Влияние социально-психологического климата учреждения на формирование социальной направленности школьников
статья по теме
Активное развитие личности, формирование базисных качеств происходит в школьные годы, и во многом зависит от той социальной атмосферы, членом которой является ребенок. Особое значение в этом смысле (становления личности) представляет младший школьный возраст, что обуславливает актуальность разработки проблемы формирования психологического климата в начальных классах.Психологический климат является неотъемлемой характеристикой детского коллектива и может определяться как феномен, представляющий собою динамическое поле отношений, в котором развивается групповая деятельность и которое определяет самочувствие личности, меру проявления личностного "Я".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_socialno-psihologicheskogo_klimata.docx | 16.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние социально-психологического климата учреждения на формирование социальной направленности школьников.
Миссия любой школы может быть реализована только в условиях личностного подхода в образовании. Мы понимаем его с позиций следующих принципов:
- Ученик – не средство, а цель образования, основной объект заботы учителя.
- Ученик – субъект образовательного процесса, имеющий право на участие в нём, на его изменение, на собственную позицию, на выбор путей, обеспечивающих продвижение его к желаемому результату.
- Воспитание без диалога с учеником, без уважения к нему – подавление.
- Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребёнку.
Условия социума сегодня таковы, что ученик не чувствует себя безопасно и комфортно, нередко у него формируется отношение к миру как некоему опасному и даже враждебному сообществу.
Усугубляет ситуацию усиливающаяся тенденция падения интереса к знаниям, как непреходящей ценности, снижение познавательной активности, снижение заинтересованности родителей в процессе воспитания детей. Иногда случаются в школе конфликтные ситуации в общении с учащимися и их родителями. Это провоцирует состояние повышенной тревожности учащихся, и как следствие – нервные срывы.
Активное развитие личности, формирование базисных качеств происходит в школьные годы, и во многом зависит от той социальной атмосферы, членом которой является ребенок. Особое значение в этом смысле (становления личности) представляет младший школьный возраст, что обуславливает актуальность разработки проблемы формирования психологического климата в начальных классах.
Психологический климат является неотъемлемой характеристикой детского коллектива и может определяться как феномен, представляющий собою динамическое поле отношений, в котором развивается групповая деятельность и которое определяет самочувствие личности, меру проявления личностного "Я".
В соответствии с современными стандартами образования, можно утверждать, что общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся”, “инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.
Подобная личность может сформироваться в условиях такого психологического пространства, где ребенку с первого класса предоставляется возможность выражать свое “я”, делать выбор в соответствии со своими ценностными ориентациями; где поощряется генерирование идеи, выдвижение разного рода инициатив, внесение интересных предложений; где развивается готовность и умение брать на себя ответственность; где создаются условия для самоутверждения ребенка с учетом сильных сторон его личности; где формируется взгляд на другого человека как на безусловную ценность.
Расположение ребенка в социальном пространстве опосредуется его нахождением в какой-либо социальной группе. Так, школьник входит в социальное школьное пространство благодаря тому, что он является учеником определенного класса.
Социальное пространство влияет на человека через группу, а через нее он входит в социум и сам составляет часть социума.
Механизмом формирующего влияния группы на ребенка является психологический климат, а вернее, социально-психологический климат группы.
Формирование и совершенствование социально-психологического климата - это постоянная практическая задача классных руководителей, педагогов-предметников, школьного психолога и администрации. Создание благоприятного климата является делом не только ответственным, но и творческим, требующим знаний его природы и средств регулирования, умения предвидеть вероятные ситуации во взаимоотношениях членов детского коллектива. Формирование хорошего социально-психологического климата требует понимания психологии школьников, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом.
К условиям, определяющим эффективность влияния педагогов на психологический климат в детском коллективе, относятся следующие:
личностные качества педагогов (открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность)
профессиональные качества педагогов (теоретическая и методическая вооружённость).
ориентация педагогов на эмоциональный комфорт школьников, что является следствием личностной и профессиональной подготовленности к действиям, формирующим благоприятный психологический климат.
Одна из важнейших психологических характеристик зрелой личности — ее ценностные ориентации (ЦО). Фактически это проблема смысла человеческого существования вне общества. Подходя к смыслу жизни как к необходимости ее психологической оправданности, А. Н. Леонтьев отмечал: «...ведущий мотив-цель возвышается до истинно человеческого и не обособливает человека, а сливает его жизнь с жизнью людей, их благом... такие жизненные мотивы... способны создать внутреннюю психологическую оправданность его существования, которая составляет смысл жизни».
Ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных образований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его деятельности.
Здоровые ценностные ориентации социальной направленности могут формироваться только у психологически здоровой личности ребёнка. Но это становится невозможным без благоприятного социально-психологического климата.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение и роль материально-технической базы для создания условий формирования социальной компетентности школьников (МОУ СОШ №2 ЗАТО Светлый)
Выступление на областной конференции. Учитель технологии показывает современную материально- техническую базу столярной и слесарной мастерских общеобразовательной школы....
Проектная деятельность на уроках физической культуры, как средство формирования социальной компетентности школьников.
Всем известно высказывание: «Учиться на своих ошибках».Мне бы хотелось, чтобы мои «дети», свои ошибки совершили еще в стенах школы, где их окружают внимательные, мудрые их любящие родители, учителя и ...
Разновидовая деятельность классного руководителя в формировании социального интеллекта школьников (из опыта работы)
Из опыта работы классного руководителя по формированию социально активной личности...
Формирование социальной компитентности школьников.
Развитие социальной компитентности школьников на уроках химии и во внеурочное время....
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО МАТЕМАТИКЕ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
При разнообразии форм и методов организации внеурочного времени (работа с отстающими детьми, факультативы для учеников, проявляющих повышенный интерес к математике, проведение олимпиад, конкурсов и т....
Современные подходы и технологии в формировании социальной адаптированности школьников.
Здоровье как категория является одним из главных элементов национального богатства любого государства. Значимость разработки тематики сохранения и укрепления здоровья школьников обус...
Влияние образовательного процесса на формирование социальной ответственности школьника
Формирование интегративных качеств школьника является неотъемлемой частью процесса достижения образования нового поколения. Изменения, происходящие в жизни общества и государства, безусловно, влияют и...