Урок истории "По следам Древней Греции"
презентация к уроку по истории (5 класс)

Чулякмина Мадина Исхаковна

Урок-викторина с применением приемов тетатрализации для 5-х классов по теме "Религия древних греков"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок-викторина «По следам Древней Греции» Подготовил: учитель истории и обществознания МАОУ «СОШ№7» Юсупова М.И.


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: Всеобщая история

Класс: 5

Тема: Религия древних греков

Цели урока:

Образовательные:

  • углубить представление и знания учащихся о культурном наследии древней Греции, мифологии и религиозном представлении греческих племен 
  • рассказать о возникновении древнегреческих мифов, отражении в них представлений греков об окружающем их мире;
  • познакомить учащихся с героями мифов Древней Греции.

Развивающие:

  • стимулировать познавательный процесс;
  • развивать коммуникативные  и творческие способности учащихся.

Воспитательные:

  • воспитывать у учащихся инициативность в построении совместной учебной деятельности;
  • формировать умение работать самостоятельно и в команде.

Тип урока: комбинированный урок, урок-викторина

Формирование УУД

  1. Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
  2. Метапредметные:

Познавательныезнать произведениеосновные теоретико-литературные понятия; уметь анализировать и делать собственные выводы.

Регулятивные: знать теоретический материал, уметь выделять основную и дополнительную информацию.

Коммуникативные: ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного.

  1. Предметные:  активизировать полученные ранее знания о мифах, мифологии; познакомить с мифологией древних греков, их представлениями об устройстве мира; ввести понятие «боги», «мифы» в древнегреческой мифологии; совершенствовать навыки умения анализировать и делать собственные выводы.

Тип урока: урок-обобщение.

Методическое обеспечение: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свеницкая И.С. История древнего мира. 5 класс: учеб.для общеобразоват. организаций/ под ред. А.А.Искандерова.- М.: Просвещение, 2019.-303 с., Зайцев Ю.В. Мифы древней Греции. М.: Белый город, 2008.-300 с.

Оборудование: презентация Power Point,  мультимедийный проектор, тетради, карта, раздаточный материал, инвентарь для инсценировки.

Организационный этап.

Учитель: Были ли вы когда-нибудь в Древней Греции? А хотелось бы вам там побывать? Нет ничего проще! (видео- или фото пейзажей Др. Греции на экране).

Мы порой совсем не знаем, что Древняя Греция совсем рядом - стоит только оглянуться вокруг.

Возьмем хотя бы наши имена. В каждом классе найдутся Александры, Андреи, Артемы, Денисы, Дмитрии, Елены,Анастасии и др. Все они носят древнегреческие имена, например,: Артем-посвященный богине Артемиде, Денис- богу Дионису, Дмитрий- богине Деметре.

Мы изучаем ГЕОГРАФИЮ, ИСТОРИЮ, ГЕОМЕТРИЮ, БИОЛОГИЮ - и опять прикасаемся к этой  удивительной  стране.

Идем в ТЕАТРЫ, слушаем ОРКЕСТР, следим за выступлениями ОЛИМПИЙЙСКИХ  ИГР, сидим на СТАДИОНЕ - и опять доносится эхо Древней Эллады.

Мы употребляем крылатые выражения «НИТЬ АРИАДНЫ», «ЯБЛОКО РАЗДОРА», «АВГИЕВЫ КОНЮШНИ», «КРЫЛЬЯ  ИКАРА» - и понимаем, о чем идет речь.

Актуализация знаний.

Ученик (ведущий 1): Греция (самоназвание – Эллада, официальное название – Греческая республика) – государство в Южной Европе, на Балканском полуострове и многочисленных островах Средиземного моря (крупные острова – о. Крит, о. Эвбея, о. Родос, о. Лесбос). Древние говорили, что он похож на лист дерева, его длина и ширина почти одинаковы. Самая высокая гора – Олимп (почти 3 тысячи метров), есть гора Парнас (выше 2 тысяч метров). Преобладают горные реки, короткие, бурные, с живописными порогами и водопадами, часто текущие к морю в узких каньонах. Самая длинная река – Альякмон (более 300 км). Насчитывается более 20 озер. Климат тёплый, солнечный. Влажная мягкая зима и жаркое сухое лето. Отражение культуры и верований греков мы можем увидеть благодаря великому поэту Эллады – Гомеру. И сегодня мы сможем заглянуть в таинственный мир богов Древней Греции (слайд 1)

Учитель: Я вас приглашаю на гору Олимп, где живут древнегреческие Боги. Боги, которые правили миром (триумфальная музыка) (слайд 2)

Изучение нового материала.

Выходит ученик 1 (Зевс):

Зевс — на Олимпе всех сильней.

Глава богов. Гроза людей.

Я – главный из Богов – Зевс. Я отец Богов и людей, глава олимпийской семьи богов. Я владею громом и молнией. Я даю людям законы.

Ученица 2 (Гера):

С Зевсом также Гера — верная жена.

Брак и семью хранит она.

Я Гера — самая могущественная из богинь Олимпа, но подчиняюсь своему мужу Зевсу. Я оберегаю женщин и брак. На голове моей красивая диадема.

Отгадайте загадку, смертные! (обращается в класс)
           Он души мертвых сторожит.

Пес его свирепый Цербер

Никогда не спит.

Бога этого зовут ... (Аид)

Ученик 3 (Аид):

- Я Аид – невидимый, ужасный, владыка царства мёртвых. У меня есть шлем, который делает меня невидимым. Служит мне злой трёхголовый пёс Цербер. Жена моя –Персефона, я украл её с Земли. Я бог подземного царства мёртвых.

Ученица 4 (Деметра):

Я – Деметра - богиня плодородия и земледелия. Я - «Мать-Земля». Я - покровительницы земледельцев, охраняю всё живое на земле. Злой Аид украл мою любимую дочь Персефону.

Ученик 5 (Гермес):

Я Гермес, вестник богов. Я покровитель торговли, прибыли, красноречия, дающий богатство и доход в торговле, бог плутовства. Под моей защитой пастухи и путники.

Ученица 6( Ведущая): Слушайте и внемлите, эллины,  историю о том, как Аид похитил Персефону, а  за ней ушла весна и радость с нашей земли. А после мы проверим, как вы слушали. Самого внимательного и умного Клио- муза истории в конце урока одарит лавровым венком победителя.

Лучики, цветы, бабочки – все замерли. Страх и ужас на лицах.

Богиня Деметра услышала крик Персефоны.

Персефона (Ученица 7) кричит: Матушка, спаси меня! Матушка! (Катя исчезает со сцены)

Деметра (Ученица 5): Персефона! Доченька! Девочка моя! Где ты? Отзовись!

Деметра плачет, спрашивает у прохожих, цветов, богов: Вы не видели мою дочь Персефону? (спрашивает громко несколько раз)

Перед Деметрой предстал бог Зевс (Ученик 1): Я отдал твою дочь в жены Аиду. Отныне Персефона принадлежит ему. Такова моя воля!
Зевс стукнул скипетром.

Деметра (Ученица 5) заплакала: О горе мне!

Перед Деметрой предстал бог Аид (Ученик 3) : О, прекрасная Деметра, не противься воле Зевса. Забираю я твою дочь в свое подземное царство, отныне там ей место.

Аид, схватив Персефону, увозит.

Персефона (Ученица 7): протягивает руки Деметре: О, матушка, спаси меня! Не хочу я к Аиду, умру от тоски.

Муза (Ведущий 1): И загрустила тогда Персефона. От ее горя сохнут колосья на полях, облетают листья с деревьев, вянут цветы. Голод грозит всему живому.

Зевс  (Ученик 1) встревожился: Землю надо спасать, иначе от тоски Деметры погибнет все живое. Гермес! Отправляйся к Аиду и скажи, чтобы отпустил Персефону к матери.

Гермес(Ученик 5): Владыка умерших! Отпусти к матери Персефону. Две трети года она будет жить на земле и только одну треть в твоем , внушающем ужас царстве. Так повелел Зевс.


Персефона(Ученица 7) радостно улыбается.


Аид, недовольный (Эмиль): Что же, раз так пожелал сам Зевс, отправляйся к матери. Но запомни, я за тобой вернусь!  

Встреча Персефоны и Деметры, мать и дочь обнимаются.

Деметра (Даша): Дочь моя, ты жива! Как я рада тебя видеть!

Персефона (Катя):  Матушка, здравствуй! Теперь все будет хорошо, мы снова вместе.

Муза (Ведущая 2):  Деметра вернула плодородие земле, и снова все зацвело, зазеленело. Нежной весенней листвой покрылись леса, запестрели цветы на изумрудной траве лугов. Вскоре заколосились хлебородные нивы, зацвели и заблагоухали сады, засверкала на солнце зелень виноградников. Пробудилась вся природа. Все живое ликовало и славило великую богиню Деметру и дочь ее Персефону. Пришла весна. Цветы, растите , цветите и радуйте людей! Солнце, свети ярче! Люди, радуйтесь! Весна!

Ученица (Ведущая 1):

  1. Назовите богов, которые упоминались в «Мифе о Деметре и ее дочери Персефоне».
  2. Почему раз в год земля начинает засыхать, вянут цветы, желтеет трава?
  3. Как удалось вернуть на землю тепло и жизнь?

Учитель: а теперь задача сложнее, в ней будут участвовать все, даже боги Олимпа (учащиеся рассаживаются по своим местам), помощница-ученица (Клио):

Викторина (слайд 4), учитель озвучивает вопросы:
1) Кто был великим поэтом Древней Греции и какие произведения вы можете назвать? (Гомер «Иллиада», «Одиссея»)

2) Объясните значения выражений «яблоко раздора», «Ахиллесова пята», «нить Ариадны», «между Сциллой и Харибдой». (Повод для войны, конфликта; слабое уязвимое место; ситуация, когда угроза исходит с двух сторон)

3) Назовите иерархию богов в Древней Греции (привлечь учащихся –актеров).

4) Самое могущественное царство в Др.Греции? (Критское царство)

5) В каком городе находятся Львиные ворота и как они выглядят? (Микены. Вход в крепость проходил через каменные ворота, от ворот сохранился входной проем. В форме треугольника над воротами стоят львы, охраняют вход  в храм)

Подведение итогов

Учитель: Итак, вы все на славу потрудились, а боги Олимпа выказывают вам восхищение, ведь ум, любознательность, целеустремленность- одни из лучших качеств человека. А награждать самого активного знатока истории будет Клио.

Ученица (Ведущая 2): награждает наиболее активных учащихся.

Рефлексия

Что мы узнали нового о Др.Греции? Что особенно вас заинтересовало? Какой миф или бог больше всего вам понравился?

Ответы учащихся.

Учитель: Вы молодцы! Спасибо всем за участие! До новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторительно - обобщающий урок по теме : " Древняя Греция"

Данный урок содержит материал по повторению и обобщению знаний учащихся по теме " Древняя Греция". Данный урок проходит в виде игры " Виртуальная экскурсия" по Элладе. Учащиеся в течение урока повторя...

Повторительно-обобщающий урок по теме " Древняя Греция"

Данный урок позволит: •систематизировать, обобщить и закрепить знания учащихся по истории Древней Греции •повысит интерес к изучению истории • продолжит развитие логических способностей, умение грамот...

конспект урока Театр в Древней Греции

Урок истории по теме "Театр в Древней Греции" для 5 класса....

Повторительно-обобщающий урок по теме «Древняя Греция» 5 класс

Повторително-обобщающий урок  по теме «Древняя Греция»  5 класс...

ра зработка открытого урока по истории древнего мира" Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Греция" для 5 класса

Данный урок был разработан  для  конкурса "Учитель-года ". Представлен урок повторения  и обобщения по истории "Древней Греции" в 5 классе в виде путишествия....

Повторительно-обобщающий урок «Путешествие по Древней Греции» Урок-игра с театрализованным представлением

Повторительно-обобщающий урок «Путешествие по Древней Греции»  Урок-игра с театрализованным представлением...

Конспект урока по Всеобщей истории на тему "Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Греция. Эллинизм" (5 класс)

Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Греция. Эллинизм" является завершающим в  этом  разделе. Учитывая взраст детей, я выбрала игровую форму урока. Такая форма учебного з...