Открытый урок "Географическая карта"
план-конспект урока по географии

Наумова Валентина Алексеевна

Открытый урок в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_kartamicrosoft_office_word.docx20.83 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок  в 6-м классе «Географическая карта»

Дата 24.10.2017г.

Провела : учитель географии Наумова В.А.

"От карты всякое географическое исследование исходит и к карте приходит, с карты начинается и картой кончается"                            Н.Н. Баранский

         

Цель урока: Сформировать знания о географической карте как модели Земли, о разновидностях карт по масштабу; углубить навыки работы с картами и контурными картами.

Оборудование урока: Карта полушарий, физическая карта России, глобус, политическая карта мира, фотографии Земли, сделанные с космоса.

Ход урока

I .  Организационный момент  (психологический настрой)

II . Опрос домашнего задания.

Для чего нужен план?
Что такое план?

Что означают данные топографические знаки?  ( демонстрация  карточек 10x20см  с обозначением смешанного леса , луга, болота и т.д. Карточки изготавливают ученики  при изучении темы:  «План  местности).

Какую форму имеет планета Земля?

Что такое глобус? Какие бывают глобусы по масштабу?

Что такое экватор? Чему равна длина экватора?

Покажи на глобусе экватор, все материки и океаны.

III . Изучение нового материала.

Расшифруйте , что написано на карточке

http://festival.1september.ru/articles/612777/img1.gif

Ответ : Географическая карта  ( запись песни « Я Карта»)

Учитель объявляет тему и цели урока .

Послушайте  разговор трех мальчиков:

Первый мальчик: Я не боюсь отправиться в путешествие, потому что я хорошо знаю русский язык.

Второй мальчик: А я подавно не боюсь путешествовать. Я, кроме русского, знаю еще иностранный язык.

Третий мальчик: А я знаю еще третий язык- географический. С ним не заблудишься. Это язык карт.

- Как вы думаете, с кем из ребят можно смело путешествовать? Почему? (Ответы детей)

Рассказ преподавателя

Вы уже знаете, что Земля имеет форму шара, а модель земного шара называется глобусом. На него нанесены части света, океаны, моря, реки, горы и др. географические объекты.

Большую часть земного шара покрывают океаны и моря. Но глобус имеет один недостаток, его трудно носить с собой. Поэтому люди уже давно начали думать, как поверхность земного шара изобразить на бумаге. Все, что люди знают сейчас о нашей планете, когда-то им было неизвестно. А ведь кто-то был тем самым первым, узнавшим все это. И таких любознательных было много - имя им первооткрыватели. Как бы давно они не жили, память о них осталась в названиях на географической карте. Ведь для того, чтобы уйти из родного дома, уйти в неизведанные края, нужна смелость и целеустремленность. Но мало пуститься на поиски неизвестного, нужно вернуться домой. А для того, чтобы вернуться, необходимо знать, как отыскать дорогу к дому. Ведь не станешь же как сказочные герои сыпать то зерно, то камешки, то клубок ниток разматывать. И как людям объяснить, где побывал, что видел? Для этого все, что увидел, надо зарисовать как можно точнее. Так стали появляться первые географические карты, похожие на рисунки. Самым древним на Земле подобием географической карты пока считается найденный под Житомиром бивень мамонта с выцарапанным на нем планом-картой. Ей очень много лет. Ученые находят места, где когда-то жили и охотились наши предки, которые рисовали на скалах картины своей жизни, объекты окружающей их природы.

А теперь посмотрите на современную карту. Сколько на ней  голубого, зеленого, коричневого. А если посмотреть на Землю из космоса, она необычайно красива, но имеет не такую окраску, как карта. Следовательно, цвета на карте - это условные обозначения, которые придумали люди, чтобы легче было пользоваться картой. Что же такое карта?

Географическая карта - это плоское, сильно уменьшенное изображение земной поверхности, на которой географические объекты показаны с помощью условных знаков. ( презентация)

По масштабам карты, как и глобус, бывают разными. Масштаб указывается на всех картах, как у нас, так и за рубежом.

Деление карт по масштабу

КАРТЫ

Крупно-масштабные  1:200000 и крупнее    Среднемасштабные    1:200000- 1:1000000    Мелко-масштабные    1:1000000 и мельче

Мелкомасштабнее будет та карта, у которой уменьшение размеров на карте по сравнению с расстоянием на местности больше.

По мере уменьшения масштаба на карте, уменьшается подробность изображения местности.

Виды карт по содержанию

Географические карты бывают разными есть такие, которые рассказывают, где и какие обитают животные, птицы, рыбы, какие растут деревья, кустарники, цветы.

Другие карты информируют о залежах полезных ископаемых: угля, нефти, газа и др.

Такие места на карте обозначают специальными условными знаками. (Преподаватель демонстрирует знаки на картах, приготовленных к уроку). Есть карты, на которых материки похожи на лоскутное покрывало. Каждый лоскуток - это государство, а ниточка между ними - это границы. Такие карты называют политическими.

Карты, по которым можно узнать, какие формы и размеры имеет материки, какие равнины и горы есть на материках, называют физическими. Карта полушарий изображает всю Землю.

Контурные карты - особый вид карт. Они являются основной для обозначения географических объектов, которые вы будете изучать. Работать на них надо четко и аккуратно.

IV . Закрепление ( исследовательская работа)

Выполнение практической работы по контурной карте.

Задание. 1. Эти супер водоемы все на глобусе найдём мы, потому что во всем мире их немного – лишь 4 (четыре океана).

2.В четырех Бочках

Шесть Китов засолено. 

Ответ: Океаны и Материки

Надписать названия океанов,материков.

3.Суши небольшой кусочек, но бывает он большим, и очень, а вокруг него вода (Остров ) Отметить на карте – Гренландия, Мадагаскар, Новая Земля.

4.Там всегда бывает лето – В сентябре, в апреле. И длинней окружность эта Прочих параллелей. Хором скажут все ребята: «Эта линия – …!»
5. В излучине реки на высоком холме на землях, заселенных славянскими,

угро-финскими племенами, в 1147г. был основан город. История уготовила

«ему роль» собирательницы земли русской. Географическое положение -

на перекрестке древних торговых путей - являлось одной из основных

причин бурного роста города. Это центр электронной промышленности,

станкостроения автомобильной и авиационной промышленности. Крупный

производитель текстильной и полиграфической продукции. Самый

крупный транспортный узел страны. Город выполняет административную,

научную, культурно-историческую функции. Город носит звание города -

героя за ожесточенное сопротивление и оборону во время ВОВ 1941-

1945г.г.  Назовите город.                                                                   -Москва

6. Основанный в 1703г. весьма слабо заселенной и почти неосвоенной местности этого город «сам создавал себя» удобное географическое положение. Он был «окном в Европу», «северной Пальмирой», стал «колыбелью» 3-х революций, трижды менял свое название. В городе развито судостроение, точное машиностроение, приборостроение. Здесь разрабатываются и создаются водные ракетоносцы, уникальные турбины и генераторы для электростанции. Это крупный транспортный узел, город- порт. Выполняет функции - административную, научную, культурно- историческую. Звание Города - героя получил за то, что во время ВОВ

выстоял и победил, героически пережил длившуюся почти 900 дней блокаду.

Назовите город, реку, на которой он расположен (Санкт-Петербург, р. Нева).

 V . Домашнее задание – параграф 9

     На данном уроке использованы современные образовательные технологии:

-игровая технология,технология сотрудничества,технология развивающего обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология интегрированного обучения. Открытый урок по музыке. М.П. Мусоргский.Картинки с выставки

Интегрированный урок "Картинки с выставки" помогает учащимся понять связь между музыкой и изобразительным искусством, выделять изобразительность и выразительность в музыке, обогащает детей новыми знан...

технологическая карта открытого урока по английскому языку в 3 классе

открытый урок по теме "День рождение" по учебнику Азаровой "Millie 3". задания расчитаны на интерактивную доску , а также на разный уровень подготовки ребят. Надеюсь пригодиться в работе....

ПЛАН – КОНСПЕКТ Открытого занятия отделения спортивного туризма по теме: «ПЛАНЫ И КАРТЫ, ПОНЯТИЕ О МАСШТАБЕ» с учащимися группы НП-2. Тренер-преподаватель Контора Андрей Владимирович

Дата проведения: 18 СЕНТЯБРЯ 2012 г. Время проведения: 12-20 – 13-50 Место проведения: МБОУ СОШ № 18 Вид труда: теоретическое/практическое занятие (работа с картами). Тема за...

Информационная карта по физике. 12 класс. Открытие электрона.Открытие протона.

Краткое изложение темы "Открытие электрона. Открытие протона." в 12 классе вечерней (сменной) школы. Использованы материлы Интернета....

Открытый урок "Карта Великобритании"

Это урок открытия новых знаний, который был призван решить следующие задачи:Обучающие: Понимать на слух запрашиваемую информацию из фильма....

Технологическая карта открытого урока " Открытие Америки"

Данный урок построен на основе деятельностного подхода и направлен на формирование следующих метапредметных умений: - умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать для себя новые; - п...