Главные вкладки

    Доклад
    статья по географии

    Исследовательская деятельность учащихся

     при изучении родного края как одно из условий формирования творческой личности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл issledovatelskaya_deyatelnost_uchashchihsya.odt13.27 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ «Ямашурминская СОШ Высокогорского муниципального района РТ»

    Исследовательская деятельность учащихся

     при изучении родного края как одно из условий формирования творческой личности.

    Гиниятуллина Ф.В                                                                                                                       

                                                                         учитель географии

               

                                                 2017-2018 уч. год

           Как сохранить интерес к урокам географии и краеведения? Что можно сделать, чтобы ученики полюбили эти предметы и свой нелёгкий труд при подготовке к урокам, научились аргументировано спорить и слышать друг друга?

          Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике.

       Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

       К таким технологиям можно отнести проектную и исследовательскую деятельность.

       С чего начинается исследование? С удивления… Живет человек, воспринимает мир вокруг себя как само собой разумеющееся и не подлежащее сомнению. Но однажды задается вопросом: «А почему это именно так, а не иначе?» С этого момента человек, не довольствуясь уже готовыми схемами, пытается найти свой ответ. Вот оно – начало поиска, начало исследования…    

         Потребность ребёнка в исследовательском поиске обусловлена биологически. Познавательный интерес, жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

           Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

          Одна из важнейших задач учителя в современных условиях уметь создать среду, направляющую учащегося на появление вопросов и желание найти ответы, то есть на проявление черт исследовательского поведения.

         Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

    Задачи научно- исследовательской деятельности:

     Познакомить учащихся теоретическими основами научно- исследовательской деятельности.

     Научить учащихся работать с различными источниками информации.

     Отработать навыки публичного выступления, защиты своей работы перед аудиторией.

     Организовать разнообразную творческую, общественно значимую исследовательскую деятельность детей.

         Исследовательская деятельность – учит детей мыслить самостоятельно, уметь ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей науки.

         Под исследовательской деятельностью понимают деятельность учащихся под руководством педагога, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования:

    постановка проблемы;

    изучение теории, посвященной данной проблематике;

    овладение методикой исследования;

    сбор собственного материала, его анализ и обобщение;

    собственные выводы и их сравнение с литературными данными;

    создание конечного продукта исследования.

    Причины, в силу которых необходимо ведение в школе научно- исследовательской деятельности.

        Во-первых, это общее снижение авторитета науки в обществе, произошедшее в нашей стране за последние годы, что не могло не сказаться на отношении к этой проблеме подрастающего поколения, выбирающего для себя в качестве перспективных направлений иные ориентиры. Зачастую к этому же приводит и отсутствие у ребят подробной информации о возможностях современной наук и её передовых областях.

     Во-вторых, это загруженность учеников выполнением плановых учебных заданий. Третьей причиной являются психологические особенности учащихся, связанные с неумением работать с научной литературой, не в полной мере владением как письменной, так и устной формами научного стиля речи.

       В системе изучения географии в школе большое значение имеет краеведческий материал. Он служит инструментом как обучающего, развивающего, так и воспитывающего характера. Краеведческий материал приобщает учащихся к пониманию географии, содействует росту их интереса к географии. Одним из условий успешной краеведческой работы является систематическое использование местного материала на уроках географии. Так в нашей школе уже на протяжении ряда лет работаем над интересными темами краеведческого характера: изучаем топонимику района, искусственные водоемы, население и демографическую ситуацию, АПК, культурное наследие.

           Очень важно найти ориентиры в сложной ситуации подготовки к урокам краеведения, краеведческой работы в рамках уроков географии в 7 классах.

    Одна из главных особенностей краеведческой работы состоит в том, что она включает в себя элементы исследования.

    Исследования, которые я реализую в своей практике:

    экологические исследования;

    изучение родного края через составление буклета;

    исследования в рамках предмета и т.д.

       Обучение учебному научному исследованию следует начинать с малого. Например, в обучении краеведения, в 8 классе, предлагаю ребятам провести небольшие исследования по определённым темам. Например, при изучении темы «Географическое положение Высокогорского района» предлагаю ребятам провести исследование по вопросу: «Какие особенности района отражены на гербе?» Ребята определяют цель исследования: «Изучить особенности района»; задачи исследования: «Определить географическое положение и основной род деятельности населения Высокогорского района». В ходе исследования выдвигаются гипотезы, которые в ходе исследования или подтверждаются или опровергаются.

       Большое внимание в своей работе в данном направление я уделяю проведению интегрированных научных исследований. И, на мой взгляд, именно география является точкой соприкосновения многих учебных дисциплин. Многие науки, а особенно биология, история, химия, физика, математика, информатика эффектно сочетаются с географией, обогащая её собственным специфическим содержанием.

       С учащимися старших классов мы работаем над проектами, которые позволяют учащимся применить знания из разных курсов школьной программы для решения какой- то проблемы. Например, проект «Экологическая ситуация села  и здоровье населения».

          Так как уровень заболеваемости в нашем районе повышается, то данная тема является очень актуальной и для решения этой проблемы учащиеся применяли знания по географии, экологии, биологии, социологии, медицины, химии. Учащиеся используют различные источники получения информации: книги, журналы, атласы, интернет и т.д.

            В результате обучения географического краеведения  с применением научно - исследовательского подхода учащиеся овладевают следующими умениями и навыками:   

    работать с различными источниками географической информации для получения необходимых сведений;

    назвать основные закономерности возникновения и развития отдельных компонентов природы Земли, делать на основе этого простейшие прогнозы их дальнейшего развития;

    устанавливать роль и значение географических знаний в решении хозяйственных и социальных проблем общества и отдельных территорий;

    характеризовать отдельные компоненты природы и хозяйства, пространственной организации природы, населения и хозяйства отдельной территории или страны;

     устанавливать связи между отдельными компонентами природного комплекса;

    прогнозировать влияние природных условий на человеческую деятельность и наоборот; излагать суть экологических проблем отдельных территорий и основные принципы рационального природопользования и охраны окружающей среды;

    применять простейшие приемы анализа статистических данных, сравнивать полученные показатели, рассматривать их изменение во времени, на их основе делать простейшие прогнозы развития природных, хозяйственных и социальных проблем;

    пользоваться картой (ориентироваться по карте и на местности, разрабатывать маршруты движения, измерять расстояния по карте, определять по карте количественные и качественные характеристики изображаемых объектов и процессов, находить различные географические объекты, использовать картографические источники для прогнозирования развития событий, для решения простейших производственных и бытовых задач, знают номенклатуру карты);

    представлять результаты исследовательской работы с использованием информационных технологий.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г. Тема доклада: «Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».

    Развитие творческих способностей  детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не...

    Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

    Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

    Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

    Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

    Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

    Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

    ДОКЛАД Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты основного общего образования и презентация к докладу

    Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результатыВ результате изучения всех без исключения предметов основной школы получат дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуни...

    ДОКЛАД (презентация к докладу) Тема: Интеграция и интегрированные уроки

      Идея интеграции стала в последнее время предметом теоретических и практических исследований в связи с начавшимися процессами дифференциации в обучении.Методической основой интегрированно...