Главные вкладки

    Влияние океанов на климат
    план-конспект урока по географии (8 класс)

    Иванов Сергей Анатольевич

    Влияние океанов на климат

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vliyanie_okeanov.doc50.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Влияние океанов, рельефа на климат

    Цели: научить определять коэффициент увлажнения, показать его значение для формирования ландшафтов; сформировать представление о влиянии рельефа на климат страны.

    Оборудование: физическая карта России.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    II. Проверка домашнего задания

    — Почему в западной части России лето прохладнее, чем на Среднесибирском плоскогорье?

    — Почему в условиях антициклона зимой бывает холодная погода при незначительном снежном покрове?

    — Почему в южной части Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнин часто бывают засухи?

    III. Изучение нового материала

    1. Беседа

    — На Восточно-Европейской равнине выпадает больше снега, чем на Западно-Сибирской равнине. Почему? (Морской умеренный воздух приносит влагу с Атлантического океана, чаще приходят циклоны, атмосферные фронты.)

    — Почему на Западно-Сибирской равнине толщина снежного покрова больше? (Снег тает в результате прихода оттепелей, приносимых этими же воздушными массами.)

    — Сравните климат западных склонов Урала и восточных. (Зимние температуры западного Урала выше, чем температуры восточного. На западных склонах гор выпадает больше осадков.)

    — Почему различается климат территорий, лежащих на одной широте? (Продвижению воздушных масс мешают горы.)

    Крупные формы рельефа оказывают существенное влияние на климат, который меняется в зависимости от высоты местности и при взаимодействии воздушных потоков с орографическими препятствиями. Температура воздуха с высотой обычно понижается, что приводит к формированию в горах и на плато более прохладного климата, чем на сопредельных низменностях.

    — Как называется это явление? (Прямая инверсия.)

    — Вспомните, как изменяется температура с высотой. (При подъеме на каждый километр температура падает на 6 °С.)

    Кроме того, возвышенности и горы образуют препятствия, вынуждающие воздух подниматься вверх и расширяться. По мере расширения он охлаждается. Такое охлаждение, называемое адиабатическим, часто приводит к конденсации влаги и формированию облаков и осадков. Большая часть осадков, обусловленных барьерным эффектом гор, выпадает на их наветренной стороне, а подветренная сторона остается в «дождевой тени».

    — Приведите примеры гор, которые препятствуют движению воздушных масс. (Уральские, Бырранга, Кавказ, горы Дальнего Востока. Практически любые горы могут служить препятствием для движения какой-либо воздушной массы.)

    — Какие воздушные массы они останавливают? (Примерный ответ. Уральские мешают умеренному морскому воздуху с запада, а с востока — континентальному; Бырранга с северной стороны мешают арктическому воздуху, а с юга — умеренной воздушной массе; горы Дальнего Востока не пропускают в разные сезоны года умеренные континентальные или морские умеренные воздушные массы.)

    — Какой тип климата формируется на подветренных и наветренных склонах гор. (Примерный ответ. Чаще всего на наветренных склонах выпадают осадки и температура зависит от свойств идущих воздушных масс. Хотя есть исключения: береговые пустыни формируются в прибрежной полосе при условии, что там проходит холодное течение.)

    2. Рассказ учителя с элементами беседы

    Воздух, опускающийся на подветренных склонах, при сжатии нагревается, образуя теплый сухой ветер, известный под названием «фен».

    Фен (нем. fohn — теплый западный ветер) — сухой, теплый местный ветер, проявляющийся в горах весьма резко. Это воздушный поток, переваливающийся через горное препятствие и охлаждающийся, поднимаясь по наветренному склону, а затем снова нагревается, спускаясь по подветренному склону, создает плотную стену теплого воздуха, уходящего вниз по ущелью. Продолжительность фена обычно меньше суток. Фен — явный признак резкого изменения (в худшую сторону) погоды, снежный покров меняет свою плотность, повышается лавиноопасность

    Есть еще немало местных ветров, образованных горами. Еще с одним типом ветров познакомимся на уроке — это бора, практически противоположный фену. Он налетает быстро, спускаясь с гор. От воздуха на равнине он отличается более низкими температурами.

    — Определите по описанию, о каком ветре, образованном горами, идет речь.

    С берегов Черного моря налетает неожиданно ветер в виде вихря, ниспадающего с гор, иногда, при сильных морозах, ветер вспенивает море, срывает верхушки волн, обдает брызгами предметы и людей. Зимою, когда мороз доходит до — 16 °С, брызги в несколько минут обледенят платье, которое примерзает к телу. На кораблях волны, обдавая корпус судна и замерзая, образуют ледяную кору, под тяжестью которой корабль идет ко дну. Люди во время ветра на открытом месте не могут держаться на ногах, железные крыши домов свертываются в тонкие трубки, суда не в состоянии удержаться на якорях. Ветер может продолжаться иногда более трех дней кряду. (Бора.)

    — Но горы могут изменять и температуру. Вспомните, что такое прямая инверсия. (Уменьшение температуры с подъемом в горы.)

    Оказывается, есть и обратная инверсия — увеличение температуры при подъеме вверх и понижение при спуске вниз. На территории нашей страны она достаточно часто встречается в горах Сибири.

    Обратная инверсия возникает в горных областях преимущественно при зимних антициклонах, когда более плотный и холодный воздух скапливается в межгорных впадинах и долинах. Особенно это характерно для резко континентальных пространств северо-востока, Забайкалья и Среднесибирского плоскогорья, где на каждые 100 м до высот 200—400 м температура воздуха повышается до 2 и даже 3,5 °С. Поэтому самые холодные территории в нашей стране образовались под влиянием обратной инверсии.

    — Совместите климатическую и физическую карты России, найдите эти районы. Где они находятся? (Город Оймякон в районе Верхоянска.)

    — Как проходят там зимние температуры? (Концентрически, замкнутыми линиями.)

    — Почему такая странная форма изотерм ?(Изотермы повторяют форму рельефа.)

    — Почему на Кавказе (западном и восточном) снеговая линия находится на разной высоте? (На западном склоне ниже, там с Атлантического океана, Средиземного и Черного морей приходит больше осадков.)

    Не только океан оказывает влияние на климат, но и водоемы поменьше: крупные озера, водохранилища.

    Недалеко от Байкала, отгороженная от него Баргузинским хребтом, расположена Баргузинская котловина.

    — Где, по вашему мнению, должны быть сильные зимние морозы? А где более жаркое лето? (Примерный ответ. Сильные морозы и жаркое лето должны быть в котловине. Зимой холоднее, во-первых, из-за инверсии, а во-вторых, из-за снижения влияния озера. Летом теплее также из-за того, что снижается действие озера.)

    Изотермы января над Россией вытянуты субмеридионально. На западе России средняя температура января —10 °С, к востоку температура понижается: в Восточной Сибири — до —40 °С, а на северо-востоке Сибири — до —48 °С. Чем восточнее, тем холоднее зима. Изменение температуры идет не с севера на юг, а с юго-запада (где самая теплая зима) на северо-восток.

    — Какая сила нарушает закономерность изменения температуры с широтой? (Это согревающее влияние морских умеренных воздушных масс, приносимых с Атлантического океана западными ветрами.)

    Количество выпадающих осадков не дает полного представления об увлажнении территории. В тундре выпадает 300 мм и в Нижнем Поволжье тоже 300 мм, только для тундры 300 мм — это избыток влаги, а в Нижнем Поволжье влаги явно не хватает. В чем причина? Обратимся к еще одному показателю климата — коэффициенту увлажнения. Коэффициент увлажнения — это отношение годовой суммы осадков к испаряемости:

    Испаряемость — это количество влаги, которое может испариться с водной поверхности при данной температуре. Чем выше температура воздуха, тем выше испаряемость. Она может быть гораздо больше годового количества осадков, а испарение не может превышать годовую сумму осадков.

    — По рисунку (по Р.: рис. 43 на с. 96; по Б.: рис. 38 на с. 65) определите испарение и испаряемость для полуострова Таймыр и Прикаспийской низменности. (Таймыр: испарение 100—150 мм, испаряемость 125 мм; Прикаспийская низменность: испарение 300 мм, испаряемость 1000 мм.)

    Коэффициент увлажнения важно учитывать для оценки обеспеченности территории влагой. Чем меньше коэффициент увлажнения, тем суше климат.

     - увлажнение достаточное, наиболее благоприятно для развития растительности.

     - скудное увлажнение, характерно для полупустыни и пустыни.

     - недостаточное увлажнение, характерно для степи (0,8—0,9).

     - увлажнение избыточное, характерно для тундры.

    Коэффициент увлажнения определяет характер растительности, почв, влияет на воды и др.

    При избыточном увлажнении ( k > 1) — заболоченность местности, много озер, густая речная сеть, полноводные реки, близость фунтовых вод, растительность тундры и тайги.

    При недостаточном увлажнении ( k = 0,8) — редкая речная сеть, мало озер, из них больше соленых, грунтовые воды глубоко, болот верховых, как правило, нет, растительность степей, деревья не растут из-за недостатка влаги, возможны засухи.

    IV. Закрепление нового материала

    — Изменился бы климат Дальнего Востока, если бы там не было гор?

    — Как изменился бы климат, если бы были горы вдоль Северного Ледовитого океана?

    — Прочитайте текст и назовите процессы, которые в нем описываются.

    Обширное пространство от Балтики до Урала и даже дальше на восток становится ареной борьбы воздушных масс: пришлый сырой теплый воздух моря борется с сухим и морозным местным воздухом, образующимся над сушей. Борьба идет с переменным успехом, поэтому зимняя погода в Москве, например, неустойчива — то морозы, то оттепель.

    Материковый воздух, частью пришедший с востока, частью образовавшийся из морского воздуха, который уже успел охладиться над снежным покровом, пытается отстоять свои позиции и даже наступать. Ему помогают холодные воздушные массы с ледяных покровов Арктики. Настают дни сибирской зимы: сухой воздух нисходит, столбик термометра опускается ниже 20, снег скрипит, на воротнике иней, мороз щиплет шеки, солнце в небе — красный кружок.

    Но занесло к нам с теплых вод Атлантики очередной циклон, и зима из сибирской становится ленинградской: давление падает, а температура поднимается, на небе появляется сплошная облачность, дует сырой ветер, морозы миновали, пожалуй, вот-вот начнется оттепель. Это значит пришел ветер с моря. Он более теплый и поэтому более легкий. Он взбирается по наклонной поверхности тяжелого холодного воздуха вверх, вверху охлаждается, а охладившись и затянув небо облаками, источает влагу. В теплые дни Москва как бы сдвигается на широту Азовского моря. А в холодные — на широту островов Новой Земли. Эти сдвиги в среднем определяют для Москвы температуру января немногим ниже —10

    Северо-запад европейской части России чаще видит вторжения атлантического воздуха, чем юго-восток. Вот почему зима в Астрахани, например, холодная, как в Ленинграде, хотя Астрахань лежит на 1300 км южнее.

    Зимой самые холодные места на территории Восточно-Европейской равнины в бассейне Печоры. Оттуда обычно и врываются к нам массы арктического воздуха, пользуясь тем, что не находят никаких горных преград до самого Крыма и Кавказа.

    Теплее всего на Черноморском побережье, там в среднем температура зимой выше нуля. За последними осенними там сразу расцветают первые весенние цветы. На Новый год среди камней там распускаются фиалки. И не переставало бы светить нежаркое зимнее солнце, если бы не забредали сюда средиземноморские циклоны. Самое холодное место в России — это котловина Оймякона, самая низкая температура, когда-либо зафиксированная здесь, была -71 °С. Почему именно здесь? Существует несколько причин появления этого температурного максимума, одна из них обратная инверсия.

    Домашнее задание

    1. По Р.: § 16, вопросы к параграфу.

    По Б.: § 10, вопросы 1—3 к параграфу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    воздействие человека на климат

    Размышления ребят по экологии в мире...

    воздействие человека на климат

    Как сберечь нашу Землю? Размышления ребят...

    воздействие человека на климат

    природа в опасности, ее нужно беречь...

    6 класс Урок: ПРИЧИНЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КЛИМАТ Причины влияющие на

    Сформировать представление учащихся об основных причинах оказывающих влияние на климат.  Продолжить формировать умение  работать с катами и схемами....

    Влияние социально-психологического климата учреждения на формирование социальной направленности школьников

    Активное развитие личности, формирование базисных качеств происходит в школьные годы, и во многом зависит от той социальной атмосферы, членом которой является ребенок. Особое значение в этом смысле (с...

    Влияние течений на климат

    в помощь учителю...

    Климат и человек. Влияние человека на климат

    ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Для тех, кто не слышал, это набор методик и инструментов для решения нестандартных задач. Применение открытых задач на уроке географии...