК А. А. Вигасин, Г. И. Годер История Древнего мира 5кл....

Урок истории "По следам древних греков"

Урок по курсу "История древнего мира". 5классДанная презентация составлена для   повторительно-обобщающего урока  по разделу "Древняя Греция." Цель урока - систематизация знаний обучающ...

Презентация к уроку географии "По следам путешественников каменного века". 5 класс.

Презентация к уроку географии в 5 классе. УМК Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков....

Урок истории "По следам Древней Греции"

Урок-викторина с применением приемов тетатрализации для 5-х классов по теме "Религия древних греков"...