неделя географии в школе
материал по географии (10 класс)

Канагина Татьяна Николаевна

В рамках недели географии проведена викторина "Знатоки Зарубежной Европы" в 10 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnaya_rabota_po_geografii.doc208 КБ

Предварительный просмотр:

Неделя географии

Географическая викторина

«Своя игра» по теме «Зарубежная Европа»

подготовила и провела учитель географии Канагина Т.Н.

Учебно-воспитательные цели:систематизация и закрепление знаний по пройденным темам, развитие кругозора учащихся, логического мышления, пробуждение интереса к изучаемым странам.

Методы и формы учебной деятельности: урок проводится в виде викторины «Своя игра».

Организация работы:

  1. Создание соревнующихся групп, группы поддержки, группы организаторов.
  2. Организация оформления.
  3. Выработка условий игры.
  4. Создание группы жюри.

Ход игры

1. Вступительное слово учителя:

– Добрый день, уважаемые игроки, члены жюри, болельщики!

Сегодня мы приглашаем вас в увлекательное путешествие по странам Зарубежной Европы.

Правила игры:Игра проводится в два тура. Участники сами выбирают номинации вопросов и его стоимость. Чем выше цена вопроса, тем сложнее вопрос.

2. Проведение жеребьевки.

3. Проведение игры.

1 ТУР

Страны мира

10

20

30

40

50

Государства-«карлики»

10

20

30

40

50

Города

10

20

30

40

50

Страны мира:

10 – Эта страна, наряду с Италией, традиционно считается главной винодельческой страной мира. Вино, шампанское, сахар, зерно, молочные продукты экспортируются во многие страны мира. (Франция)

20 – Создать настоящее социальное государство жителям этой страны в полной мере удалось после того, как страна стала получать огромные доходы от разработки нефтяных месторождений в Северном море. Эта страна не является членом ЕС. (Норвегия)

30 – Маленькое королевство на севере Европы. 470 островов этого королевства образуют своеобразный переход между Северной и Центральной Европой. (Дания)

40 – Страна ветряных мельниц, самая «плоская» страна Европы. И если, не было бы плотин, половина территории этой страны оказалась бы под водой. (Нидерланды)

50 – Государство в Западной Европе. Граничит с Нидерландами, Германией, Люксембургом и Францией. Федерация в составе французского, фламандского и германского сообщества. Конституционная монархия. Глава государства – король. Входит в страны БЕНИЛЮКСА. (Бельгия)

Государства-«карлики»

10 – Это государство находится в центре Европы между Австрией и Швейцарией. Проводит политику постоянного нейтралитета. В княжестве нет армии, высших учебных заведений, национального радио и телевидения. Важнейшую статью дохода княжества составляет выпуск и распространение почтовых марок – 10% годового дохода. Основа экономики княжества – финансовые услуги. Одно из богатейших стран мира. (Лихтенштейн)

20 – В Пиренеях расположено самое большое из карликовых государств. Столица княжества самая высокогорная столица Европы. Важными источниками доходов является туризм, выращивание и переработка табака. (Андорра)

30 – Его площадь всего около 0,44 кв.км. Имеет собственную армию, полицию. У государства есть свой гимн, флаг, радиостанция, ведущая на 37 языках мира, телевизионный центр, печатные агентства. (Ватикан)

40 – Это княжество занимает узкую полоску берега Средиземного моря. Известно под названием Ривьеры или Лазурного берега. В княжестве обосновалось 800 международных компаний и 50 банков, обеспечивающих более половины доходов страны. (Монако)

50 – Самое древнее из современных государств Европы. Расположен на Апеннинском полуострове. Крошечная республика имеет сильную футбольную команду. Туризм – основа экономики страны. (Сан – Марино)

Города

10 – С XIX века это крупнейший финансовый центр, законодатель мировой моды. Основные ансамбли города: Площадь Согласия, Лувр, Елисейские поля, Эйфелева башня. (Париж)

20 – Этот город расположен на холмистой равнине по берегам реки Тибр. Здесь находятся богатые архитектурные комплексы: Колизей, Триумфальная арка Тито. (Рим)

30 – Столица государства образовалась в X веке. Город расположен на 5-ти холмах Вятавской долины. Один из красивейших городов Европы. Эту столицу с любовью называют « Злата …». (Прага)

40 – Это признанный центр международного туризма. Всемирно известный художественный музей Прадо – один из самых богатых музеев мира. (Мадрид)

50 – Этот город крупнейший в мире центр торговли алмазами. 85% необработанных камней и 50% шлифованных продаются здесь. (Антверпен)

2 ТУР

Автомобилестроение

10

20

30

40

50

Достопримечательности

10

20

30

40

50

Интересныефакты

10

20

30

40

50

Автомобилестроение

10 – Какое государство выпускает автомобили марки «ФИАТ»? (Италия)

20 – Модель этого автомобиля была названа в честь дочери владельца компании «Мерседес». В какой стране он выпускается? (Германия)

30 – Мировой известностью пользуются автобусы марки «Икарус». Какая страна их выпускает? (Венгрия)

40 – Это один из самых дорогих автомобилей класса «Люкс», выпускаемый в Великобритании. Часто такие автомобили делаются по индивидуальному заказу. (Роллс-Ройс)

50 – Этот автомобиль был разработан специально для женщин. Он прост в управлении. Назовите страну и марку автомобиля. (Германия. Фольксваген)

Достопримечательности

10 – В какой стране находятся Бранденбургские ворота – один из главных символов столицы этого государства. (Германия)

20 – Колизей – символ столицы этого государства и вековой истории. Он является самым большим и красивым стадионом античного мира, построен в 1 веке н.э. и имеет форму амфитеатра. ( Италия)

30 – Собор Нотр-Дам строился 200 лет. Среди готических храмов этот собор выделяется строгим величием своего облика. (Франция)

40 – Главной святыней собора Святого Петра является исповедалище (гробница), в которой хранятся мощи первоверховного апостола Петра. В какой стране находится этот собор? (Ватикан)

50 – Нa площади этой европейской столицы стоит медведь и земляничное дерево. Патриоты города утверждают, что ранее здесь росла целая роща вечнозеленых растений, плоды которых по вкусу похожи на землянику и бродило много медведей. (Испания)

Интересные факты

10 – Самая длинная страна Европы – Норвегия. Какова ее протяженность с севера на юг? (Норвегия)

20 – Как называется всемирно известная фабрика по производству карандашей а Чехии? (Кох и Нор)

30 – Во Франции известно более 400 сортов сыра. Особую известность приобрел сыр «Рокфор». Почему он так назван? (Он производится в местечке Рокфор на юге страны)

40 – Как называется город в Нидерландах, где находится самый большой аукцион цветов? (Алсмер)

50 – Этот автодорожный мост самый большой в Европе и четвертый в мире. Его пролет в длину 1 км. Через какой пролив он проложен? (Босфор в Стамбуле)

4. Подведение итогов игры.

5. Награждение.


Географические диктанты

 9-й класс

Географический диктант №1 “Общая характеристика хозяйства России”.

Установите соответствие между понятиями и терминами.

Понятие.

Термин.

1

Система пространственной организации государства, утвержденное законом членение территории.

А

Структура хозяйства.

2

Этап экономического развития общества, когда Ведущей отраслью хозяйства является промышленность.

Б

Отрасли хозяйства.

3

Социально-экономическая система, развивающаяся на основе частной собственности и товарно-денежных отношений.

В

Тяжелая промышленность.

4

Создание условий для осуществления региональной социально-экономической политики.

Г

Легкая промышленность.

5

Результат интеграционных процессов в народном хозяйстве, сложное сочетание взаимосвязанных отраслей.

Е

Индустриальный этап развития.

6

Совокупность предприятий, производящих однородную продукцию, или учреждений, оказывающих однородные услуги.

Д

Межотраслевые комплексы.

7

Социально-экономическая система, имеющая централизованный характер, где заказы на предприятия поступают через Госплан.

Ж

Постиндустриальный этап развития.

8

Состав, соотношение и связи между отраслями хозяйства.

З

Районирование.

9

Отрасль промышленности, производящая продукцию производственного значения: металл, машины и т.д.

И

Рыночная экономика.

10

Этап экономического развития общества, при котором ведущими отраслями промышленности являются наука, связь, сфера услуг.

К

Командная экономика.

11

Отрасль промышленности, выпускающая предметы народного потребления.

Л

Административно-территориальное деление.

12

Выделение районов (экономических, физико-географических, социальных и др.) на основе выявления ряда признаков.

М

Экономическое районирование.

Ответы: 1-л; 2-е; 3-и; 4-м; 5-б; 6-д; 7-к; 8-а; 9-в; 10– ж; 11-г; 12-з.

Географический диктант № 2 “Агропромышленный и лесной комплексы”.

Установите соответствие между понятиями и терминами.

Понятие.

Термин.

1

Система содержания животных, при которой пастухи переходят со стадами оленей, табунами коней, отарами овец в поисках лучших пастбищ.

А

АПК

2

Отрасли легкой промышленности, занятые переработкой натуральных, искусственных волокон в пряжу, нити и ткани.

Б

Сельское хозяйство.

3

Тип сельского хозяйства, характерный для пригородов, мало зависящий от климатических условий.

В

Текстильная промышленность.

4

Главная отрасль материального производства, которая обеспечивает человека продуктами питания и снабжает сырьем пищевую и легкую промышленность.

Г

Лесозаготовка.

5

Отрасль хозяйства производящая продукты питания в готовом виде или в виде полуфабрикатов.

Е

Пригородное сельское хозяйство.

6

Совокупность отрасле, деятельность которых направлена на удовлетворение потребностей населения в продуктах питания и другой продукции, вырабатываемой из с\х сырья.

Д

Технические культуры.

7

Сельскохозяйственные культуры, дающие сырье для различных отраслей промышленности.

Ж

Отгонно-пастбищное животноводство.

8

Комплекс отраслей, включающий лесозаготовительную, деревообрабатывающую, лесохимическую отрасли.

З

Лесохимия.

9

Область знаний о химических свойствах древесины и способах ее обработки.

И

Лесная промышленность.

10

Процесс заготовки древесины.

К

Пищевая промышленность.

Ответы: 1-ж; 2-к; 3-е; 4-б; 5-г; 6-ж; 7-д; 8-и; 9-з; 10-г.

Географический диктант №3 “Топливно-энергетический комплекс”.

Установите соответствие между понятиями и терминами.

Понятие.

Термин.

1

Предприятия, перерабатывающие нефть в различные виды нефтепродуктов.

А

Топливная промышленность.

2

Часть ТЭК , включающая добычу, переработку и транспортировку топлива.

Б

ТЭК

3

Предприятия, производящие электроэнергию тепло.

В

ГЭС

4

Объединение электростанций, связанных линиями электропередачи.

Г

Топливно-энергетический баланс.

5

При помощи чего передается электроэнергия потребителю.

Д

НПЗ

6

Совокупность топливной промышленности, электроэнергетики и доставки топлива и энергии.

Е

Энергетическая система.

7

Тип электростанций, использующий воду для производства энергии.

Ж

ЛЭП

8

Соотношение производства и использования всех видов топлива и энергии.

З

Электростанции.

9

Как называются источники энергии, производящие энергию не зависимо от деятельности человека.

И

АЭС

10

Тип электростанций работающих на урановом сырье.

К

альтернативные.

Ответы: 1-д; 2-а; 3-з; 4-е; 5-ж; 6-б; 7-в; 8-г; 9-к; 10-и.

Географический диктант №4 “Металлургический и машиностроительный комплексы”.

Установите соответствие между понятиями и терминами.

Понятие.

Термин.

1

Скопление металлургических заводов, использующих свою топливную базу и производящих основной металл.

А

Предметная специализация.

2

Сырье для производства алюминия.

Б

Машиностроительный комплекс.

3

Специализация по производству определенного продукта.

В

Цветная металлургия.

4

Тесные производственные связи между предприятиями смежниками, производящими определенный вид продукции.

Г

Черная металлургия.

5

Комплекс отраслей, производящих машины и оборудование для народного хозяйства.

Д

Закрытые города.

6

Отрасль, которая включает добычу, обогащение руд и выплавку всех металлов и сплавов, кроме железа.

Е

Передельная металлургия.

7

Объекты ВПК, обладающие особой секретностью.

Ж

Глинозем.

8

Отрасль металлургии, которая охватывает добычу руды, ее плавку и производства металла для производства машин.

З

Металлургическая база.

9

Предприятия, производящие сталь путем переплавки вторичного сырья.

И

Кооперирование.

10

Перевод военных заводов на выпуск мирной продукции.

К

Конверсия.

Ответы: 1-з; 2-ж; 3-а; 4-и; 5-б; 6-в; 7-д; 8-г; 9-е; 10-к

Географический диктант №5 “Инфраструктурный комплекс”.

Установите соответствие между понятиями и терминами.

Понятие.

Термин.

1

Отрасль хозяйства, передающая и принимающая информацию.

А

Инфраструктура.

2

Совокупность путей сообщения, транспортных средств и предприятий.

Б

Авиационный транспорт.

3

Сухопутный вид транспорта, использующий тягловую силу животных.

В

Сфера обслуживания.

4

Отрасль хозяйства, перераспределяющая материальные блага.

Г

Связь.

5

Передача информации на большие расстояния.

Д

Телекоммуникация.

6

Природные ресурсы, способствующие развитию туризма.

Е

Гужевой транспорт.

7

Совокупность учреждений, предоставляющие возможность человеку отдохнуть, поправить здоровье.

Ж

Транспортная система.

8

Основные транспортные пути в составе транспортной сети отдельно взятой территории.

З

Рекреационные ресурсы.

9

Комплекс отраслей хозяйства, оказывающих услуги населению.

И

Рекреационное хозяйство.

10

Вид транспорта, имеющий самую высокую скорость передвижения, но зависящий от погодных условий.

К

Транспортная магистраль.

Ответы: 1-г; 2-ж; 3-е; 4-в; 5-д; 6-з; 7-и; 8-к; 9-а; 10-б.

Географический диктант №6 “Районирование. Экономические районы”.

Установите соответствие между понятиями и терминами.

Понятие.

Термин.

1

Экономически целостная часть территории страны, с своеобразными природными и экономическими условиями, исторически сложившиеся и специализацией хозяйства.

А

Полуанклав.

2

Группа территориально сближенных городов, поселков, деревень вокруг столицы.

Б

Федеральный округ.

3

Территория с особым юридическим статусом по отношению к другим территориям и льготными экономическими условиями для иностранных предпринимателей.

В

Экономико-географическое положение.

4

Административно-территориальная единица федерального подчинения.

Г

Московская агломерация.

5

Положение объекта по отношению к государственным границам, к странам, к военным союзам, очагам конфликтов.

Д

Радиально-кольцевая.

6

Планировка города, где улицы расходятся от центра к окраинам в виде лучиков солнца.

Е

Янтарь.

7

Положение экономико-географического объекта по отношению к другим экономическим объектам, имеющим для него хозяйственное значение.

Ж

Свободная экономическая зона.

8

Главный город государства, где сосредоточены исполнительные и законодательные органы власти

З

Экономический район.

9

Территория государства, окруженная со всех сторон территорией другого государства, но имеющая выход к морю.

И

Политико-географическое положение.

10

Смола, используемая для изготовления ювелирных украшений.

К

Столица.

Ответы: 1-з; 2-г; 3-ж; 4-б; 5-и; 6-д; 7-в; 8-к; 9-а; 10-е.

Географические диктанты как форма проверки и обобщения знаний

Цели и задачи:

1. Развивать автоматизированные навыки при осмыслении определенной информации.
2. Умение сравнивать и сопоставлять, находить пути решения проблемных ситуаций. 
3. Осуществлять творческий подход к решению поставленных задач.
4. Приводить в систему полученные знания.
5. Совершенствовать мыслительную деятельность (воспоминание, рассуждение, сопостав-ление, умозаключение).

Оборудование: Для работы нужны листы бумаги в клеточку.

Ход работы: На доске написаны варианты с указанием заданий. Учитель проводит инструктаж по выполнению работы. Утверждающий ответ ? клетка обводится в виде буквы П. Не утверждающий ответ ? ставится прочерк. Клетки заполняются по порядку, без пропусков. Учитель проверяет работы при помощи шаблона, чем достигается быстрота проверки. В работе используется столько клеток по горизонтали, сколько утверждений диктует учитель.

7-й класс. Географический диктант.

Обобщение знаний по теме “Европа”.

С какой территорией Европы связаны эти утверждения?

1 вариант: Северная Европа;
2 вариант: Средняя Европа;
3 вариант: Восточная Европа;
4 вариант: Южная Европа.

1. Здесь расположен Скандинавский полуостров.
2. На территории этого региона Европы находится Апеннинский полуостров.
3. Вдоль западной границы России расположены страны, которые относятся к этому региону Европы.
4. Французская Республика ? одна из самых больших стран этого региона Европы.
5. В состав этого региона входят государства, образовавшиеся после распада Советского Союза.
6. Румыния – самая большая из стран этой части Европы.
7. В Балтийском море, у берегов Европы возвышаются шхеры.
8. Здесь расположена самая высокая вершина Альп – гора Монблан.
9. Омывается теплым Средиземным морем.
10. Эта часть Европы расположена в зоне субтропического пояса.
11. В центре Европы находится крупнейшая по численности населения этой части света – Германия.
12. В этой части Европы есть очень красивые города, настоящей жемчужиной по праву считается Прага.
13. Самое маленькое по площади государство мира.
14. В пределах этой части Европы расположены средневысотные горы Судеты и Карпаты.
15. Огромную роль в жизни этого региона Европы играют реки Рейн и Эльба.
16. Самая южная страна этой Европы – Дания.

Ключ к проверке:

1 вариант П._._._._._.П._._._._._._._._.П
2 вариант _._._.П._._._.П._._.П._._._.П._
3 вариант _._.П._.П._._._._._._.П._.П._._
4 вариант _.П._._._.П._._.П.П._._.П._._._

Критерии оценки работы: на “5” – 1 ошибка, на “4” – 2-3 ошибки, на “3” – от 4-х до 7-ми ошибок.

8-й класс. Географический диктант. Сравнительная характеристика по теме:

“Природно-хозяйственные зоны”

1 вариант: тундра, лесотундра;
2 вариант: тайга;
3 вариант: смешанные и широколиственные леса;
4 вариант: лесостепи и степи;
5 вариант: полупустыни и пустыни

Учитель диктует утверждения:

1. Зона расположена на берегу Каспийского моря.
2. Многочисленные озера в виде блюдец.
3. Господствуют полынно-злаковые сообщества.
4. Мало выпадает осадков.
5. В растительности преобладают хвойные деревья.
6. Главное занятие населения оленеводство.
7. Хлебница нашей страны.
8. Облик ландшафта – булгуняхи.
9. Сегодня здесь добывают газ.
10. Основное направление в хозяйстве молочное и мясное животноводство.
11. Можно часто встретить стада пасущихся овец и верблюдов.
12. Только на Дальнем Востоке можно увидеть в лесных массивах виноград, лимонник, встретить тигра.
13. То здесь, то там встречаются островки леса “колки”.
14. Когда-то она прославила Россию тучными черноземами.
15. Здесь по количеству видов преобладают пресмыкающиеся.
16. В заповеднике можно встретить зубра.

Ключ к проверке:

1 вариант _;_;_;П;_;П;_;П;П;_;_;_;_;_;_;_
2 вариант _;_;_;_;П;_;_;_;_;П;_;_;_;_;_;_
3 вариант _;_;_;_;_;_;_;_;_;_;_;П;_;_;_;П
4 вариант _;П;П;П;_;_;П;_;_;_;_;_;П;П;_
5 вариант П;_;П;П;_;_;_;_;_;_;П;_;_;_;П;_

Критерии оценки работы: на “5” – 1 ошибка; на “4” – 2-3 ошибки; на “3” – от 4-х до 7 ошибок.

9-й класс. Географический диктант. Тема: “Европейская часть России. Повторение”.

1 вариант: Центральная Россия;
2 вариант: Северо-Западный район;
3 вариант: Европейский Север;
4 вариант: Поволжье;
5 вариант: Северный Кавказ;
6 вариант: Уральский район.

Учитель диктует утверждения:

1. Территория граничит с Белоруссией.
2. В этом районе находится незамерзающий порт.
3. Район граничит с Казахстаном.
4. Этот экономический район омывается двумя морями.
5. На заводах этого района производят самое известное в мире оружие – автомат Калашникова.
6. В районе расположено крупнейшее озеро Европы.
7. Главной осью этого района является самая длинная река Европы.
8. В состав этого региона входят три экономических района.
9. Проходит туристический маршрут “Золотое кольцо” России.
10. Самый многонациональный район России.
11.Самый городской район страны.
12. Самый большой по площади район Европейской части России.
13. Район омывается южными морями России.
14. В этом районе расположены три города миллионера.
15. Эта территория стала ядром Российского государства.
16. Является главным автомобильным центром страны.
17. Отделяет Европейскую Россию от Азиатской.
18. Множество озер, но выделяются пять больших озер России.

Ключ к проверке:

1 вариант П;_;_;_;_;_;_;П;П;_;_;_;_;_;П;_;_;_
2 вариант П;_;_;_;_;П;_;_;_;_;П;_;_;_;_;_;_;П
3 вариант _;П;_;П;_;_;_;_;_;_;_;П;_;_;_;_;_;_
4 вариант _;_;П;_;_;_;П;_;_;_;_;_;_;П;_;П;_;_
5 вариант _;_;_;П;_;_;_;_;_;П;_;_;П;_;_;_;_;_
6 вариант _;_;П;_;П;_;_;_;_;_;_;_;_;_;_;_;П;_

Критерии оценки работы: на “5” – 1 ошибка, на “4” – 2-3 ошибки, на “3” – от 4-х до 7-ми ошибок

10-й класс.

Географический диктант. Тема: “Особенности положения, природы и экономики Китая, Японии, Индии”

1 вариант: Китай;
2 вариант: Индия;
3 вариант: Япония.

Учитель диктует утверждения:

1. Занимает полуостров Индостан.
2. Столица – Пекин.
3. Главная сельскохозяйственная культура – рис.
4. Островное государство.
5. Многонациональное государство.
6. Столица – Токио.
7. Национальная одежда – сари.
8. На гербе изображена хризантема.
9. Много пустынь.
10. Промышленно развитая страна.
11. Здесь изобрели порох, бумагу.
12. Добывают много драгоценных камней.
13. Столица – Дели.
14. Занимает 1 место в мире по продаже автомобилей.
15. Самая населенная страна в мире.
16. Работает над программой “Солнечный свет”.
17. Долгое время была в самоизоляции.
18. Бывшая колония Великобритании.
19. Занимает 1место в мире по производству хлопчатобумажных тканей.
20. Ввозит 90% природных ресурсов.
21. Имеет самую высокую продолжительность жизни.
22. Производит много лекарственных препаратов.
23. Осадки приносят муссоны.

1 вариант: _;П;П_;_;_;_;_;П;П;П;_;_;_;П;_;_;_;П;_;_;_;П
2 вариант: П;_;П;_;П;_;П;_;_;П;_П;П;_;_;_;_;П;_;_;_;П;П
3 вариант: _;П;П;_;П;_;П;_;П;_;_;_;_;П;_;П;П;_;_;П;П;_;П

Критерии оценки работы: на “5” – 1 ошибка, на “4” – 2-3 ошибки, на “3” – от 4-х до 8-ми ошибок.


География в 8-м классе. Тема: "Урал"

Оборудование:Фотография стелы“Европа-Азия”,карта Урала, физическая карта России.

Эпиграф:

Когда говорят о России
Я вижу свой синий Урал:
Как девочки, сосны босые
Сбегают с заснеженных скал.
В лучах на ковровых просторах
Среди плодородных полей
Лежат голубые озера
Осколками древних морей.

Цели:

-Продолжить знакомство с природными комплексами на территории России.

-Определить геологическое строение.

-Богатство и разнообразие минеральных ресурсов Урала и их связь с историей развития, климат, воды.

-Установить зависимость рельефа и наличие полезных ископаемых от тектонического развития, и геологического строения.

-Установить связь между геологическим строением и полезными ископаемыми

-Выявить, почему Урал имеет богатейшие запасы полезных ископаемых.

Ход урока

План:

1.Географическое положение.

2.Геология и рельеф

3.Полезные ископаемые.

4.Климат.

5.Реки и озера.

6.Природные комплексы.

7.Природные ресурсы.

По особенностям рельефа горы Урал делят на:

Северный:Полярный (хр. Пай-Хой). Приполярный (г. Народная 1895 м.)

Средний.

Южный: (г. Ямантау 1640 м).

Западный склон. Предуралье.

Центральный горный склон: Водораздельный хребет.

Восточный склон: Зауралье.

В переводе с тюркского языка Урал означает “пояс”, “ золотой шов”, в последствии дополнили словами “каменный”.

Урал протянулся полосой ширина от 50 км до 150 км с Севера –Востока до Юго– Запада и рассыпался веером невысоких горных кряжей. Лишь несколько вершин превышают высоту 1500 м. самая высокая среди них гора Народная 1895м. Ямантау 1640м.

Самые низкие места на перевале Водораздельного хребта имеют высоту 450-500 м.

Какие две равнины разделяют Урал? (Русская и Западно-Сибирская).

Уральские горы протянулись на 2 тысячи км. От побережья холодного Карского моря до знойных степей Казахстана. Урал образует естественную границу между двумя частями света

Какие это части света? (Европой и Азией).

Урал это складчато – глыбовые горы. Современный облик образовался в неоген – четвертичное время.

Геология

Минеральные богатства Урала издавна привлекали внимание рудознатцев. Поэтому геологическое строение Урала изучалось в течении длительного времени.

Урал является герцинской складчатости. После герцинской складчатости Урал представлял собой область высокогорий, но в течение мезозойской эры горы были разрушены и выровнены.

Палеозойские осадочные породы Урала формировались в морских условиях, в узких, вытянутых на большое расстояние меридиональных прогибах.

Когда–то над хребтом Урала
Соленой свежести полна,
С ветрами запросто играла
Морская вольная волна
Ее было любо на просторе
С разбегу устремятся ввысь
Отхлынуло, исчезло море
И горы в небо поднялись.
Но своеобразная природа
То море в памяти хранит
В тяжелых каменных породах
Волной играет малахит.

Главные богатства Урала это полезные ископаемые. Все элементы химической системы

Д.И. Менделеева есть на Урале.

Названия городов говорят сами за себя:Магнитогорск, Соликамск, Асбест.

Полезные ископаемые:железо, марганец, хром, медь, золото, соли.

Драгоценные камни:малахит, агат, яшма, родонит, турмалин, александрит.

Краса и гордость Урала – зеленый изумруд – дороже золота.

Родонит,добывают южнее Екатеринбурга – это традиционный поделочный камень.

Изделия из родонита чаши, вазы, канделябры – служат украшением Эрмитажа и других музеев. Пластинами родонита отделаны колонны станции московского метро  “Маяковская” и один из залов большого кремлевского дворца.

Малахит:Крупные блоки малахита, весом 5-6 т добывали в XVII–XIX веках на месторождении гумешевском.  Они послужили материалом для изготовления знаменитых малахитовых изделий – малахитового гарнитура, состоящего из стола, канделябров и вазы, подаренных Александром  I  Наполеону, оформление залов зимнего дворца.

На Южном Урале в 1920 году был создан первый в мире минералогический заповедник – музей под открытым небом.

Огромную коллекцию уральских минералов можно увидеть в музее заповедника. Сейчас заповедник является комплексным, около 200 видов минералов.

Зачитываю: стр. 45, книга “Заповедники России” Ильменский менералогический музей-заповедник под открытым небом.

Рельеф

Среди горных пород, слагающих Урал, много таких, которые растворяются в воде: каменные соли, гипсы, известняки, мергели, мраморы. При их растворении образуются своеобразные формы рельефа: карстовые воронки, котлованы, а в глубине пород – пустоты, пещеры. Особенно много карстовых форм в Предуралье, где преобладают гипсы и соли.

Кунгурские пещеры используются как музей.

Чем объясняется богатство недр Урала?

Почему много полезных ископаемых на Урале? (связь с геологией?)

Климат

Характеристика климата.

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим,
Одета как ризой, она.

Климат Урала определяется его положением среди равнин Евразии, небольшой высотой и шириной гор. Огромная протяженность Урала с Севера на Юг обуславливает зональное изменение климата. Т. Е. разница между Севером и Югом. Контраст резко проявляется летом. Средняя температура на севере + 80С, на юге + 220С. Зимой различая сглаживаются на юге – 160С, на севере – 200С. Континентальность климата возрастает с Северо-запада на Юга – Восток.

Осадки на западных склонах 700мм. На восточных 400мм. Почему? Какой океан влияет. (Атлантический).

Западные склоны встречают циклоны с Атлантики и увлажнены сильнее. Вторая часть с Арктики, а также континентальные среднеазиатские воздушные массы.

Вывод по климату:

Влияние рельефа сказывается на смещении климатических поясов Урала с севера на юг. В виду различий климата, природа Урала будет разнообразна.

Реки

На Урале много продольных и поперечных рек, продольные реки текут вдоль понижений, между горными хребтами имеют широкие долины и не очень бурное течение.

Поперечные реки пересекают горные хребты по разломам, долины рек узкие, склоны крутые, с живописными склонами, течение очень быстрое.

Урал является водоразделам между равнинами Русской и Западно-Сибирской.

Реки западного стока принадлежат речным системам Печоры и Камы, а восточного – Оби и Тобола. На юге выделяется река Урал, она несет свои воды в Каспий.

Питание: талые снега, дожди и грунтовые воды. Западный склон – многоводный.

Почему?

На Урале находятся только верховья больших рек, а потребность в водных ресурсах велика. На реках создаются пруды водохранилища. Озер немного котловины крупных из них имеют тектоническое происхождение, это глубокие озера с прозрачной водой, очень живописные, на западных склонах мелководные озера и имеют слабосоленую воду.

В Предуралье много озер занимающих карстовые котловины.

В предгорьях Урала прослеживается широтная зональность, осложненная в горах высотной поясностью.

Закрепление

Чем объясняется и в чем выражается сходства климата и Восточно-Европейской равнины. Почему на Западных склонах выпадает больше осадков, чем на Восточных.

Почему при значительном количестве рек на Урале в его промышленных районах возникает проблема с водой?

Назовите имена писателей в произведениях, которых изображен Урал.

(Д.Н. Мамин – Сибиряк жил в Екатеринбурге и посвятил ряд произведений Уралу в том числе “Приваловские миллионы”, сказочник П.П. Бажов “Хозяйка медной горя”, “Малахитовая шкатулка”, “ Каменный цветок”, Паустовский).

В каком крупном городе Урала, индустриальном центре, многие рабочие утром отправляются на работу из Европы в Азию, а вечером возвращаются наоборот?

Магнитогорск (металлургический завод расположен на левом берегу р. Урал, в Азии, а большая часть жилых кварталов города находится на правом берегу т.е. в Европе).

К торжественному крику
Прибавь согласный звук,
Чтоб протянулись горы
От Севера на Юг.

1. Какие горы соединяют две части света и разделяют две обширные равнины?
2. Какая основная складчатость и наибольшая высота в горах Урала?

Вывод:  Урал это не высокая горная система. Наибольшая высокая гора Народная – 1895 м. существуют различая между Севером и югом, между Зауральем и Приуральем. Разнообразие полезных ископаемых.

Для Урала характерны:

-Складчато-гипсовые горы область Герцинской складчатости.

-Горы не высокие несколько вершин высотой 1 500 м,  Западные склоны пологие, Восточные – круче.

-Преобладает умеренно – континентальный климат, но с разницей на Севере и Юге.

-Речная сеть густа, но реки здесь берут начало, а воды уносят на равнины. Озер не много.

-Богат Урал полезными ископаемыми.

Связь с геологией:

Центр: По геологической карте видно, что в центральной полосе на поверхности обнажены самые древние на Урале Докембрийские отложения > представлены метаморфическими горными породами (кварциты).

Предуралье: На поверхности обнажены палеозойские отложения (известняки,   песчаники, гипсы). Действуют карстовые процессы.

Зауралье: Склон крутой. Преобладают магматические и метаморфические  породы.

Богатства недр Урала объясняется интенсивной магматической деятельностью в геологическом прошлом, а так же метаморфизмом пород. Эти процессы сопровождались образованием различных руд металлов.

Тест на закрепление

1.Горными породами какого происхождения сложен Урал?
а) Магматические, б) Метаморфические, в) Осадочные, г) Все.

2.Наивысшая точка Урала.

а) Народная, б) Ямантау, в) Конжаков.

3.Урал разделяет две равнины. Какие?

а) Восточно-Европейскую и Каспийскую,
б) Западно-Сибирскую и Восточно-Европейскую, 
в) Западно-Сибирскую и горы Кавказа.

4. Климат Урала.

а) Муссонный, б) Умерено-континентальный, в) Континентальный.

5. Урал образовался в эпоху какой складчатости?

а) Герцинской, б) Байкальской, в) Альпийской.

6.Первый в мире минералогический музей был создан в 1920 г.

а) Кавказ, б) Алтай, в) Урал.

7.Урал по особенностям рельефа делят на:

а) 8 обл., б) 5 обл., в) 2 обл.

8.Водными ресурсами Урал обеспечен:

а) В избытке; б)В недостатке; в) Норма.

9.Самая высокая точка Урала находится на территории:

а) Полярный, б) Приполярный, в) Средний, г) Северный, д) Южный.

10. Какой город на Урале расположен в двух частях света (жилые кварталы на правом берегу Урала, а металлургический завод на левом).
а)Челябинск, б) Магнитогорск, в) Екатеринбург.

Домашнее задание

К. карта (отметить названия природных областей Урала).

Отметить на к.карте г. Народная – 1895 м.

  1. в.

  1. Конспект урока «География машиностроения»

Цель:

  1. Определить факторы размещения отраслей машиностроения.
  2. Познакомить с новыми понятиями “специализация”, “кооперирование”, “комбинат”.

Оборудование: карта Машиностроения, мультимедиа, слайд-презентация,учебник, атласы.

Ход урока

I. Организационный момент

1. Вступление: возможно, получив специальность, вам предстоит работать на предприятиях машиностроения. Это очень почетно и ответственно. Хорошая зарплата с одной стороны и ответственность за качество продукции с другой стороны. Сегодня мы постараемся разобраться в вопросах машиностроения, необходимых каждому рабочему и инженеру машиностроительного комплекса.

2. Тема, цель, задачи, ключевые слова темы        слайд № 1 - 2 - 3

3. Работа в тетради – число, тему

II. Проверка ранее изученного материала

1. (ВСЕ)№ Слайд 4– внимательно проследите по слайду. Напишите названия отраслей машиностроительного комплекса. Кто запишет больше отраслей.

2.Слайд  № 5. Задание 1. (задание для более подготовленных учеников)

Составьте схему и приведите примеры взаимосвязи машиностроения и других отраслей и комплексов. Для этого в пустые прямоугольники впишите названия продукции, поставляемой той отраслью которой идет стрелка. В качестве примера показана связь машиностроения с транспортным комплексом.

3. Работа по карточкам ( задания для учащихся, слабо успевающих по предмету)

4. (ОСТАЛЬНЫЕ) В парах расскажите ответы на вопросы 2, 3 – I вариант; 4, 9 - II вариант (домашнее задание) друг другу.

Приложение 1

III. Изучение нового материала

Слайд № 6. Вступление: вопросы, которые мы сегодня постараемся выяснить:

Где удобнее размещать машиностроительные предприятия? Что при этом нужно учитывать, какие факторы размещения характерны для отраслей машиностроения?

Факторы размещения машиностроения: -- краткие записи в тетради.

На географию машиностроения влияет большое число разнообразных факторов. Это объясняется сложным составом машиностроения и огромным разнообразием его продукции.

-Слайд  № 7Наукоемкость.современное машиностроение в своем развитии опирается на передовую науку, это прежде всего новые отрасли машиностроения. Назовите их , (электронное, атомное, космическое).

- Какие города служат развитием наукоемких отраслей машиностроения? (Москва, С.- Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, наукограды Подмосковья – Зеленоград, Жуковский, Обнинск, Королев.)

- Слайд № 8. –Металлоемкость– требует много металла. . Тяжелое машиностроение. Какие отрасли можно отнести? (металлургическое, энергетическое, горно – шахтное)

- Где могут размещаться предприятия этих отраслей машиностроения? (в районах металлургических баз – на Урале: Екатеринбург, Челябинск)

- Откроем карту Урала. – стр. , найдите центры металлоемкого машиностроения.

-Слайд № 9.Трудоемкость.Это отрасли точного машиностроения.

- Отрасли трудоемкого машиностроения? (приборостроение, электротехническое, машиностроение, авиастроение и т.д.).

Рассмотрите карт слайда № 10и сопоставьте ее с картой размещения центров трудоемкого машиностроения, сделайте вывод. Назовите центры этой отрасли машиностроения. (выпускают такую продукцию, для изготовления которой требуется наличие высококвалифицированных кадров – поэтому развиваются в крупных городах: Москва, Казань, Самара – где высокая концентрация населения)

Высокая трудоемкость присуща:

- Станкостроению – Москва,

- Авиационной промышленности – Казань, Самара.

- Производство приборов и электронной техники – Ульяновск, Новосибирск.

-Слайд № 11-Транспортный фактор. Машиностроительные заводы размещаются на крупных транспортных магистралях. - стр. 142, правая колонка, 2-3 абзац – читаем/

Вопросы:

1. Подумайте, для каких отраслей этот фактор является важным? (судостроение, сельскохозяйственное машиностроение)

2. Какая отрасль связана с началом создания железнодорожной сети в Центральном районе? (локомотивостроение)

3. Какая отрасль получила развитие в 30-х годах в степной зоне России? (тракторостроение)

Задание: перескажите друг другу о машиностроении, главным фактором которого является транспортный.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ!!!

3. Практическая работа.

Определите по карте атласа главные районы размещения отраслей машиностроения

I. группа: трудоемких производств ( Москва, Калуга, Рязань, Воронеж, Таганрог, Саратов, Самара, Нижний Новгород, Ярославль, Краснодар, Казань, Ульяновск, С-Петербург, Иркутск, Астрахань)

II группа: металлоемких производств (Орск, Челябинск, Екатеринбург, Нижний Тагил, Пермь, Новосибирск, Барнаул, Красноярск)

- Найти центры этих отраслей.

- Сопоставить карты “Машиностроения”, “Плотность населения”, “Металлургия”.

III Сделать выводы о взаимосвязи центров трудоемкого и металлоемкого машиностроения.. (Трудоемкость и металлоемкость машиностроительных отраслей находятся между собой в зависимости. Их определенное сочетание влияет на размещение предприятий)

4. Специализация и кооперирование.

Машины состоят из множества деталей и агрегатов. Изготовить все их на одном предприятии невозможно. Проще и дешевле производить отдельные части машин на специализированных предприятиях. В машиностроительном комплексе применяется специализация – словарь, стр. 330.

- стр. 141, правая колонка.

- какие виды специализации выделяются? –слайд № 12.

Специализация:

- только одно предприятие России выпускает троллейбусы – Энгельс,

- магистральные тепловозы – Коломна,

- картофелеуборочные комбайны – Рязань.

- кооперирование – стр. 329, левая колонка.

- пример кооперирования – стр. 142, левая колонка, II абзац.

- Раздаточный материал – определите пропорции между машиностроением западной и восточной частей России определите причины.Приложение 1

IV. Закрепление изученного.

Кроссворд “География машиностроения” -слайд № 14.

Кроссворд “Машиностроительный комплекс”

Приложение 3

Задания: (раздаточный материал)

  1. Фактор размещения новейших отраслей машиностроения (наукоемкость)
  2. Машиностроение выпускающее продукцию: часы, телевизоры, , самолеты, станки (трудоемкое)
  3. Производство определенной (однородной) продукции (специализация)
  4. Производственные связи между предприятиями машиностроения, выпускающими определенную продукцию.

V. Рефлексия:

Мы ответили на поставленные вопросы перед изучением темы.

- какой вопрос урока вам показался интересным?

- что вызвало затруднение?

- какие моменты урока вы бы исключили?

- что будем использовать дальше?

Домашнее задание:&31, вопросы самооценки 5,6.слайд № 15.

Приложение 1.

I. Проверка домашнего задания:

- что такое конверсия?

- каково значение машиностроения?

- какие отрасли машиностроения знаете?

II. Изучение нового материала

Факторы размещения машиностроения

Специализация и факторы развития машиностроения России.

Западная зона – 86% продукции машиностроения России

Район

Отрасли специализации

Факторы развития

Европейский Север

Оборудование для целлюлозно – бумажной промышленности, судостроение

Близость к  потребителю;

Сырьевой фактор – у развитой металлургии

Центральная Россия

Автомобильная, электротехническая,

Станкостроительная,

Тяжелое, энергетическое, тракторное, сельскохозяйственное машиностроение, приборостроение

Высокоразвитые промышленность, наука и транспортная сеть. Выгодное ЭГП, квалифицированные кадры. Концентрация основной части потребителей, мощная металлургия.

Поволжье, Северный Кавказ

Автомобильная, электротехническая, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, приборостроение, химическое и нефтяное машиностроение

Высокоразвитая промышленность. Выгодное ЭГП. Квалифицированные кадры.

Урал

Автомобильная, транспортное, тяжелое, энергетическое, химическое и нефтяное, дорожно-строительное, тракторное машиностроение

Высокоразвитая промышленность и наука. Выгодное ЭГП. Мощная металлургия. Квалифицированные кадры.

Восточная зона – 14% продукции машиностроения России.

Сибирь и Дальний Восток

Электротехническая, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, судостроение, отдельные производства тяжелого, энергетического, химического машиностроения.

Развитая промышленность. Ориентация на потребителя, металлургия. Высокий уровень обеспеченности водой и энергией. Сложные природные условия. Дефицит трудовых ресурсов.

 

Приложение 3.

Закрепление темы урока.

Кроссворд «Машиностроительный комплекс»

1

4

2

3

Кроссворд «Машиностроительный комплекс»

Задания:

  1. Фактор размещения новейших отраслей машиностроения
  2. Машиностроение выпускающее продукцию: часы, телевизоры, , самолеты, станки
  3. Производство определенной (однородной)  продукции
  4. Производственные связи между предприятиями  машиностроения, выпускающими определенную продукцию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План недели географии в школе

Данный материал содержит подробный план недели географии "Мир, в котором я живу". Каждый день посвящен новому географическому адресу, задания подобраны от общемировых до своего региона....

Неделя географии в школе

Неделя географии в школе...

Неделя географии в школе

Неделя географии для 5-11 классов.Внеклассное мероприятие "Путешествие ручейков" для 5-6 классов....

Неделя географии в школе

Проведение недели географии в школе. Ежедневные познавательные задания.для учащихся всех классов....

Неделя географии в школе

Неделя географии в школе...

Неделя географии в школе. Вопросы и загадки.

Предлагаемый материал содержит вопросы и загадки, поможет подготовить интересную викторину  для Недели географии....